Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Перенос по типу второго «я», или близнецовый перенос

Вменее архаичной форме активации грандиозной самости нарциссически катектированный объект воспринимается как тождественный грандиозной самости или очень похо­жий на него. Этот вариант активации при переносе гран­диозной самости будет называться переносом по типу вто­рого «я», или близнецовым. Сны и особенно фантазии, касающиеся отношений с таким вторым «я», или близнецом (или осознанные желания установить подобные отноше­ния), часто встречаются при анализе нарциссических лич­ностей. Патогномоничная терапевтическая регрессия характеризуется тем, что пациент предполагает, что по сво­им психологическим качествам аналитик либо совсем не от­личается от него, либо во многом на него похож.


Зеркальный перенос в узком значении термина

Внаиболее зрелой форме терапевтической мобилизации грандиозной самости аналитик наиболее четко воспри­нимается как отдельная личность. Однако он важен для пациента и принимается им только в рамках потребно­стей, порожденных терапевтически реактивированной грандиозной самостью. Речь идет о форме аналитической реактивации грандиозной самости, для обозначения кото­рой больше всего подходит термин «зеркальный перенос». В этом узком значении слова зеркальный перенос пред­ставляет собой терапевтическое восстановление нормаль­ной фазы развития грандиозной самости, в которой свет в глазах матери, зеркально отражающий проявление дет­ского эксгибиционизма, и другие формы материнского участия и отклика на нарциссическое эксгибиционистское наслаждение ребенка укрепляют его самооценку, а посте­пенно возрастающая избирательность этих ответов начи­нает направлять ее в реалистическое русло. Как и мать на данной стадии развития, аналитик теперь представляет собой объект, который важен лишь потому, что его пригла­шают разделить нарциссическое удовольствие ребенка и тем самым его усилить. Иногда, хотя и очень редко, в процессе анализа возникают сновидения, в которых отображаются отношения (самости) с кем-то, кого видят как в зеркале (с аналитиком как отражением грандиозной самости). Хотя, вероятно, подобные образы сновидений могут встречаться и при анализе неврозов переноса и про­сто-напросто символизировать аналитический процесс самопознания, я никогда не встречался с ними, кроме тех случаев, когда значительная часть инстинктивного ка-тексиса грандиозной самости начинала активироваться в отношениях с терапевтом. Зеркальные отношения и их значение иногда так же четко — хотя и косвенно — отображаются в фантазиях пациента, свободных ассо­циациях и продуктах сублимации5, однако в явном виде фантазии о том, что кто-то смотрит на отражение в зер-



s В качестве наглядного клинического примера см. случай мис­тера Д.


кале, по-видимому, не создаются анализандом даже на пике терапевтической активации грандиозной самости. Воз­можно, такие фантазии не возникают из-за того, что ситу­ация легко может быть проиграна и рационализирована благодаря реальному действию пациента, когда он смот­рится в зеркало. (Исчерпывающее обсуждение психологи­ческого значения зеркала см.: Elkisch, 1957.)

Наиболее важные базисные взаимодействия между матерью и ребенком обычно относятся к зрительной сфере: на телесные проявления ребенка мать отзывается тем, что ее глаза начинают светиться. Однако здесь необ­ходимо отметить, что во многих случаях зеркального переноса, когда потребность в отклике, одобрении и под­держке со стороны аналитика играет главную роль в про­цессе переработки, открытое желание пациента, чтобы на него смотрели, обычно проявляется — в более или ме­нее сексуализированной форме — в качестве временного регрессивного феномена после того, как были фрустри-рованы сдержанные в отношении цели потребности в по­нимании и внимании. Кроме того, у некоторых пациен­тов, устанавливающих зеркальный перенос, зрительная сфера часто оказывается перегружена катексисами, кана­лизируемыми в нее после отказа от других способов взаи­модействия (например, архаичных оральных и тактиль­ных) в области нарциссических потребностей ребенка. При благоприятных условиях принятие тела ребенка (в частности, оральной и периоральной области [Rangell, 1954]) посредством тактильных реакций ведет к установ­лению базисного равновесия в сфере нарциссического катексиса связной телесной самости. Но если мать испы­тывает отвращение к телу ребенка (или не может предо­ставить в распоряжение ребенка собственное тело, чтобы гот испытал нарциссическое наслаждение, распространив свой нарциссический катексис на материнское тело), то тогда зрительное взаимодействие становится гиперка-тектированным, и, глядя на мать и ловя ее взгляд, ребенок стремится не только получить нарциссическое удовле­творение, соответствующее зрительной модальности, но и компенсировать неудачи в сфере физического (ораль­ного и тактильного) контакта.


Например, пациент Д., мать которого была хрони­чески больна и на протяжении всего его детства страдала депрессией, боялся смотреть на аналитика из страха обре­менить его своим пристальным взглядом. Однако при­стальный взгляд выражал его желание, чтобы мать взяла его на руки (а также, скорее всего, чтобы припасть к ее гру­ди), и он опасался, что исполнение этого желания больной матерью будет отвергнуто.

С другой стороны, слуховая модальность может преоб­ладать над зрительной, если в зрительной сфере существует дефект. Наглядный пример такого развития убедительно представлен в фильме Барлингем и Робертсон (1966) о сле­пых детях, содержащихся в детском доме. В нем имеется трогательная сцена, в которой слепая девочка реагирует нескрываемым нарциссическим восхищением, когда вдруг узнает магнитофонную запись исполнения ею самой музы­кального произведения. В данном случае магнитофонная запись выполняет функцию зеркала.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что лико­вание матери как реакция на ребенка (называние его по имени, когда она получает удовольствие от того, что он рядом, и от того, что он делает) в соответствующей фазе подкрепляет развитие от аутоэротизма к нарцис­сизму — от стадии фрагментированной самости (стадии ядер самости) к стадии связной самости, — то есть способ­ствует восприятию ребенком себя как физического и пси­хического единства, обладающего связностью в простран­стве и непрерывностью во времени4. Однако восприятие изолированных психических и физических функций, предшествующее стадии связной самости (стадии нарцис­сизма), разумеется, следует рассматривать не как патоло­гическое, а как соответствующее этой ранней стадии развития. Кроме того, нельзя забывать, что способность получать удовольствие от отдельных частей тела и их функций, равно как и от отдельных форм психической деятельности, появляется после того, как становится прочным восприятие связности самости. Вместе с тем

4 См. в этой связи работу Якобсон (Jacobson, 1964), где говорится о «развитии объекта и константности самости» (р. 55).


на этих более поздних стадиях и взрослые, и дети могут наслаждаться отдельными частями и функциями своего тела и психики, поскольку ощущают уверенность, что эти части тела и их функции принадлежат прочно сформиро­ванной целостной самости, то есть чувствуют, что ей не грозит фрагментация. Однако мы знаем, что дети полу­чают удовольствие также от игр, в которых части тела опять являются изолированными, — например, пересчи­тывая пальцы ног: «Этот пальчик за водой ходил, этот мыл ложку, этот поварешку, этот блюдечко. А этот сам мал, круп не драл, за водой не ходил, ему каши не дадим». Подобные игры, по-видимому, основаны на оживлении страхов фраг­ментации в период, когда связность самости еще оконча­тельно не закрепилась. Это напряжение, однако, имеет свои пределы (как и страх разлуки в игре в прятки [Klee-man,1967]), и когда, наконец, доходят до последнего паль­чика, эмпатическая мать и ребенок устраняют фрагмен­тацию, соединяясь в смехе и объятиях.

Чувство реальности самости (см. Bernstein, 1963), которое является выражением ее связности, обуслов­ленной ее стойким катексисом нарциссическим либидо, иедет не только к субъективному ощущению благополучия, но и вторично к улучшению функционирования Эго, кото­рое можно объективно подтвердить разными способами, например, констатацией возросшей работоспособности и эффективности труда пациента после того, как возросла связность его самовосприятия. С другой стороны, многие пациенты пытаются противодействовать субъективно болезненному ощущению фрагментации самости разного рода насильственными действиями — от физической сти­муляции и занятий спортом до чрезмерной работы в своей профессиональной сфере деятельности или бизнесе5.

Здесь уместно упомянуть и сексуальную активность, имеющую диапазон от определенных форм мастурбации, к которым прибе­гает ребенок, страдающий от хронического нарциссического истощения, до потребности в беспрестанных, дающих самоуспоко­ение любовных подвигах донжуанов. Целью этой активности яв­ляется противодействие чувству истощения самости или предупре­ждение угрозы фрагментации самости. Большинство сексуальных


Обманчивое впечатление, что психоз провоцируется переутомлением (см., например, Schreber, 1903), основы­вается на том, что пациент, ощущая стремительную и угро­жающе усиливающуюся фрагментацию самости, которая предшествует вспышке психоза, пытается противодейст­вовать ей бурной активностью6.

Можно добавить, что многие самые тяжелые и хрони­ческие нарушения работоспособности наших пациентов, по моему опыту, обусловлены недостаточным катексисом самости нарциссическим либидо, а также хронической угрозой фрагментации, сопровождающейся вторичным снижением эффективности Эго. Такие люди либо хрониче­ски не способны работать вообще, либо (если их самость не задействована) способны работать только автоматически (в форме изолированной активности автономного Эго без глубокого вовлечения самости), то есть пассивно, без удо­вольствия и инициативы, просто отвечая на внешние требо­вания и сигналы. Иногда даже осознание пациентом этого типа нарушения работоспособности, часто встречающегося при нарциссических нарушениях личности, происходит лишь в процессе успешно протекающего анализа. Однажды пациент может сообщить, что его работа изменилась, что те­перь она ему нравится, что теперь у него есть выбор — рабо­тать или нет, что теперь он, скорее, выполняет работу по соб­ственной инициативе, а не как пассивно подчиняющийся автомат, и, наконец — но что не менее важно, — что теперь его подход стал более оригинальным, а не таким банальным и однообразным, как раньше: сохранившаяся живой где-то в глубинах психики самость стала организующим центром деятельности Эго (Hartmann, 1939, 1947).

5 (продолжение) действий подростков, которые, особенно в конце этого переходного периода, подвержены оживлению пугающих детских переживаний, связанных с истощением и фрагментацией самости, также служат первичным нарциссическим целям; то есть даже подростки с относительно стабильной психикой прибегают к ним прежде всего для того, чтобы повысить самооценку.

(| Дополнительные замечания по поводу взаимовлияний эффек­тивности функционирования Эго и связности самости см.: Ко-hut, 1970a.


Хотя отношения с эмпатически одобряющим и прини­мающим родителем являются одной из предпосылок ис­ходного установления прочного катексиса самости и хотя при анализе нарушений в этой сфере они снова оказы­ваются доступными для коррекции, противоположную последовательность событий (движение от связной само­сти к ее фрагментации) часто можно наблюдать как при анализе, так и в отношениях ребенка с его патогенными родителями. Фрагментацию самости можно, например, изучать у пациентов, которые благодаря присутствию и вниманию аналитика восстановили чувство связности и непрерывности самости. Всякий раз, когда невозможно сохранить зеркальный перенос (в какой бы из трех его форм он ни возник), пациент ощущает угрозу распада нарциссического единства самости; он начинает испыты­вать регрессивно восстановленный гиперкатексис изо­лированных частей тела и психических функций (при­нимающий форму ипохондрии) и обращается к другим, патологическим средствам (например, к извращенным сексуальным действиям), чтобы сдержать поток регрес­сии. Иногда пациенты рассказывают о поведении роди­телей, которое, как им кажется, садистским образом было нацелено на то, чтобы противодействовать чувству удо­вольствия, получаемому от интегрированной самости, и вызывало болезненное ощущение фрагментации.

Например, пациент Б. запомнил из детства следу­ющую деструктивную реакцию своей матери. Когда он пытался в ярких деталях рассказать ей о каком-нибудь своем достижении или переживании, она, по-видимому, была холодна и невнимательна и вместо того, чтобы каким-то образом откликнуться на описываемое им собы­тие, вдруг делала критическое замечание по поводу его внешнего вида или текущего поведения («Не маши рука­ми, когда разговариваешь!» и т.д.). Эта реакция восприни­малась им не только как отвержение — вместо одо­брения — того, чем он пытался похвастаться, но и как активное разрушение связности своего самовосприятия (в результате смещения внимания к части его тела) как раз в наиболее уязвимый момент, когда он предлагал всю свою самость для одобрения.


Обладающий эмпатией аналитик — сознательно или интуитивно — обратит внимание на этот пример и поймет, что в процессе анализа действительно существуют момен­ты, когда даже самые убедительные и правильные интер­претации, касающиеся защитных механизмов или других деталей личности пациента, являются неуместными, на­пример, оказываются неприемлемыми для пациента, кото­рый нуждается в отклике на недавние важные события в его жизни, такие, как новое достижение, и т.п. Можно добавить, что бесстрастный голос параноика, комменти­рующего некоторые стороны своего поведения, особен­ности выражения глаз и т.д., возможно, следует понимать не только как критику спроецированного Супер-Эго, но и как спроецированное проявление ощущения фраг­ментации, возникшей вследствие недостаточно развитой или снижающейся психической способности поддержи­вать устойчивый катексис самости.

Какими бы ни были трансформации в процессе разви­тия инстинктивного инвестирования самости при основ­ных психотических заболеваниях и какой бы ни была генетическая и динамическая основа нарушений при этих тяжелых расстройствах, при лечении группы нарцисси-ческих нарушений личности, которые мы рассматриваем в данном исследовании, флуктуации катексиса самости соотносятся с состоянием нарциссического переноса. Три формы реактивации при переносе грандиозной само­сти, которые, как отмечалось выше, соответствуют трем разным стадиям развития грандиозной самости, можно идентифицировать по их клиническим проявлениям. В силу того, что самая ранняя форма представляет собой восстановление при переносе архаичного единства с объ­ектом посредством расширения грандиозной самости, объект переноса практически не отделен, а когнитивная конкретизация объекта в ассоциативном материале ли­бо отсутствует, либо весьма ограничена и незаметна. Поскольку перенос по типу второго «я» (близнецовый перенос), при котором устанавливается не первичное единство, а подобие (сходство) с объектом, соответствует более зрелой фазе развития, чем фаза, к которой восходит перенос по типу слияния, когнитивная конкретизация


объекта в ассоциативном материале является более оче­видной, а степень отделения от объекта определяется анализандом. И, наконец, поскольку отделение от объекта в когнитивном отношении наиболее четко происходит при зеркальном переносе в узком значении термина, когнитивная конкретизация объекта является здесь наибо­лее сильной. Но даже и здесь объект по-прежнему катекти-рован нарциссическим либидо, и на него реагируют лишь постольку, поскольку он способствует (или препятствует) сохранению нарциссического гомеостаза анализанда.

Однако, несмотря на эти важные различия, я попыта­юсь определить специфическую форму грандиозной само­сти, которая мобилизуется и часто относится ко всем ее проявлениям в качестве зеркального переноса. Так как проявления зеркального переноса в строгом смысле пред­ставляют собой наиболее изученные и наиболее легко идентифицируемые продукты терапевтически мобилизо­ванной грандиозной самости, этот термин (используемый a potion) является наиболее образным, если иметь в виду целую группу взаимосвязанных соответствующих феноме­нов. В конце концов, главное в этом вопросе — не специфи­ческий способ взаимодействия при переносе, посредством которого аналитик становится включенным в мобили­зацию грандиозной самости пациента, а то, что перенос приводит к восстановлению (или установлению) связных и прочных нарциссических объектных отношений, кото­рые обычно предшествуют полному развитию объектной любви ребенка и отнюдь не зависят от стадии развития, которой он достиг. В общем-то не важно, использует паци­ент аналитика (при слиянии) как продолжение своего собственного (отщепленного и/или вытесненного) ар­хаичного величия и эксгибиционизма или воспринимает его (при переносе по типу второго «я») как отделенного от него носителя своего собственного (вытесненного) совершенства, или требует от него (при зеркальном пере­носе) отражения и подтверждения своего величия и одоб­рения своего эксгибиционизма. Главная терапевтическая выгода, которую можно извлечь из напоминающего пе­ренос состояния, установленного благодаря активации грандиозной самости, состоит в том, что оно позволяет


пациенту мобилизовать и поддерживать процесс пере­работки, в котором аналитик служит терапевтическим буфером и способствует постепенному обузданию чуждых Эго нарциссических фантазий и импульсов.

Следующий — и последний — набор аргументов в защи­ту использования термина «зеркальный перенос» для всей группы феноменов, возникающих при переносе, которые являются выражением терапевтической мобилизации гран­диозной самости: вполне возможно, что зеркальный пере­нос в узком значении термина является единственным из тех, которые соотносятся — хотя бы приблизительно — с распознаваемой фазой развития, тогда как безмолвное слияние с аналитиком посредством расширения грандиоз­ной самости анализанда и перенос по типу второго «я» (близнецовый перенос) представляет собой восстановле­ние регрессивных позиций, занятых в раннем детстве (вдоэдипов период) после того, как не удался переход на стадию зеркала. Хотя, несомненно, существуют нормаль­ные стадии развития первичной идентичности с объектом и первичных отношений со вторым «я» или второй са­мостью (либо возникающих до стадии зеркала, либо час­тично совпадающих с ее началом), клинический перенос, по-видимому, восстанавливает не эти первичные формы, а их вторичные проявления в детстве, возникшие после того, как выявилась несостоятельность осуществляемых матерью функций зеркального отражения. (Отношения во многом похожи на отношения, которые встречаются при неврозах навязчивости, где анальность, против кото­рой возникла защита, является не оживлением изначальной анальной стадии, а реактивацией регрессивного возврата к анальности раннего латентного периода после отступле­ния из-за сильнейших эдиповых страхов кастрации.)

Очень сложно реконструировать восприятие ребен­ком объекта в период первичной идентификации и пер­вичных отношений с ним как со вторым «я» (близнецом). Эти стадии очень ранние, то есть настолько ранние, что вербальная коммуникация не в состоянии помочь нашей эмпатии. Однако стадия зеркала продолжается на вербальной стадии, а потому взаимодействия родите­лей и ребенка оказываются здесь более доступными наше-


му эмпатическому пониманию, даже тогда, когда они еще были довербальными (см., например, описание Тролло-ном «культа ребенка», цитируемое в: Kohut, 1966a). Вместе с тем вторичные, регрессивно возникающие предшествен­ники последующего слияния и близнецового переноса более доступны в детском возрасте, а воспоминания о пуга­ющем одиночестве в детстве с чуть ли не галлюцинатор­ным растворением в других, и о воображаемых товарищах по детским играм, и переходных объектах с чертами вто­рого «я» нередко выявляются при анализе взрослых.

Необходимо отметить, что даже самые чистые формы зеркального переноса в узком значении термина, встреча­ющиеся при анализе нарциссических нарушений лично­сти, не являются точными копиями нормальной фазы развития. Они также представляют собой регрессивно измененные варианты потребностей ребенка во внима­нии, одобрении и подтверждающем отклике в ответ на его присутствие и всегда содержат примесь тирании и чрез­мерного стремления обладать, свидетельствующих об уси­лении орально- и анально-садистских элементов влечения, порожденных сильнейшей фрустрацией и разочаровани­ями. Тем не менее зеркальный перенос в строгом значении слова имеет более близкое отношение к терапевтическому восстановлению нормальной фазы развития, нежели слия­ние и близнецовый перенос, и при правильно проведен­ном анализе последние имеют тенденцию постепенно превращаться в первый, зеркальный перенос имеет тен­денцию все больше становиться похожим на нормальную стадию развития, то есть садистские элементы ослабе­вают, а потребности в любви, привязанности и отзывчи­вости становятся более сильными и приносят примерно такое же удовольствие, которое можно обнаружить в соот­ветствующих определенной фазе развития взаимодейст­виях родителя и ребенка.

Таким образом, три типа терапевтической реактивации грандиозной самости не только соответствуют различным стадиям развития этой психологической структуры, но и чет­ко отличаются своими клиническими проявлениями. И все же, несмотря на генетические и феноменологические различия, динамические и клинические последствия трех


этих подвидов происходящей при переносе реактивации грандиозной самости являются одинаковыми: (1) во всех трех формах аналитик становится фигурой, благодаря кото­рой может быть достигнута значительная степень констант­ности объекта в нарциссической сфере, и (2) с помощью этого более или менее стабильно нарциссически инвестиро­ванного объекта перенос — во всех трех его формах — спо­собствует сохранению связности самости анализанда.

Способность привлечь на свою сторону аналитика для поддержки этой связанно катектированной структуры является свидетельством того, что: (а) формирование (зачастую лишь с трудом сохраненной) связной грандиоз­ной самости в известной степени действительно произо­шло в детстве, и (б) присутствие слушающего, воспри­нимающего, зеркально отражающего аналитика теперь укрепляет психологические силы, поддерживающие связ­ность этого образа самости, каким бы архаичным и (по мер­кам взрослого) нереалистичным он ни был.

Клинические примеры

Эффективность зеркального переноса в обеспечении связности самости лучше всего можно продемонстриро­вать, приведя клинические примеры, в которых угроза глубокой психологической регрессии нарушает установ­ленное при переносе равновесие. Противопоставляя таким образом зеркальный перенос более примитивным — в психологическом отношении — регрессивным состоя­ниям, мне будет проще продемонстрировать их специ­фическое психологическое содержание и воздействие. Наряду с обеспечивающими инсайт и, следовательно, неоценимыми для терапии контролируемыми, времен­ными смещениями в направлении дезинтеграции идеали­зированного родительского имаго, возникающей при нарушении идеализирующего переноса', мы встречаемся с аналогичными регрессивными состояниями, которые возникают при нарушении зеркального переноса. Мета-

7 См. обсуждение этой темы в главе 3; см. также случай мистера Ж. в главе 4.


психологически они объясняются временной фрагмен­тацией нарциссически катектированной связной (телес­но-психической) самости и временной концентрацией инстинктивного катексиса на отдельных частях тела, отдельных психических функциях и отдельных действиях, которые затем воспринимаются как опасно оторванные от едва сохраняющейся или распадающейся самости.

Нарушение равновесия зеркального переноса и возни­кающая в результате него угроза фрагментирующей ре­грессии далее будут проиллюстрированы на примере конкретных случаев.

Мистер Б. в течение трех месяцев проходил анализ у моей коллеги. Пациент, которому было около тридцати лет, преподаватель колледжа, обратился за помощью к ана­литику в связи с сексуальными расстройствами и распадом своего брака. Однако несмотря на, казалось бы, четко очерченные предъявляемые симптомы, он страдал диф­фузным и обширным личностным нарушением, воспри­нимавшимся то как состояние сильнейшего напряжения, то как болезненное ощущение пустоты — и в том, и в дру­гом случае на границе телесных и психологических пере­живаний. Кроме того, пациент боялся внезапных вспышек своего безудержного гнева.

В течение нескольких недель после начала анализа (и без каких-либо особых усилий со стороны аналитика) пациент стал воспринимать анализ как приносящий большое успокоение. Он описывал его как «пребывание в теплой ванне» (выразительное сравнение, основанное на переживании того, что внешняя, но вместе с тем обво­лакивающая регуляция температуры, обеспечиваемая теплой ванной, приводит к восстановлению нарциссиче-ского равновесия купальщика и благодаря мягкой физи­ческой стимуляции, которую она оказывает, — к усилению чувства связности телесной самости). В процессе анализа с каждой неделей пациент, казалось, аккумулировал эф­фект от регулярных сеансов, его напряжение и болезнен­ное ощущение пустоты уменьшились, работоспособность, по его словам, улучшилась, и он стал работать гораздо продуктивнее. Однако в выходные дни напряжение зна­чительно возрастало, он начинал беспокоиться о своих


физических и психических функциях, ему снились сны о насилии и угрозе разрушения, и он был склонен реаги­ровать вспышками гнева на самое незначительное раздра­жение. Однако пациент уже стал понимать, что его напря­жение возникало из-за разлуки с аналитиком (хотя внешне его по-прежнему в первую очередь беспокоило то, что его бывшая жена забудет его или не будет о нем думать).

В этот период во время аналитического сеанса он вне­запно испытывал интенсивное чувство целостности, благо­получия, возросшую уверенность в себе, а также снижение напряжения и уменьшение ощущения внутренней пустоты после того, как аналитик произносил фразу: «Как вы гово­рили мне примерно неделю назад...» Пациент выражал явное удовольствие от того, что аналитик помнил его слова, сказанные на предыдущем сеансе, и в связи с реакцией пациента у аналитика сложилось отчетливое впечатление, что связность его самовосприятия — здесь, в частности, вдоль временной оси — поддерживалась тем, что его слу­шали, помнили и на него эмпатически реагировали (то есть тем, что осуществлявшиеся аналитиком функции зеркала позволяли пациенту катектировать реактивированную грандиозную самость нарциссическим либидо).

Здесь можно добавить, что многие пациенты с нарцис-сическими нарушениями личности жалуются на чувство фрагментации, состоящее, в частности, из ощущения оторванности их самовосприятия от различных физи­ческих и психических функций. Возникающая в процессе терапии кратковременная фрагментация пока еще недо­статочно надежно катектированной самости, когда паци­ент увлекается какими-то внешними делами, чаще всего встречается на более поздних стадиях успешного анализа нарциссических нарушений личности. Большая связность самости, которая достигается в процессе анализа, вызы­вает улучшение различных функций Эго, приводя к ка-нализированию интереса в сферу профессиональных и межличностных отношений. Воодушевленный новыми переживаниями, пациент может уйти с головой в какое-ли­бо конкретное дело и вдруг начать испытывать тревожную ипохондрическую озабоченность по поводу своих физи­ческих и особенно психических функций. Однако это


напряжение, как правило, быстро проходит, когда — сна­чала с помощью интерпретаций аналитика, а затем спон­танно — пациент понимает, что оно вызвано тем, что его самость временно лишилась связного нарциссического катексиса, который бесконтрольно оказался перемещен на его действия.

Например, пациент Н., тридцатилетний мужчина (про­ходивший анализ у студентки под моим наблюдением), несмотря на внешние успехи в своей профессиональной деятельности, считал, что не справляется со своей рабо­той, и постоянно занимался самыми разными обществен­ными делами, чтобы избавиться от тягостного ощущения внутренней пустоты. В процессе анализа он осознал свой сильный эксгибиционизм, который не нашел отклика в его детстве. Процесс переработки позволил ему значи­тельно укрепить свою ядерную грандиозную самость, и он стал способен не только предаваться эксгибиционист­ским фантазиям (например, представляя, как он играет на скрипке перед огромной воображаемой аудиторией), по и выполнять свою обычную работу (которая на самом деле давала ему возможность осуществлять свои эксгиби­ционистские желания в социально приемлемой форме), проявляя все большую инициативу и интерес. Однако в переходный период он был подвержен приступам трево­ги — и когда играл на скрипке, и когда позволял себе увлечься своей повседневной работой. В каждом случае детальное исследование его переживаний показывало, что эта тревога была обусловлена не только угрозой гипо-маниакальной стимуляции из-за вторжения его пока еще неприрученного эксгибиционизма, но и — в еще большей степени — ощущением потери себя (декатексисом самости с угрозой возобновления ее фрагментации), когда он от­давался своей деятельности и стремлениям, то есть ин­вестировал их нарциссическим либидо. Однако эти пе­реживания тревоги возникали только в ограниченный переходный период. Позже он научился сочетать нарцис-сический катексис интересовавших его Эго-синтонных видов деятельности и Эго-синтонных целей с повышением связности самости, которым обычно сопровождается успешное осуществление функций Эго.


Специфические критические ситуации, возникающие в процессе анализа (подобные той, что возникла при анализе мистера М.), когда катексис самости оказывается под угрозой из-за увлечения пациента новыми занятиями, следует отличать от хронического психологического со­стояния, которое заставляет людей быть вовлеченными в какую-либо деятельность постоянно, поскольку только так они могут испытывать ощущение полноты жизни. Их действия не кажутся им результатом их планов, стрем­лений, целей и идеалов (они не основаны на устойчивом самовосприятии), а являются суррогатами самости. Анало­гичный симптом, наличие которого часто удается выявить только в процессе анализа, состоит в том, что пациент не ощущает себя связным по оси времени. Вначале такие пациенты часто жалуются, что на следующий день не мо­гут вспомнить содержание аналитических сеансов. Обыч­но это впечатление субъективно сохраняется даже тогда, когда удается продемонстрировать, что объективно оно неверно, поскольку на самом деле пациент может вспом­нить предыдущие сеансы. И наоборот, такие пациенты (например, мистер Б.) начинают субъективно чувствовать целостность и единство (включая ощущение своей непре­рывности во времени), когда аналитик приводит свиде­тельства того, что помнит их прошлые высказывания и чувства — несомненный признак того, что аналитик (при зеркальном переносе) начал выполнять важную (иред)структурную функцию поддержания связности само­сти пациента.

Эпизод из анализа мистера Б. служит иллюстрацией той функции, которую выполняет зеркальный перенос в подкреплении связности реактивированной самости пациента по оси времени. Следующий эпизод (который относится к ситуации, также возникающей на ранних этапах анализа) представляет собой другую, особенно наглядную иллюстрацию временной регрессивной фраг­ментации терапевтически реактивированной грандиоз­ной самости. Однако он демонстрирует не угрозу связному переживанию самости во времени (то есть переживанию самости как континуума), а угрозу восприятию ее связ­ности в пространстве.


Мистер Д., выпускник университета, в возрасте около тридцати лет, обратился за помощью к терапевту из-за распада брака. Вскоре, однако, у него обнаружились мно­гие другие проблемы, в частности склонность к разнооб­разным извращенным фантазиям и действиям. Мы не бу­дем здесь обсуждать особенности его психопатологии и шаткость его личностной структуры. Достаточно будет сказать, что он пытался избавиться от болезненных состо­яний нарциссического напряжения с помощью много­численных извращенных способов, в которых непостоян­ство различных поверхностно катектированных объектов и многообразие его сексуальных целей свидетельствовали о том, что он не мог довериться ни одному источнику удовлетворения и даже не мог предаваться тем действиям, с помощью которых надеялся получить удовольствие и уве­ренность в себе. Однако когда начал устанавливаться (нарциссический) перенос, стало понятно, что особую роль в его перверсиях играют вуайеристские и эксгиби­ционистские цели и что он пытался получить удовлетво­рение в этой области, если чувствовал угрозу отвержения.

Я не буду вдаваться здесь в обсуждение специфических генетических детерминант, впечатление о которых можно получить в процессе анализа (см., однако, главу 1). Я огра­ничусь кратким описанием переживаний пациента в кон­кретные выходные дни на ранней стадии его продол­жительного анализа. Хотя пациент уже начал понимать, что расставание с аналитиком8 нарушает его психическое равновесие, он пока еще не понимал, в чем состояла суть той особой поддержки, которую обеспечивал ему анали­тик. Первое время, когда они расставались на выходные, он пытался справляться со смутно ощущаемой внутренней угрозой, используя разные средства. Например, он обра­щался к относительно сохранной сфере интеллектуальных занятий; у него усиливались гомо- и гетеросексуальные желания, обычно выливавшиеся в небезопасные вуайе­ристские действия в общественных туалетах, в результа­те которых он достигал чувства слияния с мужчиной,

8 Этот анализ под моим постоянным наблюдением проводился студентом Чикагского психоаналитического института.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.