Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 2. Научно-прикладные аспекты

 

Фундаментальная аксиома нейропсихологии постулирует нерасчле­нимое в реальности взаимообусловливающее единство нейропсихосоматических и биосоциокультурных механизмов развития. И хотя пред­метом нейропсихологии является собственно мозговая организация поведения человека, в поле ее зрения всегда имманентно присутству­ют все названные «участники» этой драматургии.

 

 

Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 53

 

Любой психический процесс рассматривается как иерархический, системно-динамический, многофакторный; его мозговая организация обеспечивается пространственно-временной драматургией подкорково-корковых и межполушарных функциональных взаимодействий. Последние и свою очередь, включены в еще более глобальную нейропсихосоматическую систему адаптации человека к себе и окружающему миру, спифически организованную на различных этапах онтогенеза.

Развитие каждой когнитивной или эмоциональной функции (равно как и психический онтогенез в целом) обусловлено изменением ее внутри- и межфункционального психологического строения и, в частности, мозговой организации. При этом очевидна определяющая роль на ранних этапах онтогенеза субкортикальных образований, функционально обеспечивающих становление (специализацию и взаимодействие) подкорково-корковых и полушарных интегративных систем.

Психиический онтогенез, как и поведение вообще, является динамическим, иерархически организованным, системным энергоинформатым процессом.В организме человека он обеспечивается нервной системой, соединительной тканью (кости, сухожилия, кровь, лимфа, жир, ликвор и т.д.) и «биоэнергетическими» меридианами, описанными в классической китайской и корейской медицине (цигун, су-джок т.п.). Научно обоснованное описание последних — в процессе становления, но очевидная их реабилитационная, коррекционная и пpoфилактическая ценность свидетельствует (от обратного) в пользу их



реального существования.

Особый статус соединительнотканно-нервных информационных магистралей проявляется даже в их избыточных потребностях и затратности. Нервные клетки и соединительная ткань мозга поглощают 60% общеорганизменных суточных запасов глюкозы и кислорода.

Думаю, что строение и функции нервной системы хорошо известны читателю. Потому обозначим кратко основные представления оболее фило- и онтогенетически древней энергоинформационной системе человека (и жизни вообще) — о соединительной ткани, ее роли и функциях. Известно, что соединительная ткань— самовосстанавливающаяся, самоорганизующаяся, питающая, восстанавливающая и очищающая система. Она контролирует и координирует в силу своих функций (транспортных, опорно-механических, трофических, защитных, морфогенетических, метаболических, репаративных) пространственной организации работу всех остальных тканей, их рост и развитие.

Составляя 85% массы тела человека и 95% внутричерепной тканевой массы (цит. по Алексеев, 2000), она является общеорганизменным регулятором: катализирует, активирует и/или ингибирует, тор-

 

54 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

 

мозит, подавляет, модулирует, оперативно реагирует на любой воз­никший дисбаланс. Опережающая соединительнотканная реакция знакома каждому из нас по дебюту (и последействию) самого эле­ментарного вирусного заболевания: еще как бы нет (или уже нет) болезни, а «ломит все тело», пропадает или становится весьма кап­ризным аппетит, клонит в сон, снижается память, появляется раз­дражительность и агрессивность и т.п.

Соединительнотканная структура представлена практически все­ми агрегатными состояниями (жидкость, кристалл, гель и т.д.), ко­торые ассоциируются с процессами жизни вообще. «Переходы форм соединительной ткани из одного фазового состояния в другое опре­деляют сам факт подвижности системы, характеризующей наличие жизни как факта, — пишет А.А. Алексеев. — ...Это мы наблюдаем при свертывании крови, лимфы, развитии опухолей, развитии тугоподвижности и суставах, нарушении иммунитета... Достаточно умень­шить скорость движения жидких компонент соединительной ткани, и все другие ее фазовые состояния тотчас перестраиваются, чтобы ком­пенсировать "нанесенный ущерб". Все прочие ткани реагируют толь­ко после того, как произошли "фазовые переходы" в соединитель­нотканной системе: в разной степени изменились свойства крови, ко­стей, гелей, связок и т.д.».

Лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников еще в начале XX века сказал: «Человек стар настолько, насколько стара его со­единительная ткань». Это исчерпывающее определение, в сущности, говорит о том, что мечта человечества об эликсире молодости скры­вается в тайне соединительной ткани. Для нейропсихолога эта тайна представляется потенциально раскрываемой (пусть даже в весьма от­даленной перспективе) и привлекательной тем, что центральная ре­гуляция всех функций соединительной ткани обеспечивается прежде всего стволовыми (в первую очередь гипоталамо-диэнцефальными) системами мозга.

Но это лишь часть уникальной роли этих мозговых образований. Гипоталамо-диэнцефальные структуры мозга держат в определенной функциональной зависимости выше- и нижележащие уровни нервной, психической, нейроэндокринной, соматовегетативной регуляции.Причи­на этому — их глобальная (действительно уникальная по сравнению со всеми другими системами) заинтересованность в актуализации доми­нирующей мотивации, а соответственно всего спектра когнитивных и эмоциональных процессов. Ведущая роль в опосредовании ритмологических, биофизикохимических, нейрогуморальных и иных, в целом адаптогенных, паттернов организма. В формировании активационно-тормозного баланса мозга и организма вообще, различного рода пато-

 

 

Pаздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 55

 

логических (эпилепто- и галлюцинациогенез, зависимости разного рода, искажение влечений, летаргия и т.п.) и паранормальных (изме­ненные состояния сознания, ясновидение и т.п.) эксцессов.

Такая единственная в своем роде пространственная мозговая организация широкого круга как бы отдаленных друг от друга фено­менов и детерминирует функциональную уникальность гипоталамо-диэнцефального комплекса. О чем в свое время, еще не обладая всей совокупностью данных, которыми мы оперируем сегодня, говорил великий В. Пенфильд (1952) в своей «центрэнцефалической» теории.

В нейропсихологии существует аксиома, лежащая в основе синд­ромного анализа: мера взаимовлияния (паритетности, интерференции, реципрокных взаимодействий и т.п.) двух психологических явлений (в норме и патологии) тем выше, чем ближе зоны мозга, эти явления реализующие, чем меньше функциональная дистанция между ними. На сравнительно небольшом пространстве гипоталамо-диэнцефальной области (то есть, в сущности, при отсутствии такой дистанции) разворачиваются единовременно и взаимозависимо по меньшей мере сотни фундаментальных для жизни процессов.

Следовательно, наш диагностический и коррекционный аппарат должен определяться возможностью максимально достоверного меж­дисциплинарного их рассмотрения как со стороны центрального, так и периферического регулирования. Именно поэтому изначально (еще в 90-х гг. XX века) при моделировании алгоритма нейропсихологической диагностики, коррекции, абилитации и профилактики откло­няющегося поведения (Семенович, Архипов, 1991—1995) был заложен фундамент научно-прикладного взаимодействия собственно нейро­психологии с телесно-ориентированной парадигмой и натуропатическим

подходом.

Такой «синклит», работая по определению как своего рода постоянно действующий «консилиум», позволяет: 1) достаточно достовер­но описать исходный статус ребенка именно как нейропсихосоматический; 2) выработать стратегию и тактику сопровождения данного типа развития в обоих направлениях — центробежном и центростре­мительном (то есть от мозга к телу и наоборот), многократно при этом активируя соответствующие психические звенья; 3) оптимизировать коррекционный (абилитационный, профилактический) процесс, по-скольку каждый из этих маршрутов, не говоря уже об их единовремен­ном внедрении, ведет к элиминации дизонтогенетических процессов в целом; ведь конечная мишень в каждом случае у них одна.

Это первое и главное следствие из приведенной выше нейропсихологической аксиомы: единство/территориальная близость мозговой организации различных психологических феноменов инвариантно

 

56 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

 

предполагает иррадиирующий, «веерообразный» эффект (создаваемый совокупностью положительных и отрицательных обратных связей) коррекционно-абилитационной работы с одним из них на все осталь­ные. Нужно просто представлять себе, хотя бы в общем плане, строе­ние таких нейропсихосоматических альянсов, описанных в базовой литературе по нейропсихологии, неврологии, внутренним болезням, генетике ит.д.

Энергоинформационные магистрали находятся в неразрывном вза­имодействии, что и является базой для формирования многоуровне­вых механизмов и процессов оптимальной адаптации ребенка к соб­ственному онтогенезу и условиям его протекания. Негативным отра­жением этого факта сегодня является практически стопроцентная актуализация вдетской популяции системных явлений различных вариантов дизонтогенеза психических и соединительнотканных дис­функций. Что, собственно, помимо чисто абстрактных, теоретичес­ких рассуждений, ипослужило отправной точкой для выдвижения гипотезы {Семенович, Архипов, 1995; Семенович, 2000—2004) о нали­чии надсистемного (соединительнотканно-нейропсихологического) ме­ханизма дизонтогенетических процессов в современной детской по­пуляции. В этом ракурсе перестает быть необъяснимой актуализация различных вариантов психического дизонтогенеза в обрамлении со­матических и психосоматических эксцессов. Становится очевидным (хотя и требующим длительного, скрупулезного изучения) синдромальное единство источников и сущности, казалось бы, не имею­щих точек соприкосновения феноменов: пониженные пороги возбу­димости мозга и аллергии/остеопатии, мышечные и сосудистые ди-стонии/асинхронии и эмоционально-потребностные/когнитивные (вплоть до психопатологических) девиации.

Многолетние наблюдения позволяют утверждать, что в совре­менной детской популяции имеет место очевидное накопление фено­мена псевдопроцессуальности— актуализации тех или иных патологи­ческих стигм, связанных не с первичным дефицитом какой-либо си­стемы организма (в частности, мозга), а с процессами ее декомпен­сации. Например, такова псевдопроцессуальная функциональная квазиправополушарная дисфункция, первопричиной которой оказа­лось накопление в роду (в большей степени по материнской линии) критической массы сердечно-сосудистых, эндокринных заболеваний и остеопатии. Идентификация псевдопроцессуальных феноменов не­обычайно важна для построения стратегии и тактики коррекционно-го воздействия. В ином случае «ядро» и «фасад» типа дизонтогенеза ос­танутся неразличимыми, что повлечет за собой отсутствие стойкого результата, а подчас и усугубление состояния ребенка. Псевдопроцес-

 

Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 57

 

суальность может наблюдаться в пределах одной системы (такова, например, вторичная задержка функционального онтогенеза перед­них отделов мозга у детей с недостаточностью подкорковых структур). Но часто она проявляется как межсистемный дисбаланс (например, страхи у детей с почечной недостаточностью, возникающие, очевид­но, как следствие дезинтеграции в альянсе почки — надпочечники — гипоталамо-гипофизарные отделы мозга).

По данным клинико-психологических исследований отклоняю­щегося развития, за последние десятилетия наблюдается резкая пере­стройка патогенетических церебральных механизмов, обусловливаю­щих актуализацию дизонтогенетических процессов. Этот факт обозна­чен как «дрейф популяционного нейропсихологического синдрома отклоняющегося развития» {Семенович, 1997) и отражает определен­ную тенденцию к качественному изменению мозговых механизмов, лежащих в основе психической дизадаптации детей, составляющих, как уже было сказано, нижненормативную часть детской популяции. Длительные наблюдения и анализ литературных данных показа­ли, что вплоть до 1991 г. основным дизонтогенетическим механизмом, определяющим девиации развития, было запаздывающее функцио­нальное созревание наиболее поздно и долго формирующихся — височных и лобныхструктур левого полушария. Эта категория детей со всеми специфическими для данной мозговой организации патофеноменами составляла около 80% от общего числа. Данные приведены подетям-правшам, поскольку анализ дизонтогенетических феноменов в популяции детей-левшей и вообще обсуждение влияния генетичес­ки заложенного фактора левшества на мозговую организацию пси­хической деятельности человека требует отдельного описания {Семе­нович, 2004).

Нынешняя ситуация характеризуется тем, что вне зависимости от наличия или отсутствия у ребенка диагноза, просто как субпопуляционный стигмат, у большинства таких детей (более 70%) на пер­вый план выступает препатологическое состояние наиболее рано созре­вающих— подкорковых и стволовых— систем головного мозга. Тех сис­тем, которые по большей части морфологически и функционально формируются внутриутробно, предопределяют течение пренатального периода и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Значимость этих образований мозга связана с тем, что благодаря им актуализируются следующие глобальные структурно-процессуальные аспекты жизнедеятельности человека:

• Закладка фундамента для формирования несущей вертикаль­ной оси нейросоматической организации человека — интегративных подкорково-корковых (таламо-кортикальные, каудато-

 

 

58 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

 

кортикальные, стволово-кортикальные и т.п.) и спинально-подкорково-корковых петель и сетей. Морфо-функционально они реализуются центральной и периферической системами (или в другой системе координат — соматической и вегетатив­ной) через совокупность нервных, нейроэндокринных, гумо­ральных, физико-химических механизмов.

 

Этот нейросоматический «каркас» формирует, контролирует (ак­тивируя, тормозя, катализируя и т.д.) и модулирует все наши сома­тические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Именно он опосредует оптимальный статус и иерар­хию в первую очередь регуляторных (непроизвольного и произвольного) уровней поведения человека, их сонастроенный, сбалансированный ансамбль в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней информации. Исторически эта вертикальная организация сложилась вследствие эволюционной необходимости все больше подчинять ка­тегорически непреодолимые запросы и требования (мотивационно-потребностные, витальные, энергетические, когнитивные и т.д.) собственного организма императиву усложняющихся внешних, в том числе социокультурных, условий существования.

• Формирование нейробиологических и нейропсихологических предпосылок функциональной асимметрии мозга горизонталь­ная ось центрального механизма становления и актуализации мозговой организации всех, в первую очередь когнитивных, психических функций и процессов, психической деятельности в целом.

 

В фило- и онтогенезе эта «горизонтальная» дифференциация возникла и служит для разнесения во времени и пространстве мозга принципиально различных когнитивных стилей и стратегий человека: функциональной специализации мозговых гемисфер. Одна из них — правополушарная — в качестве точки отсчета (и критериев оценки полученного результата) использует внутренние, невербализуемые, чувственные, соматогностические состояния. Другая — левополушарная — социокультурально, то есть извне приобретенные и усвоенные, вербализованные, диалогические по своему генезису языковые алго­ритмы и схемы.

Ясно, что в первом случае и причина, и критерий оценки резуль­тата любого поведенческого акта будут принципиально субъектив­ными, малоосознанными, телесно-ориентированными; требующими наличия не осязаемого продукта, а лишь некоего контекста, свиде­тельствующего об актуальном удовлетворении в первую очередь базо­вой потребности самосохранения. Во втором будут главным образом

 

Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 59

 

объективно, извне заданными и зависящими не только от соответствия реально полученного продукта — желаемому, но и установок, усвоенных в процессе воспитания и обучения, то есть соблюдения принятых в данной культуре (среде) правил. Во главу угла при такой «левополушарной» самоактуализации ставится стремление к удовлетворению потребности в коммуникации и саморазвитии. И процесс и результат здесь предпочтителен как аналитически препарирован­ный и символически (лучше — в речи) оформленный.

Межполушарное функциональное взаимодействие и призвано поддерживать адаптационный паритет (уникальный для каждого человека) между этими двумя крайними стратегиями. Для этого эволюционно (и в частности — онтогенетически) создан огромный арсе­нал способов и средств, включающий: специализацию/интеграцию; комплементарность/конкуренцию; активацию/торможение и иные характеристики парной работы левой и правой гемисфер.

Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимо­действие — базовый паттерн реализации, прежде всего операциональ­ного уровня ранжированного, упорядоченного приема, переработки, хранения, отреагирования и оценки информационного обмена с собой и окружающим миром.

Выбор же доминирующей стратегии поведения, безусловно, контролируется совокупностью «вертикально-горизонтальных» взаимодействий. В отличие от «вертикальной» регуляции «горизонтальная» существенно менее генетически детерминирована, инертна и стабильна; она обладает уникальной способностью к оперативной транс­формации в зависимости от количества и качества ситуативных процессов обучения.

Понятно, что такое четкое разделение функций подкорково-корковой и межполушарной организаций достаточно условно и в реальности требует многих уточнений и оговорок, немыслимых в этом кратком очерке. Ведь речь идет о вертикальной и горизонтальной функциональных осях нашей единой мозговой организации. Однако, утрируя и упрощая до предела имеющую место действительность, я апелирую к знанию читателем базовой нейропсихологической литературы.

В контексте обсуждаемой темы важно создать, возможно, чересчур компактный, но ясный и непротиворечивый (то есть «левополушарный») образ немыслимой многогранности и разнообразия нейропсихологической драматургии. Ведь онтогенез всех перечисленных процессов однозначно зависит от успешности его иниции­рования, начиная с внутриутробного периода, именно подкорковыми образованиями мозга.

60 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

 

Помимо сказанного, их функциональная (и у детей, и у взрос­лых) роль предполагает:

— перераспределение энергетического баланса организма и об­щее (неспецифическое и специфическое, активирующее, мо­дулирующее и тормозящее) тонизирование коры головного мозга; регуляцию и модуляцию периферических и центральных (соматических и вегетативных) взаимодействий в нервной си­стеме; системоорганизующую функцию в отношении психи­ческих, биохимических, иммунологических, гормональных, гомеостатических в целом процессов;

— опосредование наиболее жестких, генетически, архетипически заданных паттернов (вегетативных, рефлекторных, инстинк­тивных, ритмологических, аффективных, импринтинговых и т.п.), составляющих основу для индивидуальной саморегу­ляции;

— инициацию, нейродинамику и пластичность любого поведен­ческого акта — от элементарных сенсомоторных до сложней­ших речевых, мнестических, интеллектуальных и т.д.; фунда­ментальное обеспечение базовых составляющих обучения и экстраполяционного поведения — двух основополагающих, кар­динальных механизмов развития вообще;

— организацию интегративных морфо-функциональных систем взаимодействия между телом и высшими мозговыми образова­ниями человека — лобными отделами, фундаментом которых является сенсомоторный контроль.

 

Итак, лонгитюдный нейропсихологический анализ причин пси­хической и соматической дизадаптации детей с разнообразными про­блемами и/или диагнозами (в большинстве своем «размытыми»), в том числе обычных «двоечников и хулиганов», позволил установить основные дизонтогенетические факторы, связанные с особенностя­ми развития мозга в современной детской популяции. И независимо от того, имеет ребенок «диагноз» или нет, законы развития мозга, а следовательно, его участие в опосредовании психической деятельно­сти, непреложны и будут актуализировать себя инвариантно. Таким образом, нейропсихологическая профилактика, коррекция и абилитация процессов развития в современной детской популяции стано­вятся неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Исследование и описание дисгенетического синдрома (Семено­вич, 1992, 1995, 1998, 2000, 2005; Семенович, Архипов, Фролова, Исаева, 1997, и др.) — наиболее часто встречающегося варианта отклоняю­щегося развития в современной детской популяции — убедительно раскрыли и подтвердили определяющую роль стволовых и гипотала-

 

 

Раздел I. Научные основы нейропсихологического сопровождения 61

 

мо-диэнцефальных структур мозга в формировании этих надсистемных патофеноменов.

Дисгенетический синдром(возникающий у детей с ранним орга­ническим и/или функциональным дефицитом стволовых образований мозга) наряду с целым рядом соматических и нейробиологических дисфункций характеризуется системно-динамической задержкой и дезинтеграцией формирования подкорково-корковых и межполушар-ных функциональных взаимодействий, что актуализируется на всех уровнях онтогенеза эмоциональных, познавательных, ауторегуляторных, психосоматических процессов.

Указанный тип мозговой организации психических процессов (без изоморфного ему клинико-психолого-педагогического сопро-вождения) может привести к накоплению в детской популяции кри-тической массы широкого спектра дизадаптивных (системных психо-соматических и психопатологических) феноменов. Прогностически не исключено возникновение психологических новообразований в норме и патологии; вероятна актуализация парадоксальных механиз­мов адаптации на всех уровнях нейропсихосоматической актуализа­ции; не исключено, что эти феномены будут гомологами реликтовых форм поведения.

Анализ механизмов формирования данного нейропсихологического синдрома показывает, что основными патогенетическими радикалами являются системная задержка и искажение цереброгепеза (лат. cerebrum — мозг, genesis — происхождение, развитие) как комиссуральных, так и полуторных систем, приводящие к девиации и мо­дификациям психического функциогенеза.

При этом функциональный статус правого полушария можно обозначить как вторично дефицитарный (где гипофункция задних от­делов зачастую сочетается с гиперфункцией передних). Межполушарные связи (в первую очередь мозолистое тело) страдают в «третью очередь». Левое же полушарие, функционально развивающееся как бы в условиях постоянного «обкрадывания» (ведь вектор активации на­правлен справа налево), демонстрирует несформированность четвер­того порядка по отношению к статусу стволовых образований, право­го полушария и межполушарных взаимодействий.

Вместе с тем иногда внешним фасадом данного синдрома (особенно у девочек) выступает типичная грубая «лобная» симп­томатика, нехарактерная для детей, а скорее напоминающая таковую у взрослых.

Исследования показали, что особенно отчетливо у этих детей ак­туализируется «качелеобразное» взаимодействие полушарий мозга, когда возрастающая активность правого полушария сочетается с по-

 

62 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

 

степенной элиминацией функционального вклада левого и наоборот. Феномен «мерцающей» функциональной включенности левого полушария в опосредование психической деятельности — одно из наиболее вре­доносных следствий такого типа развития. В течение определенного периода у такого ребенка могут иметь место многократные колебания эффективности «левополушарных» факторов (и операциональных и регуляторных) от уровня высокой нормы до значений, близких к па­тологическим. Такая латентная функциональная инактивность левой гемисферы мозга является легко прогнозируемой и подтвержденной лонгитюдными исследованиями предтечей широкого круга дезадап-тивных эксцессов.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что внешняя элими­нация дисгенетического синдрома в онтогенезе происходит вслед­ствие компенсирующего влияния речевого опосредствования. Созре­вание той или иной психической функции протекает у этих детей преимущественно не за счет латерализации и межполушарной орга­низации самих психологических факторов и межфакторных связей то есть имеет место инициация факторо- и функциогенеза не изнутри, но извне за счет опосредствования его путем сращивания с речевой мар­кировкой.

С одной стороны, это классический (по Л.С. Выготскому) про­цесс - ведь логика психического развития ребенка имманентно включает речевое опосредствование широкого круга невербальных явлений. Но в нашем случае механизм оречевления опирается на не-сформированный первично сенсомоторный базис, что приводит к повы­шению энергозатрат психики и дезавтоматизации операционального ее уровня.Образуется порочный круг, внутри которого недостаточными оказываются и сами речевые функции (конечно, наиболее вредоносно это для высших форм организации речевой деятельности как регуля­тора произвольного самоконтроля человека), и деформированные не­вербальные аспекты психики.

Такой тип формирования мозговой организации психических процессов фасадно (по мере взросления) может выглядеть относи­тельно удовлетворительным. Но не затрагивая ядерного патологичес­кого радикала (который, пребывая в латентном состоянии, начинает постепенно включаться во все более обширные зоны саморегуляции и самоосознания ребенком себя в окружающем мире), он является предпосылкой для возникновения широкого круга уже не диз-, а дезадаптивных эксцессов.

Онтогенез - понятие в реальности непрерывное, поэтому не могу не высказать предположение, что о надсистемном соединитель-нотканно-нервном дефиците вскоре придется задуматься (как все-

 

 

Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 63

 

гда с опозданием) не только специалистам в области онтогенетических проблем. Напомню, что той категории детей, у которой был зафиксирован резкий скачок встречаемости дисгенетического синдрома, сегодня уже двадцать лет. А ведь «след дизонтогенеза» безуслов­но нестираем, хотя может долгое время пребывать в латентном состоянии. Длительность такого относительно спокойного периода будет определяться тем, насколько скоро на жизненном пути человека возникнут дистрессовые (психогенные или общепатогенные) ситуа­ции и эксцессы.

Собственно создание метода замещающего онтогенеза было предопределено именно резким увеличением числа детей с дисгенетическим синдромом. В 90-х годах прошлого столетия стало очевидно, что традиционные методы коррекции перестают соответствовать характе­ру онтогенеза этих детей и необходимо описать теоретическую и науч­но-прикладную модель, изоморфную типу морфо-функционального развития их мозга. Это привело к разработке, апробации и внедрению технологии комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка, представленной в настоящем издании.

 

 

Раздел 2

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.