Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 2. Массаж и самомассаж

 

Еще раз отметим, что обучение ребенка самомассажу лучше прово­дить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Пусть ребенок опишет свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?»

Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: психолог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Ког­да он повторяет показанное, психолог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выпол­нения упражнения.

 

17. «Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает со­противляемость организма, способствует улучшению обменных про­цессов, лимфо- и кровообращения. Безусловно, методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими во всяком случае принесет боль­шую пользу как специалистам, так и ребенку. Однако такая работа однозначно должна вестись только специально обученными профес­сионалами. Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по

 

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 115

 

А.А. Уманской), которые апробированы, доказали свою эффектив­ность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис. 5 показаны точки, которые следует массировать последовательно.

Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек. (9 раз в одну сторону, 9 — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин. до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:



• Точка 1 — связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

• Точка 2 — регулирует иммунные функции организма. Повыша­ет сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

• Точка 3 — контролирует химический состав крови и слизис­тую оболочку гортани.

 

 

Рис. 5

 

116 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

• Точка 4 — зона шеи связана с регулятором деятельности сосу­дов головы, шеи и туловища. Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливаю­щими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же как и точку 5.

• Точка 5 — расположена в области 7-го шейного и 1-го грудно­го позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе: улучшение общего кровообращения, снижение раздражительности и чувствительности к аллерги­ческим агентам.

• Точка 6 — массаж этой точки улучшает кровоснабжение сли­зистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит.

• Точка 7 — улучшается кровоснабжение в области глазного яб­лока и лобных отделов мозга.

• Точка 8 — массаж воздействует на органы слуха и вестибуляр­ный аппарат.

• Точка 9 — массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма.

 

18. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (5—10 хлопков с интервалом около 1 сек.); местами соприкосновения становятся углубления между за­пястьем и нижней частью ладони. Затем упражнение повторяется, но местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.

 

19. Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боко­вых поверхностей сжатых кулаков.

После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу различных частей тела.

 

20. «Мытье головы», а) Пальцы слегка расставить и немного со­гнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направле­нии: ото лба к макушке; ото лба до затылка и от ушей к шее.

б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фалан­ги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

 

21. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая

 

 

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 117

 

рука - от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы —по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

22. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).

Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку

до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

23. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3—5 массирующих движений по векам от

внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

24. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3—5 раз. После этого проделать 3—5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

25. Покусывание и «почесывание» губ зубами; то же — языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.

26. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и раз­нонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, впра­во, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, мас­сируя, вперед.

27. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3—5 раз). Затем тыльной сторо­ной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбо­родка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

28. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипыва­ющие, растирающие, спиралевидные движения.

Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направ­лении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое пле-

 

 

118 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

чо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5—10 враща­тельных движений по часовой стрелке и против нее. То же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.

29. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову впра­во, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить пра­вую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальшеза спину. То же — с левым плечом правой рукой.

30. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (пред­плечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одно­временно массируя ее. Затем руки меняются.

Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить 1 большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожа­тия рук.

31. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавли­вать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

32. «Качалка» на спине и животе и «Бревнышко», которые подробно будут описаны в §1 главы 3 (упражнения 55, 56), являют­ся прекрасным массажем для позвоночника, спинных и брюшных мышц, внутренних органов.

33. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, по­щипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же — левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг о друга, а также об пол.

Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной сто­роной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.

Эти упражнения оказывают активизирующее изаземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полез­но также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасо­ли, любым неровным поверхностям (массажные коврики и шлепан­цы, тренажеры).

 

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 119

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.