Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий

 

Особое внимание следует уделить работе с теми патологически­ми ригидными телесными установками (в статике и динамике), ко­торые ограничивают и обедняют движения ребенка. Например, при письме у него двигается язык и/или ноги, поднимаются и напрягаются плечи; при чтении он принимает неестественную, вычурную позу; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются обильные мимические и оральные комплексы оживления.

 

 

140 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Коррекция здесь, может быть, наиболее трудоемка и сложна как для ребенка, так и для психолога, поскольку основной мише­нью является перестройка непродуктивных стереотипов и неэф­фективных формул движения. Однако достижение этой цели дает поразительный эффект в различных сферах психической жизни ребенка.

Синкинезии — это непроизвольное оживление двигательной ак­тивности, неадекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему. К приведенным выше примерам каждый специалист может добавить множество своих.

Принципиально существует два основных пути устранения синки­незии. Первый из них связан с тем, что синкинезии переводятся из непроизвольного движения в произвольное, то есть становятся воле­вым актом, иногда доведенным до абсурда, но контролируемым ре­бенком сознательно. Например, ребенку, у которого процесс письма сопровождается непроизвольными движениями ног, говорят: «...Нет уж, ты, пожалуйста, вместе с ногами!»

Второй связан с блокировкой синкинезии, при которой ребен­ку придается такое положение тела, когда их появление сведено к I минимуму, вплоть до абсолютной невозможности. Основной методи­ческий прием при этом заключается в фиксации одного из патоло­гически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается опреде­ленными движениями, пока автономность движений по уровням не автоматизируется. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно контролируемой самим ребенком



Например, имеют место обильные синкинезии (ноги, язык, ми­мика и т.п.), возникающие одновременно с движением руки. В этом случае может рекомендоваться:

- используя утяжелитель, дать нагрузку на ту руку, действие ко­торой вызывает наиболее яркие синкинезии с другми частя­ми тела;

- перенести произвольное внимание ребенка, например, на ноги: в этом случае ему предлагается, проговаривая какие-ни­будь слова или скороговорки, отстукивать ритм ногой;

- удерживать в руке длительное статическое напряжение (напри­мер, вытянутые руки с сильно сжатыми кулаками); ребенок при этом может петь песни, проговаривать скороговорки. вра­щать ногами «педали», проделывать дыхательные или глазо­двигательные упражнения.

 

 

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 141

 

Иногда вам придется в буквальном смысле «зацементировать» ребенка: вы крепко обхватываете его руками или он делает это сам. Или он стоит на коленях перед столиком, подпирая голову руками;

ноги в утяжелителях, челюсти сильно сжаты (в зубах — «баранка» или палочка). И только когда ребенок находится в таком положении, можно приступать к выполнению глазодвигательных, графических и других упражнений. Не исключено, что и тут вы вынуждены будете фиксировать его голову или плечи.

Формирование автономии по уровням логично начинать с устранения синкинезии «глаза — язык», так как, во-первых, патологическая связь этих уровней довольно часто встречается у большинства детей, во-вторых, она является очень энергоемкой для организма в целом, в-третьих, оптимальное взаимодействие именно этих уровней необходимо для развития восприятия, речи, письма и т.д.

 

134. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по четырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе), описанные выше, в сочетании с фиксацией мышц языка и челюсти:

а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить ребенка зажать зубами карандаш и т.п.;

б) максимально открыть рот, язык спрятать;

в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык.

 

135. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и язы­ком (однонаправленные и разнонаправленные).

 

136. Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разно­направленных движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.

 

137. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе­ний головы и глаз.

 

138. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе­ний языка (глаз) с руками и ногами.

 

Очевидно, что все перечисленные упражнения постепенно, по мере усвоения, должны внедряться в описанные выше циклы и вы­полняться в положении лежа, сидя, стоя. По мере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног они также включаются в эти блоки упражнений.

 

 

142 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и

Реципрокных) взаимодействий

 

На формирование одновременных и реципрокных координации ока­зывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения пра­вой и левой половин тела.

 

Упражнения лежа на спине

 

139.Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и пере­крещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх мысок (пятка) правой ноги и кисть левой руки, расслабление, то же — для левой ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.

140.Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна — вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова на­клоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней руки, и наоборот.

141.Модифицированный вариант «велосипеда» — ребенок ими­тирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладо­нью) противоположного колена; одноименного колена; затем снова противоположного колена.

142.Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются од­новременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, пере­крест рук и перекрест ног).

143.Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжа­тые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

144.Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с на­пряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, впра­во, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, пе­рекрест рук и перекрест ног).

145.Фиксированы туловище и руки — руки прижаты к груди в положении тройного сгибания (в плечевых, локтевых и лучезапяст-

 

 

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 143

 

ных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и ног (так же, как в 144).

146.Фиксированы туловище и ноги в положении тройного сгибания (в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и рук (так же, как в 144 и 145).

147.Фиксированы глаза, руки и ноги, то есть те части тела, ко­торые обеспечивают пространственно-координационную функцию тела. Ребенок выполняет повороты туловища: сначала медленные по­вороты в одну, затем в другую сторону при фиксированных голове и взгляде, сцепленных руках и ногах. Затем в движение вместе с туловищем вовлекается голова. После этого отрабатываются вертикальные осевые движения (ось «голова — копчик») с поднятием тазового пояса; плечевого пояса; одновременно тазового и плечевого поясов.

Затем все перечисленные упражнения выполняются разнонап­равленно во всех вариантах.

 

Упражнения сидя

 

Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала вы­полняется в свободном темпе, а затем — под хлопки взрослого, рит­мичную музыку и т.п.

148.Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные

движения рук и глаз:

а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно то правая рука ударяет по правому колену, то левая — по левому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем в противоположную от руки сторону;

б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то пра­вая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновре­менно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, а затем в противоположную от руки сторону.

149.Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются со­четанные движения языка и рук аналогично описанным в упраж­нении 148.

150.Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки рас­полагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещива­ются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:

 

144 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

а) глаза вместе с языком сначала за ладонью, затем от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за ладонью, от нее;

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, двигаются глаза — за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.

151.Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются однонаправленно и разнонаправленно с глазами и языком. Это же уп­ражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянуты­ми вперед или в стороны руками.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.