Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы

 

1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.

2. «Хасты». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день 5—7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рисунке 7.

 

Рис. 7

 

Хотелось бы добавить, что мы вообще недостаточно уделяем внимания традиционным методам коррекции, базирующимся на позно-жестовой (общетелесной и особенно — мануальной) компо­ненте. Читатели могут убедиться в их необычайной эффективности, используя литературу (в частности, приведенную в настоящем изда­нии) по йоге, даоским лечебным жестам, танцевальной терапии, цигуну и т.п.

3. «Угадай часть тела и запомни ее название».Дотроньтесь (по­гладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ре-

 

 

152 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

бенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с2—3 точками.

После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела содной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого уп­ражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног,спина и т.д.



4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе сре­бенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «те­лесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновре­менно.

5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бу­маги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «на­писание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую мате­риал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждач­ная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бу­мага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открыты-

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 153

 

ми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой или левой рукой.

Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.

8. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.

9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.

10. «Доски Сегена». Используется модифицированный вариант этого известного теста. Он проводится в 4 этапа: 1) выполняется в свободном режиме; 2) выполняется только одной рукой (правой, потом левой); 3) левая рука работает с фигурами, а правая опознает гнезда; 4) правая рука работает с фигурами, а левая — с гнездами. Глаза ребенка при этом закрыты.

11. «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархат­ной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и малень­кие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.

Попросите ребенка:

— на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;

— с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;

— одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

12. «Распознай буквы получишь слово». Из объемной азбуки со­ставьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, на­звать и запомнить, а затем составить из них слово.

 

154 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Глава 2. Зрительный гнозис

 

13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения, целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количе­ство фрагментов должно соответствовать его актуальным возможностям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по кон­фигурации.

14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагает­ся картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометричес­кий рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фраг­мент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.

 

15. «Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изоб­ражение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят срав­нение.

 

16. «Дорисуй предмет до целого».Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в

 

Рис. 8

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 155

 

заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

17. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы (рис. 8).

18. «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

19. «Что перепутал художник?» Визображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти несвойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный мате­риал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересека­ющиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагается различить на таком «фоне» «фигуры», то есть найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предметы, буквы, цифры и т.д.).

Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 9.

21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, ко­ридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание

 

Рис. 9

156 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

(«У кого какой шарик?», «Помоги выйти» ит.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и специальных геометрических форм и пред­ложить ребенку пройти по нему. Потом на бумаге: дать задание ребен­ку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом и лишь по­том прослеживать путь исключительно глазами.

22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором враз­брос нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите егонайти и вычерк­нуть все изображения одного вида.

23. «Тест Виткина». Здесь надо найти в нижних фигурах одну из «спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху) (рис. 10).

24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, циф­рами, написанными разным шрифтом, стилем ипо-разному повер­нутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.

 

Рис. 10

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 157

 

25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в раз­личных вариантах) букву, цифру (слово). Попросите его определить, что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее.

26. «На что похожа буква?» Спросите, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее так, чтобы получился этот предмет.

В другом варианте ребенок сам придумывает, вочто превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.

27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опознать и назвать.

На следующем этапе в воздухе прописываются их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма: пропуске букв, их заменах (например, ребенок путает строчные ипрописные буквы, б и д, п и т и др.), «зеркальном» написании и других ошибках. Далее ребенок выполняет необходимые движения вместе с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх пе­ред школьной доской или тетрадью.

28. «Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного рода ошибки в тексте: отсутствующие или лишние штрихи в буквах, лишняя буква или пропуск ее всловах; написание всех слов в предложении с большой или с маленькой буквы; разные высота, ширина, цвет или шрифт букв и т.п.

29. «Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рам­ка может быть п- или г-образной формы (рис. 11). Введение рамки ус­траняет страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять сло­во, не перескакивать с одной строки на другую и благодаря этому автоматизировать навык чтения.

 

Рис. 11

 

158 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Глава 3. Пространственные






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.