Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Конструирование и копирование

 

Неотъемлемой частью формирования пространственных пред­ставлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картин­ки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

70. «Конструирование предметов из заданных частей». Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного клас­са: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений), и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые раз­личные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить не­сколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствую­щих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п. То же — с фигурой человека или животного, растениями и т.п. Каж­дый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?» Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 169

 

Рис. 12

 

71. «Я конструктор».Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек, мозаики сконструировать какое-либо предметное изображе­ние или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открыты­ми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов мож­но превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

72. «Найди нужный блок». Инструкция: «Найди среди верхних фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру так, чтобы она стала такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать "блоки"» (рис. 12).



73. «Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на ри­сунке 13, сначала на четыре, а потом — в более сложном варианте — лишь на две (по горизонтали или вертикали) части. Попросите ребен-

 

Рис. 13

170 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Рис. 14

 

ка сложить из полученных частей придуманные вами орнаменты; сна­чала более простые, а затем — аналогичные тем, что представлены на рисунке 13 справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики.

На первом этапе формирования процессов копирования целесообраз­но осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.

74. «Копирование фигур».

а) Копирование различных простых фигур.

б) Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рисунке 14. Сначала фигура анализируется совместно психологом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последо­вательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самосто­ятельно проанализировать изображение и выработать стратегию ко­пирования.

в) Копирование фигур с поворотом их на 90° и 180°. Поворот на 90° может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180°: «Нарисуй эту фигуру "вверх ногами", но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением мас­штаба, например, на бумаге в клетку.

Удивительным образом действует на ребенка обсуждение его соб­ственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или образцу сверху, слева и т.д.

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 171

 

Квазипространственные»

(логико-грамматические) речевые конструкции

 

Формирование «квазипространственных» представлений начинает­ся с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отра­ботанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить пред­мет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вер­бальное обозначение соответствующих пространственных представле­ний осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.

75. «Положи ручку...» Дайте ребенку два разных предмета, напри­мер, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

76. «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь икарандаш, обращая его внима­ние на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.

 

Рис. 15

172 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Рис. 16

 

77. «Нарисуй предлог». Предложите (с вашей помощью) ребенку нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него спосо­бом, например как на рисунке 15.

78. «Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать посла­ние, содержание которого ясно из рисунка (рис. 16), и записать его прямо под картинками.

Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.

79. «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка жи­вет над волком, улитка под волком, а выше всех — лев. Ребенок рас­селяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролиру­ет правильность выполнения.

80. «Новоселье».Освоив предыдущее упражнение, ребенок реша­ет подобные задачки, но уже в умственном плане:

В теремке поселились — лягушка под мышкой, зайчик — над ли­сичкой, а мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?

Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы — под Карповыми, Ивановы — над Чер­новыми, а Карповы — под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры.

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 173

 

Рис. 17

 

Теперь можно перейти к более сложным предлогам, обозначаю­щим движение в определенном направлении.

81. «Схема движения». Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала снее, заехала под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее.

Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая. Затем - зарисовать предло­ги (рис. 17), предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.

82. «Придумай предложение». На основе отработанных выше навыков предложите ребенку схему, на которой двумя полосками обoзначено действие. Ему надо придумать подходящее к ней предложе­ние и записать его под рисунком. Составьте подобные схемы для различных предлогов и действий, а ребенок придумает к ним предложе­ния. Предложите ему самому составить для вас такие задачи.

 

83. «Что, где, кто, куда?» Попросите ребенка ответить на подоб­ные вопросы применительно к его квартире, классу, улице и т.д. за--тем, используя любую сюжетную картинку, попросите его проделать то же самое, интерпретируя ее, то есть рассказывая, кто (что) где находится, куда движется и т.д.

 

 

174 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

На следующем этапе ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в на правлении слева направо. По аналогии можно предложить ему задачки,связанные с усвоением алфавита.

84. «Разложим по порядку». Ребенок раскладывает любой пред­метный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым — яблоко, третьей — клуб­ника... (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обо­значается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соот­ветствии с актуальными возможностями ребенка.

85. «Пронумеруем ряд». Пронумеруйте ряд, составленный в пре­дыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» ука­занным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (после­дующее). При этом акцент делается на то, что, определяя число, сто­ящее «за» и«перед» каким-либо, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что число «перед» находится сле­ва от эталона в числовом ряду, а число «после» — справа.

86. «Ряд чисел». С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните, что чем левее в ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот. Назо­вите первое число слева, первое число справа. «Какое из них боль­ше?» Здесь очень поможет «маркировка» величины: следующая цифра выше предыдущей, следующая еще выше, предыдущая ниже и т.д. В каком направлении возрастают числа в ряду? Ребенок сначала рису­ет стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает. Прочитай­те ряд в обратном порядке. «Как изменяется величина чисел в этом направлении?»

87. «"Соседи" нашего числа». Психолог вместе с ребенком назы­вает «соседей» любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева — меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и назы­вает их. Делается вывод о величине этих чисел.

88. «Верни число на место». Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: «Пропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а значит, стоит справа от него». Иди: «Число семь на единицу меньше восьми, значит, стоит слева от него».

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 175

 

Формирование «квазипространственных» представлений невоз­можно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

89. «Синонимы и антонимы». На наглядном материале и в игре с мячом закрепите такие пространственные понятия, как «высокий — длинный», «большой — огромный», «близкий — далекий», «маленький — крохотный», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «тонкий — толстый», «рядом — далеко — близко», «впереди — сзади» и т.п.

90. «Закончи предложение, ответь на вопросы». Предложите ре­бенку закончить предложения типа: «Перед тем как прийти домой...», «Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял...»

Ребенок отвечает на вопросы типа: «Что выше, человек или дом?», «Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя?», «Ког­да день длиннее, зимой или летом?»

91. «Что было раньше?» Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше, какое позже: «После того как подул ветер, фор­точка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».

92. «Кто самый-самый?» Надо ответить на вопросы типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?»; «Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех?»; «Толя тем­нее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый? Кто старше всех? Кто самый высокий?»

93. «Кто старше?» «Покажи на рисунке, кто кого старше, моло­же и т.п.?» Здесь можно использовать любой подходящий стимульный материал. «Оля старше Сережи и моложе Кати. Где на рисунке Оля, Катя, Сережа?»

94. «Расположение предметов». Предложите ребенку определить и назвать расположение предметов. Задавайте вопросы: «Линейка под ластиком или ластик под линейкой?», «Что между вазой и часами?», «Жук справа или слева от ножа?», «Кто выше (ниже)?» и т.п. Предло­жите ему подобрать пропущенные наречия и предлоги: справа от и слева от, сзади от и т.п. Например: «Стол ... от топора и ... от замка; лампа ... столом и ... от окна; бутылка ... от свечи и ... от зонтика».

95. «Сравни и растолкуй».Ребенок должен растолковать (вначале глядя на рисунки) такие логико-грамматические конструкции, как: «Моя рука — в моей руке — моей рукой», «Хозяйка куклы — кукла хозяйки», «Мамина дочка — дочкина мама», «Хозяин собаки — соба­ка хозяина» и т.п.

 

176 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.