Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Упражнения с гимнастической палкой

108.Перехваты палки, которую ребенок держит в вертикальном положении, снизу вверх и сверху вниз; при горизонтальном положе­нии палки — слева направо и справа налево; перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку.

109. «Мельница» — вращение палки двумя руками на уровне пояса.

110. «Вертолет» — присесть, палку держать в горизонтальном положении в руках, вытянутых вверх; вращая палку, медленно вып­рямить ноги и подняться на мыски. Продолжая вращать палку, мед­ленно вернуться в И.п.

Серийная организация движений должна быть включена в общую программу коррекции и абилитации посредством привлечения апп-

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 179

 

ликаций, мозаики, нанизывания бус в определенной последователь­ности, макраме, графической деятельности и т.п. Эффективность такого рода занятий общеизвестна; не в последнюю очередь это связано с тем, что подобные упражнения способствуют формированию реципрокных взаимодействий рук. Рассмотрим несколько заданий, также ориентированных на оптимизацию этих процессов.

111.Сначала одна, потом другая рука, потом обе руки вместе (сходясь и расходясь) имитируют игру на рояле: спонтанно, гаммы, арпеджио и т.д.

112.Одна ладонь располагается вертикально перед грудью боль­шим пальцем к себе, в ее основание упирается пальцами другая ла­донь, расположенная горизонтально большим пальцем к себе. На каждый сигнал психолога ладони меняются местами. В другом вари­анте этого упражнения одна рука остается раскрытой, а другая сжи­мается в кулак. Команды подаются в произвольном порядке.

113.Одна рука производит похлопывающие движения (по плечу, животу и т.п.), а другая — круговые (над головой, перед животом). Руки имитируют игру на гитаре, балалайке, то есть на тех музыкаль­ных инструментах, где они выполняют разные движения.



 

Графические способности

 

114. «Рисующие пальчики». Ребенку предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулиро­вание каждым пальцем обеих рук дают ценную информацию о лате­ральных и цветовых предпочтениях ребенка. Для правшей характерно начинать работу с правой руки, при этом отдается предпочтение ост­роугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т.п.). Когда же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также не­правильные округлые формы с волнистыми краями. Правша запол­няет лист слева — направо и сверху — вниз. Левши отличаются боль­шой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них является заполнение листа справа — налево.

Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательно­сти поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме под­готовить ребенка к освоению пространства листа и навыка письма.

115.Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе бумаги ребенок рисует только одним пальцем, исполь­зуя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми верти-

 

180 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

кальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом — другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые ли­нии, а после этого — прямые и волнистые «дорожки» из точек.

Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными паль­цами одной руки на отдельных листах), затем другой. Возможны ва­рианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе.

 

116. «Путь муравьишки».При выполнении этого и последующих упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др.

Ребенок рисует «путь муравьишки» сначала одной (любой) ру­кой, а затем — другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь муравьишки» начинается от муравейника и там же за­канчивается, таким образом создается замкнутая линия.

 

117. «Загадочный контур».Психолог рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фанта­стическое существо и т.д.) она похожа. Таким образом развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собствен­ных стереотипов восприятия.

Затем, подражая психологу или вместе с ним, ребенок постепен­но учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается, глядя на свои рисунки, предста­вить, на что похож нарисованный контур. Фантазируя, ребенок может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, гла­зами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.).

Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только путем простого раскрашивания, но и посредством необыч­ного заполнения, например, незамкнутыми и замкнутыми линия­ми, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орна­ментов и т.д.

118. «Необычные животные».Придумывание и рисование «не­обычных животных» не только активно вовлекает ребенка в графи­ческую деятельность, но и развивает его творческие способности.

Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например, «фантастической лисы», «крыла­того зайца», добавляя при этом нетипичные для него части тела, до-

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 181

 

рисовывая одежду, а также какие-либо предметы и т.д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура.

119. «Каляки-маляки».Сначала психолог заполняет весь лист не­прерывной линией со множеством изгибов и петель. Затем ребенку предлагается увидеть в этом рисунке какое-либо животное, запутавшееся в нитках. Его надо найти и спасти. Когда ребенок увидит это животное, он должен обвести только те линии в «каляках-маляках», которые составляют контур и детали увиденной им фигуры.

 

После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать «каля­ки-маляки» и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной за­дачей является поиск ребенком в своей «каляке-маляке» заданного образа, например «котенка, играющего с клубком ниток».

120. «Коврики».Перед ребенком кладутся лист бумаги и набор цветных карандашей. Дается инструкция: «Представь, что лист — это коврик. Тебе нужно его разрисовать». После выполнения задания правой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание для левой руки. Затем ребенок начинает рисовать одной рукой, а до­рисовывает — другой; далее — обеими руками вместе. Понятно, что в следующий раз это может быть «скатерть», «платок», «лето» и т.д.

121.Дается образец (последовательность элементов), который ре­бенок должен воспроизвести и раскрасить. Это несложный орнамент из одного, двух и более повторяющихся элементов, например, из круга, треугольника, квадрата; более сложный вариант — желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат. Затем ребенок сам при­думывает последовательность фигур и воспроизводит ее.

122.На рисунках 18—20 представлены образцы, которые должен продолжить ребенок. Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одно­временно в одном и противоположных направлениях.

Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механи­ческого воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), а в дальнейшем — к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ.

 

123. «Свободные рисунки двумя руками одновременно».На первом этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом — двумя руками одновременно. Вначале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии — верти­кальные, горизонтальные, наклонные, а затем разнообразные полу-

 

182 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

овалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях, одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем -к краям листа); законченный сюжетный рисунок.

124. «Раскрути спираль, закрути спираль». Ребенку предлагается «раскрутить» предложенные вами рисунки лево- и правосторонней спирали, а затем — «закрутить» их, обязательно отмечая направление движения стрелкой. Задания выполняются сначала каждой рукой от­дельно, а потом двумя руками одновременно в одном и противопо-

 

Рис. 18

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 183

 

Обведи по точкам. Что у тебя получилось? Раскрась

 

Нарисуй как падают осенние листья. Раскрась

Рис. 19

 

184 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Рис. 20

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 185

 

Рис. 21

 

ложных направлениях. Необходимо выполнять его, начиная из центра спирали, а затем — от внешней точки.

125. «Соедини полуовалы». Сначала ребенок обводит по контуру, а потом продолжает рисовать полуовалы так, как изображено на ри­сунке 21. Затем, неотрывая руки, он соединяет их, образуя «волну» и овалы.

126. «Дорисуй...» Надо закончить рисунок, на котором «художник не успел дорисовать и раскрасить, например, ромашки».

127. «Продолжи орнамент». Каждое задание выполняется сначала одной, потом другой рукой. Ребенку предлагается продолжить рисо­вание последовательности сначала простых фигур: прямых вертикаль­ных, горизонтальных, наклонных палочек; затем кругов, квадратов, овалов; наконец — орнаменты, которые ему предложат.

128. «Рисунки двумя руками по заданному образцу». Ребенку пред­лагается двумя руками одновременно сначала обвести контур фигур, изображенных с правой и левой стороны листа (рис. 22 а, б, в, г), азатем закрасить эти фигуры.

Ребенок рисует каждой рукой и обеими руками (в одну и разные стороны) разнообразные узоры в направлении от центра к краям ли­ста, от краев к центру листа, попеременно — от центра к краям лис­та, от краев к центру и т.д. Затем ему надо скопировать одно изобра­жение двумя руками одновременно и раскрасить образец и свои ри­сунки.

129. «Разноцветные бусы». Надо раскрасить бусы определенным, заданным образом, например: две бусины красные, одна желтая, одна зеленая, снова две красные и т.д.

 

186 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Рис. 22

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 187

 

Варианты раскрашивания бус могут быть любые.(начиная с двух элементов и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности.

Более сложный вариант - штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т.п.). Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом - цветными карандашами. Например, одна бусинка в «крас­ную клеточку», вторая — в «синюю полосочку» и т.д.

130. «Сотри букву». Попросите ребенка мелом написать на доске букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

 

131. «Письмо в воздухе».Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или элементов слияния букв при освоении слитного письма является не только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони(-ей). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.