Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма

 

Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расширения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т.д.

148. «Чудо-звуки».Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуком природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию.

149. «Послушай, как звучит».Исследуйте звуковую природу лю­бых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.

 

150. «Угадай, чей звук».Попросите ребенка прислушаться к зву­кам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефон­ный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д.

151. «Шумящие коробочки».Поиграйте с ребенком с коробочка­ми, заполненными различными материалами (песок, крупа, скреп­ки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают раз­личные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребе­нок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он бе­рет по одной коробочке из своего набора и сравнивает их между со­бой, находя аналогичную. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.

Другой вариант игры: психолог трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.



 

152. «Подбери картинку».Упражнение состоит в узнавании и на­зывании ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним картинок.

153.Начните «диалог» с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослу­шивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 193

 

структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку.

Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое — совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения уже были описаны в разделе 1. Детям интересно бывает услышать свой пульс, прислушаться к ритму своего сердца или сердца другого.

Второе направление — ориентация на внешний ритм. Здесь ис­пользуется все многообразие средств. При выполнении любых упраж­нений, где вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12), можно, хло­пая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует разви­тию внимания и большей приспособляемости ребенка к изменяю­щимся условиям.

154.Психолог задает ритм, отстукивая его одной рукой, напри­мер, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки психолога). Затем происходит постепенный пере­ход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами):

— ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по сто­лу), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками);

— ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью;

— ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рису­нок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

 

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по оче­реди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения зву­ки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта).

155.Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами (например, «2» — левая нога, «2» — правая нога, «3» — хлопки рука­ми). Здесь же можно предложить ребенку «дирижирование» различны­ми частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены — «2»

 

194 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская левую руку, «3» двумя ногами одновременно или «2» правой рукой и левой ногой одновременно, «2» левой рукой и правой ногой одновремен­но, «3» удара одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребе­нок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: со-кол («2»), ле-тит («2»), вы-со-ко («3»).

 

156. Ребенок считает, сколько ударов в каждой серии, и подби­рает слова с тем же количеством слогов или гласных букв. Если это вызывает затруднения, то ему дается дополнительная зрительная опо­ра: сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточка­ми, например, , а затем подбираются слова и под каждой чер­той пишется соответствующий слог.

Если ребенок все же не может воспроизвести образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра отражает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за дру­гом хлопков или ударов, а тире между ними — пауза.

157. «Ритм по кругу».Дети садятся полукругом. Психолог отбива­ет какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и по­вторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди — слева направо — отбивает по одному отрывку из всего за­данного ритма. Когда ритмический рисунок завершен, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко или вы­бывает из игры».

158. Сначала так, как это было показано, происходит отработка ритмического рисунка в статике, затем — в динамике: дети идут по кругу, все одновременно или по очереди выполняя ритмический фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.

159.Упражнения с применением ритмических музыкальных инст­рументов. Ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его при­думать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда дети по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность его повторения остальными.

160. Упражнения с использованием специально подобранных му­зыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 195

 

предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигатель­ные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.

 

161. «Громкотихо».Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто — протяжно, низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков.

 

162. «Камертон».Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар); на каж­дом слове, включая предлоги, рука меняется.

 

Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безудар­ный — ладошкой, предлог с гласной — ладошкой, предлог без глас­ной — ребром ладони. Задание может быть действительно полезным Голько при регулярных упражнениях в течение длительного времени.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.