Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 6. Мнестические процессы

 

Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможнос­тей ребенка является сформированность межмодальных перцептив­ных взаимодействий, то есть перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодальный синтез.

193. «Межмодальный перенос».

• «Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные либо вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигур­ки различной формы (звездочка, круг, квадрат, треугольник, в том числе буквы и цифры). Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант — то же, но ребенку надо нарисовать эталон.

«Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность». Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи.

«Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.

«Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок называет фигурки, предметы или буквы, показанные ему психо­логом.

 

Разел 2. Формирование операционального обеспечения 201

 

«Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводит­ся определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо живот­ным, или звук работы какого-либо прибора, механизма, средства транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать са­мостоятельно опознанный источник звука.



«Перевод из слуховой в тактильную модальность». Психолог про­износит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материалa. Ребенок должен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал.

 

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухо-речевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться опре­деленного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец избирательности памяти.

При коррекции узнавания алгоритм следующий: ребенок запо­минает 2—6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их сре­ди 10—15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих.

В ходе формирования избирательности любого вида памяти ре­бенку предлагается запоминаемый материал, затем следует:

— показать ему такой же ряд, но с расположением эталонных стимулов в другом порядке; ребенку необходимо восстановить нуж­ный порядок;

— показать ребенку такой же ряд, но с искажениями (фигуры с недорисованными фрагментами или развернутые, слова со сходным звучанием, те же движения, но с несколько измененными позами и т.п.). Он должен указать, что неправильно, и заменить ошибочный вариант верным.

Таким образом, развитие памяти связано с запоминанием и после­дующим полноценным узнаванием или воспроизведением эталона. С дру­гой стороны, оно опирается на обучение ребенка разным мнемотехникам, то есть возможности опосредствования мнестического процесса.

 

Тактильная и двигательная память

 

194. «Теплый—холодный, сухой—мокрый». Подготовьте стимульный материал, например, кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п. Сначала предложите ребенку с открыты­ми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После

 

 

202 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, дает ему название и говорит, какой он на ощупь (например: «Это сухой и теплый клубок ниток»).

195. «Найди такой же». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, бархатистые, скользкие и т.д. Затем, не открывая глаз, он должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их и заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощу­пывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом одной рукой (правой, левой), а нахождение предметов — двумя рука­ми одновременно, той же и другой рукой.

196. «Запомни форму». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называ­ет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъяв­лялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

197. «Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с за­крытыми глазами ребенку придается и «снимается» какая-либо поза (усложненный вариант — последовательно 2—3 позы). Его задача — почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной по­следовательности.

198. «Замри». Играют несколько детей, один из них — ведущий. Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Все дети внима­тельно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать, ползать (по договоренности). По сигналу «Замри!» дети воспроизво­дят позу (позы), которую показывал ведущий.

199. «Двигательная память». Психолог показывает несколько движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Ребенок должен по­вторить эти движения как можно точнее, желательно в той же после­довательности.

Зрительная память

200. «Шапка-невидимка». Втечение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время подни­мается, а затем перечислить их.

201. «Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением предметов (рис. 25), геометрических фигур.

Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предло­жите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней ча­сти таблицы. То же — с геометрическими фигурами.

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 203

 

Рис. 25

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин.), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятель­ностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, по­вторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физи­ческих упражнений и т.д.).

202. «Запомни точно».

а) Приготовьте лист бумаги с 15—20 геометрическими фигура­ми, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т.п.). Попросите ребен­ка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т.п. Затем найти их на другом бланке.

б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху — вниз, справа — налево) фигурками, цифрами или бук­вами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (циф­ры, буквы), а затем — найти и/или нарисовать их.

Время запоминания — 15—20 сек. Количество запоминаемых эле­ментов — от 5 до 10.

203. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги (рис. 26), а также лист бумаги и карандаш.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запом­нить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в

 

204 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Рис. 26

 

том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последова­тельности — 2 сек., для второй — 3—4 сек., для пятой — 6—7 сек.

204. «Восстанови порядок». Приготовьте 5—10 игрушек (предме­тов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запом­нить их расположение (15—20 сек.). Затем он отворачивается, а психо­лог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти этало­ны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами порядок в ряду.

Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).

205.Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка — запом­нить порядок расположения детей. Первый вариант — он отворачива­ется и называет детей по порядку; второй вариант — психолог изме­няет порядок, переставляя не более 3—5 детей, а ребенок его восста­навливает.

206.Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осмат­ривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из ком­наты, а психолог производит не более трех — пяти изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего — вернуть все в исходное положение.

207.Дети располагаются определенным образом по периметру зала (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запо­минают свое место. Включается музыкальный фрагмент, дети свобод­но бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 205

 

При большом количестве детей, или если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (в этом случае важны взаимопомощь и согласованность действий).

208. «Запомни фигуры». Приготовьте набор карточек с различными изображениями.

Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить мате­риал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение вгруппы похожих чем-то предметов.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

209. «Вспомни пару». Приготовьте бланки с фигурами для запо­минания и воспроизведения (рис. 27).

Рис. 27

206 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предла­гается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен на­рисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствую­щую ей пару.

210. «Найди пару».Материалом для игры могут быть два одинако­вых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например, парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).

Играют два и более участника. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок перево­рачивает любые две карточки, показывая всем участникам изобра­женные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.

Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расче­том, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

 

211. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры».Ребенку пред­лагается бланк с 7—20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты — красным, треугольники — зеленым и т.д.

Задание можно усложнять за счет увеличения количества и раз­нообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры.

Слухо-речевая память

 

212. «Магазин».Вы можете послать ребенка в «магазин» и попро­сить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти— семи. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очере­ди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и про­давцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 207

 

213. «Пары слов».Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пи­рог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми

связями.

 

214. «Восстанови пропущенное слово».Ребенку зачитываются 5—7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с про­пуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вари­ант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.

 

215. «Рыба, птица, зверь».Лучше, если в этой игре участвуют не­сколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) ука­зывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считал­ка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариан­тах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, ме­бель и имя.

 

216. «Повтори и продолжи».Ребенок называет какое-нибудь сло­во. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление ря­дов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительно­му (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, соч­ный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжёлый, вкусный» и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рас­сказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложе­ния, добавляет свое.

 

217. «Запомни нужные слова».Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.

 

 

208 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

218. «Зашифруй предложение». Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.

Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью ус­ловных изображений так, чтобы запомнить его (например, волк + елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2—3 фраз.

219. «Пиктограммы». Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобра­зить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроиз­вести рассказ.

220. «Придумай, как запомнить слова». Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы по­хожих чем-то предметов.

Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип:

— роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, то­мат, сосна, яблоко;

— машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

221. «Стенограф». Для этого задания потребуются соответствую­щие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1—2 мин. В это время он должен обозначать:

а) «события» (действия) карточками с картинками, подбирая ивыкладывая их, следуя за ходом рассказа;

б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег»), а за­тем указывать количество предложений в рассказе;

в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

222. «Цепочка ассоциаций». Необходимо запомнить 30—40 не свя­занных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого надо применить метод искусст­венных ассоциаций, который издавна использовался носителями фе­номенальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пу­шистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь,

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 209

 

что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запо­минание любого учебного материала.

223. Необходимо научить ребенка таким широкоизвестным мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги)», «Сегодня мы видим Землю много юж­нее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.