Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 7. Номинативные процессы

 

Номинация (наименование, называние) — это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощуще­ний (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). В дальней­шем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.

224. «Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе ко­торой ребенок, одновременно с ударом по мячу, называет пять слов: это могут быть имена мальчиков, девочек, названия растений, жи­вотных, предметов красного цвета, цветов и т.д.

225. «Закончи словосочетания». Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетание: «Хитрая рыжая...», «Настольная...», «Репчатый...», «Спелое сладкое...», «Душистое туалетное...», «Куриное.:.», «Зеленый...», «Желторотый...», «Колючий...» и т.п.

226. «Сравнение понятий». Предложите ребенку подобрать подхо­дящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька — ...

Молоко жидкое, а сметана — ...

Трава низкая, а дерево — ...

Зима холодная, а лето — ...

Сажа черная, а мел — ...

Сахар сладкий, а перец — ...

 

 

210 Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

227. «Новые словечки». Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

 

Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?



На что он похож? От чего сильно отличается?

Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?

Где встречается?

Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?

 

Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок — отвечает. Затем можно поменяться ролями. Ребенок при этом следит за правильнос­тью ответов.

228. «Угадайка». Психолог описывает предмет, а ребенок угады­вает задуманное слово. Затем они меняются ролями.

229. «Лото». Обычная игра в лото, но психолог молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если ребенок правильно называет изображенный на ней предмет.

230. «Назови пять предметов». Ребенку предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разно­цветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных); сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т.д.

231. «Загадки-описания».

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)

То рыжая, то серая, а по названью — белая. (Белка)

Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг)

Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не ло­шадь. (Осел)

232. «Нарисуй названный предмет». Предложите ребенку сначала изобразить предметы, которые значительно различаются по внеш­нему виду, функциональному назначению (стул, яблоко, дерево), а затем те, у которых отличительные признаки менее выражены (кастрюля, кружка, ковш). Обсудите с ним, чем отличаются эти предметы.

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 211

 

Далее ребенку предлагается по названному слову нарисовать предметы, которые четко различаются, например, дом, корабль, гру­шу. Затем те, которые внешне похожи: часы, монета, солнышко; кот, котенок, львица; ромашка, пальма, роза; гитара, балалайка, скрипка. Обсудите: «В чем же их различия?»

233. «Найди и надпиши». Ребенка просят выделить нужный пред­мет (по картинкам или вербально) из группы функционально связан­ных предметов, например, чайную чашку из посуды (чашка, блюд­це, ложка ит.д.). Затем ему предлагается нарисовать чашку и сделать подпись-наименование.

234. «Текст с картинками». Чтение ребенком текста, в котором слова-наименования заменены соответствующими изображениями (рис. 28).

Хвастунишка

Ю. Дружников

Рис. 28

212 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

235. «Угадай животное». Спросите ребенка: «Для каких животных характерны эти качества? Хитрый, как...; трусливый, как...; колючий, как...; верный, как...; зоркий, как...; мудрый, как...; сильный, как...; голодный, как...». То же с любыми другими явлениями природы и т.п.

236. «Закончи предложение». Ребенку предлагается вместо точек вставить нужные слова.

Животное, которое мяукает, называется...

Птица, которая каркает, называется...

Дерево, на котором растут яблоки, называется...

Дерево, которое украшают к Новому году, называется...

Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подоб­ные определения хорошо известных ему феноменов.

237. «Составляем определения». Задание можно выполнять на слух или (для школьников) в письменном виде:

а) блюдце — это..., масленка — ..., груша — ..., берлога — ..., врач — ..., рано — ..., сумерки — ..., шептать — ..., плакать — ..., озе­ро — ..., зябко — ..., аккуратно— ...

б) лечит людей — ..., овощи растут — ..., самолет ведет — ..., выше всех летает — ..., быстрее всех бегает — ..., выходит на охоту ночью — ...

 

Раздел 3






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.