Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 3. Коммуникативные навыки

 

Отработка навыков совместных действий проходит в контексте раз­вития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения фор­мируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются дви­гательные импровизации — начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренним импульсом ребенка.

«Когда человек входит в комнату, он делает это ради какой-то цели... Или чтобы отыскать кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объяснить чувст­во...» — писал К.С. Станиславский. На первом занятии участникам следует объяснить, что все они, приходя куда-то, имеют определен­ную цель, и предложить изобразить это невербально.

16. «Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, рассказать?» Все остальные участники угадывают смысл происходя­щего. Впредь это становится ритуалом в начале каждого занятия.

 

17. Предлагается вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой, жестами) человека или предмет, которого сейчас нет в зале, какой-то эпизод прошлого занятия, стараясь при этом оживить в памяти как можно больше деталей. Изобразить человека, наделенного определен­ными качествами: сутулого, стройного с офицерской выправкой, сгорбленного, радостного, сделавшего открытие, удивленного, ста­рика, младенца, красивую женщину и т.д. Такого рода упражнения выполняются сначала в статике (принять соответствующую позу, ми­мику и т.д.), а уже потом — в динамике. На первых порах, без подго­товки, упражнения оказываются для детей достаточно трудными. По­этому, прежде чем перейти к спонтанному их выполнению, они да­ются в форме домашнего задания.



 

18. Детям предлагается по очереди не словами, а только звуками или придуманным «иностранным языком» имитировать различные состояния и действия, например: мямлить в речи; путаться, подби­рая слова; говорить со всхлипыванием и подвыванием, с воплем, удивлением, страхом, с жалобой, патетически, иронически, стара­ясь обмануть и т.д. Остальные участники игры отгадывают, что было сказано.

 

 

Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 221

 

В разминку, в начале занятия, хорошо включать различные парные упражнения, в том числе этюды по согласованным действиям: «пилка дров», «гребля», «перемотка ниток», совместный рисунок и т.п.

19. «Зеркало». Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения, другой должен стать его точным «зеркальным» отражением.

 

Сложность и рисунок двигательных мелодий, естественно, должны варьироваться, поскольку дети-«отражения» довольно быстро обучаются угадывать движения партнера, иногда предвосхищают, более того — опережают их. Это и следующие упражнения — прекрас­ное средство для установления психологического контакта.

20. «Тень». Первый участник двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его дви­жения. Особое внимание уделяется тому, чтобы «тень» двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях парт­нера, уловить нюансы его настроения.

 

21. Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, приседая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в этом положении 3—5 сек.

 

22. Один из партнеров принимает положение «упор лежа», дру­гой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая ско­рость его движения.

 

23. Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем истают, стараясь опираться друг на друга всей поверхностью спины, чтобы правильно выполнить упражнение (например, не упасть).

 

В упражнениях, предлагаемых ниже, условия поставлены таким образом, что дети должны двигаться как единое целое.

 

24. Разбившись на пары, дети ложатся на спину ногами друг к другу. Затем ступни ног соединяются таким образом, что ноги обра­зуют букву «Л». Аккуратно и медленно дети начинают делать «велоси­пед», удерживая контакт ступнями и приспосабливаясь к темпу друг друга.

 

25. Дети встают лицом друг к другу, держась за талии, на под­вижную опору физкультурного снаряда «педали». Требуется проехать до конца зала, придерживая друг друга, чтобы не упасть.

 

 

222 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

26. Дети встают боком друг к другу и «приклеиваются»: берут друг друга под руку и плотно присоединяются боковыми поверхностями ног, становясь «сиамскими близнецами» Пара пробует двигаться в разных направлениях, с разной скоростью, выполнять какие-либо действия, писать и т.д.

 

27. «Слепой и поводырь». Дети делятся на пары: один из них — слепой (ребенок закрывает глаза), а другой — поводырь. Держась за руки, они молча передвигаются по залу, не сталкиваясь с другими парами. Задача поводыря — познакомить слепого с окружающим его пространством (заполненным различными предметами); позволить ему получить максимум информации, оберегая при этом от возмож­ных опасностей. Поводырю необходимо учитывать характер слепого, его темперамент. Задача слепого — максимально «вслушиваться» в поводыря, повторяя его действия и невербальные указания.

 

28. «Паровоз».Дети разбиваются на команды по 4—5 человек, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг другу (стоящий сзади держит двумя руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди). Все закрывают глаза, кроме первых — вагоновожатых, которые мед­ленно начинают движение. Их задача — аккуратно, молча вести «па­ровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача осталь­ных — максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, улавли­вая и повторяя все изменения в его движениях, тем самым обеспечи­вая точную передачу информации стоящим сзади. По команде психолога дети останавливаются, первый встает в конец «паровоза», снова продолжается движение, пока все не побудут вроли ведущего и ведомого. Усложнение упражнения: увеличение количества детей в«паровозике», усложнение траектории движения (крутые повороты, ограничение движений по высоте — идти согнувшись и т.п.).

 

Следующий этап — соревнования, в которых группа разбивается на команды. Условия должны включать как самостоятельную активность каждого ребенка из пары, так иих взаимодействие, когда можно и нужно помогать друг другу, чтобы победить в соревновании.

 

29. «Представление».Дети встают или садятся в круг. Один (двое или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики ипантомимики какой-либо предмет, растение или животное. Сидя­щие вкругу угадывают. Тот, кто первым угадает, встает в центр круга и изображает один или с партнерами что-то свое и т.д. Более слож­ный вариант, когда психолог или кто-то из детей задает на ушко ис­полнителям образ или ситуацию, которую надо изобразить.

 

Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 223

 

30. «Телевизор». Дети разбиваются на две группы. Первая группа «съёмочная») задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (фрагмент литературного произведения, фантастическая ситуация и др. ). Один участник «зрительской» группы приглашается на просмотр «немого» фильма: «съемочная» группа пантомимически разыгрывает свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник «зрительской» группы: первый ее участник один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее. Последний участник

из числа «зрителей» показывает фильм так, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант. После обсуждения группы меняются ролями.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.