Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 5. Произвольное внимание. Синестезии

 

39. «Приглядывание».Психолог предлагает участникам вниматель­но присмотреться к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать детали, однозначно указывающие на человека, например, очки или другие чисто индивидуальные признаки.

 

40. «Прислушивание».Группа рассаживается полукругом. Психолог предлагает участникам не расслабляться и по его хлопку или указа­тельному жесту прислушаться к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседнем помещении, в коридоре, на улице, какие ощу­щения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе). На каждое прислушивание дается по 2—3 мин. После этого полезно обсудить ус­лышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущени­ям, к тому, что окружает человека извне.

 

41. «Прочти спрятанное предложение». На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие иско­мое предложение, спрятаны среди других букв.

«Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьенгвкжыптицыььщеврн».

Понятно, что задача будет усложняться по мере увеличения текста.

 

42. «Звонкое слово».Дети стоят в кругу, по очереди называя числа (овощи, растения, города, посуду). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (или из овощей — огурец, из цве­тов — сирень, из городов — Москва, из посуды — чашка). Не назы­вая запретного числа (слова), ребенок должен хлопнуть в ладоши.



 

43. «Скалолаз».Ребенок должен пройти вдоль свободной стены (скалы), фиксируясь минимум тремя «точками опоры» и едино­временно передвигая только одну конечность. Оторвав или передви­нув одновременно две конечности, он считается «сорвавшимся».

 

 

226 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

44. «Запретное движение». Психолог показывает различные дви­жения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является за­претным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться или делать движение в противоположную сторону — шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх.

45. «Гонка за лидером». Дети стоят за стульями, расставленными кругом. Двое (четверо) участников соревнования, чьи позиции были напротив друг друга, бегут, огибая стулья, «змейкой», вперед спи­ной, каждый стараясь догнать соперника. Через пять кругов определя­ется победитель. Им считается тот, кто догнал или приблизился к со­пернику. Если кто-то из них три раза задел за стул, то он считается проигравшим.

46. «Внимательный». Ставится стул и дается команда начать дей­ствовать в следующем порядке: один раз обойти стул и один раз от­жаться (или прыгнуть или присесть), затем два раза обойти стул и два раза отжаться и так далее до 10 раз. Затем то же, но в обратном по­рядке — от 10 до 1. При этом играющий имеет право обходить стул только в одном направлении; каждый вслух ведет отсчет отжиманий и количество обходов стула.

Усложненные варианты этого упражнения: по сигналу ребенок меняет направление движения на противоположное — 1 раз приседа­ет и 2 раза подпрыгивает и т.д.

47. «Повтори за мной». Ребенок, начинающий игру, демонстри­рует своему сопернику придуманный им ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что сложность задания не позволит тому его повторить. Если так и происходит, то автор должен сам воспроизвес­ти свое задание, в противном случае он же и выбывает. Если же со­перник справился с заданием, то уже он предлагает следующему иг­року свой образец для повтора.

48. «Японская машинка». Это упражнение направлено прежде все­го на развитие внимания в разных модальностях. Кроме того, оно тре­бует полной сосредоточенности, участия памяти и умения ориенти­роваться в окружающих условиях в ситуации ограниченного времени (задается темп). Наблюдая за выполнением упражнения, можно вы­делить лидеров группы, «компаньонов», «отверженных». Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера, и за установлением контакта между членами группы.

Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается но-

 

 

Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 227

 

мер «ноль». Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» — удар ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» — удар правой ладо­нью, на счет «три» — удар левой ладонью и т.д. Одновременно с уда­ром правой ладонью ведущий начинает игру, произнося свой номер: «Ноль». На удар левой ладонью он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. (При этом участники, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое приглашение взгля­дом.). Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). Участ­ник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако, сидеть в полукруге и отстукивая ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например: «Третьего нет», и продол­жает игру.

Ошибками считаются: сбой темпа; неправильное называние сво­его номера или номера партнера; приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет); приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом. Возможные пути усложнения игры: убыст­рение темпа, изменение направления расчета участников, расчет нечетными числами или буквами.

 

Развитию внимания, памяти и произвольности способствуют также игры, происходящие во внутреннем плане действия.

 

49. «Муха».Играть может любое количество людей. Каждый пред­ставляет себе поле, как для «крестиков-ноликов» размером 3x3, в се­редине которого сидит муха. Игра состоит в том, что каждый из учас­тников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, про­тивоположный предыдущему. Проигрывает тот, кто выпускает муху за поле. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, например, проигравший должен выполнить какое-либо задание, а выигравший получает приз.

 

50. «Фокус».По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь себя, в свое тело, так, будто ничего больше на свете не суще­ствует. Затем с периодичностью от 5 до 30 сек. психолог подает коман­ды: «Правая кисть», «Мизинец левой ноги», «Левое колено» ит.д. После определенной команды каждый должен сосредоточиться на той части тела, которая указана.

Более сложная задача — услышать свой пульс, а затем почув­ствовать его в соответствующей части тела. Другим вариантом уп­ражнения является восприятие указанной части тела как максималь­но разогретой.

 

228 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Синестезии

 

Известно, что любое наше состояние: сон — бодрствование, усталость — активность, радость — печаль и т.п. — контролируется моз­гом. В последние годы ученые доказали, что человек может сам управ­лять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи». На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения и т.п.

Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-пер­вых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображе­ния ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его соб­ственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в резуль­тате составить, собрать картину, образ которой поможет ему макси­мально расслабиться или, наоборот, собраться, оказывает стимули­рующее действие и т.д. Поэтому в конце каждого из упражнений ре­бенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их.

 

51. «Зрительные представления».

а) Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квад­рат. «Покрасьте» фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немно­го тон на более светлый или более темный; представьте себе, как фигура приобретает более «теплый» и более «холодный» цветовой от­тенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; по­пробуйте наложить их друг на друга; подберите сочетание цветов и размеров так, чтобы вам было приятно смотреть на них.

б) Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или не­одушевленный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропор­ции, цвет. Вообразите, как он ведет себя при слабом дуновении ве­терка и в бурю. Представьте как постепенно этот предмет окружается другими предметами. Меняйте эти декорации до тех пор, пока ваша картина не понравится вам до такой степени, что вам захочется все это ощутить в реальности.

Что у вас получилось? Что это было?

 

52. «Тактильные и кинестетические представления».

а) Представьте себе свои ощущения, когда вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). При­коснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу, только что выпавшему и тающему; к разным цветкам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку.

 

 

Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 229

 

б) Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод), силу давления на вашу руку. Погладьте кошку, собаку, жабу, ежа.

в) Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (песок, галька, ракушки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в гору, вползаете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играете в теннис, футбол, волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу (шелк); занимаетесь различными бытовыми действиями и т.д. Поста­райтесь ощутить напряжение мышц и силу, которая вам для всего

этого необходима.

г) Представьте, что ручка медленно пишет ваше имя. Как оно будет написано, если вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, вам скучно? Как вы — поэт записываете: «Буря мглою небо...»?

53. «Обонятельные и вкусовые представления».

Представьте себе, что вы вдыхаете запах: прибитой дождем

пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д.

54. «Слуховые представления».Представьте себе голоса знакомых вам людей; вообразите, как они произносят что-то вопросительно, удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме, скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, на­бегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон; звуки различных музыкальных инструментов.

 

55. «Синестетические образы».

а) Психолог предлагает представить и назвать предметы, фрук­ты, цветы определенного цвета, например красного, или определен­ной формы. Через минуту по его сигналу — предметы синего цвета и т.д. (подобных заданий может быть 5—6). Сначала упражнение выпол­няется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Напри­мер, глаза направо — помидор, налево — вишня (или вверх — трава,

вниз — огурец).

б) Вспомните и постарайтесь воссоздать переживание различных чувств: радости, страха, ярости, покоя, удивления, раскаяния. Пользуясь теми образами, которые вы воспроизвели ранее, «введите» эти чувства в соответствующие декорации, где сочетались бы все те представления, которым вы научились. Это может быть один изоли­рованный образ, но ощущаемый вами всеми органами чувств, а мо­жет — пейзаж, законченное сценическое или кинематографическое

 

 

230 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками.

в) Закройте глаза, представьте образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте измениться: молодой человек постепенно превращает­ся в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветви­стое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний — в осенний; старуха нищенка — в красавицу; лягушка — в царевну. По­пробуйте изобразить это только своим телом, в рисунке, расскажите, что произошло.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.