Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет

 

 

Эта программа может использоваться:

1) для индивидуальных занятий ребенка с психологом,

2) для индивидуальных занятий ребенка с родителями или заменяющими их людьми.

 

Психолог проводит занятия два раза в неделю; при этом обяза­тельнымусловием является отработка дома с родителями упражне­ний, выполняемых на занятии. Только вэтом случае работа будет эффективной. Родители проводят дома упражнения, усвоенные на занятии, втечение 3—5 дней. Дыхательные упражнения выполняют­ся лишь при наличии достаточной подготовки у взрослого, занима­ющегося с ребенком.

Все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигательные, ползание на спине, животе, четвереньках, растяжки) выполняются по команде взрослого в медленномтемпе 6—8 раз в течение занятия.

В некоторых случаях родители после консультации со специалис­том могут заниматься с ребенком дома самостоятельно, тогда каждое занятие также выполняется в течение 3—5 дней.

Программа для индивидуальных занятий ребенка с психологом (ба­зовая) приведена полностью.

Программа для занятий ребенка с родителями представляет собой сокращенный вариант базовой, поэтому в конце каждого занятия указаны номера упражнений, которые исключаются при работе дома, и приводятся упражнения, отличающиеся от тех, что выполнялись ребенком на занятии со специалистом.

 

Занятие 1

1. Дыхательные упражнения. Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот.

2. Глазодвигательные упражнения. Исходное положение (и.п.) — лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз



 

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 245

 

и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок дол­жен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

 

 

3. «Качалочка». И.п. — ребенок сидит, обхватив согнутые ноги руками, затем откатывается назад, ложась на спину, и возвращается в И.п. Во время выполнения всего упражнения ноги у ребенка согну­ты, и онобхватывает их руками.

4. «Лодочка». Ребенок ложится на живот, руки вытягивает впе­ред, приподнимает прямые ноги. По команде взрослого он должен прогнуться и покачаться втаком положении.

5. Ползание. Ребенок ползает на спине,на животе(как сможет).

6. Массаж ладоней и пальцев. Помассируйте ребенку пальцы на руках, ладони, повращайте ребенку руки в кистевом суставе по часо­вой стрелке и против нее.

7. Рисование на спине и руках геометрических фигур и букв.

Вспомните с ребенком, какие геометрические фигуры он знает (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб), и нарисуйте их на листе бумаги. Затем нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из геометрических фигур и попросите его сказать, какая фигура нарисо­вана. То же проделайте на руках ребенка, рисуя на обеих сторонах кисти (во время рисования на кистях рук глаза у ребенка должны быть закрыты).

8. «Животные-детеныши». Вспомните с ребенком, как называ­ются детеныши животных. Подберите соответствующие иллюстрации, например, изображения собаки и щенка, коровы и теленка, курицы и цыпленка и т.п.

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.

246 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятие 2

 

1. Дыхательные упражнения.Исходное положение (И.п.) —лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает глубокий вдох через нос, втягивая при этом живот, затем — выдох через широко открытый рот, надувая живот как шарик.

 

2. Глазодвигательные упражнения.Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, только рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе.

 

 

3. «Растяжки».Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат вдоль тела. По команде взрослого ребенок на вдохе через нос прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе через широко открытый рот возвращается в исходное положение.

 

4. «Бревнышко».Ребенок должен покататься по полу, как «брев­нышко»:

1) с прямыми руками и ногами, руки прижаты к бокам («по стойке смирно»);

2) с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга.

Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать.

 

5. Ребенок лежит на полу, руки и ноги не скрещиваются. По команде взрослого ребенок должен:

1) приподнять голову (взрослый следит, чтобы в это время ребе­нок не напрягал и не поднимал плечи) и опустить ее;

2) сесть из положения лежа без помощи рук.

 

6. Определение фактуры поверхности предметов.Покажите, на­зовите и дайте потрогать ребенку предметы с разной фактурой по­верхности (гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т.д.). Затем пред­ложите ребенку ощупать материал двумя руками вслепую (с закры­тыми или завязанными глазами) и назвать ощупываемый предмет, то же самое проделайте с каждой рукой по отдельности.

 

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 247

 

Если ребенок затрудняется назвать предмет, предложите ему ощупать материал одной рукой и найти этот же материал сначала этой же рукой, а затем другой.

 

7. Массаж ступней.Предложите ребенку походить босиком по неровной поверхности — массажному коврику, фасоли, насыпанной в таз.

 

8. «Игра в животных».Предложите ребенку показать вам какое-либо животное (корову, собаку, кошку, лягушку и т.д.), подвигаться, как это животное, воспроизвести звуки, которые издает это животное, так, чтобы вы могли догадаться, что за животное изображает ребенок.

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 6-го и 8-го.

Занятие 3

 

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде взрослого ребенок делает глубокий вдох через нос, надувая живот, как шарик, затем ребенок делает выдох через широко открытый рот, втягивая живот.

 

2. Глазодвигательные упражнения.Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачи­вается в ту же сторону, что и глаза (глаза за предметом вправо — язык вправо, глаза вверх — язык вверх и т.д.).

 

 

 

3. «Растяжки».И.п. — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, одна рука лежит на диафрагме, другая на животе. По коман­де взрослого на вдохе ребенок прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе возвращается в исходное положение, при этом руки, надавливая на живот и диафрагму, помогают ему сделать это.

 

4. Ползание на животе.Ребенок должен поползать на животе:

1) только при помощи ног (руки лежат на спине);

2) только при помощи рук, отталкиваясь сразу обеими руками;

3) только при помощи рук, отталкиваясь каждой рукой попе­ременно.

 

248 Часть III. Дидактические материалы

 

5. Ползание на спине. Ребенок должен поползать на спине с помо­щью только ног (руки лежат на животе):

1) отталкиваясь одновременно обеими ногами;

2) отталкиваясь попеременно то левой, то правой ногой.

6. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь напра­во, налево, снизу вверх и сверху вниз.' Последовательно каждый па­лец изображает «змейку»; если движение не получается, взрослый помогает.

7. «Волшебный мешочек». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, каме­шек, мелкие игрушки ит.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом ребенок должен ощупывать предмет как двумя руками, так и каждой рукой по очереди. Перед

 

Рис. 33

 

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 249

 

началом игры следует показать ребенку предметы из мешочка и обсудить, что это за предметы.

Так же можно поиграть с вырезанными из картона геометричес­кими фигурами.

8. «Профессии». Обсудите с ребенком, какие он знает профессии (повар, портной, летчик, врач и т.д.), чем занимаются люди этих про­фессий, какими инструментами и предметами пользуются (рис. 33).

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 1-го и 8-го.

Занятие 4

 

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде взрослого, делая вдох через нос, ребенок поднимает правую руку так, чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, ребенок опускает руку. Затем ребенок выполняет упражнение, поднимая и опуская левую руку.

2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачи­вается в другую от глаз сторону (глаза за предметом вправо — язык влево, глаза вверх — язык вниз, глаза к кончику носа — язык высо­вывается ит.д.).

 

 

3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки за голову. По команде взрослого на вдохе ребенок прогибает спину сопорой на плечи и копчик, на выдохе голова и руки приподнимаются так, чтобы ребенок увидел свои колени, локти к голове не сводятся.

4. Ползание. Ребенок должен поползать на животе «по-пластунски»:

1) одновременно сгибаются правые рука и нога — ребенок от­талкивается ими от пола, затем — левые рука и нога;

2) одновременно сгибаются правая рука и левая нога — ребенок отталкивается ими, затем левая рука и правая нога.

5. «Сортировка». Смешайте небольшое количество фасоли и го­роха или мелких и крупных бусинок и попросите ребенка положить

 

 

250 Часть III. Дидактические материалы

фасоль в одну тарелку, горох во вторую, важно, чтобы ребенок рабо­тал обеими руками.

6. «Угадай, что за звук». Предложите ребенку послушать, как звучат любые предметы и материалы (погремите карандашами в коробочке или стакане, пошуршите смятой бумагой, пощелкайте ножницами, позвените ложечкой в стакане, пошуршите пакетом и т.д.). Затем предложите ребенку с закрытыми глазами определить, какой из предметов издает шум.

После того как ребенок хорошо научится определять источник звуков, усложните задание, предлагая ребенку для угадывания последовательность из двух или трех шумов.

7. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять мяч об пол, сначала держа его двумя руками, затем попеременно правой и левой руками.

 

Какие картинки подходят к каждому из времен года? Соедини линиями.

Рис. 34

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 251

 

8. «Времена года». Обсудите с ребенком, какие времена года он знает: как они называются, в каком порядке идут друг за другом, что происходит в природе во время каждого из времен года (рис. 34).

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

 

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го.

 

Занятие 5

 

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде взрослого, делая вдох через нос, ребенок поднимает правую ногу так, чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, ребенок опускает ногу. То же самое упражнение проделать с левой ногой.

2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии I, при этом ребенок перемещает предмет само­стоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ве­дет предмет вверх, вниз и к носу); руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях. Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, правая рука под головой, левая рука держит левое колено. По команде взрос­лого на вдохе ребенок прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе локоть правой руки касается левого колена. Повторить это упражнение, поменяв руки местами (левая рука под головой, правая рука держит правое колено).

4. Ползание. Ребенок стоит на четвереньках (на руках и коленях).

1) Делает шаг сначала правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой и т.д. Важно, чтобы ребенок одновременно переставлял руку и ногу. После этого упражнение выполняется в обратном направле­нии (ребенок пятится назад).

2) Ребенок делает шаг сначала правой рукой и левой ногой, за­тем левой рукой и правой ногой. Потом это же упражнение он выпол­няет в обратном направлении.

5. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять об пол мячом и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши один раз.

6. «Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, фасоль, горох, бумажные шарики и т.д.). Если потрясти коробочки,

 

252 Часть III. Дидактические материалы

 

они создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набо­ра и трясет ее, ребенок прислушивается к шуму с закрытыми глазами. Затем ребенок берет по одной коробочке из своего набора и, потря­хивая, находит аналогично шумящую. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.

7. «Разрезные картинки». Дайте ребенку два одинаковых изобра­жения, целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, потом без него. Количество фрагментов должно постепенно увеличиваться, а элементы усложняться по конфигурации.

8. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая его правой рукой, например «1-2-1», ребенок повторяет ритмический рисунок той же рукой. Затем ритм задается взрослым левой рукой, ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой рукой.

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го и 8-го.

Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Сортировка».

«Сортировка». Смешайте небольшое количество мелких и круп­ных бусинок (или бусинки разных цветов) и попросите ребенка ра­зобрать бусинки: мелкие положить в одну тарелку, крупные — во вто­рую. Важно, чтобы ребенок работал обеими руками.

Занятие 6

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде взрослого, делая вдох через широко открытый рот, ребенок подни­мает правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делая выдох через нос, ребенок опускает руку и ногу. То же самое проделать с левой рукой и ногой.

2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 2 (язык высунут и спокойно лежит на нижней губе), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, дер­жа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет

 

 

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 253

 

вверх, вниз и к носу). Руки во время упражнения прямые и не сгиба­ются в локтях.

Затем то же самое ребенок проделывает согнутыми в локтях ру­ками.

3. «Растяжки». Лечь на спину, правая рука под головой, левая лежит вдоль тела, ноги согнуты в коленях. По команде взрослого ре­бенок на вдохе прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на вы­дохе локоть правой руки касается правого колена. Затем он должен повторить это упражнение, поменяв руки местами (левая рука под головой, правая рука лежит вдоль тела).

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­вит перекрещивая:

1) Делает шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем ле­вой рукой и левой ногой ит.д. Важно, чтобы ребенок одновременно переставлял руку и ногу. Затем он выполняет это же упражнение, дви­гаясь назад (пятясь).

2) Делает шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой. Затем ребенок выполняет это же упражнение, двигаясь назад.

5. «Ладушки». Играют взрослый с ребенком: каждый делает хло­пок в ладоши, затем хлопок двумя руками с партнером, снова хло­пок в ладоши, затем хлопок в ладоши с партнером «левая—правая», еще раз хлопок в ладоши, затем хлопок с партнером «правая—левая» и т.д.

6. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять об пол мячом и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши два раза.

7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя рука­ми, например, два удара правой рукой, три — левой рукой; ребенок воспроизводит ритм двумя руками в том же порядке.

По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно услож­нять и удлинять, например, «1» — правой рукой, «3» — левой рукой, «2» — правой рукой и т.п.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать одновременно двумя руками горизонтальные линии:

1) обе руки рисуют линии слева направо,

2) обе руки рисуют линии справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно рисует справа налево,

 

 

254 Часть III. Дидактические материалы

 

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно рисует слева направо.

Повторите упражнение, предложив ребенку нарисовать вертикальные линии.

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

 

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го.

 

Занятие 7

 

1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команд взрослого, делая вдох через нос, ребенок поднимает правую руку левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, ребенок опускает руку и ногу. То же самое упражнение проделать с левой рукой и правой ногой.

2. Глазодвигательные упражнения.Упражнение выполняется так же, как на занятии 3 (язык поворачивается в ту же сторону, что глаза), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх вниз и к носу). Руки остаются прямыми и не сгибаются в локтях.

Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

3. «Растяжки».«Звездочка»: ребенок лежит на спине в позе звезды — слегка разведя руки и ноги. Взрослый берет одну руку ребенка немного растягивает ее (другая рука и ноги лежат расслабленно), за­тем другую. То же — с ногами. Затем ребенок самостоятельно тянет правую руку на вдохе, на выдохе — расслабляет, то же — с левой ногой, затем левой рукой, затем правой ногой.

4. Ползание.Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно друг другу (см. занятие 5), при этом он одновременно перемещает од­ноименные руку и ногу (либо разные — как ему удобнее).

Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «шагающей» руки (перемещается правая рука — язык поворачивается вправо, пе­ремещается левая рука — язык поворачивается влево). Это же упраж­нение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

5. Ползание.Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно друг другу. Рот открыт, язык высунут и двигается в противоположную от «шагающей» руки сторону (перемещается правая рука — язык по­ворачивается влево, перемещается левая рука — язык поворачивается вправо). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад.

 

 

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 255

 

6. «Развитие чувства ритма».Психолог задает ритм, отстукивая его правой ногой, например «1-2-1», ребенок повторяет ритмический рисунок той же ногой. Затем ритм задается левой ногой, ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой ногой.

7. «Дорисуй предмет до целого».Предложите ребенку изображе­ние с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутству­ющие элементы и назвать их.

8. «Рисование двумя руками».Прикрепите лист ватмана на любую вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать одновременно двумя руками круги:

1) обе руки рисуют круги слева направо,

2) обе руки рисуют круги справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука в это же время рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно рисует слева направо.

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

 

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го.

Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Игры с мячом».

«Игры с мячом».Научите своего ребенка ударять об пол мячом и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши один раз.

 

Занятие 8

 

1. Дыхательные упражнения.И.п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:

1) делает вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, одновременно под­нимает правую руку так, чтобы она «смотрела» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, одновременно опускает правую руку.

Далее повторять пункты 2 и 3.

После этого ребенок выполняет упражнение, поднимая и опус­кая левую руку.

 

2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 4 (язык поворачивается в противоположную от глаз сторону), при этом ребенок перемещает предмет самостоятель-

 

 

256 Часть III. Дидактические материалы

 

но, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет пред­мет вверх, вниз и к носу), руки во время выполнения этого упражне­ния прямые и не сгибаются в локтях.

Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

 

3. «Растяжки».Лечь на спину, ноги согнуты, руки вытянуты в стороны, руки одновременно перекатываются по полу таким обра­зом, чтобы правая рука оказалась вытянутой вверх, а левая рука лежа­ла вдоль тела, голова наклоняется в сторону правой руки, колени — в сторону левой руки.

Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука перека­тывается вверх, правая рука перекатывается вниз.

4. Ползание.Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза смотрят вправо, шаг делает левая рука -глаза смотрят влево). Это же упражнение ребенок выполняет, двига­ясь назад (пятясь).

5. Ползание.Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза поворачиваются в противоположную от «шагающей» руки сторону (шаг делает правая рука — глаза смотрят влево, шаг де­лает левая рука — глаза смотрят вправо). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

6. «Развитие чувства ритма».Взрослый задает ритм двумя нога­ми, например, «2» — правой ногой, «3» — левой ногой, ребенок вос­производит ритм двумя ногами, в том же порядке.

По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно услож­нять и удлинять, например, «1» — правой ногой, «3» — левой ногой, «2» — правой ногой и т.п.

7. «Развитие внимания».Предложите ребенку задание на развитие внимания: если вы хлопаете в ладоши один раз — ребенок хлопает в ладоши два раза, если вы хлопаете в ладоши два раза — ребенок хлопает один раз; во время выполнения упражнения хлопните три раза — ребе­нок должен понять, что на три хлопка делать ничего не надо.

8. «Рисование двумя руками».Прикрепите лист ватмана на любую вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать одновременно двумя руками волны:

1) обе руки рисуют волны слева направо,

2) обе руки рисуют волны справа налево,

 

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 257

 

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно рисует слева направо.

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы дается упражнение «Игры с мячом».

«Игры с мячом».Научите своего ребенка ударять об пол мячом и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши два раза.

Занятие 9

 

1. Дыхательные упражнения.И.п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:

1) делает вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимает правую ногу так, чтобы она «смотрела» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, опускает правую ногу.

Далее повторять пункты 2 и 3. Это же упражнение ребенок проде­лывает левой ногой.

 

2. Глазодвигательные упражнения.И.п. — ребенок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина прямая.

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок дол­жен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

 

3. «Растяжки».Ребенок лежит на спине, ноги согнуты, руки вытянуты перед собой лодочкой (они не на полу, а «смотрят» в пото­лок). По команде взрослого ребенок кладет сложенные руки на пол вправо (верхняя рука может скользить по другой руке), колени в про­тивоположную сторону — влево. Это упражнение выполняется и на­оборот: руки кладутся влево, ноги вправо.

 

258 Часть III. Дидактические материалы

 

Рис.. 35

 

 

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 259

 

4. Ползание.Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука - глаза и язык поворачиваются вправо, шаг делает левая рука - глаза и язык поворачиваются влево). Это же уп­ражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

 

5. Ползание.Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно друг другу Глаза и язык поворачиваются в противоположную от «шагаю­щей» руки сторону (шаг делает правая рука - глаза и язык поворачива­ются влево, шаг делает левая рука - глаза и язык поворачиваются впра­во), ^го же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

 

6 «Развитие чувства ритма».Взрослый задает ритм руками и ногами, например, «2» - левой рукой, «2» - правой ногой, «3» -правой рукой; ребенок воспроизводит ритм в том же порядке.

 

7. «Развитие внимания».Предложите ребенку на специальном бланке зачеркнуть все звездочки, затем все квадраты и т.д. В качестве усложнения задания можно попросить ребенка поставить точки во все квадраты и зачеркнуть все круги и т.д. (рис. 35).

 

8. «Рисование двумя руками».Прикрепите лист ватмана на любую вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать одновременно двумя руками «заборчик»:

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево,

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно

рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно

рисует слева направо.

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

 

Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.

 

Занятие 10

1. Дыхательные упражнения. И.п. - лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:

1) делает вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимает правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, опускает правую руку и ногу.

Далее повторять пункты 2 и 3.

То же самое проделать с левой рукой и ногой.

 

 

Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 261

 

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­мая. Рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе (см. занятие 2).

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к перено­сице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секун­ды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. «Растяжки»

1) Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На счет «раз» ребенок сгибает правую ногу в колене, на счет «два» кла­дет ногу на пол коленом наружу, на счет «три» возвращает ногу в исходное положение. Затем упражнение выполняется с левой ногой.

2) Упражнение выполняется сразу двумя ногами.

4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а язык в противоположную сторону (шаг делает правая рука — глаза повора­чиваются вправо, а язык влево; шаг делает левая рука — глаза пово­рачиваются влево, а язык вправо). Затем это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

5. «Обводилки».Попросите ребенка обвести и закрасить предме­ты, нарисованные пунктиром (рис. 36).

6. «Найди отличия». Предложите ребенку две картинки, различа­ющиеся лишь отдельными деталями. Попросите его внимательно по­смотреть на картинки и сказать, чем они отличаются (рис. 37).

7. «Сутки». Обсудите с ребенком, какие существуют части суток (утро, день, вечер, ночь), как они называются, что происходит и что мы делаем в то или иное время суток. Подберите заранее соответст­вующие иллюстрации.

8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую вертикальную поверхность (дверь, стену, шкаф), дайте ребенку в каждую руку по карандашу или фломастеру и предложите нарисовать одновременно двумя руками «сложный заборчик»:

1) обе руки рисуют слева направо,

2) обе руки рисуют справа налево,

 

 

 

Пpограмм a 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 263

 

3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно рисует справа налево,

4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно рисует слева направо.

 

Домашнее задание (занятие с родителями)

Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го, 8-го.

Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Развитие чувства ритма».

«Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая его правой рукой, например, «1-2-1», ребенок повторяет ритмический рисунок той же рукой. Затем ритм задается взрослым левой рукой, ребенок воспроизводит ритмический рисунок левой рукой.

Занятие 11

 

1. Дыхательные упражнения. И.п.— лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваясь. По команде взрослого ребенок:

1) делает вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимает правую руку и левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, опускает правую руку и левую ногу.

Далее повторять пункты 2 и 3.

То же упражнение проделать левой рукой и правой ногой.

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина пря­мая. Рот ребенка открыт, язык высунут и двигается в ту же сторону, что и глаза (см. занятие 3).

Взрослый берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задержи­вать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребе­нок должен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. «Растяжки»

1)Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На счет «раз» ребенок сгибает правую ногу в колене, на счет «два» кла-

 

264 Часть III. Дидактические материалы

 

дет ногу на пол коленом внутрь, на счет «три» возвращает ногу в ис­ходное положение. Затем упражнение выполняется левой ногой.

2) Упражнение выполняется двумя ногами одновременно.

4. Ползание.Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста­вит перекрещивая. Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «шагающей» руки (рука делает шаг вправо — язык поворачивается вправо, рука делает шаг влево — язык поворачивается влево). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

5. Ползание. Р






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.