Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Организация управления торговлей

Министерство торговли РФ (Минторг России) – федераль­ный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направлен­ную на удовлетворение потребностей населения в товарах массово­го потребления и торговых услугах, организацию торгового обслу­живания в соответствии с современными требованиями, защиту прав и интересов покупателей.

Соответственно в функции министерства входят: разработка и реализация государственной политики торговли и общественного питания; координация работы по защите потребительского рынка от некачественных отечественных и импортных товаров; органи­зация конкурсного размещения заказов на поставку товаров на­родного потребления; организация федеральных ярмарок по опто­вой продаже товаров народного потребления; поддержка деятель­ности товарных бирж; определение технологических требований к услугам розничной торговли и производству продукции общест­венного питания для внутреннего потребительского рынка; орга­низация государственного контроля за качеством товаров и защи­той прав потребителей и т.д.

Следует учитывать, что основные функции в области организа­ции внутренней торговли отнесены к компетенции органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (развитие розничной, фирменной и оп­товой торговли, управление подведомственными торговыми пред­приятиями и т.д.).

Государственный контроль и надзор

 

Государственный контроль за соблюдением норм и правил тор­говли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, за качеством и безопасностью товаров народного потребления в орга­низациях промышленности, торговли и общественного питания непосредственно осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), входящая в систему Министерства торговли.



В ее задачи входит искоренение злоупотреблений в торговле и общественном питании, недопущение на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля являются все организации и предприятия торговли и общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной принадлеж­ности, а также граждане, реализующие и производящие товары или услуги.

Госторгинспекция состоит из Департамента и территориаль­ных управлений в субъектах РФ. Главный государственный ин­спектор по торговле – глава Департамента – назначается Прави­тельством РФ.

Департамент Госторгинспекции организует работу и контроли­рует деятельность территориальных инспекций; вносит предложения о снятии с производства товаров, опасных для здоровьяижизни; производит контрольные закупки; проверяет документацию торговых организаций; дает обязательные для них предписания об устранении выявленных нарушений, о снятии с реализации товаров, о приостановлении приемки товаров, о наложении на виновных штрафных санкций. Аналогичны функции и полномочия территориальных инспекций, которые также контролируют соблюдение порядка применения цен, стандартов по качеству товаров, решают жалобы покупателей, причем их решения обязательны для продавцов. В своей деятельности органы Госторгинспекции руководствуются также Федеральным законом «О защите прав по­требителей» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова современная система управления отраслями промышленно­го производства?

2. В чем состоят основные функции управления агропромышленным комплексом?

3. Какие особенности характерны для действующей системы управле­ния транспортным комплексом?

4. Как можно различить функции управления природопользованием и охраной природных ресурсов?

5. Из каких элементов слагается система управления финансовой де­ятельностью?

Глава 23. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ

Управление образованием

 

Система образования – общего (начальные, средние школы, гимназии, лицеи), начального профессионального (училища и т.п.), среднего специального (техникумы, колледжи и т.п.) и высшего профессионального (университеты, академии, институ­ты) – развивается под регулирующим воздействием Министерст­ва общего и профессионального образования РФ (Минобразование России). Оно, однако, не является единственным органом испол­нительной власти, действующим в данной сфере.

Учебные заведения различного профиля могут быть подведом­ственны иным федеральным органам исполнительной власти. Это особенно заметно в сфере деятельности министерств обороны, внутренних дел, здравоохранения и ряда служб (например, нало­говой, таможенной и т.д.). В этих условиях возрастает координи­рующая роль Минобразования.

Министерство общего и профессионального образования – фе­деральный орган исполнительной власти, проводящий государст­венную политику в образовательной сфере и координирующий в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти. Он осуществляет государственное управление общим и профессио­нальным образованием во всех его формах путем регулирования, а также руководства непосредственно находящимися в его ведении наиболее крупными и имеющими общефедеральное значение обра­зовательными учреждениями. В его функции входит также общее руководство научной деятельностью вузов.

Министерство в своей деятельности руководствуется Федераль­ным законом «Об образовании» от 13 января 1996 г.

Минобразование в пределах своей компетенции принимает меры по реализации концепции образования; контролирует дея­тельность федеральных органов исполнительной власти и таких же органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправле­ния в этой области; разрабатывает типовые положения об образо­вательных учреждениях; реализует кадровую политику в сфере образования и научной деятельности; определяет перечень профес­сий и специальностей, по которым ведется профессиональная под­готовка; определяет порядок такой подготовки; устанавливает правила приема в государственные образовательные учреждения; разрабатывает государственные образовательные стандарты; ут­верждает положения о государственной аттестации выпускников образовательных учреждений; устанавливает порядок лицензиро­вания, аттестации и государственной аккредитации таких учреж­дений и т.д.

К его ведению отнесено также общее руководство в сфере под­готовки научно-педагогических кадров. В настоящее время в структуре Минобразования функционирует Высшая аттестацион­ная комиссия (ВАК), призванная обеспечивать проведение единой политики в области подготовки и аттестации научных и научно-пе­дагогических работников высшей квалификации.

Минобразование создает, реорганизует и ликвидирует подве­домственные ему учреждения, устанавливает для них контрольные цифры ежегодного приема обучающихся. В отношении неподведомственных образовательных учреждений, включая негосударственные и частные, оно осуществляет общее регулирование! (например, по вопросам методического характера), а также кон­троль за соблюдением ими законодательства об образовании.

Нормативные правовые акты Минобразования обязательны для исполнения для всех органов, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Ему предоставлено право инспекти­ровать все виды таких учреждений независимо от их ведомствен­ной подчиненности и характера (например, частные).

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют примерно такие же функции и полномочия в отношении подведом­ственных им образовательных учреждений.

Образовательные учреждения

 

Все они осуществляют образовательный процесс в его различ­ных формах (очное, вечернее, заочное, экстернат), руководствуясь утверждаемыми Правительством РФ типовыми положениями. Так, действуют такого рода положения об образовательных учреж­дениях дошкольного типа, о начальных, основных (девятилетних) и средних учреждениях, о вечернем образовательном учреждении, о высшем и послевузовском образовании и т.д.

Образовательные учреждения проходят лицензирование, т.е. получают в соответствующем органе управления образованием разрешение на осуществление образовательной деятельности. Кроме того, установлен порядок государственной аккредитации учреждений, суть которой в подтверждении соответствия данного учреждения требованиям законодательства об образовании, что дает ему право на приобретение государственного статуса. В част­ности, учреждение после аккредитации вправе выдавать своим вы­пускникам официальные государственные аттестаты и дипломы. Это право закрепляется выдачей государственного свидетельства, действующего в течение пяти лет. Одновременно принимается устав учреждения.

В течение этого срока образовательное учреждение проходит аттестацию, целью которой является установление соответствия его деятельности требованиям, вытекающим из лицензии и свиде­тельства об аккредитации, а также образовательным стандартам. По результатам аттестации учреждение может лишиться государ­ственной аккредитации. Например, это возможно при обнаруже­нии несоответствия его деятельности государственному образова­тельному стандарту, устанавливающему качественные характеристики подготовки по той или иной специальности независимо от формы образования (образовательная программа).

Контроль за правомерностью деятельности аккредитованных образовательных учреждений осуществляется Государственной аттестационной службой Минобразования. При обнаружении не­соответствия образования государственному стандарту служба направляет учреждению рекламацию. Если в течение двух лет пос­ледует повторная рекламация, образовательное учреждение лиша­ется аккредитации.

Минобразование вправе лишить образовательное учреждение лицензии в случае нарушения им условий деятельности.

Управление внутренними делами образовательных учрежде­ний организуется в зависимости от их типа. Так, средние учебные заведения управляются советами, педагогическими советами, со­ветами попечителей – выборными органами, возглавляемыми ру­ководителями – заведующими, директорами. Порядок выборов и полномочия органов определяются их уставами.

Управление высшими учебными заведениями строится на сле­дующих основах. Ученый совет является органом общего руковод­ства, выборы в состав которого проводятся общим собранием педа­гогического коллектива путем тайного голосования.

Возглавляет вуз ректор, избираемый на срок до пяти лет. Итоги выборов подлежат утверждению со стороны органа управления об­разованием, которому данный вуз подведомствен.

Структурные подразделения вуза – факультеты, отделения. Они возглавляются деканами, избираемыми ученым советом. Ка­федра – основное научно-педагогическое подразделение вуза. За­ведующие кафедрами также избираются ученым советом.

Функции Минобразования в области аттестации научных и на­учно-педагогических кадров распространяются на всю систему вузов и научно-исследовательских учреждений. Суть их состоит в обеспечении единства требований в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации и в осуществлении государственно­го контроля в этой области.

В вузах и научно-исследовательских учреждениях образуются специализированные диссертационные советы по защите доктор­ских и кандидатских диссертаций. Их создает Высшая аттеста­ционная комиссия. Она же утверждает персональный состав со­ветов и предметы их деятельности (перечни научных специаль­ностей).

ВАК присуждает ученую степень доктора наук на основании ходатайства диссертационного совета, на заседании которого в ре­зультате тайного голосования была положительно оценена пуб­лично защищенная докторская диссертация. ВАК проводит науч­ную экспертизу докторских диссертаций, причем имеет право от­казать в присуждении искомой ученой степени.

Результаты публичной защиты диссертаций на соискание уче­ной степени кандидата наук вступают в силу с момента принятия специализированным советом соответствующего решения и не нуждаются в их подтверждении со стороны ВАК. Но аттестацион­ная комиссия вправе проводить выборочные проверки диссертаци­онных дел.

ВАК также присваивает по представлению ученых советов вузов и научно-исследовательских учреждений ученое звание про­фессора.

Ученое звание доцента, старшего научного сотрудника и др. присваивается на основании решения ученого совета руководите­лем соответствующего учреждения.

Управление в области науки

 

Научная деятельность проявляется в различных организацион­ных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее го­сударственное регулирование осуществляется на основе Федераль­ного закона «О науке и государственной научно-технической поли­тике» от 23 августа 1996 г.

Министерство науки и технологий РФ (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводя­щим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения.

Миннауки: определяет приоритетные направления развития науки и техники; организует работы в области разрешения важ­нейших научно-технических проблем; осуществляет межотрасле­вую и межрегиональную координацию при формировании государственной научно-технической политики; утверждает номен­клатуру специальностей научных работников; координирует рабо­ты по формированию и использованию государственной системы научно-технической информации; готовит предложения о при­своении научным организациям статуса государственных науч­ных центров и т.д.

Миннауки также осуществляет государственную аккредита­цию научных организаций по представлению органов исполни­тельной власти. Российской академии наук и отраслевых акаде­мий наук. При осуществлении своих функций министерство взаи­модействует с Российской академией наук, отраслевыми акаде­миями, другими научными сообществами.

Определенную роль в регулировании отношений в сфере науч­ной деятельности играет Российское агентство по патентам и то­варным знакам (Роспатент). На него возложены исполнительные, контрольные, разрешительные и регулирующие функции приме­нительно к государственной регистрации и охране прав на изобре­тения. Агентство рассматривает заявки о выдаче патентов и свиде­тельств, проводит их экспертизу, осуществляет государственную регистрацию и выдает охранные документы. Патент является офи­циальным документом, свидетельствующим об исключительном праве его владельца на использование зарегистрированного изо­бретения. На основе лицензии возможна передача такого права физическим и юридическим лицам.

Научные организации

 

Научная организация – юридическое лицо независимо от ор­ганизационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятель­ность и подготовку научных работников. Это научно-исследова­тельские организации; научные организации вузов; опытно-кон­структорские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Учреждаются они на основе государственной аккредитации и выдачи соответствующих свидетельств.

Управление научными организациями осуществляется на базе сочетания государственного регулирования и самоуправления, т.е. в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. При учреждении научных организаций утверждаются их уставы. Руководители государственных научных организаций назначаются либо избираются в соответствии с их уставами. Органы исполни­тельной власти, учреждающие их, осуществляют контроль за эф­фективным использованием ими государственного имущества.

Центральное место в системе научных организаций принадле­жит Российской академии наук (РАН). Она является высшим на­учным учреждением России и представляет собой общероссийскую самоуправляемую организацию, действующую на основе рос­сийского законодательства и собственного устава.

РАН объединяет действительных членов (академиков) и чле­нов-корреспондентов академии, а также других научных сотруд­ников академических учреждений (институты, лаборатории и т.д.). Все имущество, используемое РАН, передано в ее собствен­ность.

РАН действует на основе устава, утвержденного общим собра­нием академии – ее высшим органом, решающим все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует в качестве исполнительного органа Президиум РАН в составе президента и вице-президентов, главного ученого секрета­ря, академиков – секретарей отделений, избираемых отделения­ми и утверждаемых общим собранием.

Отделения РАН – творческие и организационные центры, объ­единяющие членов академии по одной или нескольким специаль­ностям по соответствующему направлению деятельности. Напри­мер, отделение философии и права. В составе отделений действуют научно-исследовательские институты. Например, Институт госу­дарства и права.

РАН имеет свои региональные отделения. Например, Ураль­ское, Сибирское, Дальневосточное.

РАН и ее отделения и филиалы, институты обеспечивают иссле­дования по основным направлениям фундаментальной науки, а также научные исследования прикладного характера.

В стране существует немало отраслевых академий наук. Напри­мер, Российская академия архитектуры, Российская академия ме­дицинских наук и т.д. Это либо государственные научные учреж­дения, действующие в системе соответствующих федеральных ор­ганов исполнительной власти, либо самоуправляемые научные со­общества, не финансируемые государством. Например, Россий­ская академия естественных наук (РАЕН).

Следует иметь в виду, что академиями сейчас называются мно­гие высшие учебные заведения. Например, Московская государст­венная юридическая академия.

Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена в научно-ис­следовательских учреждениях системы соответствующих минис­терств, государственных комитетов и иных органов исполнитель­ной власти РФ и ее субъектов. В основном в них проводятся исследования по прикладным направлениям науки, что не исключает и фундаментальные научные работы. Руководство ими осуществляется по линии названных ранее государственных органов преиму­щественно на госбюджетной основе. Например, Всероссийский на­учно-исследовательский институт глазных болезней, подведомст­венный Министерству здравоохранения РФ, Всероссийский науч­но-исследовательский институт МВД РФ и т.д.

Вузовская наука – проявление эффективного использования научного потенциала вузов параллельно с решением образователь­ных и воспитательных задач. Государственная и финансовая дис­циплина при проведении научных исследований обеспечивается руководителями вузов. Исполнители: профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты, стажеры. К научной ра­боте привлекаются студенты.

В последние годы появилась новая форма научных организа­ций – государственные научные центры. Они создаются на базе существующих академических, ведомственных и вузовских науч­ных коллективов в интересах сохранения и развития ведущих на­учных школ мирового уровня. Создаются также федеральные на­учно-производственные центры (связь науки и оборонного произ­водства).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.