Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА № . ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Вопросы темы:

1.Предназначения и задачи РС ЧС

2. Режимы функционирования РСЧС

3. Органы управления РС ЧС

4. Силы и средства РС ЧС их предназначения по предупреждению и ликвидации ЧС.

 

РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуа­ций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

Основные задачи РСЧС:

■ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

■ осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

■ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

■ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

■ подготовка населения к действиям в ЧС;

■ организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;

■ прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий ЧС;

■ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

■ осуществление государственной экспертизы, надзора и контро­ля в области защиты населения и территорий от ЧС;

■ ликвидация ЧС;

■ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

■ реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их лик­видации;



■ международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и ор­ганизаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функцио­нальных подсистем (рис. 1.1) и имеет уровни (рис. 1.2): федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧСсоздаются в субъектах Рос­сийской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий. Каж­дая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Функциональные подсистемы РСЧСсоздаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнитель­ной власти по согласованию с МЧС России.

Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционируют в трех режимах:

■ повседневной деятельности;

■ повышенной готовности;

■ чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельностииспользуется при нормаль­ной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий.

В этом режиме осуществляются наблюдение и контроль за со­стоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и пре­вентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности орга­нов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

Режим повышенной готовности— функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, био­логической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

В режиме повышенной готовности при необходимости формиру­ются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстанов­ки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливаются де­журная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите на­селения, увеличению запасов материально-технических средств, по­вышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования гражданской обороны (ГО), предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и при необходимости осуществляется выдвижение их в район предпо­лагаемых действий.

Режим чрезвычайной ситуации— функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае при­менения противником средств поражения.

В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения. В район ЧС:

■ выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;

■ направляются силы и средства для проведения аварийно-спа­сательных и других неотложных работ;

■ принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших;

■ усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС;

■ приводятся в готовность защитные сооружения для приёма укрываемых.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, по­стоянно действующие органы управления, органы повседневного управ­ления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы РСЧС:

на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

■ на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

■ на муниципальном уровне (в пределах территории муниципаль­ного образования) — комиссия по предупреждению и ликвида­ции ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

■ на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и лик­видации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органи­зации.

В пределах федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности фе­деральных органов исполнительной власти и организации взаимо­действия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного само­управления и общественными объединениями в области защиты на­селения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупре­ждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, опре­деление их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ГО, которыми являются (см. рис. 1.2):

■ на федеральном уровне — МЧС России;

■ на межрегиональном — региональные центры;

■ на региональном — органы управления по делам ГОЧС, созда­ваемые при органах исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации;

■ на муниципальном — органы управления по делам ГОЧС, соз­даваемые при органах местного самоуправления;

■ на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

К органам повседневного управления РСЧСотносятся:

■ центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

■ центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

■ центры управления в кризисных ситуациях главных управле­ний МЧС России по субъектам Российской Федерации, инфор­мационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти;

■ единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных об­разований;

■ дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления под­чиненными органами и силами РСЧС и организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.

Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством Российской Федерации, а в территори­альных подсистемах — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Силы и средства РСЧС подразделяются таким образом (рис. 1.3):

■ силы и средства наблюдения и контроля;

■ силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроляосуществляют наблю­дение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.

Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧСвыполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других не­отложных работ.

В состав этих сил входят соединения и части Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в посто­янной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управле­ния ГОЧС по согласованию с федерачьными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организациями Российской Федерации.

Кроме сил РСЧС к ликвидации ЧС могут привлекаться специаль­но подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, опре­деляемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС при­меняются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда и с какой целью была создана РСЧС?

2. Перечислите основные задачи РСЧС.

3. Какие подсистемы входят в состав РСЧС? Каковы их состав и задачи?

4. Перечислите режимы функционирования РСЧС. Какие мероприятия включает в себя каждый из них?

5. Какие органы РСЧС относятся к координирующим?

6. Какие органы являются органами повседневного управления РСЧС? Перечислите их задачи.

7. Какие силы и средства входят в состав РСЧС?

8. Для чего предназначены силы и средства наблюдения и контроля?

9. Для чего предназначены силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС? Перечислите их состав.

ЗАДАНИЕ: Попробуйте сформулировать основные задачи, которые будут возложены на КЧС объекта экономики (КБГУ, какого-нибудь колледжа, ЖБИ 2, домоуправления №).

 

Литература: БЖД, 2010 г., Микрюков В.Ю., стр.10-17; БЖД, 2006 г, Воробьев Ю.Л., 2006 стр.57-64






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.