Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЗАЩИТА ПРИ АВАРИЯХ (КАТАСТРОФАХ) НАТРАНСПОРТЕ

Авария на транспорте— это повреждение транспортного средства. При этом авария с трагическими последствиями, связанными с гибелью людей, называется катастрофой.

Автомобильный транспорт

Автомобильная авария — одна из основных причин гибели людей в мирное время.

Существует несколько рекомендаций, как обезопасить себя во вре­мя аварии. Так, при возникновении аварии на автотранспорте, если вы видите, что предотвратить ее невозможно, постарайтесь принять наиболее безопасное положение, сгруппировавшись и закрыв голову руками. Во время аварии все мышцы должны быть до предела напряже­ны. Самое главное — препятствуйте своему перемещению вперед. Для этого, если вы сидите на водительском месте, вам необходимо вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Если вы в качестве пассажира сидите на переднем сиденье, то вам следует упереться в лицевую панель в салоне автомобиля, а если сзади — то в переднее сиденье. В случае если вы, находясь за рулем, не пристегнулись ремнем безопасности, вам следует прижаться к рулевой колонке, а на месте пассажира вы должны закрыть голову руками и завалиться набок. Не покидайте машину до ее остановки, так как шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при выпрыгивании из него.

Если авария связана с опрокидыванием или возгоранием транс­портного средства, постарайтесь как можно скорее покинуть его, ис­пользуя для этого в случае необходимости не только двери, но и окна.

Если машина упала в воду, двери открывать не следует, так как вода тут же хлынет внутрь и машина начнет резко погружаться. Выбираться в этом случае надо через открытое окно.



При возникновении пожара в общественном транспорте, во-пер­вых, немедленно сообщите об этом водителю. Во-вторых, попытайтесь открыть двери кнопкой аварийного открывания. Если это не получается, разбейте боковые окна или откройте их по инструкции как аварийные выходы. В-третьих, попытайтесь сами потушить огонь, а если сделать это не удается, то немедленно покиньте салон.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает до­полнительную угрозу поражения человека электричеством. Поэтому, выбираясь наружу из салона трамвая или троллейбуса, не касайтесь металлических частей.

В любом случае главное — сохраняйте спокойствие и ни в коем случае не паникуйте: паника может привести к большему ущербу. Определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы на­ходитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Выбравшись из машины, отойдите от нее подаль­ше, - возможен взрыв.

В случае если с вами ничего серьезного не произошло, то помогите пострадавшим, организуйте первую помощь и примите меры к лик­видации последствий аварии. При необходимости вызовите «скорую помощь» и сообщите о случившемся в милицию.

Железнодорожный транспорт

Как показывает статистика, гибель людей на железнодорожном транспорте в основном связана с крушениями поездов. Поэтому не­обходимо знать и применять правила и меры безопасности при воз­никновении этой чрезвычайной ситуации.

При крушении или экстренном торможении самое главное — закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого во время удара, толчка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову во избежание травм. При переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену, верхнюю полку и т.п. После того как вагон приобретет

устойчивость, наметьте пути выхода из него. При этом, если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, вытаскивая на руках детей и пострадавших. В случае обрыва проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30—50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

Конечно, обеспечение безопасного движения поездов зависит в основном от машинистов и диспетчеров, но и вы можете уменьшить риск при возможном крушении поезда, если будете знать некоторые правила:

■ при столкновении поездов наиболее опасны головные и хво­стовые вагоны;

■ незафиксированные в крайнем положении двери в купе ведут к травмам от их резкого движения при остановке;

■ громоздкие вещи, стеклянная посуда, расположенные на верх­них полках, также приводят к травмам пассажиров при резкой остановке;

■ на электрифицированных участках железной дороги особую опасность при крушении поездов представляют сломанные опоры и лежащие на земле электропровода.

Большую опасность для пассажиров железнодорожного транспор­та представляет также пожар в вагоне. Это связано со сосредоточением в пассажирских вагонах большого количества людей и трудностью их эвакуации, быстротой повышения температуры и распространения токсичных газов в замкнутых пространствах, удаленностью поезда, находящегося в пути, от пожарных подразделений.

При возникновении пожара в пути прежде всего проинформи­руйте об этом проводника или машиниста. Постарайтесь принять все меры к остановке поезда, использовав для этого стоп-кран или систе­мы аварийного торможения и ликвидации пожара. (Запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация.) При невозможности потушить по­жар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв при этом оказать помощь в эвакуации детям и людям престарелого возраста. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов, — малми,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,нит — выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Поэтому во время пожара в поезде постарайтесь защитить органы дыхания.

При эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встреч­ный поезд. Покинув поезд, не оставайтесь около него, а постарайтесь отойти на безопасное расстояние.

Воздушный транспорт

Безопасность полетов зависит прежде всего от надежности само­летов и профессионализма экипажей и диспетчеров. Однако и вы при пользовании авиационным транспортом должны соблюдать определен­ные правила безопасности.

Если у вас есть возможность выбора, то садитесь в кресло, которое расположено рядом с выходом и по возможности ближе к середине или хвосту самолета. Поинтересуйтесь, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете и как они открываются. При взлете и посадке следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно затянут. Будьте внимательны к командам и сигналам, которые передаются по громкоговорящей связи, световому табло или бортпроводниками.

Одна из аварийных ситуаций, которая может произойти в по­лете, — декомпрессия: снижение содержания кислорода. Она обычно начинается с оглушительного рева, салон самолета наполняется пылью и туманом, видимость резко снижается. При этом у людей появляется звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух, и люди теряют сознание. Поэтому при первых призна­ках декомпрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться, сообщает стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посадке, так как аварийная ситуация, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.

При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное по­ложение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и уперев ноги по ходу движения. В момент удара максимально напрягитесь. Когда самолет совершит вынужденную посадку, строго выполняйте все указания экипажа.

При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в его ликвидации или защититься от огня и дыма, ис­пользуя для этого одежду и воду. Приготовьтесь к аварийной посадке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у вас есть одна-две минуты). При этом постарайтесь защитить свою кожу и не дышать дымом. Главное — сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь панике, так как от этого зависит не только ваше спасение, но и спасение других пассажиров (по данным Национального управления по безопасности перевозок США, свыше 70% людей, попавших авиакатастрофы с по­жарами, остаются в живых). Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь пострадавшим и постарайтесь как можно быстрее отойти с ними на безопасное расстояние.

Если самолет потерпел аварию в безлюдной местности, то поста­райтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить с собой самые необходимые вещи (медицинские аптечки, теплые вещи в зимнее время) и продумайте, как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.

Водный транспорт

Для своевременного и организованного проведения работ по спасению пассажиров и самого судна на каждом из них разработаны расписания по тревогам.В них расписаны все действия команды и пассажиров по соответствующим сигналам тревог при возникнове­нии аварийной ситуации. Кроме того, у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны:

■ значение сигналов тревоги;

■ место сбора пассажиров по тревоге;

■ номер и местонахождение спасательной шлюпки;

■ иллюстрированная краткая инструкция по надеванию индиви­дуальных спасательных средств с указанием места их хранения. Прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку.

Существует три сигнала судовых тревог:

■ общесудовая тревога — один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, после чего объявление «Обще­судовая тревога» по общесудовой трансляции в принудитель­ном режиме работы. Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации либо в предаварийный период, когда ста­новится ясно, что аварии не избежать. Однако она не означает «покинуть судно»;

■ «человек за бортом» — три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3—4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. Выход пассажиров по этой тревоге на открытые палубы запрещен;

■ «шлюпочная тревога» — семь коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается только в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы за выживание и судно должно немедленно погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответствен­ные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту посадки в коллективные спасательные средства.

Как показывает статистика, основная опасность во время корабле­крушения исходит от тонущего судна, которое способно «захватить» с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди под­вергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запом­нить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуа­циях, правил пользования спасательными средствами и практическая отработка использования спасательных средств.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильном их использовании, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются женщинам, детям, людям пожилого возраста и раненым.

При эвакуации с судна следует надеть теплую одежду, а сверху — защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства следует погру­зить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, запасы питьевой воды и пищи. При необходимости прыгать в воду следует зажать нос и рот одной рукой, а другой крепко держаться за спасательный жилет. Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступление переохлаждения, находясь в воде, необходимо держать голову как мож­но выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам держаться вме­сте и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности достичь берега или выйти на судовые пути.

При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность ис­ходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них — и от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует прежде всего держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500—600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, поскольку в противном случае это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.

Вопросы и задания

1. Что такое авария и катастрофа и в чем их различие?

2. Какие существуют рекомендации по обеспечению безопасности во время аварии на автотранспорте?

3. Что следует делать при возникновении пожара в общественном транс­порте?

4. Как обезопасить себя при крушении или экстренном торможении по­езда?

5. Как уменьшить риск при возможном крушении поезда?

6. Какие меры следует предпринять при возникновении пожара в поезде?

7. Какие аварийные ситуации могут произойти на борту самолета во время полета?

8. Как следует действовать при возникновении декомпрессии во время по­лета?

9. Как обезопасить себя при аварийной посадке самолета?

10. Что делать при возникновении пожара в полете?

11. Каким опасностям подвергаются люди при кораблекрушении?

12. В чем состоит основное условие спасения при кораблекрушении?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.