Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

дневного и заочного отделения

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Конспект лекций

для студентов всех специальностей

Дневного и заочного отделения

 

РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО И ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

 

Краматорск 1998


Вторая стадия анализа опасности - выявление последовательности опасных ситуаций. Любая опасность реализуется, принося ущерб, в результате какой-то причины или нескольких причин. Без причин нет реальных опасностей. Между реализованными опасностями и причинами причинно-следственная связь. Опасность есть следствие некоторой причины, которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т.д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево.

В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины: «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий». В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей. Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно, поэтому точнее называть полученное в процессе анализа безопасности графическое изображение "деревом причин и опасностей". Построение деревьев является исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий - травм, пожаров и т.д. Многоэтапный процесс выявления дерева требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от цели исследования. В общем граница ветвления определяется логической целесообразностью получения новых ветвей.



 

Существует несколько приемов выявления последовательностей опасных ситуаций:

– анализ последствий по видам отказов,

– анализ с помощью дерева отказов,

– анализ с помощью дерева событий

– анализ опасностей и работоспособности,

– анализ типа «причина – последствие».

 

Одним из наиболее распространенных и обеспеченных руководящими материалами является анализ с помощью дерева отказов. Анализ риска начинается с прослеживания последовательности возможных событий с момента так называемого инициирующего события, которое было определено на стадии 1.

 

Основная структура дерева отказов:

- отказ системы или происшествие (конечное событие);

 

 


МИHИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАHИЯ УКРАИHЫ

 

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДОHБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕHHАЯ МАШИHОСТРОИТЕЛЬHАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Л.В.ДЕМЕНТИЙ, А.П.АВДЕЕНКО

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневного и заочного отделения

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО И ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

химии и охраны труда

протокол №6

от 15.01.98 г.

 

Краматорск ДГМА 1998


УДК 681.322

 

Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций для студентов всех специальностей дневного из заочного отделения */ Сост.:

Л.В. Дементий, А.П. Авдеенко. – Краматрорск: ДГМА, 1998. – 108 с.

 

 

Приведен краткий конспект лекций по курсу «Безопасность жизнедеятельности» и контрольные вопросы для проверки степени изученности материала.

 

 

Составители: Л.В. Дементий,

старший преподаватель,

А.П. Авдеенко,

Профессор

 

ISBN 5-7763-8715-9 © Л.В. Дементий,

А.П. Авдеенко, 1998 г.

 


ляются инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования. При этом очень важно знание степени токсичности, правил безопасности, взрывоопасных условий, прохождения реакций, коррозионных процессов и условий возгораемости.

В качестве примера приведем форму для предварительного анализа опасностей: 1-я опасная ситуация – щелочь загрязнена брызгами смазочного масла, 2-я опасная ситуация - влага внутри герметичного стального бака (табл.2).

Таблица 2

Форма для предварительного анализа опасностей

 

Наименование 1-я ситуация 2-я ситуация
Опасный элемент   Инициирующее событие 1   Опасные условия     Инициирующее событие 2   Потенциальная авария     Последствия     Корректирующие мероприятия Сильный окислитель   Щелочь загрязнена смазочным маслом   Возможность сильной реакции   Достаточное количество энергии   Взрыв     Ранение персонала, повреждение построек   Хранение щелочи далеко от источников загрязнения Коррозия   Содержимое стального бака загрязнено водой   Образование ржавчины внутри бака   Рабочее давление не снижено   Разрушение бака под давлением   Ранение персонала, повреждение построек   Использование баков из нержавеющей стали

 

В целом предварительный анализ опасностей представляет собой первую попытку выявить оборудование технической системы и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей.

 

объекты, но и отношения и связи между ними.

Любая исправная машина представляет пример технической системы. Система, одним из элементом которой является человек, называется эргономической. Например: человек – машина, человек – машина – окружающая среда.

Принцип системности заключается в рассматривании явлений в их взаимосвязи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом. Например, такое системное явление, как горение (пожар) возможно при наличии следующих компонентов: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Исключая хотя бы один из компонентов, мы разрушаем систему. Системы имеют качества, которых нет у элементов, их образующих. Это важнейшее свойство лежит в основе анализа вообще и проблем безопасности в частности.

Методологический статус системного анализа необычен – в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими методами.

Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий, таких как аварии, катастрофы, пожары, травмы и т.п., и разработать ряд мероприятий, уменьшающих вероятность их появления.

Последовательность изучения опасностей состоит из следующих стадий:

1. Предварительный анализ опасности.

2. Выявление последовательности опасных ситуаций.

3. Анализ последствий.

 

Предварительный анализ опасности состоит из шагов:

Шаг 1. Выявление источников опасности (возможны ли утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т.д.).

Шаг 2. Определение частей системы, которые могут вызвать эти опасности (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические установки и др.).

Шаг 3. Введение ограничения на анализ, т.е. исключение опасностей, которые не будут изучаться.

 

Целью первой стадии анализа риска является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.

Средствами к достижению понимания опасностей в системе яв-

 

 

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

1.1. Реферат

 

Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности. Проблемы безопасности в системе "человек – среда обитания" – основа возникновения науки "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД). Аксиома о потенциальной опасности. Предмет БЖД, его цель и задачи.

Среда обитания человека, ее виды. Биосфера, характеристика, учение о биосфере. Развитие биосферы. Взаимодействие человека со средой обитания. Природные и антропогенные факторы среды обитания. Энергетическое загрязнение биосферы. Кризисное положение в биосфере. Охрана и оптимизация окружающей среды.

 

1.2. Теоретические сведения

 

1.2.1. Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности

 

Ежегодно в мире на производстве погибают более 200 тыс. человек и более 120 млн. человек получают травмы. В бывшем СССР ежегодно получали травмы на производстве, автодорогах, в сфере быта до 19 млн. человек, из них погибали более 250 тыс. человек. Постоянно возрастает не только общее число несчастных случаев, но и число крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным материальным потерям и жертвам. Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф сопоставим сегодня лишь с потенциалом военных арсеналов. Только в сфере энергетики добывается, хранится и перерабатывается во всем мире около 10 млрд. тонн условного топлива. Эта масса сравнима лишь с арсеналом мирового запаса ядерного оружия.

Помимо громких (в прямом и переносном смысле) катастроф изо дня в день, из года в год происходят тысячи так называемых "тихих" катастроф. Прежде всего они порождены выбросами в атмосферу и водоемы различных вредных веществ – отходов производств, выхлопных газов, радиоактивным и электромагнитными излучениями и т.п. При этом допустимые нормы выбросов и излучений могут превышаться в десятки и сотни раз.

 

 

По данным специалистов состояние здоровья населения зависит на 20-40 % от состояния окружающей среды, на 15-20 % – от генетических факторов, на 25-50 % – от образа жизни и только 10 % – от деятельности служб здравоохранения.

Следствиями загрязнения окружающей среды являются генетические нарушения и высокий уровень заболеваемости. Сейчас по минимальным оценкам каждый десятый человек имеет серьезные нарушения психики (различные формы умственной отсталости, психоза, шизофрении, эпилепсии). Каждый десятый передает по наследству массовые заболевания (атеросклероз, язвенные болезни и др.). Лишь 14 % учащихся старших классов оказываются вполне здоровыми. Увеличивается угроза будущему поколению.

Наша экономика развивается по экстенсивному пути (постоянные внушительные приращения основных производственных фондов), что ведет к неконтролируемому, гипертрофированному расширению техносферы, что, в свою очередь, чревато автоматическим ростом несчастья. Впечатляющий рост основных производственных фондов происходит на фоне прогрессирующего морального и, что особенно опасно, физического старения этих фондов.

Особую опасность представляют предприятия химического, металлургического, нефтегазового и горнодобывающего комплекса. По подсчетам специалистов, сегодня на территории Украины размещены свыше 1,5 тысяч химически опасных объектов, в том числе 128 объектов находятся в Донецкой области.

Крайне уязвимым в случае техногенных катастроф является население крупных городов. В списках опаснейших объектов городов первое место занимают водоочистные станции и хладокомбинаты. На очистных станциях ежедневно расходуются от сотен килограммов до нескольких тонн жидкого хлора. Этого огромного количества вполне достаточно, чтобы уничтожить все население города. Избежать постоянного риска можно было бы, наладив очистку воды с помощью безвредной двуокиси хлора, как это делается в большинстве развитых стран. Однако ее производство довольно дорого.

Что касается хладокомбинатов и других предприятий пищевой промышленности, то они являются чрезвычайно опасными для жизни и здоровья горожан, так как используют в качестве хладоагента аммиак. Причем, на многих из этих объектов аммиачные установки уже давно выработали свой ресурс.

 

 

Однако любая деятельность человека, направленная на создание материальных благ, сопровождается использованием энергии. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы - требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.

Суть концепции допустимого риска заключается в стремлении к такой величине безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные, политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнями безопасности и возможностями ее достижения. Прежде всего нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны. Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, ухудшить медицинскую помощь. В некоторых странах, например в Голландии, приемлемый риск установлен в законодательном порядке.

Фактически мы все ежедневно принимаем решения о соотношении риска с выгодой. Даже такие простые вопросы, как переходить ли улицу, ехать на машине или идти пешком, относятся к этому же типу, хотя большинство из нас вряд ли думает об этом. Как правило, мы склонны согласиться на известную долю риска, как цену за избранный нами образ жизни.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели человека обычно считается 0,000001 в год. Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 0,00000001 в год. Максимально приемлемым риском для экологических систем считается тот, при котором может пострадать 5 процентов биогеоценоза.

 

2.2.5. Системный анализ безопасности - методика изучения риска

 

Системный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (здесь - безопасности).

Система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определенный результат – цель.

Под компонентами системы понимаются не только материальные

 

 

видуума. Социальный риск (групповой) - риск для группы людей –зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

Восприятие риска субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, в результате которых погибают большие группы людей, в то же время частые события, в которых погибают единицы или небольшие группы людей, вызывают менее напряженную эмоциональную реакцию.

По данным американских специалистов финансовая оценка человеческой жизни в плане ее спасения колеблется в промежутке от 65 тысяч до 7 миллионов долларов. Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительная.

Можно выделить 4 методических подхода к определению степени риска:

1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2. Модельный, основанный на построении модели воздействия вредных факторов на отдельного человека, а также на социальные и профессиональные группы и т.п.

3. Экспертный, когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов.

4. Социологический, основанный на опросе населения.

Перечисленные методы отражают различные аспекты степени риска, поэтому применять их нужно в комплексе.

 

2.2.4. Концепция приемлемого (допустимого) риска

 

Полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от образа жизни.

Традиционная техника безопасности базируется на категорическом требовании: обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Сегодня из-за усложнения производств и появления принципиально новых технологий, возросшей сети транспортных и энергетических коммуникаций концепция "абсолютной безопасности" стала неадекватна внутренним законам техносферы. Эти законы имеют вероятностный характер, и абсолютная невероятность аварии достигается лишь в системах, лишенных запасенной энергии, химически и биологически активных компонентов.

 

 

К зонам повышенного риска относятся все железнодорожные станции. Ежедневно через них проходят поезда, провозящие часто весьма опасные грузы.

По мнению специалистов сегодня сложилась ситуация, не имеющая аналогов в мире. С одной стороны, имеется множество крупных производств, потенциально опасных для населения и природной среды, с другой стороны - уровень технологий, контроля и дисциплины на них в результате стремительного падения снизился почти до критической черты. Экономический кризис только усугубил ситуацию, а к проблемам безопасности присоединились и экологические.

Состояние и рабочая эффективность технических средств предупреждения аварийных ситуаций, структурные недостатки материалов и степень их соответствия предназначению, уровень износа, коррозии, старения конструкций – все это составляет предмет исследований при выяснении причин аварий и катастроф. Однако не меньшее значение имеет в этом плане человеческий, точнее личностный, фактор. В настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего персонала. Чаще всего это связано с недостаточностью профессионализма, а также умения принять оптимальное решение в сложной критической обстановке, в условиях дефицита времени.

Приведенные выше данные неумолимо отображают негативное воздействие на человека и природную среду опасных и вредных факторов, свидетельствуют об огромной актуальности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и сохранением природы на современном этапе развития общества.

 

1.2.2. Безопасность жизнедеятельности: предмет, цели, задачи

 

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. БЖД изучает проблемы безопасности пребывания человека в окружающей среде во время трудовой и иной его деятельности.

Рассмотрим основные определения.

Здоровье - это состояние организма человека в процессе любого вида деятельности, при котором нормально выполняются все функции его органов, нормально протекают процессы адаптации его органов к процессам окружающей среды, рефлекторная деятельность

 

 

адекватна характеристикам информации, поступающей из внешней среды.

Работоспособность – величина функциональных способностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время и при максимальной интенсивности напряжения.

Опасность – негативное свойство системы "человек – среда обитания", способное причинить ущерб жизни, здоровью, работоспособности человека и обусловленное энергетическим состоянием среды и действиями человека. Все явления, воздействия и другие процессы, вызывающие нежелательные последствия, называются опасностью. Для опасности характерны следующие признаки: угроза жизни, ущерб здоровью, затруднение функций.

Различают опасности потенциальные (скрытые) и реальные. Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны условия, которые называются причинами.

Аксиома о потенциальной опасности заключается в следующем. Потенциальная опасность – это универсальное свойство процессов взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях его жизненного цикла, способное причинять ущерб и обусловленное энергетическим состоянием среды и действиями человека.

Всякая деятельность потенциально опасна. Но! Уровнем опасности можно управлять.

Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено появление опасности.

БЖД – дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Цель БЖД – обеспечение комфортных условий жизнедеятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человеческую и природную среду.

 

Задачи науки БЖД:

– разработка методов прогнозирования, выявления и идентификации

негативных факторов,

- изучение влияния этих факторов на человека и окружающую среду,

- разработка методов и способов защиты населения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного характера и во время войны.

 

Объект изучения БЖД – комплекс явлений и процессов, которые

 

Опасности носят потенциальный (скрытый) характер. Под идентификацией понимают процесс обнаружения, установление количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых для разработки профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

В процессе идентификации выявляется номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Форма ущерба или нежелательные последствия разнообразны: травмы разной тяжести, урон окружающей среде и т.д. Опасность, причины и последствия являются характеристиками таких явлений, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательные последствия по разным причинам. В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин. Примеры: 1) яд (опасность) – ошибка провизора (причина) – отравление (нежелательное последствие); 2) алкоголь – чрезмерное количество – летальный исход.

 

2.2.3. Количественная оценка опасностей.

Риск. Классификация риска. Оценка степени риска

 

Наиболее приемлемой количественной оценкой опасности является риск. Риск – частота реализации опасности, количественная оценка опасности – отношение тех или иных нежелательных последствий к их возможному числу за определенный период.

 

Пример 1. Определить риск гибели человека на производстве, если в год гибнет на производстве 14 тысяч человек, работает всего 138 миллионов человек.

R = 14000 : 138000000 = 0,0001.

 

Пример 2. Определить риск дорожно-транспортных происшествий, если количество происшествий в год составляет 60 тысяч, численность населения – 300 миллионов человек.

R = 60000 : 300000000 = 0,0002.

Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность отдельного вида для отдельного инди-

 

 

экологические, технические, смешанные.

Рекомендуется выделять опасности: постоянные, случайные и возникающие при неблагоприятном стечении обстоятельств.

При анализе производственной обстановки выявляются как внешние, так и внутренние источники опасностей. Внешние источники – состояние производственной среды и ошибочные, непредвиденные действия персонала, приводящие к авариям и создающие для людей рискованные ситуации. Внутренние источники опасности обусловлены личностными особенностями работающего, которые связаны с его социальными и психологическими свойствами и представляют собой субъективный аспект опасности.

Согласно официальным стандартам опасности делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени локализации различают опасности импульсные, сплошные, коммулятивные.

По локализации выделяют опасности, связанные с гидросферой, с литосферой, с атмосферой и космосом.

По сфере проявления выделяют опасности: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и т.п.

По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия на человека – активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (колющие, режущие предметы, неровности поверхности, уклоны, подъемы и др.).

 

2.2.2. Номенклатура опасностей.

Обнаружение (идентификация) опасностей

 

Номенклатура – перечень названий, терминов, систематизи­рованных по определенному признаку.

При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов, цехов, процессов, профессий и т.д. Далее производится квантификация опасности. Квантификация – введение количественных характеристик для оценки сложных понятий. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее приемлемой количественной оценкой опасности является риск.

 

 

возникают в системе "человек – среда обитания".

Средства познания результатов жизнедеятельности человека – знание не только технических дисциплин, но и законов естественного мира, профессиональной медицины, методов моделирования и т.д.

БЖД базируется на достижениях таких дисциплин как инженерная психология, охрана труда, экономика, экология, эргономика, гражданская оборона и т.д.

Обеспечение БЖД – система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе воспитания, учебы, труда, других видов деятельности, быта и организованного отдыха.

Вопросы безопасности большое значение приобрели уже в 50-е годы, особенно в аэрокосмических и атомных областях. В дальнейшем стала очевидной острая необходимость в новых методах обеспечения надежности и более широкого их применения в различных областях. Возрастающая озабоченность общественности в отношении индустриальных опасностей в сочетании с возрастающей степенью потребления и влиянием на окружающую среду привели к еще большему возрастанию роли науки БЖД.

Курс БЖД предназначен научить:

- идентифицировать опасные и вредные факторы и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности людей,

- проектировать новую технику и технологические процессы согласно современным требованиям по экологии и безопасности их эксплуатации и с учетом стойкости функционирования объектов народного хозяйства и технических систем, при этом в центре внимания должен быть человек, как главная ценность государства,

- прогнозировать возможную обстановку и принимать грамотные решения в условиях чрезвычайных ситуаций для защиты населения, персонала объектов от возможных последствий чрезвычайных ситуаций.

 

1.2.3. Среда обитания человека, ее виды. Биосфера

 

Жизнедеятельность человека осуществляется в системе "человек – среда обитания". Элемент этой системы – среда обитания может быть в целях анализа представлен рядом подсистем: быт, производ-

 

 

ство, рабочее место и т.п.

Среда обитания человека – это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Проблемы безопасности в системе "человек – среда обитания" имеют очень сложный характер. Эти проблемы являются основой возникновения науки "Безопасность жизнедеятельности".

Одной из главных черт планеты Земля является существование на ней жизни. Сферу существования живых организмов на Земле называют биосферой.

Термин "биосфера" образован от двух слов: "биос" – жизнь и "сфера" – шар. Современное учение о биосфере создал В.А.Вернадский. Главным в учении Вернадского является то, что жизнь подчиняет себе другие планетарные процессы, определяет химическое состояние наружной коры нашей планеты. Живое органическое вещество рассматривается Вернадским в качестве носителя свободной энергии в биосфере.

Биосфера есть наружная оболочка Земли, область распространения жизни. Биосфера включает в себя все живые организмы и элементы неживой природы, образующие сферу обитания живых организмов.

Размеры биосферы (10 - 50 км): 25-30 км атмосферы (до озонового слоя), гидросфера и верхние слои литосферы (до 3 км). В состав биосферы кроме живого вещества (растения, животные, микроорганизмы) входят продукты жизнедеятельности живых организмов, продукты распада, переработки пород живыми организмами, вода и радиоактивные вещества. Биосфера состоит из 3 прослоек вещества (физико-химические компоненты): твердой (литосфера), жидкой (гидросфера) и газовой (атмосфера).

Биосфера нашей планеты как глобальная экосистема постоянно развивается. Предположительно жизнь на Земле зародилась 2,5-4,6 млрд. лет тому назад в воде, а 0,5 млрд. лет до нашего времени живые организмы распространились на суше. История жизни на Земле охватывает 6 эр и 17 периодов. С начала последнего периода кайнозойской эры прошло лишь около 1 млн. лет. Человеческое общество – это один из этапов жизни на Земле, но оно оказывает мощное воздействие на окружающую среду, угрожая деградацией биосферы. Оста-

 

 

2. Сформулировать аксиому о потенциальной опасности.

3. В чем состоит отличие понятий "среда обитания" и "биосфера"?

4. Охарактеризовать основные этапы развития биосферы.

5. Каким образом осуществляется взаимодействие человека со средой обитания?

6. Что такое природные и антропогенные факторы среды обитания человека?

7. Из чего складывается энергетическое загрязнение биосферы?

8. Каковы основные причины экологического кризиса?

9. Охарактеризовать основные направления достижения комфортных условий существования человека в изменяющейся окружающей среде.

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РИСКА

 

2.1. Реферат

 

БЖД – наука об опасностях. Опасность, классификация опасностей. Номенклатура и обнаружение (идентификация) опасностей. Причины и последствия опасностей. Количественная оценка опасностей. Риск. Классификация риска. Оценка степени риска. Концепция приемлемого риска. Системный анализ безопасности – методика изучения риска.

 

2.2. Теоретические сведения

 

2.2.1. Классификации опасностей

 

БЖД – дисциплина, изучающая опасности и защиту от них. Методологической базой БЖД является систематический анализ опасностей – таксономия опасностей.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий и объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области БЖД, позволяет глубже понять природу опасности.

По происхождению опасности бывают: природные, антропогенные,

 

сного эколого-социально-экономического рассмотрения документации, обосновывающей и регламентирующей хозяйственную деятельность на территории государства, для оценки допустимости и безопасности намечаемых решений. Иначе говоря, определение правильности оценки уровня экологической опасности предполагаемой деятельности, а также проработанности и эффективности конкретных мероприятий по предотвращению или снижению негативного воздействия этой деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Основная задача человечества сегодня заключается в разработке мер, которые бы перевели экономику на путь "бесконфликтного" с природой развития. Только на пути разумного управления обществом и глубокого научного подхода к природе и человеку можно рассчитывать на максимальный социально-экономический выигрыш с минимальным ущербом как природе, так и самому человеку. При доминирующем положении человека в биосфере неизбежен переход ее в совершенно новое качество – ноосферу.

Суть ноосферы заложена в следующих утверждениях: деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы и всей Земли как космического тела; для дальнейшего развития общества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за протекание основных эволюционных процессов на нашей планете. Если человек – основной фактор "перестройки" биосферы, то он просто обязан разумно ею распорядиться.

Биосфера вполне может существовать без человека, но человек жить вне ее не способен. Более того, диапазон, в котором без ущерба для современной цивилизации могут меняться параметры биосферы, крайне ограничен. Отсюда: нельзя допустить нарушения пока еще существующей адаптированности человека и природы.

Эпоха неконтролируемого саморазвития человечества и системы "человек – природа" окончилась. Наступило время Разума. Сообщество людей должно осознать, что так жить нельзя, необходим новый путь развития. Этот путь непростой, но мы обязательно пройдем его, ибо другого выхода у нас нет.

 

1.3. Контрольные вопросы

 

1. Что изучает наука "Безопасность жизнедеятельности"? Ее цели и задачи?

 

 

новить социальный и научно-технический прогресс невозможно, поэтому необходимо искать сбалансированные, разумные взаимоотношения между человеком и биосферой.

Первый этап развития биосферы – геологический (от возникновения жизни на Земле до начала Х1Х столетия). На этом этапе биосфера сама перерабатывала отходы деятельности людей.

Во втором периоде развития биосферы – биологическом – от начала Х1Х до середины ХХ столетия – образовалась совокупность фабрик, заводов, городов, транспортных и инженерных сооружений, возникла техносфера. Техносфера – часть биосферы, охваченная влиянием технических средств и сооружений, созданных человеком.

Третий период развития биосферы – социальный – современный. В этот период возникла необходимость целесообразного гармонического взаимодействия общества с природой.

В будущем периоде развития биосферы – ноосферы – начало ХХI века – роль человека в управлении биосферой возрастет, большое значение будет иметь сбалансированная эколого-экономичная деятельность человечества. Данный этап эволюции жизни связан с этапом развития разума, т.е. ноогенеза. Соответственно происходит постепенный переход биосферы в ноосферу. Ноосфера – это высшая стадия развития биосферы, характеризующаяся сохранением всех естественных закономерностей, присущих биосфере. Вернадский показал, что ноосфера является закономерным развитием самой биосферы, этапом разумного регулирования взаимоотношений человека и природы.

 

1.2.4. Взаимодействие человека со средой обитания

 

Между средой обитания и человеком существует неразрывная связь, которая носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда.

С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на среду обитания, так и о пагубных ее последствиях.

Биологические виды, в том числе и человек, могут существо-

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.