Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТИПЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ И ЭТАЛОНЫ ИХ РЕШЕНИЯ

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА БИОЛОГИИ

 

 

МЕДИЦИНСКАЯ

ПАРАЗИТОЛОГИЯ

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА

 

 

 

ТВЕРЬ 2011

 

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

 

КАФЕДРА БИОЛОГИИ

 

 

МЕДИЦИНСКАЯ

ПАРАЗИТОЛОГИЯ

 

 

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов

лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов

 

 

 

 

 

ТВЕРЬ 2011

 

УДК 616.96:575.191 (082)

ББК 28.04+52.67

 

Учебно-методическое пособие «Медицинская паразитология. Медицинская генетика» утверждено центральным методическим координационным советом ТГМА 18.06.2010, протокол № 7.

 

СОСТАВИТЕЛИ:

 

М.Б.Петрова - профессор, доктор биологических наук,

Г.В.Хомулло - профессор, доктор медицинских наук,

Е.А.Харитонова - доцент, кандидат биологических наук,

Н.В.Павлова - доцент, кандидат медицинских наук,

В.Г.Шестакова– доцент, кандидат биологических наук,

Г.А.Кокорева - ст.преподаватель, кандидат биологических наук,

Л.А.Курбатова - ст.преподаватель, кандидат химических наук

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ

Член-корр РАМН, доктор медицинских наук, зав.кафедрой анатомии человека ТГМА, профессор Д.В.Баженов,

доктор медицинских наук, зав.кафедрой гистологии и эмбриологии ТГМА, профессор В.А.Соловьев

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

Раздел I. МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Глава 1. ТИПЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ И ЭТАЛОНЫ ИХ РЕШЕНИЯ…..

Глава 2. ПРОТОЗОООЛОГИЯ………………………………………..

Задачи для самостоятельного решения…………………….



2.1.Типовые задачи ………………………………………...

2.2. Задачи с избыточным заданием……………………….

2.3. Задачи с неполной системой условий…………………..

2.4. Нерафинированные задачи………………………………

Глава 3. ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ…………………………………….

Задачи для самостоятельного решения………………….

3.1. Типовые задачи ………………………………………………...

3.2. Задачи с избыточным заданием……………………………….

3.3. Задачи с неполной системой условий………………………..

3.4. Нерафинированные задачи……………………………………

Глава 4. АРАХНОЭНТОМОЛОГИЯ……………………………………..

Задачи для самостоятельного решения………………….

4.1. Типовые задачи ………………………………………………...

4.2. Задачи с избыточным заданием……………………………….

4.3. Задачи с неполной системой условий………………………..

4.4. Нерафинированные задачи……………………………………

Глава 5. КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ…………

Раздел II. ГЕНЕТИКА

Глава 1. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА…………

1.1. Типовые задачи и эталоны их решения ………….. ………………….

1.2. Задачи для самостоятельного решения……………………..... .

Глава 2. НЕЗАВИСИМОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ.

ЗАКОНЫ Г. МЕНДЕЛЯ…………………………………………..

2.1. Алгоритм решения задач…………….

2.2. Типовые задачи и эталоны их решения ………….. ………………….

2.3. Задачи для самостоятельного решения……………………..... .

Глава 3. СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ И КРОССИНГОВЕР

3.1. Алгоритм решения задач…………….

3.2. Типовые задачи и эталоны их решения ………….. ………………….

3.3. Задачи для самостоятельного решения.

Глава 4. НАСЛЕДОВАНИЕ, СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ………………

4.1. Алгоритм решения задач…………….

4.2. Типовые задачи и эталоны их решения ………….. ………………….

4.3. Задачи для самостоятельного решения

 

 

Глава 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ……………………………………..

5.1. Типовые задачи и эталоны их решения

5.2. Задачи для самостоятельного решения……………………..... .

Глава 6. СОСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ РОДОСЛОВНЫХ…………………………

6.1. Алгоритм анализа родословной………….. ………………….

6.2. Типовые задачи и эталоны их решения……………….

6.3. Задачи для самостоятельного решения……………………..... .

Глава 7. ПОПУЛЯЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА………………………….

7.1. Типовые задачи и эталоны их решения ………….. ………………….

7.2. Задачи для самостоятельного решения……………………..... .

Глава 8. ЗАДАЧИ НА ПОВТОРЕНИЕ ……………………………………...

 

ОТВЕТЫ НА ИЗБРАННЫЕ ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА II ……………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие «Медицинская паразитология. Медицинская генетика» предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс медицинской паразитологии, общей, медицинской и популяционной генетики. Издание состоит из двух разделов: «Медицинская паразитология» и «Генетика».

В разделе «Медицинская паразитология» для самостоятельного решения предлагаются четыре типа ситуационных задач: типовые, с избыточным заданием, с неполной системой условий, нерафинированные и комплексные задачи. Кроме того, имеются задачи на установление одного или нескольких диагнозов.

Второй раздел «Генетика» включает алгоритмы решения задач; эталоны решения типовых задач по молекулярной, общей, медицинской и популяционной генетике и задачи для самостоятельного решения. В конце II раздела приводятся задачи на повторение по материалам нескольких тем.

Умение решать ситуационные задачи дает возможность студентам применить полученные теоретические знания к конкретным практическим ситуациям, успешно сдать курсовой экзамен по биологии и будет способствовать формированию у них клинического мышления. Учебно-методическое пособие «Медицинская паразитология. Медицинская генетика» может использоваться не только студентами первого курса, но и старшекурсниками на клинически кафедрах.

 

Составители

 

 

РАЗДЕЛ I

МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЯ

ГЛАВА 1

ТИПЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ И ЭТАЛОНЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

При решении любой ситуационной задачи можно выделить два основных этапа: 1) анализ конкретной ситуации на основе вводимых допущений (что дано?); 2) постановка диагноза (что найти?). На основании того, что в системе условий могут быть даны как существенные, так и несущественные признаки, выделены 4 основных типа задач. По каждому из них разбирается пример и дается эталон с объяснением решения.

 

1. Типовая задача - в условии даны все существенные признаки, по которым можно поставить диагноз, несущественных признаков нет.

 

Задача. При дуоденальном зондировании в содержимом 12-перстной кишки и желчного пузыря обнаружены паразиты грушевидной формы с 4-мя парами жгутиков и парными ядрами.

1.Ваш диагноз? 2.Патогенное действие паразита. 3.Стадии жизненного цикла. 4.Систематическое положение возбудителя по латыни.

Эталон решения. В условии задачи указана типичная локализация и даны существенные признаки строения лямблии, поэтому диагноз заболевания не вызывает сомнений. Ответы: 1. Лямблиоз. 2. Механическая блокада кишечника, нарушение пристеночного пищеварения и всасывания. 3. Вегетативная форма и циста. 4. Тип Protozoa, класс Flagellata, отряд Polymastigina, род Lamblia, вид Lamblia intestinalis.

 

2. Задача с избыточным заданием – в условии даны существенные и несущественные признаки.

 

Задача. В районную инфекционную больницу одного из городов Средней Азии поступил мальчик 6 лет с жалобами на слабость, боли в животе, озноб, нарушение сна. У мальчика бледные кожные покровы, высокая температура (39-40º), увеличены печень и селезенка, в крови значительная анемия, он истощен. Со слов матери несколько недель назад гостил у бабушки в сельской местности, где отмечается большое скопление клещей и москитов. Мальчик много времени проводил на свежем воздухе и играл с домашними животными. После укуса москита у ребенка появились волдыри, жалобы на зуд.

1.Какой материал Вы предлагаете использовать для постановки окончательного диагноза? 2.Каков результат исследования в случае подтверждения диагноза? 3.Напишите русское и латинское название паразита. 4.Как произошло заражение?

Эталон решения. В задаче представлены как несущественные признаки (скопление клещей, контакт с домашними животными и т.д.), так и существенные (6 лет, анемия, высокая температура, увеличение печени и селезенки, укус москита). Именно на основании существенных признаков можно поставить предварительный диагноз - висцеральный лейшманиоз и провести для постановки окончательного диагноза специфическое лабораторное исследование.

Ответы: 1.Для постановки окончательного диагноза необходимо взять пунктат костного мозга из грудины. 2. Обнаружение лейшманиальных форм паразита. 3. Тип Protozoa, класс Flagellata, отряд Protomonadina, род Leishmania, вид Leishmania donovani. 4.При укусе москита.

 

3. Задача с неполной системой условий - даны не все существенные признаки, несущественных - нет.

 

Задача. У больного кровавый понос. При опросе больного стало известно, что он работает на свиноферме. При микроскопировании фекалий обнаруживаются слизь, кровь и масса крупных одноклеточных паразитов.

1.Ваш предполагаемый диагноз? 2.Какое лабораторное исследование необходимо провести для постановки диагноза? 3.Как могло произойти заражение? 4.Меры профилактики заболевания.

Эталон решения. При решении задач такого типа надо выявить ключевые признаки, по которым можно дифференцировать заболевание. В данной задаче для установления окончательного диагноза имеется ряд «подсказок»: а) у больного нарушен стул; б) в фекалиях обнаруживаются слизь, кровь, крупные простейшие; в) больной работает на свиноферме (как известно, свиньи являются резервуарами балантидия). Перечисленные существенные признаки позволяют заподозрить у больного балантидиаз. Однако в связи с отсутствием ряда существенных признаков (особенности морфологии паразита) необходимо провести дифференциальную диагностику с амебиазом. Ответы: 1. Балантидиаз. 2. Провести повторное исследование мазков фекалий с целью обнаружения в цитоплазме простейшего ядра бобовидной формы. 3.Заражение могло произойти при несоблюдении правил личной гигиены после контакта со свиньями. 4. Профилактика балантидиаза: личная - личная гигиена, мыть овощи, фрукты, пить кипяченую воду; общественная - предупреждение загрязнения среды фекалиями, соответствующая организация труда на свинофермах, выявление и лечение больных.

 

4. Нерафинированная задача - даны не все существенные и дополнительно введены несущественные признаки.

 

Задача. В акушерское отделение областной больницы поступила женщина 25 лет, которая проживает в одном из районов области. Женщина находилась на 34 неделе беременности. У нее начались преждевременные роды, которые закончились рождением мертвого ребенка с множественными врожденными уродствами. Женщина состоит в браке, семья благополучная, никто из родителей не имеет вредных привычек, наследственных заболеваний в семье не наблюдалось, за период беременности женщина не подвергалась действию каких-либо вредных факторов среды, в семье уже есть один здоровый ребенок 4 лет. Из опроса врач дополнительно выяснил, что семья живет в частном доме, есть домашние животные: кошка, собака, у ребенка - морская свинка. При гистологическом исследовании плаценты, плодных оболочек и ряда органов плода в его клетках обнаружены скопления простейших с ярко-красным ядром и голубой цитоплазмой.

1.Какие простейшие обнаружены в тканях? 2.Напишите их русское и латинское название. 3.Как называется заболевание, вызываемое этими простейшими? 4.Какое исследование необходимо провести у женщины, чтобы выяснить причину выкидыша? 5.Перечислите способы заражения данным заболеванием. 6.Назовите стадию паразита, инвазионную для человека.

Эталон решения. Отсутствие точного описания морфологии паразита не позволяет сразу однозначно поставить диагноз. Однако, путем ряда логических рассуждений, основанных на знании существенных признаков, можно диагностировать токсоплазмоз. 1) По существенным признакам, данным в условии задачи (скопление простейших в клетках), можно предположить два заболевания, вызываемые внутриклеточными паразитами: висцеральный лейшманиоз и токсоплазмоз. 2) Материалом для исследования являются клетки плода, в связи с этим речь идет о трансплацентарной передаче возбудителя, что возможно только при врожденном токсоплазмозе. 3) Дополнительные сведения о том, что в квартире живет кошка, также дают возможность предположить токсоплазмоз, т.к. именно животные семейства кошачьих являются окончательными хозяевами токсоплазмы. Ответ. 1. Токсоплазма. 2. Тип Protozoa, класс Sporozoa, отряд Coccidia, род Toxoplasma, вид Toxoplasma gondii. 3.Токсоплазмоз. 4.Иммунологические реакции. 5.Пищевой, гемотрансфузионный, трансплацентарный, контактно-профессиональный (у гинекологов и работников мясокомбинатов) способы заражения. 6. Инвазионная стадия для человека - ооциста со спорозоитами.

 

5. Комплексные задачи. Помимо предложенных выше 4-х типов задач, специально выделен 5-ый тип, который условно назван «комплексные задачи». Нахождение правильного ответа на эти задачи предполагает свободное владение материалом из всех разделов медицинской паразитологии, поэтому они являются заключительными в этой части издания. Решение задач такого типа не только будет способствовать формированию клинического мышления у студентов, но и поможет практическим врачам систематизировать знания по паразитологии, так как в них включены и элементы тестового контроля.

 

Задача. Назовите гельминтозы, при которых инвазионной стадией для человека являются: 1) адолескарий; 2) цистицерк; 3) плероцеркоид; 4) метацеркарий; 5)церкарий; 6) яйцо.

Эталон ответа: 1) фасциолез; 2) тениоз, тениаринхоз; 3) дифиллоботриоз; 4)описторхоз, дикроцелиоз, парагонимоз; 5) шистозоматоз; 6) аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефалез, гименолепидоз, эхинококкоз.

ГЛАВА 2

ПРОТОЗООЛОГИЯ

 

Задачи для самостоятельного решения

Типовые задачи

Задача 1.1.При исследовании нативного мазка свежевыделенных фекалий больного обнаружены подвижные крупные клетки (30-40мкм), в цитоплазме которых видны фагоцитированные эритроциты.

Напишите русское и латинское название обнаруженных простейших. Как называется болезнь, возбудителем которой они являются? Какая стадия жизненного цикла данного паразита инвазионна для человека?

Задача 1.2. В одной из проб кала больного обнаружены единичные крупные (60-100 мкм) одноклеточные организмы, яйцеобразной формы, тело покрыто ресничками.

Напишите русское и латинское название обнаруженных простейших. Как называется болезнь, возбудителем которой являются эти простейшие? Является ли больной человек заразным для окружающих?

Задача 1.3. У больного ребенка наблюдается неправильная упорная лихорадка, значительное увеличение печени и селезенки, истощение, анемия. При пункции грудины обнаружены одноклеточные организмы округлой формы с крупным круглым ядром. При культивации на искусственной питательной среде появляется жгутик.

Ваш диагноз? Напишите систематическое положение возбудителя по латыни. Как могло произойти заражение? Какие морфологические формы выделяют в цикле развития данного возбудителя? Перечислите меры личной и общественной профилактики заболевания.

Задача 1.4. В поликлинику обратился житель пригорода с жалобами на периодически возникающие боли в животе, рвоту, понос. При опросе выяснено, что больной содержит корову и свиней. При повторном микроскопировании мазков свежевыделенных фекалий обнаружены единичные крупные (50-70 мкм) цисты, округлой формы, имеющие толстую оболочку и крупное бобовидное ядро.

Цисты каких простейших обнаружены в фекалиях больного? Напишите русское и латинское название обнаруженных простейших. Как называется болезнь, возбудителем которой они являются? Возможно ли заражение членов семьи этой болезнью от больного? Опишите особенности строения вегетативной стадии паразита.

Задача 1.5. Больной 32-х лет, житель Средней Азии, обратился к врачу дерматологу по поводу глубокой долго незаживающей язвы на лице. Вокруг язвы ярко-красный болезненный инфильтрат. Язва возникла на месте укуса москита.

При микроскопировании окрашенного по Романовскому мазка из инфильтрата вокруг язвы внутри клеток (макрофагов) обнаружены овальные, небольшие (2-6 мкм) простейшие без жгутика с крупным округлым ядром красно-фиолетового цвета, рядом с ядром находится палочковидный кинетопласт, цитоплазма серо-голубого цвета.

Какие простейшие обнаружены в мазке? Напишите их русское и латинское название. Как называется заболевание, возбудителем которого являются эти простейшие? На чем основана лабораторная диагностика данного заболевания? Перечислите и охарактеризуйте стадии жизненного цикла паразита.

Задача 1.6. При микроскопировании мазков фекалий обнаружен паразит овальной формы, размером 15 мкм, с одним пузыревидным ядром, 4-мя жгутиками, ундулирующей мембраной и одним опорным стержнем.

Как называется этот паразит? Можно ли считать такого человека больным? Укажите способы заражения. Назовите систематическое положение возбудителя по латыни.

Задача 1.7. В больницу Ташкента из района, неблагополучного по лейшманиозу, поступил больной мальчик 8 лет с предварительным диагнозом – висцеральный лейшманиоз. В окрашенном мазке из пунктата костного мозга мальчика обнаружены внутриклеточные простейшие размером 2-6 мкм, округлой формы, без жгутиков, с ярко-красным ядром и голубовато-серой цитоплазмой.

Подтвердили ли результаты лабораторных исследований предварительный диагноз висцеральный лейшманиоз? Напишите русское и латинское название простейших, обнаруженных в костном мозге мальчика. Могут ли заразиться окружающие мальчика лица при непосредственном контакте с ним? Какие клинические проявления заболевания Вы можете отметить? Перечислите меры личной и общественной профилактики.

Задача 1.8. В поликлинику к гинекологу обратилась женщина с жалобами на серозно-гнойные выделения из влагалища. В нативном мазке, приготовленном из свежесобранных выделений, обнаружены подвижные грушевидной формы простейшие, размером 15-30 мкм, на переднем конце 4 жгутика, есть ундулирующая мембрана.

Напишите русское и латинское название простейших, обнаруженных у больной. Как называются заболевание, вызываемое этими простейшими? Нужно ли обследовать мужа этой женщины, несмотря на то, что он не предъявляет жалоб? Объясните. Назовите способ заражения.

Задача 1.9. Больной поставлен диагноз африканский трипаносомоз.

Напишите латинское название возбудителя этого заболевания. Кто является переносчиком возбудителя? Укажите ареал его распространения. Отметьте особенности морфологических форм паразита, обитающих в организме переносчика и человека. Перечислите меры личной и общественной профилактики.

Задача 1.10. В больницу поступила женщина - жительница сельской местности с жалобами на боли в животе, жидкий стул с примесью крови и слизи. При микроскопировании фекалий больной были обнаружены простейшие - балантидии.

Опишите морфологические особенности балантидия. Напишите его систематическое положение по латыни. Какое заболевание он вызывает? Перечислите меры личной и общественной профилактики.

 

Задача 1.11. При обследовании беременной женщины в женской консультации было обнаружено носительство токсоплазмоза.

Опасно ли это для плода? Кто чаще является источником заражения человека токсоплазмозом? Назовите стадии жизненного цикла токсоплазмы в организме промежуточного и окончательного хозяина. Перечислите способы заражения токсоплазмозом. Что лежит в основе лабораторной диагностики токсоплазмоза?

 

2.2. Задачи с избыточным заданием

Задача 1.12.В инфекционное отделение больницы поступила женщина с подозрением на острую бактериальную дизентерию. Больная жалуется на слабость, недомогание, частый, жидкий стул со слизью и кровью, схваткообразные боли в животе, небольшое повышение температуры. Обследование больной не подтвердило диагноза бактериальной дизентерии. При микроскопировании фекалий больной обнаружены крупные (30-40 мкм) подвижные одноклеточные паразиты, в цитоплазме которых много эритроцитов. Больная сообщила, что она замужем, имеет сына. Сын несколько месяцев назад был в командировке в Средней Азии. По возвращении у него периодически наблюдалось нарушение стула. К врачам он не обращался.

Какие паразиты были обнаружены в фекалиях больной? Напишите их русское и латинское название. Как называется заболевание? Кто, вероятно, послужил источником заражения данной женщины? Как проверить это предположение? Где у человека паразитирует предполагаемый паразит?

Задача 1.13. К врачу обратился больной с жалобами на бессоницу, лихорадку, слабость, неспособность сосредоточиться, головную боль. Лимфатические узлы, печень и селезенка увеличены. Больной был в командировке в Кении. После укуса его насекомым на руке возник болезненный, красный инфильтрат, исчезнувший через две недели, позже появились лихорадка, головная боль. Предварительный диагноз - малярия. При микроскопировании окрашенных мазков крови вне клеток обнаружены узкие, размером 27-30 мкм простейшие со жгутиком и ундулирующей мембраной.

Напишите русское и латинское название обнаруженных простейших. Как называется заболевание, вызываемое этими простейшими? Какое насекомое является переносчиком данного заболевания? Может ли этот больной стать источником заражения для окружающих?

Задача 1.14.В областную больницу г.Твери на обследование поступил мужчина 30 лет. Больной по профессии нефтяник, несколько месяцев находился в командировке в Баку. По возвращении стал замечать отсутствие аппетита, слабость, частые головные боли, приступы лихорадки, которые повторялись через каждые 48 часов. Приступы возникали внезапно, длились в среднем 1,5-2 часа и сопровождались ознобом, чувством жара. Температура тела достигала 40-41ºС. При микроскопировании окрашенных препаратов крови в эритроцитах обнаружены простейшие, имеющие в центре вакуоль, цитоплазма окрашена в голубой цвет и имеет вид кольца, ядро красное.

Определите видовую принадлежность простейших. Напишите русское и латинское название паразита. Как называется вызываемое им заболевание? Объясните способ заражения. Укажите путь передачи возбудителя и стадии развития в организме человека.

 

Задача 1.15. У больного наблюдаются приступы лихорадки, увеличение печени, селезенки, уменьшение содержания эритроцитов в крови. Микроскопирование мазков крови показало, что в эритроцитах содержатся одноклеточные организмы, центральная часть которых занята вакуолью, а цитоплазма с ядром смещены к периферии (простейшие имеют вид кольца). Больной состоит на диспансерном учете с диагнозом «Язвенная болезнь желудка». За месяц до начала заболевания больному в связи с оперативным вмешательством на желудке переливали кровь.

О каком заболевании можно говорить в данном случае? Какой вид простейшего является его возбудителем? Систематическое положение возбудителя заболевания по латыни. Как могло произойти заражение? Профилактика: личная и общественная.

 

Задача 1.16. У женщины, длительное время страдающей бесплодием, не имеющей вредных привычек, первая беременность закончились мертворождением. Ребенок родился с микроцефалией. При вскрытии в его мозге и тканях глаз обнаружены небольшие очаги обызвествления. При гистологическом исследовании окрашенных срезов мозга, глаз, печени и селезенки обнаружены цисты, в некоторых из них видны скопления ядер красно-фиолетового цвета, в других различимы мелкие удлиненные простейшие (форма полумесяца) с голубой цитоплазмой и красно-фиолетовым ядром.

Напишите русское и латинское название обнаруженных простейших. Как называется болезнь, возбудителем которой они являются? Какая стадия жизненного цикла этих простейших инвазионна для человека? Как произошло заражение плода данной болезнью? Меры личной и общественной профилактики.

Задача 1.17. В районную больницу поступил мужчина 50 лет. Месяц назад он был прооперирован по поводу острого аппендицита, операция прошла без осложнений. Однако через неделю после выписки у больного появились сильные боли в животе, понос, рвота. При микроскопировании кала больного бактериальная дизентерия была исключена. В одной из проб кала обнаружены единичные крупные (60-100 мкм) одноклеточные организмы, яйцеобразной формы, тело покрыто ресничками.

Напишите русское и латинское название обнаруженных простейших. Как называется болезнь, возбудителем которой являются эти простейшие? Является ли больной человек заразным для окружающих? Объясните. Меры личной и общественной профилактики.

Задача 1.18.В инфекционную больницу поступил в лихорадочном состоянии студент, направленный на обучение в Россию из Анголы. Студент проживает в общежитии. Соседи по комнате характеризуют его как веселого и общительного человека. Бытовые условия в общежитии нормальные. После каникул, которые студент проводил на родине, сокурсники отметили изменение его характера: он стал вялым и некоммуникабельным. Больной жалуется на тошноту, рвоту, нарушение сна, головную боль. У него увеличены лимфатические узлы, на коже спины сыпь. При повторном исследовании окрашенных по Романовскому мазков крови обнаружены простейшие удлиненной формы, со жгутиком на переднем конце и ундулирующей мембраной.

Какие простейшие обнаружены в крови больного? Напишите их русское и латинское название. Как называется болезнь, возбудителем которой они являются? Может ли заразиться от этого больного обслуживающий персонал больницы? Где у человека паразитируют эти простейшие?

 

Задача 1.19. В поликлинику обратился мужчина 46 лет с жалобами на периодическое нарушение стула и боли в животе. Ранее к врачам не обращался, на диспансерном учете не состоит, женат, имеет взрослую дочь. Санитарно-бытовые условия проживания хорошие. При микроскопировании окрашенных мазков фекалий больного обнаружены 4-х ядерные цисты, округлой формы размером 8-12 мкм. Месяц назад больной вернулся из командировки в Среднюю Азию.

Цисты каких простейших обнаружены у больного? Напишите их латинское название. Как называется болезнь, возбудителем которой являются эти простейшие? Нужно ли обследовать на цистоносительство всех членов семьи, несмотря на то, что они здоровы?

 

Задача 1.20. В военный госпиталь обратился майор пограничных войск, который в течение года служил на границе с Афганистаном. При поступлении у мужчины отмечались увеличение печени и селезенки, бледность кожных покровов, повышение температуры до 39,9°, головная боль, боли в суставах и мышцах, тошнота, рвота, Приступы лихорадки повторялись через день. Больной связывает начало заболевания с пребыванием на зимней рыбалке.

Какие исследования необходимо провести для постановки диагноза? Установите диагноз на основании результатов, предложенных Вами лабораторных методов. Определите систематическое положение паразита и перечислите стадии его развития в организме человека.

 

Задача 1.21. Летом к хирургу в поликлинике обратился мужчина 35 лет. Полгода назад у этого врача он проходил амбулаторное лечение по поводу перелома предплечья правой руки. На тыльной поверхности правой кисти визуально определяется глубокая язва с приподнятыми краями, серозно-гнойным отделяемым. По сведениям больного, месяц назад он был в командировке в районе Ашхабада, где много москитов. На месте укуса москита у больного вначале появилась краснота и небольшой бугорок, а спустя месяц развилась язва. Хирург направил больного в инфекционную отделение больницы.

Ваш диагноз? Какое исследование позволит уточнить диагноз? Определите систематическое положение возбудителя болезни. Опишите особенности строения морфологических форм паразита. Профилактика заболевания.

Задача 1.22. Больной, работник горзеленхоза обратился к цеховому врачу с жалобами на снижение аппетита и веса, слабость, отрыжку, боли и тяжесть в правом подреберье, особенно после приема жирной пищи. С предварительным диагнозом «Дискинезия желчевыводящих путей», больной был направлен на дуоденальное зондирование. В порциях содержимого двенадцатиперстной кишки и желчного пузыря были обнаружены одноклеточные паразиты грушевидной формы с 4 парами жгутиков и парными ядрами, в фекалиях найдены 4-х ядерные цисты.

Какое заболевание у данного больного? Напишите систематическое положение возбудителя по латыни, его патогенное действие, стадии жизненного цикла, способ заражения. Перечислите меры профилактики.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.