Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Перечень вопросов для подготовки к зачету

Балльно-рейтинговая система по ЭКСКУРСОВЕДЕНИЮ

(очная форма обучения)

№ п/п Вид учебной работы Критерии оценивания Кол-во баллов Общее кол-во баллов за семестр
1. Присутствие на лекции Ведение конспекта лекции 3 балла 15 баллов
2. Семинарское занятия 1 Участие в обсуждении темы семинара 2 балла 85 баллов
Выполнение задания 4 балла
Семинарское занятие 2 – 3 Участие в обсуждении темы семинара по 2 балла за каждый семинар
Выполнение задания 4 балла
Семинарское занятие 4 – 6 Участие в обсуждении темы семинара по 2 балла за каждый семинар
Семинарское занятие 7 – 9 Участие в обсуждении темы семинара по 2 балла за каждый семинар
Семинарское занятие 10 – 12 Выполнение задания от 1 до 5 баллов за каждый семинар
Семинарское занятие 13 – 16 Участие в обсуждении темы семинара по 2 балла за семинары 13 и 14
Выполнение задания от 1 до 5 баллов за семинары 15 и 16
Практическое занятие Разработка экскурсии от 1 до 10 баллов
Анализ экскурсии и заполнение карточки прослушивания по 5 баллов
Семинарское занятие 17 – 19 Подготовка и защита проекта 10 баллов

 

Критерии оценки:

ü Оценка «зачтено» - обучающийся выполнил 100 % - 80 % учебной работы (в общей сумме от 100 до 80 баллов)

ü Оценка «не зачтено» - обучающийся выполнил менее 80 % учебной работы (в общей сумме от 79 баллов и менее).

Студент, не набравший необходимое количество баллов приглашается на собеседование по вопросам дисциплины (см. п. 5 Перечень вопросов для подготовки к зачету). Каждый устный ответ студента оценивается в 2 балла.



ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)

Тема: Развитие экскурсионной деятельности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Чем вызвано появление экскурсий?

2. Назовите выдающихся педагогов, оказавших влияние на развитие экскурсий в учебных заведениях Европы и России в ХVIII – ХIХ вв.

3. Назовите основные исторические этапы экскурсионного дела.

4. Охарактеризуйте деятельность экскурсионных комиссий, бюро, комитетов в н. ХХ века.

5. Как развивалось экскурсионное дело в нашей стране после Октябрьской революции 1917 г.?

6. Как развивается экскурсионное дело в современной России (90-е гг. ХХ в. – начало ХХI в.)?

 

Задание:

Подготовьте краткий доклад (60 знаков) об одном из российских деятеле – основоположнике экскурсионного метода обучения:

1. Иван Михайлович Гревс (1860—1941) ученый, основоположник философского начала экскурсионной школы, городского краеведения, экскурсионного метода обучения истории.

2. Николай Павлович Анцифиров (1889—1958) – выдающийся теоретик и прак­тик экскурсионного дела.

3. Борис Евгеньевич Райков (1880—1966) – выдающийся педагог, автор мето­дики школьных экскурсий и систематического музейного образования.

4. Николай Александрович Гейнике (1876—1955) – краевед, знаток Москвы, подвижник экскурсионного дела, автор курсов по краеведению и экскурсоведе­нию.

5. Основная идея концепции Анатолий Васильевич Бакушинский (1883—1939) – проблема мастерства экскурсовода, представитель московской экскурсионной школы.

6. Арт Яковлевич Закс (1878—1938) – краевед, практик, популяризатор идей экс­курсионного дела, основатель и руководитель Института методов внешкольной работы и Центральной опытно-показательной экскурсионной базы Нарком­проса.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 – 3 (4 часа)

Тема: Экскурсионная деятельность в музеях, на туристских маршрутах. Виртуальные экскурсии и с элементами анимации.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Что такое экскурсионная деятельность?

2. Почему экскурсию называют услугой?

3. Что относится к памятникам культурного наследия?

4. Каким должен быть музей в XXI в.? Выскажите Ваше отношение к тому, что в XXI в. музеи стали пониматься не как не как хранилища культурно-исторического наследия, а часть индустрии развлечений. Какие для этого используют средства и технику?

5. Какова роль краеведения в экскурсионном деле? Что такое экскурсионный туризм? Какова цель путешествий по этим турам?

6. Что такое экскурсионная анимация? Приведите примеры анимационных программ и мероприятий.

7. В чем особенность и достоинства виртуальных экскурсий?

 

Задание (на выбор студента):

1. Предложите свою концепцию регионального музея (или экспозиции одного из залов краеведческого музея, или костюмированную / игровую экскурсию) с упором на коммерческий успех (30 знаков):

- направление и особенности культурно-образовательной деятельности музея

- предметы музейного значения и музейная коллекция

2. Предложите примерную тематическую программу тура на несколько дней в рамках экскурсионного туризма на краеведческом материале (как можно использовать краеведческий материла в экскурсионном туризме?). Укажите маршрут и объекты туристского интереса (30 знаков).

3. Предложите примерную программу экскурсии с элементами анимации на краеведческом материале. Перечислите, какие экскурсионно-анимацмонные мероприятия будет включать Ваша экскурсия (30 знаков).

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 – 6 (6 часов)

Тема: Профессиональное мастерство экскурсовода.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Выделите элементы экскурсии.

2. В чем сущность и особенности показа в экскурсии?

3. Какие выделяют ступени и виды показа?

4. Какие выделяют варианты взаимодействия человека и объекта?

5. Какие основные требования предъявляют к рассказу?

6. Каковы задачи рассказа на экскурсии?

7. Охарактеризуйте профессию экскурсовода и личность экскурсовода. Какие требования предъявляют к профессии экскурсовода (перечислите должностные обязанности организатора экскурсий)? Какими задатками, способностями должен обладать экскурсовод?

8. Что понимают под профессиональным мастерством экскурсовода?

9. Какие стили языка используют в экскурсоводческой деятельности?

10. Что такое речевой этикет? Перечислите его требования и правила.

11. Какие внеречевые средства общения используют экскурсоводы?

12. Какие жесты и мимика используются при проведении экскурсий?

13. Какие требования предъявляются к внешнему облику и манерам экскурсовода?

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7 – 9 (6 часов)

Тема: Методика проведения и техника ведения экскурсии.

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается предмет экскурсионной методики? Сформулируйте задачи методики.

2. Какие требования предъявляют к экскурсионной ме­тодике (к отбору экскурсионных объектов, логической последовательности в показе объектов, выделении и использовании пауз между объектами, нейтрали­зации отвлекающих раздражителей)?

3. Охарактеризуйте методические приемы показа (предварительный осмотр, панорамный показ, зрительная реконструкция (воссоздание), зрительный монтаж, локализация событий, абстрагирование и др.). Приведите возможные примеры использования таких приемов на экскурсиях.

4. Охарактеризуйте методические приемы рассказа (экскурсионная справка, описание, объяснение, комментирование, репортаж, ссылки на очевидцев и др.). Приведите возможные примеры использования таких приемов на экскурсиях.

5. Определите значение особых методических приемов (встреча с участниками событий, элементы ритуала и др.). Приведите возможные примеры использования таких приемов на экскурсиях.

6. Перечислите приемы демонстрации наглядных посо­бий и приведите возможные примеры использования приемов демонстрации на экскурсиях.

7. Что такое кризисы внимания? Какие существуют пути их преодоления?

8. Что относят к технике ведения экскурсий? Определите ее роль в эффективности экскурсии.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10 – 12 (6 часов)

Тема: Анализ методики проведения экскурсий.

 

Задание 1.

Проанализируйте методику проведения экскурсии в видеофильмах и выделите фрагменты, когда экскурсовод применяет:

а) следующие методические приемы показа:

прием предварительного осмотра,

прием зрительной реконструкции,

прием локализации событий,

прием зрительного сравнения,

показ наглядных пособий,

показ объекта по ходу движения автобуса,

панорамный показ,

движение вблизи объекта;

б) следующие методические приемы изложения:

цитирование,

ритуал,

рассказ,

прием заданий,

описание,

объяснение,

комментирование,

прием исследования.

экскурсионная справка,

предварительный обзор,

литературный монтаж,

прослушивание звукозаписей,

вопросно-ответный методический прием.

 

 

Задание 2.

Проанализируйте предложенные ситуации и предложите пути решения.

Задача 1. Во время экскурсии автобус ломается и не может продолжать движение:

а) туристы находятся в пределах города;

б) туристы находятся в пригороде.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы в каждом из этих случаев?

Задача 2. Туристская группа возвращается с загородной автобусной экс­курсии. По пути следования руководитель группы замечает стоящий турист­ский автобус, водитель которого просит остановиться.

Как должен поступить руководитель туристской группы?

Задача 3. Туристская группа путешествует по Хабаровскому краю. При очередной остановке в г. Комсомольске-на-Амуре к отправляющемуся автобусу один из туристов не пришел.

Каковы действия руководителя туристской группы?

Задача 4. В двухнедельной автобусной поездке по причине поломки авто­буса было потеряно три дня и не выполнено несколько пунктов экскурсионной программы. В договоре есть пункт, снимающий с туристской фирмы ответст­венность в случае форс-мажорных обстоятельств, к которым отнесены и по­ломки автотранспорта. Кому должны предъявить претензию туристы в данной ситуации?

Задача 5. По каким критериям выделяют следующие варианты турист­ско-экскурсионных маршрутов.

I вариант. В пути следования проводят путевую информацию, а в конеч­ном пункте путешествия – экскурсию. Средством перевозки туристов служат автобус, теплоход, туристско-экскурсионный поезд.

II вариант. В пути следования проводят и экскурсию, и путевую информа­цию, при этом основную экскурсию – ту, которая является идейным стержнем маршрута, проводят в конечном пункте путешествия. Средством перевозки ту­ристов служит автобус.

III вариант. В пути следования туристы прослушивают путевую экскурси­онную информацию. На маршруте планируют промежуточную остановку в го­роде, где местный экскурсовод проводит обзорную экскурсию. В конечном пункте предполагается проведение основной экскурсии. Для перевозки турис­тов используются самолет, автобус.

IV вариант. Отличительная особенность его от предыдущих состоит в том, что конечный пункт маршрута используют как базовый, из него начинаются радиальные, частные маршруты.

Выделите достоинства и недостатки каждого из предложенных вариантов туристско-экскурсионных маршрутов.

Задача 6. В общении между собой и в деловой документации профессио­налы турбизнеса часто применяют различные специфические обозначения и сок­ращения, особенно на английском языке. Незнание их может привести к не­доразумениям с партнером, непониманию деловой корреспонденции, пробле­мам в общении с иностранными клиентами и т.п.

Расшифруйте термин SITY TOUR – используемый в международном ту­ристском бизнесе.

Задача 7. Если клиент турфирмы предъявляет устную жалобу по организа­ции автобусной экскурсии, менеджер:

а) извиняется, но только в случае обоснованной претензии;

б) извиняется в любом случае, даже если жалоба не обоснована;

в) не извиняется, но всеми доступными средствами пытается уладить конф­ликт;

г) не извиняется, если ни он лично, ни турфирма не имеют к требованиям клиента никакого отношения.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13 – 16 (8 часов)

Тема: Технология подготовки новой экскурсии.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Перечислите этапы подготовки экскурсии.

2. Как определяют цели и задачи экскурсии. Объясните значение темы экскурсии.

3. Чем руководствуются при отборе и изучении экскурсионных объектов?

4. Что такое карточка экскурсионного объекта? Какие сведения в нее входят?

5. Каковы особенности составления экскурсионного маршрута (как правильно его составить, определить остановки)?

6. Какие бывают виды текстов экскурсии? Какие требования предъявляются к ним? Что такое контрольный текст экскурсии? Каким требованиям он должен соответствовать?

7. Что такое «портфель экскурсовода»? Что в него входит?

8. Что еще входит в этап непосредственной разработки экскурсии?

9. Перечислите требования к технологической карте экскурсии. Раскройте ее содержание.

 

Задание в рамках семинарского занятия:

Разработать профориентационную экскурсию по ДВГАФК (придумать название экскурсии, определить цели, задачи, отобрать и изучить экскурсионные объекты, подготовить контрольный текст экскурсии, выбрать экскурсионный маршрут, составить «портфель экскурсовода» и технологическую карту экскурсии).

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (8 часов)

 

1. Разработать технологическую карту одной из предлагаемых экскурсий, придумать название экскурсии:

1.1. Тематическая экскурсия по стадиону имени Ленина.

1.2. Культурно-познавательная экскурсия по центру города.

1.3. Обзорная экскурсия по спортивным комплексам Хабаровска.

1.4. Экологическая экскурсия по памятнику природы «Хабаровский краевой парк им. Н.Н. Муравьева-Амурского»

1.5. Экологическая экскурсия по Дендрарию.

1.6. Тематическая экскурсия по экспозиции отдела природы ХКМ им. Н.И. Гродекова.

 

2. Проанализировать и заполнить карточку прослушивания. По окончании экскурсии провести ее обсуждение, дать оценку качества содержания, технике проведения, культуре речи и прочему, выявляются недочеты.

Карточка прослушивания экскурсии

Название экскурсии.

Вид экскурсии.

Продолжительность экскурсии.

Содержание экскурсии: соответствие поставленной цели,
полнота изложения материала, соотношение общего и местного
материала, обобщения по подтемам.

Методика проведения экскурсии: структура экскурсии (вступление, основ­ная часть, заключение), умение правильно распределить время на объектах и по подтемам, контакт экскурсовода с группой, логические переходы, методичес­кие экскурсионные приемы показа и рассказа, наглядные пособия, использо­ванные в экскурсии.

Техника проведения экскурсии: выбор места для осмотра объектов, расста­новка группы у объекта, использование микрофона, ответы на вопросы, контакт экскурсовода с водителем автобуса.

Культура речи экскурсовода: грамотность, точность, логичность, доходчи­вость, образность, эмоциональность.

Выводы по прослушиванию: соответствие содержания экскурсии контроль­ному тексту бюро и технологической карте, оценка экскурсии в целом.

Советы экскурсоводу.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 17 – 19 (6 часов)

Тема: Экскурсионные возможности Хабаровского края.

 

Изучение темы проходит с применением метода проектов (организация исследовательской познавательной деятельности, в которой обучающиеся занимают активную субъективную позицию). Группа должна разработать тематику экскурсионных маршрутов для туристско-рекреацион­ных кластеров:

- Хабаровского туристско-рекреационного кластера;

- Комсомольского туристско-рекреационного кластера;

- Советско-гаванского туристско-рекреационного кластера;

- экскурсионный маршрут на Большой Уссурийский остров.

При подготовке к проекту необходимо проанализировать экскурсионный потенциал Хабаровского края и города Хабаровска:

- памятники архитектуры и археологии, памятники природы: парки, лесо­парки, заповедные территории; парковые ландшафты: ботанический парк (ден­дропарк), детский парк, спортивные парки, зоологический парк (зоосад), парки развлечений и аттракционов; культурно-исторические комплексы; загородные парки; памятники истории: памятники, мемориальные комплексы;

- экскурсионно-туристические маршруты и их роль в развитии спортив­ного туризма. Резервы повышения эффективности организации экскурсионной деятельности. Новые экскурсионные объекты. Тематику экскурсий. Прогрес­сивные формы экскурсионной работы. Многовариантность экскурсионной прог­раммы. Пути повышения эффективности экскурсионной деятельности.

Сделать анализ краевой целевой программы Развитие внутреннего и въезд­ного туризма в Хабаровском крае (2013-2017 годы)».

Дать оценку следующим маршрутам:

- «Восточное кольцо России»;

- «Речной круиз по Амуру».

 

Работа над проектом проходит совместно в группах. При подборе темы проекта группа студентов ориентируется на свои интересы, возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненные проекты презентуются в рамках публичного выступления.

 

3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

1. Журавлева М.М. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: курс лекций/ Журавлева М.М., Шиш Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2011.— 123 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15686.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

2. Курило, Л.В. Основы экскурсионной деятельности [Текст]: учеб. посо­бие / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова; Российская международная академия ту­ризма. – М.: Сов. спорт, 2012. – 208 с.

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

- http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs.htm;

Электронный ресурс "Все о туризме" / Туристическая библиотека / Экурсове­дение: учебник. – М: Советский спорт, 2007. - 216 с.

 

- http://www.e-reading.by/book.php?book=21998

Электронный ресурс "e-reading" / Экскурсоведение: учебное пособие. – М: Советский спорт, 2007. - 216 с.

 

- http://www.twirpx.com/files/scst/excursion/

Электронный ресурс " twirpx.com " / Социально-культурный сервис и ту­ризм / Экскурсоведение

 

- http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodiki-provedeniya-ekskursiy

Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА» / Леонов Е.Е., Тараканов А.В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестник Кемеровского го­сударственного университета культуры и искусств. - № 21, 2012.

 

- http://www.travel.khv.ru/badbrowser.html

Туристический портал Хабаровского края

Перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Экскурсия: сущность, признаки и функции.

2. Тематические экскурсии и их разновидности.

3. Требования к профессии экскурсовода. Понятие экскурсоведческого мастерства.

4. Личные качества экскурсовода, влияющие на профессиональную деятельность.

5. Элементы психологии в экскурсии.

6. Этапы подготовки новой экскурсии.

7. Логика в экскурсии. Логические переходы, их варианты.

8. Методика (приемы) проведения экскурсии.

9. Культура речи экскурсовода. Использование выразительных свойств речи.

10. Способы активизации восприятия экскурсионного материала. Формы психологизма в экскурсии.

11. Особенности основных элементов экскурсии – показа и рассказа и их методические приемы.

12. Техника ведения экскурсии.

13. Особенности проведения обзорных городских экскурсий.

14. Экскурсионные объекты – понятие, типы, классификация.

15. Критерии отбора экскурсионных объектов. Экскурсионная карточка объекта.

16. Принципы составления маршрута экскурсии.

17. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии: назначение, общие и различные черты.

18. «Портфель экскурсовода» – понятие, задачи, техника использования.

19. Стороны процесса общения экскурсовода с группой. Виды невербального общения.

20. Особенности проведения природоведческих экскурсий.

21. Значение экскурсионной методики. Особые методические приемы.

22. Особенности проведения загородной экскурсии.

23. Музейная экскурсия. Классификация музейных экскурсий.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.