Перечень вопросов для подготовки к зачету
Балльно-рейтинговая система по ЭКСКУРСОВЕДЕНИЮ
(очная форма обучения)
№ п/п
| Вид учебной работы
| Критерии оценивания
| Кол-во баллов
| Общее
кол-во баллов за семестр
| 1.
| Присутствие на лекции
| Ведение конспекта лекции
| 3 балла
| 15 баллов
| 2.
| Семинарское занятия 1
| Участие в обсуждении темы семинара
| 2 балла
| 85 баллов
| Выполнение задания
| 4 балла
| Семинарское занятие 2 – 3
| Участие в обсуждении темы семинара
| по 2 балла за каждый семинар
| Выполнение задания
| 4 балла
| Семинарское занятие 4 – 6
| Участие в обсуждении темы семинара
| по 2 балла за каждый семинар
| Семинарское занятие 7 – 9
| Участие в обсуждении темы семинара
| по 2 балла за каждый семинар
| Семинарское занятие 10 – 12
| Выполнение задания
| от 1 до 5 баллов за каждый семинар
| Семинарское занятие 13 – 16
| Участие в обсуждении темы семинара
| по 2 балла за семинары 13 и 14
| Выполнение задания
| от 1 до 5 баллов за семинары 15 и 16
| Практическое занятие
| Разработка экскурсии
| от 1 до 10 баллов
| Анализ экскурсии и заполнение карточки прослушивания
| по 5 баллов
| Семинарское занятие 17 – 19
| Подготовка и защита проекта
| 10 баллов
|
Критерии оценки:
ü Оценка «зачтено» - обучающийся выполнил 100 % - 80 % учебной работы (в общей сумме от 100 до 80 баллов)
ü Оценка «не зачтено» - обучающийся выполнил менее 80 % учебной работы (в общей сумме от 79 баллов и менее).
Студент, не набравший необходимое количество баллов приглашается на собеседование по вопросам дисциплины (см. п. 5 Перечень вопросов для подготовки к зачету). Каждый устный ответ студента оценивается в 2 балла.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)
Тема: Развитие экскурсионной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Чем вызвано появление экскурсий?
2. Назовите выдающихся педагогов, оказавших влияние на развитие экскурсий в учебных заведениях Европы и России в ХVIII – ХIХ вв.
3. Назовите основные исторические этапы экскурсионного дела.
4. Охарактеризуйте деятельность экскурсионных комиссий, бюро, комитетов в н. ХХ века.
5. Как развивалось экскурсионное дело в нашей стране после Октябрьской революции 1917 г.?
6. Как развивается экскурсионное дело в современной России (90-е гг. ХХ в. – начало ХХI в.)?
Задание:
Подготовьте краткий доклад (60 знаков) об одном из российских деятеле – основоположнике экскурсионного метода обучения:
1. Иван Михайлович Гревс (1860—1941) ученый, основоположник философского начала экскурсионной школы, городского краеведения, экскурсионного метода обучения истории.
2. Николай Павлович Анцифиров (1889—1958) – выдающийся теоретик и практик экскурсионного дела.
3. Борис Евгеньевич Райков (1880—1966) – выдающийся педагог, автор методики школьных экскурсий и систематического музейного образования.
4. Николай Александрович Гейнике (1876—1955) – краевед, знаток Москвы, подвижник экскурсионного дела, автор курсов по краеведению и экскурсоведению.
5. Основная идея концепции Анатолий Васильевич Бакушинский (1883—1939) – проблема мастерства экскурсовода, представитель московской экскурсионной школы.
6. Арт Яковлевич Закс (1878—1938) – краевед, практик, популяризатор идей экскурсионного дела, основатель и руководитель Института методов внешкольной работы и Центральной опытно-показательной экскурсионной базы Наркомпроса.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 – 3 (4 часа)
Тема: Экскурсионная деятельность в музеях, на туристских маршрутах. Виртуальные экскурсии и с элементами анимации.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое экскурсионная деятельность?
2. Почему экскурсию называют услугой?
3. Что относится к памятникам культурного наследия?
4. Каким должен быть музей в XXI в.? Выскажите Ваше отношение к тому, что в XXI в. музеи стали пониматься не как не как хранилища культурно-исторического наследия, а часть индустрии развлечений. Какие для этого используют средства и технику?
5. Какова роль краеведения в экскурсионном деле? Что такое экскурсионный туризм? Какова цель путешествий по этим турам?
6. Что такое экскурсионная анимация? Приведите примеры анимационных программ и мероприятий.
7. В чем особенность и достоинства виртуальных экскурсий?
Задание (на выбор студента):
1. Предложите свою концепцию регионального музея (или экспозиции одного из залов краеведческого музея, или костюмированную / игровую экскурсию) с упором на коммерческий успех (30 знаков):
- направление и особенности культурно-образовательной деятельности музея
- предметы музейного значения и музейная коллекция
2. Предложите примерную тематическую программу тура на несколько дней в рамках экскурсионного туризма на краеведческом материале (как можно использовать краеведческий материла в экскурсионном туризме?). Укажите маршрут и объекты туристского интереса (30 знаков).
3. Предложите примерную программу экскурсии с элементами анимации на краеведческом материале. Перечислите, какие экскурсионно-анимацмонные мероприятия будет включать Ваша экскурсия (30 знаков).
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 – 6 (6 часов)
Тема: Профессиональное мастерство экскурсовода.
Вопросы для обсуждения:
1. Выделите элементы экскурсии.
2. В чем сущность и особенности показа в экскурсии?
3. Какие выделяют ступени и виды показа?
4. Какие выделяют варианты взаимодействия человека и объекта?
5. Какие основные требования предъявляют к рассказу?
6. Каковы задачи рассказа на экскурсии?
7. Охарактеризуйте профессию экскурсовода и личность экскурсовода. Какие требования предъявляют к профессии экскурсовода (перечислите должностные обязанности организатора экскурсий)? Какими задатками, способностями должен обладать экскурсовод?
8. Что понимают под профессиональным мастерством экскурсовода?
9. Какие стили языка используют в экскурсоводческой деятельности?
10. Что такое речевой этикет? Перечислите его требования и правила.
11. Какие внеречевые средства общения используют экскурсоводы?
12. Какие жесты и мимика используются при проведении экскурсий?
13. Какие требования предъявляются к внешнему облику и манерам экскурсовода?
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7 – 9 (6 часов)
Тема: Методика проведения и техника ведения экскурсии.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем заключается предмет экскурсионной методики? Сформулируйте задачи методики.
2. Какие требования предъявляют к экскурсионной методике (к отбору экскурсионных объектов, логической последовательности в показе объектов, выделении и использовании пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей)?
3. Охарактеризуйте методические приемы показа (предварительный осмотр, панорамный показ, зрительная реконструкция (воссоздание), зрительный монтаж, локализация событий, абстрагирование и др.). Приведите возможные примеры использования таких приемов на экскурсиях.
4. Охарактеризуйте методические приемы рассказа (экскурсионная справка, описание, объяснение, комментирование, репортаж, ссылки на очевидцев и др.). Приведите возможные примеры использования таких приемов на экскурсиях.
5. Определите значение особых методических приемов (встреча с участниками событий, элементы ритуала и др.). Приведите возможные примеры использования таких приемов на экскурсиях.
6. Перечислите приемы демонстрации наглядных пособий и приведите возможные примеры использования приемов демонстрации на экскурсиях.
7. Что такое кризисы внимания? Какие существуют пути их преодоления?
8. Что относят к технике ведения экскурсий? Определите ее роль в эффективности экскурсии.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10 – 12 (6 часов)
Тема: Анализ методики проведения экскурсий.
Задание 1.
Проанализируйте методику проведения экскурсии в видеофильмах и выделите фрагменты, когда экскурсовод применяет:
а) следующие методические приемы показа:
прием предварительного осмотра,
прием зрительной реконструкции,
прием локализации событий,
прием зрительного сравнения,
показ наглядных пособий,
показ объекта по ходу движения автобуса,
панорамный показ,
движение вблизи объекта;
б) следующие методические приемы изложения:
цитирование,
ритуал,
рассказ,
прием заданий,
описание,
объяснение,
комментирование,
прием исследования.
экскурсионная справка,
предварительный обзор,
литературный монтаж,
прослушивание звукозаписей,
вопросно-ответный методический прием.
Задание 2.
Проанализируйте предложенные ситуации и предложите пути решения.
Задача 1. Во время экскурсии автобус ломается и не может продолжать движение:
а) туристы находятся в пределах города;
б) туристы находятся в пригороде.
Какие действия предпринимает руководитель туристской группы в каждом из этих случаев?
Задача 2. Туристская группа возвращается с загородной автобусной экскурсии. По пути следования руководитель группы замечает стоящий туристский автобус, водитель которого просит остановиться.
Как должен поступить руководитель туристской группы?
Задача 3. Туристская группа путешествует по Хабаровскому краю. При очередной остановке в г. Комсомольске-на-Амуре к отправляющемуся автобусу один из туристов не пришел.
Каковы действия руководителя туристской группы?
Задача 4. В двухнедельной автобусной поездке по причине поломки автобуса было потеряно три дня и не выполнено несколько пунктов экскурсионной программы. В договоре есть пункт, снимающий с туристской фирмы ответственность в случае форс-мажорных обстоятельств, к которым отнесены и поломки автотранспорта. Кому должны предъявить претензию туристы в данной ситуации?
Задача 5. По каким критериям выделяют следующие варианты туристско-экскурсионных маршрутов.
I вариант. В пути следования проводят путевую информацию, а в конечном пункте путешествия – экскурсию. Средством перевозки туристов служат автобус, теплоход, туристско-экскурсионный поезд.
II вариант. В пути следования проводят и экскурсию, и путевую информацию, при этом основную экскурсию – ту, которая является идейным стержнем маршрута, проводят в конечном пункте путешествия. Средством перевозки туристов служит автобус.
III вариант. В пути следования туристы прослушивают путевую экскурсионную информацию. На маршруте планируют промежуточную остановку в городе, где местный экскурсовод проводит обзорную экскурсию. В конечном пункте предполагается проведение основной экскурсии. Для перевозки туристов используются самолет, автобус.
IV вариант. Отличительная особенность его от предыдущих состоит в том, что конечный пункт маршрута используют как базовый, из него начинаются радиальные, частные маршруты.
Выделите достоинства и недостатки каждого из предложенных вариантов туристско-экскурсионных маршрутов.
Задача 6. В общении между собой и в деловой документации профессионалы турбизнеса часто применяют различные специфические обозначения и сокращения, особенно на английском языке. Незнание их может привести к недоразумениям с партнером, непониманию деловой корреспонденции, проблемам в общении с иностранными клиентами и т.п.
Расшифруйте термин SITY TOUR – используемый в международном туристском бизнесе.
Задача 7. Если клиент турфирмы предъявляет устную жалобу по организации автобусной экскурсии, менеджер:
а) извиняется, но только в случае обоснованной претензии;
б) извиняется в любом случае, даже если жалоба не обоснована;
в) не извиняется, но всеми доступными средствами пытается уладить конфликт;
г) не извиняется, если ни он лично, ни турфирма не имеют к требованиям клиента никакого отношения.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13 – 16 (8 часов)
Тема: Технология подготовки новой экскурсии.
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите этапы подготовки экскурсии.
2. Как определяют цели и задачи экскурсии. Объясните значение темы экскурсии.
3. Чем руководствуются при отборе и изучении экскурсионных объектов?
4. Что такое карточка экскурсионного объекта? Какие сведения в нее входят?
5. Каковы особенности составления экскурсионного маршрута (как правильно его составить, определить остановки)?
6. Какие бывают виды текстов экскурсии? Какие требования предъявляются к ним? Что такое контрольный текст экскурсии? Каким требованиям он должен соответствовать?
7. Что такое «портфель экскурсовода»? Что в него входит?
8. Что еще входит в этап непосредственной разработки экскурсии?
9. Перечислите требования к технологической карте экскурсии. Раскройте ее содержание.
Задание в рамках семинарского занятия:
Разработать профориентационную экскурсию по ДВГАФК (придумать название экскурсии, определить цели, задачи, отобрать и изучить экскурсионные объекты, подготовить контрольный текст экскурсии, выбрать экскурсионный маршрут, составить «портфель экскурсовода» и технологическую карту экскурсии).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (8 часов)
1. Разработать технологическую карту одной из предлагаемых экскурсий, придумать название экскурсии:
1.1. Тематическая экскурсия по стадиону имени Ленина.
1.2. Культурно-познавательная экскурсия по центру города.
1.3. Обзорная экскурсия по спортивным комплексам Хабаровска.
1.4. Экологическая экскурсия по памятнику природы «Хабаровский краевой парк им. Н.Н. Муравьева-Амурского»
1.5. Экологическая экскурсия по Дендрарию.
1.6. Тематическая экскурсия по экспозиции отдела природы ХКМ им. Н.И. Гродекова.
2. Проанализировать и заполнить карточку прослушивания. По окончании экскурсии провести ее обсуждение, дать оценку качества содержания, технике проведения, культуре речи и прочему, выявляются недочеты.
Карточка прослушивания экскурсии
Название экскурсии.
Вид экскурсии.
Продолжительность экскурсии.
Содержание экскурсии: соответствие поставленной цели, полнота изложения материала, соотношение общего и местного материала, обобщения по подтемам.
Методика проведения экскурсии: структура экскурсии (вступление, основная часть, заключение), умение правильно распределить время на объектах и по подтемам, контакт экскурсовода с группой, логические переходы, методические экскурсионные приемы показа и рассказа, наглядные пособия, использованные в экскурсии.
Техника проведения экскурсии: выбор места для осмотра объектов, расстановка группы у объекта, использование микрофона, ответы на вопросы, контакт экскурсовода с водителем автобуса.
Культура речи экскурсовода: грамотность, точность, логичность, доходчивость, образность, эмоциональность.
Выводы по прослушиванию: соответствие содержания экскурсии контрольному тексту бюро и технологической карте, оценка экскурсии в целом.
Советы экскурсоводу.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 17 – 19 (6 часов)
Тема: Экскурсионные возможности Хабаровского края.
Изучение темы проходит с применением метода проектов (организация исследовательской познавательной деятельности, в которой обучающиеся занимают активную субъективную позицию). Группа должна разработать тематику экскурсионных маршрутов для туристско-рекреационных кластеров:
- Хабаровского туристско-рекреационного кластера;
- Комсомольского туристско-рекреационного кластера;
- Советско-гаванского туристско-рекреационного кластера;
- экскурсионный маршрут на Большой Уссурийский остров.
При подготовке к проекту необходимо проанализировать экскурсионный потенциал Хабаровского края и города Хабаровска:
- памятники архитектуры и археологии, памятники природы: парки, лесопарки, заповедные территории; парковые ландшафты: ботанический парк (дендропарк), детский парк, спортивные парки, зоологический парк (зоосад), парки развлечений и аттракционов; культурно-исторические комплексы; загородные парки; памятники истории: памятники, мемориальные комплексы;
- экскурсионно-туристические маршруты и их роль в развитии спортивного туризма. Резервы повышения эффективности организации экскурсионной деятельности. Новые экскурсионные объекты. Тематику экскурсий. Прогрессивные формы экскурсионной работы. Многовариантность экскурсионной программы. Пути повышения эффективности экскурсионной деятельности.
Сделать анализ краевой целевой программы Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2017 годы)».
Дать оценку следующим маршрутам:
- «Восточное кольцо России»;
- «Речной круиз по Амуру».
Работа над проектом проходит совместно в группах. При подборе темы проекта группа студентов ориентируется на свои интересы, возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненные проекты презентуются в рамках публичного выступления.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
1. Журавлева М.М. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: курс лекций/ Журавлева М.М., Шиш Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2011.— 123 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15686.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Курило, Л.В. Основы экскурсионной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова; Российская международная академия туризма. – М.: Сов. спорт, 2012. – 208 с.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs.htm;
Электронный ресурс "Все о туризме" / Туристическая библиотека / Экурсоведение: учебник. – М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
- http://www.e-reading.by/book.php?book=21998
Электронный ресурс "e-reading" / Экскурсоведение: учебное пособие. – М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
- http://www.twirpx.com/files/scst/excursion/
Электронный ресурс " twirpx.com " / Социально-культурный сервис и туризм / Экскурсоведение
- http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodiki-provedeniya-ekskursiy
Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА» / Леонов Е.Е., Тараканов А.В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - № 21, 2012.
- http://www.travel.khv.ru/badbrowser.html
Туристический портал Хабаровского края
Перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Экскурсия: сущность, признаки и функции.
2. Тематические экскурсии и их разновидности.
3. Требования к профессии экскурсовода. Понятие экскурсоведческого мастерства.
4. Личные качества экскурсовода, влияющие на профессиональную деятельность.
5. Элементы психологии в экскурсии.
6. Этапы подготовки новой экскурсии.
7. Логика в экскурсии. Логические переходы, их варианты.
8. Методика (приемы) проведения экскурсии.
9. Культура речи экскурсовода. Использование выразительных свойств речи.
10. Способы активизации восприятия экскурсионного материала. Формы психологизма в экскурсии.
11. Особенности основных элементов экскурсии – показа и рассказа и их методические приемы.
12. Техника ведения экскурсии.
13. Особенности проведения обзорных городских экскурсий.
14. Экскурсионные объекты – понятие, типы, классификация.
15. Критерии отбора экскурсионных объектов. Экскурсионная карточка объекта.
16. Принципы составления маршрута экскурсии.
17. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии: назначение, общие и различные черты.
18. «Портфель экскурсовода» – понятие, задачи, техника использования.
19. Стороны процесса общения экскурсовода с группой. Виды невербального общения.
20. Особенности проведения природоведческих экскурсий.
21. Значение экскурсионной методики. Особые методические приемы.
22. Особенности проведения загородной экскурсии.
23. Музейная экскурсия. Классификация музейных экскурсий.
|