Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Задачи психологии развития и возрастной психологии

Принято выделять теоретические и практические задачи возрастной психологии. Теоретические задачи призваны углубить теорию, а практические направлены на внедрение исследований в практику, на организацию психологической помощи.

Среди многообразия задач выделим следующие:

1. Изучение движущих сил и источников развития психического развития человека.

2. Построение периодизации психического развития в онтогенезе.

3. Характеристика качественного своеобразия психического развития личности и психических процессов на каждой стадии онтогенеза.

4. Контроль динамики психического развития.

5. Профилактика, коррекция и оптимизация психического развития на основе возможностей обучения и воспитания.

Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

Уровень развития любой науки зависит от степени разработанности методов исследования. Метод исследования – это осознанный ответ на вопрос о том, как было получено конкретное знание и насколько оно истинно (Абрамова Г.С.). В возрастной психологии используется классификация методов, предложенная Б.Г. Ананьевым. Рассмотрим специфику использования отдельных эмпирических методов.

Как отмечал Д.Б. Эльконин, первоначально детская психология была описательной наукой, основным методом было наблюдение. Наблюдения за детьми оформлялись в виде записей, дневников матери, протоколов наблюдений. Чаще всего наблюдения велись в условиях семьи. В 1925 году была открыта клиника нормально развивающихся детей под руководством Н.М. Щелованова, где велось круглосуточное наблюдение за детьми.

При проведении наблюдения большое значение имеет наличие цели. Важно четко спланировать наблюдение: что конкретно наблюдать, в каких условиях, определить, что и как фиксировать, какие показатели использовать, сроки наблюдения, систематичность, использование технических средств и др. Особенностью этого метода является то, что экспериментатор не вмешивается в происходящие события. Иногда даже используется зеркало Гезелла. Достоинство метода наблюдения в том, что оно проводится в привычных условиях, человек, за которым наблюдают, не знает об этом и ведет себя естественно. К недостаткам можно отнести, что экспериментатор не может взять под свой контроль ситуацию и поэтому легко можно отклониться от цели наблюдения. При проведении наблюдения присутствует элемент субъективизма экспериментатора: на какие-то моменты он может обратить внимание, а что-то игнорировать. Кроме этого, метод наблюдения трудоемкий, требует больших затрат времени. Наблюдение может быть сплошное и выборочное.



Разновидностью наблюдения является самонаблюдение. Своеобразным вариантом наблюдения является анализ продуктов деятельности. В этом случае наблюдение ведется не за процессом деятельности, анализируется результат (рисунки, дневники, рукописи, проекты и пр.).

В возрастной психологии используется лонгитюдный метод, когда исследователь работает с группой людей или с одним человеком на протяжении длительного времени. Он регулярно проводит обследование по одним и тем же параметрам и следит, как идет развитие. Пример такого исследования: ученый Гвоздев А.Н. на протяжении 8 лет изучал развитие речи своего сына. Есть исследования, которые ведутся десятилетиями.

Наряду с безусловными достоинствами, лонгитюдный метод имеет и недостатки: длительность, а также результаты исследования основываются на изучении незначительного количества людей.

Исключить эти недостатки помогает использование сравнительного метода, его еще называют метод поперечных срезов. Для исследования с помощью этого метода подбираются однородные группы исследуемых, которые отличаются друг от друга по какому-то существенному признаку (возраст, пол, др.) и они сравниваются по определенному показателю. Например, при изучении памяти у трех, четырех, пяти летних детей измеряются скорость запоминания словесного и образного материала, время сохранения и т.п. Полученные данные сравниваются и делаются выводы о возрастных особенностях памяти.

Достоинством сравнительного метода является возможность за короткое время охватить большое количество людей и получить статистически достоверные результаты. К недостаткам относится невозможность учесть индивидуальные особенности.

Разновидностью являеюся близнецовый метод, метод кросс-культурного исследования.Применяют кросс-культурный метод для исследования и сравнения особенностей психического развития людей, живущих в разных культурах, например, европейская и восточная культуры, современное общество и различные племена и т.п.

Большое значение для возрастной психологии имеет метод эксперимента. От наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь заранее планирует те или иные ситуации, не допуская неожиданностей, которые возможны при наблюдении. Существуют лабораторный и естественный эксперимент. Л.С. Выготский предложил экспериментально-генетическую стратегию исследования. Она заключается в том, что в лабораторных условиях создается модель развития определенных психических функций, которыми испытуемые не обладают, и происходит активное формирование.

Возрастная психология широко использует разнообразные методы тестирования (стандартизированные, проективные).

В психологических исследованиях применяются различные опросные методы: анкетирование, беседа, интервьюирование.

Беседа может выступать в качестве вспомогательного метода исследования. Некоторые ученые беседу использовали как самостоятельный метод, например, клиническая беседа Ж. Пиаже, психоаналитическая беседа З. Фрейда.

Опрос может проводиться в форме анкетирования. В этом случае испытуемые получают опросники (анкеты).

В возрастной психологии используются и другие методы.

Задания для самообразования

Предмет, задачи психологии развития и возрастной психологии

Литература:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Высш. образование, 2003. – 433 с. (можно любое изд.);

Глава 1. Детство как предмет психологического исследования. С. 12-33.

1.1. Исторический анализ понятия «детство».

1.2. Детство как предмет науки.

1.3. Специфика психического развития ребенка.

2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Глава 1. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. С. 11-21.

Методические рекомендации

Исторический анализ понятия «детство». Проблема истории детства: парадоксы детского развития, зависимость продолжительности детства от уровня развития общества, отражение детства в культуре как социально-исторического феномена. Историческое становление возрастной (детской) психологии (Ч. Дарвин, В. Прейер и др.) [1].

Специфика предмета психологии развития и возрастной психологии, становление возрастной психологии, её основные разделы. Понятие о генетической психологии, вклад ученых в её развитие. Связь психологии развития и возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.