Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Учение о высших психических функциях

В 1927 году Л.С.Выготский совместно с сотрудниками А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожцем, Л.И. Божович проводили экспериментальные исследования, которые дали возможность сформулировать основные положения концепции культурно-исторического развития психики. Эти исследования позволили перейти от описательного метода явлений, который господствовал в психологии, к раскрытию сущности этих явлений.

Л.С.Выготский выдвинул положение о том, что исторический подход должен стать ведущим принципом построения психологии человека.

Он считал, что поскольку онтогенез разворачивается в культурном пространстве в определенном историческом промежутке времени, то психику человека нужно рассматривать в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. В связи с этим он ввел понятие «культурное развитие» и предложил теорию или концепцию культурно-исторического развития психики.

Анализируя теории психического развития зарубежных ученых, в частности, представителей биологизаторского или, как он еще называл, натуралистического направления, пришел к выводу, что они не различают два совершенно разных процесса – органическое созревание и культурное развитие, стремясь поставить их в один ряд и рассматривать факты культурного и органического развития как явления одного порядка. Например, вызревание понятийного мышления к определенному возрасту. Это совершенно разные процессы, тем более неверно выстраивать в один ряд развитие животных и ребенка.

В филогенезе и онтогенезе значение и роль биологического созревания и культурного развития представлены по-разному. В филогенезе они существуют раздельно, как самостоятельные линии развития. Культурное развитие человечества совершалось при относительно неизменном биологическом типе человека, когда эволюционные процессы уже завершены и сформировался биологический вид Homo sapiens.



Врастание ребенка в цивилизацию, пишет Л.С.Выготский, представляет единый сплав с процессами органического созревания. Оба плана или две линии развития – естественное (биологическое) и культурное – совпадают и сливаются один с другим, это единый сложный процесс.

Первая линия – биологического формирования элементарных процессов, т.е. созревание нервных аппаратов, которые представляют собой органическую (натуральную) основу всякого психического процесса.

Вторая линия – функциональное или культурное развитие, которое является результатом усвоения индивидом культурных достижений общества.

Из сплетения этих линий возникает реальная история детского поведения.

Культурное развитие ребенка совершается при условии динамического изменения биологического развития: увеличивается рост, происходит органическое созревание и т.п. В результате, как писал Л.С.Выготский, все изменения взаимопроникают одно в другое и образуют единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.

Л.С.Выготский приходит к выводу, что в процессе онтогенеза происходит развитие качественно новых психологических структур – высших психических функций, которые составляют специфику человеческой психики. В этом заключается специфика психического развития человека.

Высшие психические функции можно подразделить на две группы явлений, которые неразрывно связаны, но не сливаются никогда воедино.

Первая группа – это процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления – языком, письмом, счетом, рисованием.

Вторая группа – это процессы развития специальных высших психических функций: произвольного внимания, логической памяти, понятийного мышления, творческого воображения, волевой регуляции и пр.

Рассмотрим, как происходит овладение языком (первая группа).

Источником развития ребенка является его социальное окружение. Как маленький ребенок вступает в отношения с другими людьми? Он начинает привлекать к себе внимание с помощью лепета, движений, например, притягивает взрослого за одежду, с помощью взглядов, это непосредственные средства связи.

Л.С.Выготский отмечал, что средства социальной связи между людьми бывают двоякого рода: непосредственные и опосредованные. Непосредственные основаны на инстинктивных формах, к ним относятся выразительные движения и действия, так, ранние формы установления контакта у ребенка – это крик, хватание за рукав, взгляды.

На более высокой ступени развития выступают опосредованные отношения между людьми. Признаком таких отношений служит знак, с помощью которого устанавливается общение. Речь он рассматривал как универсальную знаковую систему, дающую ребенку возможность овладеть всеми другими познавательными функциями. Отмечал, что предвестником человеческой речи является указательный жест.

Речь начинается с неудавшихся хватательных движений. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения, в это время ребенок не понимает смысла указательных движений. Это еще всего лишь движение ребенка, указывающее на предмет. На помощь ребенку приходит мать и дает ему тот предмет, на который он указывал. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Смысл в неудавшееся хватательное движение вносят другие. И только уже потом ребенок сам начинает относиться к этому движению как к указанию.

Таким образом, указательный жест – первый предвестник человеческой речи. Его функция – указать, обратить внимание. Постепенно изменяется функция самого движения: из движения, направленного на предмет, оно становится движением, направленным на другого человека, средством связи, т.е. хватание превращается в указание. Изменяется и схема движения, появляется форма указательного жеста, про которую можно сказать, что это жест для себя. Ребенок приходит к осознанию своего жеста последним.

Следовательно, указательный жест раньше начинает указывать движением то, что понимается другими людьми, и лишь позднее становится для самого ребенка указанием. Постепенно указательный жест заменяется словом.

Высшая форма общения, опосредованная знаком, вырастает из естественных форм непосредственного общения. Еще одно преимущество ребенка, по сравнению с животными, это использование орудий, он безгранично расширяет посредством орудий радиус своей активности. Его мозг и руки сделали область доступных форм поведения неограниченно широкой. Первый шаг активности человека – использование орудий.

Использование орудий является также переломным моментом начинающегося культурного развития. Овладение орудиями свидетельствует о развитии основных форм приспособления ребенка к внешним условиям среды (примерно с 9 месяцев).

Приобретение речью социальных функций (обратить внимание) и употребление орудий – вот два основных момента, которые лягут в основу дальнейшего культурного развития.

Главным детерминирующим фактором развития ребенка является то, что его поведение социализируется. С рождения ребенка окружают вещи и люди. Поведение маленьких детей представляет собой весьма специфический сплав двух форм приспособления – к вещам и к людям, к среде и к социальной ситуации. У взрослых же они дифференцируются. Реакции на предметы и людей в поведении детей составляют недифференцированное единство. И только потом из этого недифференцированного единства вырастают как действия, направленные на внешний мир, так и социальные формы поведения. Эту центральную особенность в поведении ребенка Л.С.Выготский назвал синкретизмом (соединением) действия. Ребенок, оставшись наедине с собой и побуждаемый к действию ситуацией, начинает действовать так, что речь и действие сливаются, психическое и физическое влияние смешиваются и можно наблюдать в поведении ребенка сложную активность – это беспорядочная смесь прямых попыток достичь желаемого объекта, эмоциональной речи. Взрослый даже не может понять, чего хочет ребенок. После того, как ребенок наткнулся на трудность в реализации плана, он резко обрывает попытки и обращается к взрослому с просьбой о помощи. Обращаясь за помощью в критический момент, ребенок как бы показывает, что он знает, что нужно сделать для достижения цели, но сам не может ее достичь. Ребенок встает на путь сотрудничества, разделяя свою деятельность с другим лицом. Он начинает организовывать поведение взрослого в соответствии с требованиями задачи. Новая форма активности – контроль за поведением другого человека пока еще не выделяется из синкретического целого.

Примитивизм детского мышления может проявиться следующим образом – видя безнадежность своих попыток, ребенок может обратиться прямо к предмету деятельности, прося его приблизиться к ребенку.

Огромные изменения в развитии ребенка наступают тогда, когда вместо того, чтобы обратиться с планом решения задачи ко взрослому, ребенок обращается к самому себе. Появляется эгоцентрическая речь, т.е. речь, обращенная к самому себе. В этом случае речь, участвующая в решении задачи, из категории интерпсихической (между людьми) превращается в интрапсихическую функцию (внутри ребенка).

Ребенок, организуя собственное поведение по социальному типу, применяет к самому себе тот способ поведения, который он раньше применял к другому человеку. Он осуществляет перенос социальной формы поведения в свою собственную психическую организацию.

На первом этапе речь, следуя за действием, отражая и усиливая ее результат, остается подчиненной к действию, следует за ним.

На втором этапе речь начинает доминировать над действием, руководит им и в этот период зарождается планирующая функция речи. Превращаясь в функцию интрапсихическую, речь начинает готовить предварительное решение проблемы в вербальном плане. Перестраивается все поведение. Это позволяет увидеть происхождение высших психических функций. То, что раньше считалось процессом внезапного открытия, оказывается результатом длительного и сложного социально-исторического развития.

По-новому начинает работать внимание ребенка, память преобразуется из пассивного регистратора в функцию активного выбора и активного интеллектуального припоминания.

С включением сложного опосредованного уровня высших психических функций происходит радикальная перестройка всего поведения. Речь, являясь системой психологических знаков, приводит к полной реорганизации поведения. Появляется волевое действие, а волевое действие возможно только там, где происходит овладение собственным поведением с помощью символических стимулов (знаков).

Знаки и значения, опосредующие структуру ВПФ, функционально являются не чем иным, как психологическими орудиями психической деятельности человека, аналогичным орудиям труда.

Высшие психические функции не являются прямым продолжением и усовершенствованием элементарных функций, они являются специфическим новообразованием. Высшие психические функции не надстраиваются как второй этаж над элементарными процессами, а представляют собой новые психологические системы. При этом элементарные функции, будучи включенными в новые системы, сами начинают действовать по новым законам.

Таким образом, высшие психические функции представляют собой единство высшего порядка, в котором своеобразно сочетаются и более элементарные функции. Высшие психические функции являются не продуктом биологической эволюции, а продуктом исторического развития поведения.

По структуре высшие психические функции отличаются от натуральных тем, что они носят опосредованный характер, т.е. строятся на основе опосредующих знаков. Все высшие психические функции внутренне связаны со знаковой деятельностью ребенка. Знаковая организация является важнейшим отличительным признаком высших психических функций.

Основная функция высших психических функций – внутренняя регуляция поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков. Знаки выступают своеобразными психологическими орудиями, преобразующими сознание человека. Поэтому развитие сознания представляет процесс овладения системой знаков и значений. Благодаря этому деятельность человека становится разумной и преднамеренной, т.е. человек ставит цель и осуществляет определенные действия в соответствии с сознательной целью.

В основе учения о высших психических функциях лежит гипотеза об их опосредованном характере. Появление высших психических функций обусловлено характером жизнедеятельности человека.

Выделяют три свойства высших психических функций, они считаются отличительными признаками высших психических функций от натуральных психических функций – это произвольность, осознанность и системность.

Произвольность означает следование цели (целенаправленность) и наличие средств ее достижения. Л.С.Выготский делает акцент на средства достижения цели. Если есть цель, но нет средств ее достижения, то нет и произвольности.

Осознанность – это выраженность в речи. Л.С. Выготский рассматривал речь как важный фактор развития сознания человека. Всё, что может быть выражено в речи, осознанно.

Системность означает, что сознание представляет собой единство всех высших психических функций, это единство обусловлено общей структурой обобщения значений. Сущность этого свойства Л.С. Выготский рассматривает в учении о системном и смысловом строении сознания.

Высшие психические функции формируются в процессе совместной деятельности людей, а затем они как бы вращиваются, интериоризируются, становятся личным достоянием каждого человека, т.е. от коллективной формы происходит переход к индивидуальной.

Всякая высшая психическая функция сначала проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Выготский Л.С. пишет: «Для нас сказать о процессе «внешний», значит сказать «социальный». Всякая высшая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической.

Это положение можно подтвердить примером развития речи: сначала слово должно обладать смыслом, что этим словом обозначается конкретный предмет, т.е. должна быть объективная связь между словом и тем, что оно обозначает. Если такой связи нет, то развитие речи невозможно. Далее связь между словом и вещью используется взрослым как средство общения с ребенком. Только потом слово становится осмысленным для ребенка. таким образом, значение слова сначала объективно существует для других и только потом начинает существовать для самого ребенка. Все формы речевого общения взрослого с ребенком позже становятся психическими функциями.

Л.С.Выготский делает вывод, что высшие психические функции, например, функция слова, раньше были разделены и распределены между людьми, потом стали функциями самой личности.

Знак представляет собой внешний вспомогательный стимул, внешнее средство самостимуляции. Это обусловлено двумя причинами.

Во-первых, корни такой операции лежат в коллективных формах поведения, которые всегда относятся к сфере внешней деятельности.

Во-вторых, это происходит из-за примитивных законов индивидуальной сферы поведения, которые еще не выделены из внешней деятельности. Затем происходит вращивание вовнутрь, процесс вращивания культурных форм поведения связан с глубокими изменениями в деятельности важнейших психических функций, с перестройкой психической деятельности на основе знаковых операций. В результате мы получаем новую структуру, новую функцию.

Существенным моментами перестройки являются следующие: замещение функций; изменение натуральных функций (элементарных процессов, образующих основу для высших психических функций); возникновение новых психологических функций.

Таким образом, знак первоначально выступает в поведении ребенка как средство социальной связи, как функция интерпсихическая, а затем знак становится средством овладения собственным поведением, как функция интрапсихическая.

Л.С.Выготский сформулировал общий генетический закон культурного развития: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Сам механизм, лежащий в основе высших психических функций, есть слепок с социального.

Рассматривая проблему происхождения высших психических функций, Л.С.Выготский приходит к выводу, что всякая высшая психическая функция раньше была своеобразной формой психологического сотрудничества и только позже превратилась в индивидуальный способ поведения.

Все высшие психические функции – это интериоризированные отношения социального порядка, вся их природа социальна. Таким образом, согласно этому закону, психическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры.

Интериоризация происходит путем «присвоения» психикой структур внешней деятельности в процессе активности личности. Так, в соответствии с идеями Л.С.Выготского, развитие психики в онтогенезе можно представить как процесс присвоения ребенком общественно-исторических способов внешней и внутренней деятельности.

Л.С.Выготский делает вывод, что через других мы становимся самим собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции. В этом и состоит сущность процесса культурного развития.

В теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского заложен ряд идей, которые были развиты отечественными учеными.

На основе идеи о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка было создано А.Н.Леонтьевым самостоятельное направление – теория деятельности.

Положение о том, что высшие психические функции являются результатом интериоризации, первоначально практических человеческих форм деятельности, было положено в основу теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальпериным.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.