Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Форма государственного устройства

Понятие, признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим

Государство есть особая организация политической власти общества, обладающая публичной властью, суверенитетом, располагающая специальным аппаратом, осуществляющим на профессиональной основе функции управления, имеющая возможность принимать общеобязательные веления в отношении всех граждан, проживающих на ее территории.

Государство как социальный институт обладает следующими признаками:

1) территория;

2) население;

3) публичная власть;

4) внешний и внутренний суверенитет;

5) аппарат управления;

6) аппарат принуждения (правоохранительные органы);

7) армия;

8) право;

9) налоги и займы.

Можно указать и такие дополнительные признаки государства, как единый государственный язык (хотя в некоторых государствах их может быть и несколько), единая денежная единица, единая транспортная и информационная системы.

Содержание деятельности и социальное назначение государства находят свое отражение в его функциях. В зависимости от сферы действия государства его функции подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

1) экономическая (выработка экономической политики, установление правовых основ рынка и ценовой политики);

2) социальная (создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

3) экологическая;

4) строительство гидромелиоративных, ирригационных, транспортных и иных общественных систем;

5) информационная;

6) взимание налогов;

7) охранительная.

К внешним функциям государства можно отнести:



1) оборонная;

2) внешнеэкономическая;

3) культурного сотрудничества;

4) дипломатическая;

5) экологическая;

6) информационная

Некоторые функции государства могут считаться как внешними, так и внутренними (например, экономическая, экологическая, информационная), некоторые реализуются только в определенной сфере (например, дипломатическая функция может считаться только внешней).

Содержание государства как способа организации современного общества может быть выражено в разных формах. сущность его во многом определяют внутренняя структура государства и методы осуществления власти.

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

форма правления – это способ организации высших органов власти в государстве и порядок их образования и взаимодействия.

Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

 

Форма правления

По форме правления все государства делятся на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха – и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слов: monos – один, единый и arche – главенство, власть).

Признаками монархической формы правления являются:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

2) наследственный порядок преемственности верховной власти;

3) юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрассигнатуры – порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона.

Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия – это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Абсолютная монархия в современном мире встречается достаточно редко, в основном в странах Востока: Оман, Катар, Кувейт, Бруней.

Дуалистическая монархия – это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Законодательная власть фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсутствуют. Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг., Германская империя в 1871-1918 гг., Япония в 1889-1945 гг. Некоторым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, однако в «чистом» виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются парламентарными.

Парламентарная монархияэто такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайное законодательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю.

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (где король, по существу, вождь племени); монархии Британского Содружества — Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством). Особо следует отметить теократию — такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Объединенные Арабские Эмираты).

 

Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика.

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризуется несколькими признаками:

1) источником власти признается народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;

3) все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий;

6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика – это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Этот термин происходит оттого, что здесь президент республики играет доминирующую роль. Иногда его называют «сильный» президент.

признаки президентской республики:

• президент избирается народом, гражданами;

• наряду с президентом действует парламент, который тоже наделен очень широкими властными полномочиями;

• правительство формируется и возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует, т. е. президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти;

• парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший законодательный орган.

Полномочия президента в президентской республике настолько велики, что иногда президентскую республику, по аналогии с дуалистической монархией, именуют дуалистической республикой. Для обеспечения устойчивости такой формы необходимо четкое разделение власти между президентом и парламентом. Типичными президентскими республиками являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Боливия, Гватемала, Гондурас, Колумбия, Венесуэла, Панама и т.д.

Кроме термина «президентская республика» в ряде случаев применяется термин «суперпрезидентская республика». Такое название применяется, когда власть президента еще более велика и значительна, чем в президентской республике. Суперпрезидентские республики характерны, в основном, для развивающихся стран Азии и Африки. Суперпрезидентские республики означают почти бесконтрольную власть главы государства — президента. Такая власть зачастую устанавливается либо в результате военного переворота, либо в результате прямого подавления своих политических противников.

Парламентская республика – это такая форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства.

признаки парламентской республики:

• главное звено государственного механизма — парламент, который формирует правительство, избирает министров, главу правительства, а также и самого президента;

• при формальном главенстве парламента практически вся полнота власти принадлежит правительству;

• во главе правительства стоит премьер-министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране;

• парламент может быть распущен президентом – но только по рекомендации правительства;

• власть президента весьма незначительна, — это временный, переизбираемый символ государства любые политические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность;

К парламентарным республикам относятся такие страны, как Италия, ФРГ, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Молдова.

Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик.

От президентской республики в данной форме присутствует такая характерная черта, как избрание президента непосредственно народом, т.е. президент получает мандат от народа и обладает большой властью. От парламентской республики — то, что глава исполнительной власти имеет возможность распускать парламент, а правительство зависит от парламента, поскольку парламент обладает правом на вотум недоверия. Формально президент при смешанной форме может назначать любое правительство, но поскольку парламент обладает правом вотума недоверия, президент сообразует свою волю с расстановкой сил в парламенте и назначает главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента, т.е. представителя самой большой фракции либо партийной коалиции. Это может привести к тому, что президент представляет одну часть политического спектра, одну партию, а правительство, которое должно быть при нем, состоит из лиц, которые разделяют иные политические взгляды. В результате может возникнуть конфликт. Примеры смешанной республики – Франция, Россия.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.

Своеобразной гибридной формой правления является Швейцарский Союз или Швейцарская Конфедерация. Правительство Швейцарии, которое называется Федеральный Совет, назначается Парламентом (Федеральным Собранием) и подотчетно парламенту. Правительство состоит из семи министров, каждый из которых в течение одного года выполняет функции президента, т.е. президентом там может быть должностное лицо — министр только один год и один раз в жизни. В литературе нет единства по поводу того, к какой форме республики можно отнести Швейцарию.

 

форма государственного устройства

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований.

Признаки унитарного государства:

• единая территория, административно-территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в других сферах их полномочия могут быть достаточно широки;

• государственный аппарат представляет собой единую структуру на всей территории страны;

• компетенция высших государственных органов не ограничена полномочиями местных органов;

• единое гражданство;

• единая система права;

• единая судебная система. Судебные органы унитарного государства – звенья единой централизованной системы;

• одноканальная налоговая система: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам;

• допускается образование автономий по национальному признаку.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

федерация является другой формой государственного устройства, представляющей собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Признаки федерации:

• территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые обладают определенной политической самостоятельностью и имеют собственное административное деление;

• существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации;

• парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации;

• двойное гражданство: каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации;

• две правовые системы: федеральная и субъектов федерации, которые имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов;

• наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды; федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства;

• двухканальная налоговая система – наряду с федеральными налогами, существуют и налоги субъектов федерации.

Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют национально-государственные (в многонациональном государстве) и административно-территориальные (в их основе лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы – ФРГ, США и др.).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессияэто односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. Однако формально она не является государством.

Конфедерацияэто постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

Конфедерация не имеет собственной территории – она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами – членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств – членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981-1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем – просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ). Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний.

 

3.политико-правовые системы

политико-правовые системы разделяются по способам принятия властных решений и пределам вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.

По этим признакам можно выделить демократические и антидемократические политические системы.

Демократияэто политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим себя большинством граждан.

Этот режим известен в истории очень давно. Государственные формы демократии были распространены в античном мире. В средние века существовали демократические города-государства в Голландии, Венеции, Новгороде и других местах. В различные исторические эпохи в понятие «демократия» вкладывался различный смысл.

По Платону демократия – это власть завистливых бедняков. Не особенно жаловал демократию и Аристотель. Он рассматривал её как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно этого большинства. Это – худшая форма правления, так как рано или поздно из-за низкой культуры людей демократия превращалась в охлократию, т.е. власть толпы. При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

С Великой Французской революции демократия рассматривается как общественное устройство, отвергающее монархию и элитарность. С тех пор возникла масса теорий демократического устройства общества. В 18-19 веках демократия рассматривалась как режим, гарантирующий совокупность социальных и политических прав и свобод (участие в принятии важных политических решений; права собраний, союзов; свободы совести, мнений, передвижения, переписки). Этот режим означал гарантированность естественных прав человека (на жизнь, безопасность, жилище, труд и т.п.). Важнейшими условиями демократии стали формирующиеся гражданское общество и правовое государство.

Современными западными политологами демократия уже не рассматривается как власть непосредственно народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, согласно их взглядам, – это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает этот вопрос иначе.

Базовымипринципами демократии являются:

• Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им;

• Свободные выборы представителей в органы власти на ограниченный срок;

• Политический плюрализм,

• Гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;

• Контроль представительных институтов за работой правительства;

• Устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную формы.

Прямая демократия – это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, предприятиях и т.п., при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократияэто вид прямой демократии,который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона или другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия – ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Её суть – опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Либеральная демократия – это форма функционирования политической системы, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения. Либеральное содержание проявляется в наличии системы «сдержек» давления органов политической власти, призванной гарантировать свободу личности и обеспечить защиту прав граждан. Основу системы составляет частнопредпринимательская экономика, организованная на рыночных принципах. Демократическое содержание проявляется в наличии системы регулярных и состязательных выборов, проводимых на основе политического равенства, политического плюрализма и т.д.

Современные западные политологи считают, что понятие «либеральной демократии» обозначает еще не осуществленный идеал. Поэтому режимы развитых в демократическом отношении стран предлагают обозначать понятием «западная полиархия» (правление многих). В остальных же политических системах реализуется либерально-авторитарный режим. В принципе речь идет лишь о большей или меньшей степени проявления авторитаризма во всех политических системах.

Противоположностью демократическим являются антидемократические политико-правовые режимы.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Авторитаризмполитическая система, в которой политическая власть сконцентрирована в распоряжении одного человека (группы) или в одном политическом институте. Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. допускается контролируемый плюрализм в политических мнениях и действиях, но к реальным политическим конкурентам власть беспощадна.

От населения не требуется демонстрация преданности органам власти, однако его участие в принятии важнейших решений исключается. Режим потенциально опирается на силу, но она не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии и другие формы. Существенные черты авторитаризма:

• Монополия на государственную власть одной группы или партии;

• Полный или частичный запрет на действия оппозиции;

• Жестко централизованная структура власти;

• Наследование и кооптация как главные способы формирования органов управления;

• Использование силовых органов для удержания власти;

• Для граждан исключается возможность участия в управлении обществом.

Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Переход от него к демократическим формам правления не всегда оказывается удачным. К причинам его воспроизводства относятся:

1) сохранение ориентации населения на традиционные формы социальной жизни и авторитеты;

2) сохранение патриархального типа политической культуры;

3) значительное влияние религиозных норм на политическую ориентацию населения;

4) экономическая отсталость;

5) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Таким образом, авторитаризм – это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Исходя из структуры правящего блока и целей политики, в рамках авторитарных различают военные, олигархические, религиозные и бюрократическиережимы.

В современной западной политологии существует понятие «новая демократия» или «полудемократия». Так квалифицируется посткоммунистические режимы и переходные режимы от военных диктатур. Считается, что при таком режиме демократические и авторитарные тенденции уживаются друг с другом и составляют стабильную основу.

Другой признак деления политических систем – пределы вмешательства органов власти в общественную и частную жизнь. По данному критерию противоположными видами выступают либеральные и тоталитарные разновидности демократии и авторитаризма.

Тоталитаризмэто политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Жизнь всех граждан государство включает в сферу своего принудительного регулирования, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия. Эту систему отличают следующие основные признаки:

• Официальная идеология (фашизм, национал-социализм, коммунизм), которую обязаны поддерживать все граждане; все стороны жизни общества подчинены идеологии. Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Идеология не подлежит критике, и малейшее отступление от нее строго карается государством;

• Монополия на государственную власть одной массовой партии; отношения в партии строятся по элитарному принципу, она возглавляется лидером, способности которого необходимо признавать выдающимися, партия выполняет функции государства;

• За всем обществом осуществляется тотальный полицейский контроль с целью выявить «врагов народа»; отношения в обществе основаны на принципе: «Разрешено только то, что признано органами власти, всё остальное запрещено»;

• Партийный контроль за СМИ; жёсткая цензура любой информации;

• Бюрократическое управление всеми сторонами жизни общества;

• Участие граждан в управлении общественными процессами сводится к «одобрению» уже принятых правителями решений.

При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо всё находится под контролем и регламентируется. Сфера частной жизни человека чрезвычайно узка. Тоталитаризм – это явление ХХ века. Именно технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение и подавление. Большинство политологов считает, что тоталитаризм возникает как реакция общества на кризисы периода активного промышленного развития. В это время распадается традиционная социальная структура, рвутся привычные связи и отношения. У многих людей возникает ощущение потерянности и возникает стремление найти общность с другими людьми. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев жизни общества порождают стремление к сильной централизованной власти. От этой власти ждут установления жёсткого порядка и гарантию быстрого решения самых острых социальных проблем. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом», в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные теории «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации. При этом проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопия о построении нового прогрессивного общества.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность, резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Сам термин ввел в оборот лидер итальянских фашистов Б. Муссолини, который взял за основу политических отношений принцип: «Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.