Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Неопозитивизм в российской социологии 2 глава

Рассуждения социолога о социальных перегруппировках базируются па его различных классификациях строения (структуры) населения. Один из вариантов выглядит так. Существуют: а) элементарное, или простое, коллек­тивное единство (элементарная социальная группа); б) кумулятивное кол­лективное единство (кумулятивная социальная группа); в) сложный соци-альный агрегат (население в целом). В одном случае группа образуется на -основе одного признака (профессионального, религиозного, полового, возра­стного, партийного и др.). В другом — возникают более сложные образования па основе двух и более признаков (класс, сословие, нация и т.д.).

Еще одна классификация, предложенная социологом, включает выде­ление закрытых, открытых и промежуточных групп. Сорокин называет «закрытыми» группы, членство в которых от человека не зависит, по­скольку он рождается и живет с соответствующими признаками (раса, пол, возраст). Далее он выделяет открытые группы, членство в которых определяется волей и желанием человека (партия, ассоциация и др.). На­конец, могут иметь место промежуточные группы, в которых сочетаются свойства закрытых и открытых групп (класс, сословие, вторая семья).

В связи с анализом проблемы типологии социальных групп вызывает интерес трактовка Сорокиным национальности и нации. Он считает, что ее неправомерно рассматривать как элементарную группу, поскольку она характеризуется несколькими признаками сразу. Чаще всего имеется в виду кумуляция трех признаков: языка, территории, государственности. Иногда 1С ним социолог добавляет религию. Исходя из этого, он считает, что национальности как единого социального элемента нет, стало быть, пет и особого национального вопроса. Реальной же проблемой, но его мнению, является социальное неравенство.



Немаловажное значение для социологии представляет предложенная Сорокиным социально-групповая структура населения «культурно разви-



Часть 1 Классический этап


тых» стран, включающая в себя 13 видов: расовую, половую, возрастную семейную, государе!вешгую, языковую, профессиональную, имуществен ную, правовую, территориальную, религиозную, партийную, идеологичеч кую. Этот подход Сорокина к социальному структурированию общеспы лег затем в основу его концепции социальной стратификации и был шире ко и позишвно воспринят во всем мировом сообществе социолоюв. Кета ти, следует специально оiметить, что термины «социальная страгифика ция» и «социальная мобильность» предложил для использования и социологии и ввел в широкий научный оборот именно российский ученый

Проблемы социального поведения

Предпосылки теории социального поведения были сформулированы Со рокипым еще в кпше «Преступление и кара, подвиг и награда». Они свя заны с проблемами социальной мотивации. Было доказано, что кары и на грады (а они рассматриваются как санкции) становятся решающим фактором поведения людей и его трансформации. Одна и та же кара или награда тем сильнее влияет на человека, чем ближе момент ее осущестк ления, чем больше человек нуждается в награде и страдает от отнимаемо го у него карой. В упомянутой книге Сорокин рассматривает большое ко личество явлений, которые регулируются в обществе с помощью кар и наград. Эти явления систематизируются социологом в виде трех типов действий: дозволенных, запрещенных, рекомендуемых.

Дозволенные (дозволенно-должные) действия — это поступки, связан­ные с осуществлением прав и обязанностей, соответствующие, таким обра­зом, представлениям о должном. Запрещенные (недозволенные) действия -л о поступки, противоречащие представлениям о должном поведении. Реко­мендуемые действия — .-это поступки, не только не противоречащие представ­лениям о должном, но и превышающие необходимый минимум «доброго» поведения. Кроме i ого, эги действия всегда желательны и но своей природе добровольны.

Трем названным типам действий соответствуют три формы реагировали на них. Дозволенные действия воспринимаются как соответствующие норме! отсюда — должная реакция на них. Запрещенные действия (преступления) воспринимаются с чувством вражды, ненависти, желания наказать, ото­мстить, отсюда в качестве реакции выступает наказание, кара. Рекомендуемые действия (подвиг) воспринимаются с благодарностью, отсюда реакцией вы­ступает награда. Больше всего внимания в книге уделено двум последним действиям и реакциям на них, поскольку именно они определяют динамику социального поведения с учетом принятых в обществе социальных норм.

В российский период творчества Сорокиным разрабатывались проблемы социальной генетики, причем под сильным влиянием идей М.М. Ковалевско­го и Л.И. Петражицкого. Одна из центральных проблем этого раздела систе­мы социологии — проблема прогресса. Общую тенденцию прогрессивной эво-


Глава 18. Неопозитивизм в российской социолоти 307

in ищи социолог видит в понижении стимулирующей роли внешних санкций и усилении влияния внутреннего регулирования поведения личности па ос­нове осознания сю своего долга. Прогрессивным ученый считает общество, в кшором возрастает роль знания, усиливается личная ответственность, повы­шается заинтересованность человека в общем деле, смягчаются внешние с .шкции и растет социальная солидарность. Идеалом является создание об­щества, в котором не будет преступлений, кар и наград.

Вначале Сорокин верил в возможность быстрого достижения успеха на ном поле деятельности. Молодой социолог полон оптимизма, навеянного Февральской революцией 1917 г., отменившей все сословные, националь­ные и вероисповедные ограничения, свергнувшей царизм, провозгласив­шей свободу слова и печати. Ему казалось, что до решения проблемы соци-.1 чыюго равенства «рукой подать». Основой его он считал равенство людей и груде, базирующееся на свободном выборе формы деятельности в этой (фере каждым человеком. Большое внимание он уделял проблемам новой педагогики, которая сумеет, по его мнению, правильно поставить дело обу­чения и воспитания, благодаря чему будет достигнуто интеллектуальное равенство людей. В этой связи он утверждал, что идеальной является та си-с сема воспитания, при которой нет кар и наград.

Однако такой оптимизм, связанный с реальной возможностью ут-иерждения подобного общества, постепенно покидает ученого. Довольно скоро он начинает понимать, что в основе ожидаемого общества должно ||сжать социальное равенство, однако в обозримом будущем о нем не мо­жет быть и речи при наличии многих линий социального расслоения и неравенства между группами. Само социальное равенство Сорокин трак-|ует уже по-другому — как пропорциональность социальных благ в соот­ветствии с заслугами людей. От достижения такого состояния современ­ное ему общество, по его мнению, находится весьма далеко.

Российский социолог рассматривает социальную эволюцию как процесс замирения, в котором главное место занимает нормативное регулирование. Любое общество, любая социальная группа выступают как «замиренная сре­да», которая характеризуется наличием определенной организации, норм и шаблонов поведения. Конечно, в группе, как и в обществе в целом, всегда имеются отклонения, инакомыслящие и инакодействующие люди, но чаще всего их подчиняют интересам группы (общества) посредством принужде­ния, в том числе и с помощью методов насилия.

Сорокина никогда не оставляла равнодушным проблематика этичес­кого характера, касавшаяся человеческих страданий (особенно от голода и войны), проявления альтруизма, будущего устройства государства и об­щества. Его волновали проблемы контраста между бедностью и богатст­вом и пути его преодоления. В основе такого интереса лежал вопрос о воз­можностях социологии, о том, что она может и должна сделать для совершенствования человеческих отношений.



Часть I. Классический этап


Значение российского периода творчества ПА Сорокина

Значение российского периода творчесч ва Сорокина трудно переоценит^ Это был пик классического .rraira отечественной социологии. Идеи, сфо мулироваипые им и развитые в работах 1910-х — начала 1920-х гг., оказ| ли значительное влияние не только на российскую, по и на мировую cq циологию всего XX в. Не случайно, переехав в США осенью 1923 Сорокин за короткое время — в течение 7—10 лет — сумел выдвинуться I ряд наиболее известных и влиятельных американских социологов. Имей но он получил приглашение создать социологический факультет одног из самых престижных университетов в США — Гарвардского — и стат его первым деканом. В США он стремился развить основные теоретиче кис положения своей социологии, корпи которой посходят к российское периоду творчества. Так, в Гарварде Сорокин основал исследовательски центр по изучению творческого альтруизма с целью разработки практ|| ческих методик установления в отношениях между людьми добра, сир ведливости, действенной любви.

Он много сделал для становления социологического образования России. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском! университете, но и создал целый ряд учебных программ для изучения его 1 любимой науки в учебных заведениях различного уровня. Для достиже- j ния этой же цели и популяризации социологии он написал первый в Рос­сии «Общедоступный учебник социологии».

В феврале 1922 г., выступая на торжественном собрании в честь 103-й годовщины Петербургского университета, Сорокин советовал студенчес­кой молодежи не только обрести «новую веру», по и «взять с собой в до­рогу» знание, чистую науку, совесть, моральные богатства, любовь и волю к производительному труду — тяжелому, упорному, умственному и физи­ческому. Только знание и труд, взятые вместе, говорил он молодежи, по­могут достойно пройти бесконечно сложный жизненный путь. Ценности, названные в этом выступлении и предложенные социологом молодым людям в качестве их основного путеводителя, были для него самого глав­ными в его долгом и чрезвычайно плодотворном путешествии по жизни.

В предисловии к книге Сорокина «Преступление и кара, подвиг и на­града» его любимый педагог М.М. Ковалевский предсказал молодому ученому большое научное будущее и высказал уверенность в том, что еще не один том его трудов пополнит российскую социологическую библио­теку. Пророчество одного из крупнейших отечественных социологов вто- > рой половины XIX — начала XX в. полностью сбылось.


Глава 18. Неопозитивизм в российской социологии



Вопросы и задания

1. Когда появилось неопозитивистское направление в российской социологии? Назо­
вите его представителей.

2. Охарактеризуйте основные особенности неопозитивизма в российской социоло­
гии. В чем состояла его методологическая программа?

.'1. Что являлось предметом социологии в творчестве А.С. Звопицкой? Раскройте су­щество центрального понятия ее социологии — эективапии (ожидания).

I. В чем видел задачи социолс» нческой науки К.М. Тахтарев? Каковы, в его интерпре­
тации, фуцдамеи 1альные особенности общественной жизни и почему именно их он
выделял?

5. В какой атмосфере происходило формирование духовного мира П.А. Сорокина? Какие люди и собы i ия определили его становление как ученого?

(i. В чем видел Сорокин предмет и метод социологии? Почему явления социального взаимодспс! вия привлекли его внимание в первую очередь?

/ Из каких меюдоло! пческих принципов исходил Сорокин, рассматривая социоло­гию как науку?

S Расскажи i с о п рук i у ре социолог ии в ее ип герпретации Сорокиным. Что он пони­мал под социальной аналитикой, социальной механикой и социальной генетикой?

!) Какое значение для последующего развития социологии имели подходы Сорокина к харамершмике смруктуры общества и группировкам населения?

10. Какие проблемы социального поведения ставил Сорокин, начиная с книги «Пре­ступление и кара, подвиг и награда»?

II. В чем видел П.А. Сорокин тенденции социальной эволюции? Какое значение он
придавал в этом процессе этическим проблемам?

12. Какие принципы позитивизма воспринял Сорокин? В чем проявилось влияние
психологизма на ею взгляды?

13. Охарактеризуй те значение российско! о периода творчества II.А. Сорокина для раз-
вшия как отечественной, так и мировой социологии.

Литература

Голосенка ИЛ. Системный анализ в т ворчестве П. Сорокина // Социально-политичес­кий журнал. 1996. №1,2.

Голосенка ИЛ., Зверев В.М. Социолог Агнесса Звоницкая: работы и судьба // Социол. исслед. 1991. №2.

История социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.

Кукушкина ЕМ. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993.

Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. Гл. 9.

Миненков ГЛ. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.

Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. М., 1993.

Сорокин П.Л. Система социологии: В 2 т. Сыктывкар, 1991. Т. 1. Ч. 1, 2.

Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992.

Сорокин П.Л. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии: Статьи разных лет. М., 1994.

Сорокин ПЛ. Границы и предмет социологии // Социология в России XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 1.



Часть I. Классический этап


Тахтарев КМ Краткая история социологии и ее основные направления. Основнь идеи социолоюв // Там же.

Тахтарев КМ. Изучение общественной жизни. Основные вопросы и .гадачи социоло гии. Ее научное построение и направление. Меюды социологии. Законы стагипи ческие и статис гико-социоло! ические. Ста i истика и социология. Соотносит елыш] i и аатистико-социологичсский метод и построение социологии как точной науки об общественной жизни // Там же.


ЧАСТЬ II СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП



 


Глава 19

Социология XX в.: общая характеристика, предмет,

Периодизация

§ 1. Общая характеристика социологии XX в. Понятие современного этапа социологии

Начиная разговор о социологии XX в. как о современной дисциплине, не­обходимо в первую очередь разобраться с понятием современности в на­уке. В разных науках его содержание неодинаково. Например, для многих разделов физики их современное состояние определяется ситуацией по­следних лет, от силы — десятилетия. Это же касается ряда отраслей био­логической науки. Другое дело — социальные и гуманитарные пауки, где понятием современности охватываются периоды, значительно более дли-юльные, чем годы, десятилетие или даже несколько десятков лет.

Рассмотрим с этой точки зрения понятие современности в науке при­менительно к социологии. Известный английский социолог Э. Гиддес считает, что социология — это наука о современном этапе развития обще­ства, который охватывает последние 200 лет, т.е. период капитализма. От­сюда понятен интерес Гидденса как социолога к изучению не только на­стоящего, по и прошлого общества. Как отмечает английский ученый, «прошлое - это зеркало, которое социолог должен поставить перед со­бой, чтобы понять настоящее»1.

В социологи и есть и иное отношение к понятию современности, сторонни-ки которого сводят ее к последним десятилетиям или даже к менее продолжи­тельным периодам времени — при условии, что они охватывают глубокие из­менения в обществе. Сегодня многие отечественные исследователи считают современным этаном социологии развитие этой науки с конца 80-х — начала 90-х гг. по настоящее время. Речь идет в данном случае об изучении того пе­риода, который был связан в России с переходом от советского к постсовет­скому обществу, а в мире — с ликвидацией мировой социалистической систе­мы, крушением режимов с диктатурой коммунистических партий.

Но, помимо изменений в обществе, которые должна изучать социоло­гия, есть процессы, происходящие не только и не столько в самой соци­альной реальности, сколько в науке, ее изучающей. С такой точки зрения

1 GiddensA. Sociology. Cambridge, 1989. P. 21.



Часть II. Современный этап


жм<> ЯШИ Ж

понятие современного этапа социологии будет иным, поскольку должм учитывать радикальные преобразования, их глубину в самой науке.

Временные границы современного этапа социологии и их основания

Общая характеристика современного этапа социологии напрямую св. па с определением его временных границ, особенно нижней. В отношении верхней границы этапа существует достаточная ясность, и здесь спором среди специалистов не возникает. Все сходятся на том, что эта границ.1 проходит по «сегодняшнему дню» социологической пауки. Более слож ным оказывается вопрос о нижней границе этапа.

В настоящее время в отечественной историко-социологичсской литс ратуре есть две основные позиции, в рамках которых определяется ниж няя граница современного этапа социологии. Одна точка зрения своди i ся к тому, что его история ведет начало со времени завершения Втором мировой войны, а сам этап включает в себя два периода: послевоенным (до конца 1960-х гг.) и новейший (с конца 1960-х гг. до наших дней). Эгм точка зрения принадлежит В.П. Култыгину [Култыгин. 2000. С. 18—221

Автор обосновывает свою позицию тем, что война способствовала ко репному изменению взглядов на общество, массовые социальные процессы и возможности управлять ими. Хронологические рамки первого период;! (от войны до конца 1960-х гг.) обусловлены также и самим развитием соци ологической науки, в первую очередь появлением теории среднего уровня (принадлежит американскому ученому Р. Мертону), которая привела к скачку в развитии социологии, проявившемуся (под влиянием этой тео­рии) в возникновении ряда ее отраслей. В институциональном плане соци­ология также совершила скачок, выйдя за пределы университетов, на уро­вень отраслевых исследовательских центров. Что касается перехода к новому периоду (с конца 1960-х гг.), то он, по мнению Култыгина, в соци­альном плане связан с молодежными и студенческими выступлениями протеста; в плане же внутреннего развития самой социологии речь должна идти о возникновении методологического плюрализма.

Наряду с изложенной точкой зрения есть и иной подход, согласно ко­торому современный этап развития социологии начинается в 1920-х гг.1 Именно в это время, по мнению В.И. Добренькова, А.И. Кравченко, Э.А. Капитонова, общество вступает в эпоху развитого индустриализма (она продолжается и сейчас), а центр мировой социологической мысли перемещается из Западной Европы в США.

Кроме того, выражение «современная социология» означает, что начи­ная с 1920-х гг. теоретические и методические достижения социологии не утрачивают своей актуальности в процессе ее дальнейшего развития вплоть до сегодняшнего дня. В названных работах утверждается, что с

1 Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технолошя. Ростов н/Д., 1996 С. 5; Добренькое В И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М, 2000. Т. 1. С. 338.


Глава 19. Социология XX в.' общая характеристика, предмет, периодизация



 


1920-х гг. начинается «один из периодов интенсивного развития- совре­менной социологии. В частности, разработанность методов и техники, из­мерительных процедур и числовых эквивалентов в эмпирической социо-погии и сегодня, в принципе, предопределяет исследовательскую практику, уровень профессиональных норм»1.

Мы также придерживаемся этой точки зрения в ее, так сказать, «хроно­логическом выражении», однако наша аргументация имеет несколько иной, дополнительный к высказанным суждениям, характер. Рубеж 1910— 1920-х гг. оказался крайне важным в плане глубоких общественных (соци­альных, политических, экономических) трансформаций, требовавших сво­его социологического анализа и изучения. Завершение Первой мировой нойны поставило задачу осмысления се последствий как для общества в це­пом, так и для отдельных стран. Не менее весомым основанием для переос­мысления социальных процессов и в целом хода общественно-историчес­кого развития явились демократические и социалистические революции в К врой е — сначала в России (Февральская и Октябрьская), затем — в Гер­мании и Венгрии и возникновение Советского государства.

К глубоким общественно-политическим потрясениям следует добавить важные экономические перемены, связанные с наметившимся переходом эко­номики развитых стран на новые технологии, направленные на внедрение по-гочного, конвейерного производства и значительный рост производительнос­ти труда (что проявилось в первую очередь в промышленности США). Наконец, существенным фактором, повлиявшим на глубокие, качественные, радикальные перемены в социологии, означавшие новый этап ее развития, оказалось постепенное превращение США в наиболее развитую страну мира.

Названные процессы составили существо социальных, политических, •жономических предпосылок, обусловивших переход к современному эта­пу социологии. Однако для этого перехода нужны были и иные факторы непосредственно социологического характера. Речь идет о появлении и утверждении в ведущей роли эмпирической социологии, в корне изменив­шей ситуацию в самой науке, ее характер, функции, направленность, пер­спективы и возможности. Эмпирическая социология означала повое отно­шение к предмету и методу научного исследования. В качестве первого стала выступать не вообще социальная реальность (общество в целом), а ее конкретные проблемы, конкретные социальные факты, имеющие значе­ние как для общества в целом, так и для его отдельных подсистем и струк­тур (например, поведение отдельных групп людей в тех или иных ситуа­циях, либо отношение этих людей к ним). Что касается второго, то речь шла об использовании для таких исследований специальных методов: оп­росов (письменных и устных), позволяющих выявлять субъективные мне­ния и оценки, социологического наблюдения, эксперимента и т.д.


1 Капитонов Э.А. Там же.


 

 

Часть II Современный лап

После появления, конституирования, институционализации эмпири! ческой социологии, составившей единство противоположностей с теоре| тической социологией, больше революционных изменений в самой соци| ологической науке XX в., па наш взгляд, не происходило. Взаимодействь теоретической и эмпирической социологии, возникшее в 1920-х it. и при обретавшее в разные периоды столетия самые различные формы (соотне шепия макро- и микросоциологии, фундаментальной и прикладной coin? ологии, академической и производственной социологии, теории ^ практики социологической работы т.д.), определяет существо всего со! временного эгапа социологии и дает основания относить к нему процес! сы, происходящие в этой пауке за последние 80 лет.

Особенности современного этапа социологии

Теперь обратимся к выявлению некоторых особенностей современной)! этапа социологии. Поскольку его начало мы связываем с появлением, ут­верждением и общественным признанием эмпирической социологии, то попятно, что ее становление и развитие является одной из важнейших ха­рактеристик современной социологии. Возникнув и оформившись в каче­стве относительно самостоятельного направления, эмпирическая социо­логия стала постепенно представлять собой не менее, а в ряде случаен даже более важную, чем теоретическая, линию развит ия социологии.

В течение всего XX в. обе эти линии — эмпирическая п к'оретическая — идут вровень, пересекаясь, сближаясь, расходясь, взаимодействуя, стре­мясь друг к другу, взаимно отторгаясь и т.д. Возникаю! и реализуются мно­гочисленные попытки соединения теоретической и эмпирической социо­логии. Одним из таких наиболее удачных (а может быть, и самым удачным) построений следует счи гать теорию среднего уровня Р. Мер гона, на которой мы остановимся подробнее и соответствующей 1лаве, посвя­щенной его творчеству.

Важная особенность современного этапа состоит в том, чго в его ходе осуществляется процесс глубокой структурной и содержательной диффе­ренциации социологической науки. Возникают отдельные направления, течения, движения, отрасли социологии. Они позволяют конкретизиро­вать социологическое знание, приблизить его к «потребителям», находя­щимся в самых различных сферах общественной жизни. Особенно тесно связанной с «дроблением» социологии оказалась ее прогрессирующая oi-раслевая дифференциация.

Наряду с этой особенностью проявляет себя и другая, противополож­ная ей и состоящая в стремлении к интеграции социологического знания. Интеграция оказывается весьма широкой и касается не только отдельных теорий, направлений, парадигм в самой социолслии, но и выходит за ее пределы, приближая эту пауку как к социальным и гуманитарным (фило­софия, история, экономика, право, психология, педаюгика и др.), гак и к


Глава 19. Социология XX в.. общая характеристика, предмет, периодизация 317

• псствсшю-паучиым (математика, информатика, биология и др.) дис­циплинам. Не случайно ряд отраслей социологии возникает па стыке именно с другими науками (экономическая социология, социология пра-11,1, историческая социология, социобиология и т.д.).

Становится более понятной и социальная, и личностная полезность и ценность социологии. Ее представители в течение всего XX в. получают позитивные результаты в своих исследованиях, которые используются в различных областях и теории, и практической жизнедеятельности. Это позволяет говорит]) о такой особенности современного этапа социологии, как постоянное и небезуспешное стремление данной науки запять цент­ральное место в системе социогумапитарного знания.

Такое стремление обусловлено тем, что социология па современном пайс се развития выступает не только как наука, стало быть, как опреде­ленная система знаний, по и в качестве определенного способа мышле­ния, изучения людей и общества, видения мира в целом и его отдельных систем и подсистем в частности. Она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы под самыми различными углами зре­ния, используя многочисленные срезы связей и отношений между людь­ми. Как пишет Э. Гидденс, «границы социологии предельно широки, про­стираясь от анализа столкновений между передвигающимися по улице людьми до исследования глобальных социальных процессов»1. Эта осо­бенное П) социологического знания и даст ему основание запять одно из ведущих мест среди многочисленных видов знания, в том числе и тех, что продуцируются социальными и гуманитарными науками.

Возможности утилизации социологического знания, применения методов исследования конкретных проблем в сферах экономики, производства, бизне­са, политики, средств массовой информации, образования и т.д. превращают деятельность социолога в одно из наиболее престижных профессиональных занятий. Но данным американских исследований, при шкале оценок профес­сионального престижа той или иной деятельности от 100 (максимум) до 1 балла социология оказалась во втором десятке перечня профессий (всего их было 90), набрав 66 баллов2. Для сравнения скажем, что выше профессии со­циолога по престижу оказались профессии физика (82 балла), судьи (76), ад­воката (76), врача (74), банкира (72), летчика (70), министра (69), инженера (68), ниже — математика, школьного учителя, репортера, менеджера в офисе, музы кап га, офицера полиции и т.д. Тенденция роста профессионального пре­стижа социологической деятельности — как научной, так и практической — достаточно характерна для всего се современного этапа.

В рамках этого этапа социология развивается, с одной стороны, как аб­страктная наука, делая акцент на развитии категорий, понятий, теорий, гипотез; с другой — она все теснее сближается с практикой, обслуживая и

1 Guldens A. Sociology. Cambridge, 1989 P. 8.

2 См.: Hess В., Markson E., Stem P. Sociology. N.Y., 1991. P 179.



Часть П. Современный этап


удовлетворяя потребности самых различных общественных структур В этом смысле особенностью современного этапа является развитие как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если социология рента ет собственно научные задачи, связанные с развитием теории, то рсч1. идет о ее фундаментальном уровне; если же выполняются практически! задачи, связанные с получением конкретных рекомендаций, тогда мы имеем дело с прикладным уровнем науки.

В XX в. происходит окончательная ииституционализация социологии, т.е. она превращается в социальный институт как сформировавшаяся наука Социология получает полное и окончательное признание в обществе и при нимается всеми институтами, организациями и иными структурами как ею важный и неотъемлемый компонент. Это значит, что: в обществе безоговороч но утверждается профессия социолога; определяются самые различные сфе­ры его деятельности; развивается социологическое образование — как про­фессиональное, так и непрофессиональное (существующее как элемент всех основных видов общего и профессионального образования); получает распро­странение академическая социология (как в высших учебных заведениях, так и в специализированных научных учреждениях); крупные ученые-социологи привлекаются для разработки и экспертизы документов, имеющих важней­шее общественно-политическое и народнохозяйственное значение.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.