Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные направления государственного воздействия на рынок труда В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Регулирование рынка труда

 

К разработке программ, деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются объединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и мест­ных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые ока­зывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними кон­троль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в со­ставлении планов использования рабочей силы, индивидуального раз­вития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает вы­сокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ре­сурсов, которую в той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственно­му финансированию программ рынка труда.

Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, со­стоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие меро­приятия:

- поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и
кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10 %, до 70 % - государственными субсидиями и на 20 % кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;



- обеспечение географической мобильности населения и рабочей
силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из
районов с избытком рабочей силы, в районы, где есть вакантные места,
с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление каждому ищущему работу полной информации
о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

- организация общественных работ, в основном для молодежи, на
строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50 – 100 % средней зарплаты по данной профессии;

- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем
предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий
в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;

- специальное техническое оборудование на обычных предпри­ятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам
предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

- стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем
снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повыше­нию общеобразовательного уровня безработных и обучению професси­ям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

- не имеющие законченного школьного образования получают
его, причем организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в основном для иммигрантов);

- детально выявляются интересы поступающих, на курсы: прово­дятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;

- применяются методы индивидуального обучения (принцип так
называемого личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно удовлетворяющих интересы обучающихся и пред­лагающих оптимальные темпы и последовательность их освоения;

- учебные курсы составляются силами ведущих специалистов
университетов и промышленных фирм; оплата преподавательского со­
става проводится на уровне, который существует для специалистов их
класса в частных фирмах;

- в максимально возможном числе профессиональных школ на
консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения;

- поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта
на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7 - 8 к
1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика;

- используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую ат­мосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занято­сти, при общих более значительных масштабах финансирования поли­тики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры ак­тивной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее – 70 % против 35 %.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и ка­честве внимания к социальной защите населения на рынке труда явля­ется одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уро­вень занятости населения обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, про­ходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во мно­гом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориента­ция, которая предшествует профессиональному обучению.

Значительна и посреднически - вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством труда. В за­дачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание по­среднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабо­чей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся про­фессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направле­ния выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для пред­принимателей. Многие предприниматели нанимают работников непо­средственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные измене­ния. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Тео­ретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирую­щих субъектов в его механизм.

В результате экономическая жизнь стала характеризоваться сла­бым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно - технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях "блокирования" рынка государством и профсоюзами. Выхо­дом из положения является, как считают неоклассики, известное дере­гулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гиб­кости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механиз­ма.

Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо бо­лее гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базиро­ваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который при­менялся в 60-80 х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработ­ной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации.

Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуально­му контракту, частичная занятость.

В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и час­тичном устранении законодательных положений, относящихся к регла­ментации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важ­нейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

Итогом фексибилилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидация социальных гаран­тий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функцио­нирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптималь­ностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрес­сом общества.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.