Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Глава 24. Содержание и структура

Управления безопасностью

На производстве

 

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление безопасностью основано на всех тех же законах и закономерностях, которые свойственны управлению в организационно-технических системах и которые определены в теории управления.

Естественно, особенности управления безопасностью должны быть учтены, если необходимо достичь цели управления. Если исходить из цели управления, нет необходимости говорить о функциях маркетинга, прогнозирования, выбора направлений деятельности.

Цель системы безопасности – не допустить снижения работоспособности, заболеваний, травм и гибели работающих. Тогда модель системы управления безопасностью будет иметь вид:

, (24.1)

где – «собственные» свойства управления,

– состояние управления в зависимости от людей (персонала),

– состояние управления в зависимости от оборудования,

– состояние управления в зависимости от внешней среды,

– состояние управления в зависимости от информации.

«Собственные» свойства управления – это надежность управления Н и оперативность управления ТU,функции и структура управления.

Надежность управления Н отражает способность системы управления достичь сформулированных и поставленных целей.

Надежность управления безопасностью на производстве Нб – это способность системы управления не допустить снижения достигнутого уровня безопасности

Нб = Р (ВВдост). (24.2)

Достигнутый уровень безопасности отражает уровень техники и технологии, созданную систему защиты человека. Система управления должна поддерживать этот уровень безопасности, не допуская его снижения.



Оперативность управления отражает способность системы управления принимать и реализовывать решения при отклонениях параметров от нормы за время, не больше допустимого для данного вида опасности

, (24.3)

где tU – время от момента отклонения параметра от нормы до реализации принятого решения,

– допустимое время для устранения i-й опасности.

Реализация «собственных» свойств управления осуществляется через функции и структуру управления. Состав функций управления при жестко сформулированной цели управления известен:

- планирование мероприятий по обеспечению безопасности,

- обеспечение мероприятий,

- оперативное управление безопасностью,

- учет и анализ (рис. 24.1).

Рассмотрим содержание этих функций.

Функция планированиямероприятий обеспечения безопасности реализуется в задании требований на безопасность оборудования, рабочего места, технологического процесса, в проверке выполнения этих требований при монтаже и наладке, в планировании мероприятий производственного контроля, в планировании профилактических работ по поддержанию надежности и безопасности оборудования, планово-предупредительных ремонтов, освидетельствований, испытаний и т.п. Научно обоснованные требования к безопасности оборудования, рабочих мест и технологических процессов позволяют изначально добиться высокого уровня безопасности. Научно обоснованная периодичность проведения всех мероприятий по обеспечению безопасности позволяет в значительной мере предупредить проявление опасных и вредных производственных факторов и их воздействие на человека.

Функция обеспечения мероприятий плана включает целый ряд видов обеспечения. В первую очередь необходимо правовое обеспечение, т.е. юридические документы – от Конституции РФ до стандартов предприятия и инструкций по мерам безопасности на рабочем месте, которые позволяли бы проводить запланированные мероприятия в запланированные сроки в полном объеме. Кроме того, юридические документы должны определять ответственность должностных лиц за непроведение запланированных мероприятий или препятствие в их проведении, а также за ущерб, который возникнет вследствие непроведения указанных мероприятий.

Финансовое обеспечение мероприятий по поддержанию безопасности предусматривает выделение денежных средств, которые бы позволяли выполнить все запланированные мероприятия. Это и денежные средства на обеспечение безопасности рабочего места Gрм, технологического процесса Gтп, на системы защиты GZ, на обучение работающих Gоб, на профилактические мероприятия и проверки Gпроф, на средства коллективной и индивидуальной защиты и т.п. Отсюда следует, что финансироваться должны: обеспечение безопасности при проектировании оборудования, при проектировании рабочего места, технологического процесса, при выборе или проектировании систем защиты и т.п.

Информационное обеспечение мероприятий безопасности исключительно разнообразно. Оно включает информацию о параметрах безопасности на рабочих местах и в технологических процессах, их допустимых значениях, о сроках и результатах производственного контроля, о планах мероприятий обеспечения безопасности, о сроках и результатах аттестации рабочих мест, о результатах анализа травматизма и заболеваний и т.п.

Техническое обеспечение мероприятий безопасности включает устройства, предназначенные для обеспечения безопасности, установленные на оборудовании рабочих мест и технологических процессов, контрольно-измерительную аппаратуру, средства коллективной и индивидуальной защиты, плакаты и знаки безопасности, а также все оборудование, предназначенное для проверки и испытаний средств защиты.

Обеспечение мероприятий безопасности персоналом включает в себя подбор персонала на соответствующие рабочие места, обучение всего контингента работающих, инструктажи всех видов.

Оперативное управлениебезопасностью как функция управления включает в себя регулирование уровня безопасности и предназначено для поддержания уровня безопасности, достигнутого за счет проведения всех мероприятий в соответствии с планами.

Оперативное управление как функция достаточно сложна и содержит совокупность операций:

- контроль параметров безопасности;

- сравнение параметров безопасности с допустимыми значениями;

- оценка возможностей изменения параметров до допустимых значений или изменение тенденций;

- принятие решения на управление безопасностью и реализация решения на практике.

Функция учета и анализа предусматривает накопление всех данных о состоянии безопасности, о результатах выполненных мероприятий, о несчастных случаях, о заболеваниях, о затраченных на обеспечение безопасности средствах. Исходя из накопленных данных периодически проводится количественный и качественный анализ состояния безопасности, результаты которого позволяют уточнить и при необходимости скорректировать план мероприятий по обеспечению безопасности.


 

Рис. 24.1. Схема управления безопасностью

 

 


СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Для реализации рассмотренных в предыдущем подразделе функций необходимы органы управления. Совокупность органов с наделенными функциями, а также взаимосвязями между органами представляет собой структуру управления (рис. 24.2).

Органы управления безопасностью на нижних уровнях от участка, цеха, подразделения до крупной компании – являются функциональными элементами линейно-штабной управленческой структуры соответственно участка, цеха, подразделения, предприятия, компании. Органы управления безопасностью не имеют прав принятия решений, а могут только представлять предложения линейным руководителям. Соответственно, и ответственность за безопасность работающих несут линейные руководители – мастер, начальник участка, цеха, директор, технический директор (главный инженер) и др.

Учитывая многообразие оборудования, имеющегося на предприятии, за каждым типом из них закрепляется лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию: за электрооборудование, за грузоподъемные машины, за сосуды, работающие под давлением, за газовое хозяйство и т.п. Кроме того, за неспецифическое стандартное оборудование, имеющееся на рабочем месте, ответственным за его безопасность назначается мастер участка или аналогичное по должности лицо. Это – нештатные обязанности функционального назначения, т.е. те элементы функциональной структуры, которые наиболее близки к непосредственным опасностям производства. Однако эти нештатные лица отвечают за узкие отдельные функции и не могут в полной мере решить задачи безопасности. В этой связи необходимы органы управления, которым линейные руководители делегировали бы функции управления безопасностью за исключением финансового обеспечения и принятия решения. Эти органы организуют проведение всех мероприятий по обеспечению безопасности от их планирования до учета и анализа. Это могут быть инженер по охране труда штатный или по совместительству, или по договору, или отдел охраны труда – в зависимости от количества рабочих мест. Границы введения той или иной структурной единицы, обеспечивающей безопасность, устанавливаются Трудовым кодексом РФ.

Рис. 24.2. Структура управления безопасностью на предприятии.

 


Учитывается, что отделов охраны труда (охраны труда и промышленной безопасности) много и их деятельность требует значительной координации, управления, требует принятия многочисленных решений. На предприятии, являющемся опасным производственным объектом, вводится отдел охраны труда и промышленной безопасности. На больших предприятиях, в крупных компаниях вводятся Управления или Департаменты охраны труда.

Все перечисленные органы управления безопасностью подчинены работодателю и зависят от него в должностном и финансовом плане. В этой связи государством и профессиональными союзами созданы надзорные органы. Государственные надзорные органы профилированы по видам оборудования или деятельности (рис. 24.3):

- Роспотребнадзор – надзор за выполнением работодателем требований, предъявляемых к допустимым значениям вредных производственных факторов и требований к санитарно-гигиеническим условиям труда, полнотой и своевременностью проведения медицинского контроля за состоянием здоровья работающих.

- Ростехнадзор – надзор за выполнением работодателями требований к допустимым значениям опасных производственных факторов в экологической, технологической и атомной областях.

- Госпожнадзор – надзор за выполнением работодателями требований пожарной безопасности.

- Энергонадзор (входит в Ростехнадзор) – надзор за выполнением работодателями требований безопасности при эксплуатации энергетических установок.

- Государственная инспекция безопасности дорожного движения – надзор за выполнением требований правил дорожного движения.

Существуют и другие надзорные органы в различных отраслях экономики.

Государственные надзорные органы включают центральные и межрегиональные или региональные органы. Кроме надзорных органов существуют региональные государственные инспекции по труду, в функции которых входит, в том числе, и участие в расследовании несчастных случаев на производстве со смертельным или инвалидным исходами. Профессиональные союзы, как общественные организации работающих, в региональных органах, имеют технического инспектора охраны труда, а в первичных организациях на предприятиях, в учреждениях и организациях участвуют в трехсторонних комиссиях по охране труда, создаваемых на предприятиях, организациях и в учреждениях.

Для определения необходимости и достаточности уровней иерархической структуры управления безопасностью существуют два подхода – экономический и информационный.

Представим, что каждый работник – активный элемент АЭi, . Для обеспечения безопасности центр управления безопасностью Цj, , которому «принадлежат», т.е. находятся в сфере его ответственности, АЭij, выделяет средства Gij. Эти средства включают средства на создание системы защиты, на обучение, инструктажи и т.п. Если же на рабочем месте или в технологическом процессе произойдет несчастный случай, то это приводит к выплатам страховки, оплате больничных листов и т.п., равным Vij. Функция полезности Центра управления безопасности определяется следующим образом:

. (24.4)

Если fj > 0, то центр Цj выполняет возложенные на него функции и его существование оправдано.

Если же fj ≤ 0, то это означает, что центр Цj выделил недостаточно средств для обеспечения безопасности активных элементов АЭij. Причинами недостатка средств могут быть либо непонимание важности выделения средств на обеспечение безопасности, либо недостаточность средств у Центра. В первом случае необходимо менять персонал центра, во втором – необходимо обращаться к центру более высокого уровня за дополнительным финансированием ΔGij с целью снижения Vij.


 

Рис. 24.3. Структура управления безопасностью федерального и регионального уровней.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Свойства управления.

2. Что такое надежность управления?

3. Что такое оперативность управления?

4. Состав функций управления.

5. Содержания функции планирования.

6. Содержание функции обеспечения.

7. Содержание функции оперативного управления.

8. Содержание функции учета и анализа.

9. Структура органов управления безопасности на предприятии.

10. Структура федеральных органов управления безопасностью.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.