Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

проблемы формирования социальной активности молодежи

Социально-педагогические эффекты бедности и

 

Основой воспитания являются ценности, поскольку воспитать – утверждают многие педагоги – значит сформировать отношение. Согласно одной из педагогических закономерностей, воспитание и, соответственно, его ценностная основа обусловлены социально-экономическим состоянием общества [2, с. 15]. Например, А.Ф. Лосев выделил ряд ценностно различающихся видов воспитания эпохи Античности, в том числе аристократическое и мещанское, обусловленные сословной принадлежностью. Если мещанское нацелено на формирование предпринимательской активности, ответственности, деловых качеств, то для аристократического характерны элитарность, стремление к возвышенным идеалам, формированию благородного человека, стремящегося к «прекрасно-благости» (calocagathia) [3].

На примере последнего понятия – калокагатии – как элитарного социального качества (Аристофан, Фукидид, Ксенофонт, Аристотель) видно, что еще с древних времен богатым и знатным людям приписывалось и предписывалось быть активными гражданами полиса, поскольку «прекрасно-благородный» – это знатный и состоятельный человек, крупный землевладелец и активный, влиятельный гражданин, – утверждает в своем «Экономике» Ксенофонт. В данном случае качество «активность» включает в себя такие смыслы как «влияние», «сила», «превосходство» [5].

С этой точки зрения мало что изменилось. По-прежнему свои проблемы легче решает человек, наделенный властью и обладающий деньгами. Наличие капитала и частной собственности способствует формированию представления об их обладателе, как о высокоорганизованном, дисциплинированном, серьезном человеке и рачительном хозяине.



Английские обществоведы, пытавшиеся на рубеже XVIII – XIX веков решить проблему генезиса бедности, обратили внимание на значение социально-психологических факторов в формировании данного феномена. Согласно организаторской концепции возникновения классов (Ч. Холл, П. Рейвенстон и др.), происхождение неравенства объясняется слабостью или отсутствием воли у одних и активностью и смелостью у других. Первые нуждались в руководстве, чем не преминули воспользоваться вторые, взяв бразды правления в свои руки и превратившись со временем в господствующий – богатый – класс. Таким образом, первая группа собственным поведением обусловила свое незавидное положение [6].

С принадлежностью к тому или иному социальному слою тесно связано социальное самочувствие индивидов. Например, согласно результатам исследования социально-психологических особенностей обеспеченных слоев, представители верхнего слоя среднего класса не только живут лучше окружающих, но и в большей степени удовлетворены своей жизнью, с оптимизмом смотрят в будущее. Представители нижних социальных слоев, наоборот, не удовлетворены жизнью и пессимистично оценивают свое будущее [4, с. 71].

Результаты проводимых с середины XX века исследований показывают: чем выше социальное положение родителей и престижнее горизонты будущего их детей, тем более активное, разностороннее и тонко организованное в нравственно-духовном плане воспитание они получают.

Обусловленный резким социальным расслоением значительный разрыв в возможностях современной молодежи пользоваться важными для развития материальными и духовными ресурсами создает очаги напряжения в воспитательном пространстве: с одной стороны провоцирует рост эгоистических настроений, пресыщенности благами; с другой – способствует формированию ощущения бесперспективности, появлению протестных форм асоциального поведения. Социально-экономические коллизии, преломляясь во внутреннем мире родителей, детерминируют отношение юношества к учебе, образованию, труду. Возникает вопрос: каковы же механизмы формирования социальной активности у той части молодежи – и она является довольно значительной, – которая относится к бедным слоям населения? Каковы мотивы проявления социальной активности данной молодежью? В чем цель, предмет и содержание социальной активности этой группы?

На поставленные вопросы невозможно дать точный и окончательный ответ. Его поиск требует масштабного исследования. Однако в необходимости данного исследования сомневаться не приходится. Экономическое неравенство влечет за собой интеллектуальное расслоение, в преодолении которого и заключается главная задача гуманистически ориентированной системы образования. Демокриту приписывают изречение: «Больше можно возлагать надежды на будущее людей, получивших образование, чем на богатство невежд». Поскольку основным фактором успеха на данном этапе развития общества является владение информацией, умение ее добывать и обрабатывать, для молодежи из бедных и беднейших слоев одним из наиболее перспективных объектов приложения своих сил и проявления социальной активности является учеба, образование. На доступность данного средства самореализации указывал П. Сорокин: «можно и должно каждому владеть всеми логическими и научными методами, при наличии которых он мог бы перерабатывать любую интеллектуальную пищу» [7, с. 265] и обеспечивать себе тем самым жизненную перспективу.

К сожалению, на этом благородном пути жизнь расставила для молодых препоны. Экономический детерминизм сферы образования способствует формированию у молодежи уверенности в том, что выгодное трудоустройство можно обеспечить только за деньги или благодаря связям. Унизительная бедность значительной части образованного населения красноречиво показывает, что хорошее образование не обязательно влечет за собой достойный уровень жизни, наоборот, как заметил В. Гюго, зачастую «при таком обилии знаний можно жить только впроголодь». Пропаганда ценностей общества потребления привела к формированию у значительной части молодежи убеждения в том, что ценность человека определяется количеством и качеством предметов, которыми он владеет.

Основную помощь молодежи в овладении методами переработки «интеллектуальной пищи» должны оказывать образовательные учреждения. Однако преподаватели зачастую избегают размышлений о неравенстве воспитанников. Одни отрицают возможность решить проблему педагогическими средствами. Другие не видят самой проблемы и обостряющих ее противоречий. Поскольку смысловой акцент приходится на социальное расслоение молодежи, то представляется логичным использовать стратификационный подход к педагогическому анализу и диагностике внешних и внутренних ресурсов воспитанника в преодолении трудностей. Для решения задач педагогического анализа ключевым является понятие социального статуса как особого педагогического феномена, позволяющего оценить качество среды проживания и воспитания молодежи, в значительной степени определяющей характер развития личности и особенности социальной самоидентификации [1, с. 122].

Представляется, что применение стратификационного подхода оправдано на этапе педагогического анализа, нацеленного на выявление особенностей субъектов воспитания, в то время как педагогическая поддержка социализации молодежи в условиях социального расслоения должна осуществляться на основе социоинтегративного подхода, исключающего социальную селекцию и дискриминацию прав по признаку социального происхождения.

 

Список литературы

1. Башманова, Е.Л. Социально-стратификационный подход к воспитанию школьников [Текст] / Е.Л. Башманова // Педагогика. 2007. №7. С. 121–124.

2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие [Текст] / В.В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 256 с.

3. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика [Текст] / А.Ф. Лосев. Т. IV. М.: «Искусство», 1975. 672 с.

4. Молькова, Н.А. Высший слой среднего класса: проблемы определения [Текст] / Н.А. Молькова // Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2007. № 2 (7). С. 69-73.

5. Никитюк, Е.В. К развитию представлений об идеальном человеке в греческой литературе V-IV вв. до н.э.: понятие и образ kalo;" kajgaqov" у Ксенофонта [Текст] / Е.В. Никитюк // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 1994. Вып. 1 (№2). С. 111-116.

6. Семенов, Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) [Текст] / Ю.И. Семенов. М.: «Современные тетради»,2003. 776 с.

7. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.А. Сорокин / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов; пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 116 с.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.