Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
В соответствии с государственным и бюджетным устройством федеративного государства налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные, зачисляемые в соответствующие уровни бюджетов.Однако региональные и местные налоги не могут обеспечить расходные полномочия соответствующих органов власти, так как регионы (их 85) и территории (их несколько десятков тысяч) имеют разные экономические, природные, климатические условия. Это означает, что федеральные органы власти средствами федерального бюджета осуществляют выравнивание финансовой обеспеченности на уровне регионов и на уровне муниципалитетов. Аналогично действуют региональные власти, в отношении своих территорий и муниципалитетов.
В Российской Федерации в настоящее время используются следующие методы бюджетного выравнивания: вертикальное выравнивание и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами. Этот принцип предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Вертикальное выравнивание осуществляется посредством передачи долей налогов вышестоящих бюджетов (федерального и региональных) в нижестоящие (соответственно – в региональные и местные) на долговременной (3 и более лет) основе.
Горизонтальное выравнивание доходов бюджетов осуществляется посредством безвозмездных безвозвратных перечислений из вышестоящего бюджета в нижестоящие. По сути, безвозмездные безвозвратные перечисления – это финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая осуществляется в виде:
1) субвенций (безвозмездное целевое финансирование расходов нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих бюджетов);
2) субсидий (безвозмездное целевое финансирование расходов нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящего и нижестоящего бюджетов, т.е. на условиях софинансирования);
3) дотаций (безвозмездное нецелевое выделение средств для покрытия дефицита нижестоящего бюджета);
4) взаимозачетов (выделение средств нижестоящим бюджетам на покрытие расходов, связанных с передачей им расходных функций по решению Правительства);
5) трансфертов (оказание финансовой помощи за счет средств Фонда финансовой поддержки регионов).
В числе нерешенных проблемы, во-первых, это проблема диспропорций в соотношении доходов и расходов при первичном распределении бюджетных ресурсов по вертикали бюджетной системы (т.е. между разными уровнями бюджетной системы). По существу, это проблема разбалансировки бюджетной системы по вертикали, и она обостряется год от года. Это выражается во все большей концентрации налоговых доходов на федеральном уровне при большом объеме социально значимых и других расходных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации, что по существу означает не что иное, как перенос бюджетного дефицита на субфедеральный и местный уровень.
Проработка этой проблемы должна проводиться на базе конкретных расчетов и анализа движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы и по каждому субъекту Российской Федерации. Для этого необходимо:
1) провести комплексную оценку социально-экономического развития регионов Российской Федерации;
2) осуществить количественный анализ основных факторов, влияющих на сохранение неравномерности бюджетной обеспеченности по каждому региону и территории.
Во-вторых, это возрастание неравномерности бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, несмотря на использование рычагов бюджетного выравнивания (это, по сути, есть ничто иное, как разбалансировка бюджетной системы по горизонтали).
В-третьих, недостаточно-эффективная нормативно-правовая основа, регулирующая межбюджетные отношения.
В-четвертых, неэффективная система распределения финансовой помощи нуждающимся регионами муниципалитетам посредством межбюджетных трансфертов, поощряющая иждивенческие настроения и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.
Эти проблемы должны решаться и в результате должен восторжествовать принцип соответствия доходных полномочий расходной компетенции каждого уровня бюджетной системы.
Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в РФ:
1. Укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.
2. Укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе (Пермский край образовался на основе объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа).
3. Создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы.
4. Введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности.
5. Обеспечение определенных финансовых преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
Вопрос 7. Государственный бюджет.
Доходы бюджета и факторы их роста в РФ.
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. В странах с федеративным государственным устройством государственный бюджет – это бюджет федерации, а также государственными бюджетами располагают субъекты Федерации (их 85 в РФ).
В материальном аспекте государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении соответствующих органов государственной власти.
Бюджет как экономическая категория - совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных образований и выполнения функций органов власти.
Функции бюджета:
1) распределительная или перераспределительная функция связана с перераспределением национального дохода и ВВП в межотраслевом и территориальном разрезах, а также между отдельными слоями населения с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, развития экономики и социальной сферы на всей территории страны. В распределительные отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства.
2) регулирующая и стимулирующая функция. Государственная поддержка оказывается приоритетным отраслям хозяйства – авиастроению, атомной промышленности, машиностроению и т.д. Регулирование экономики посредством использованиям бюджетного механизма осуществляется путем маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
3) социальная функция. Развитие социальной сферы в определяющей мере зависит от бюджетных средств. В социальной политике к приоритетам финансирования относятся поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также учреждений здравоохранения, образования, ЖКХ и культуры.
4) контрольная функция. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и отраслей народного хозяйства в целом. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных доходов и расходов.
Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.
Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение: доходыслужат финансовой базой деятельности государства, расходы- удовлетворению общегосударственных потребностей.
Доходы государственного бюджета представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней (в РФ – федерального и регионального уровня).
Доходы государственного бюджета- денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение государственных органов власти. Как экономическая категория доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.В финансово-кредитном энциклопедическом словаре доходы бюджета определяются по экономическому содержанию и по материально-вещественному воплощению.
По экономическому содержанию доходы бюджета определяются как «денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований».
Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе, а также за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
К налоговым доходамотносятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени по ним.
К неналоговым доходамотносятся доходы от использования, продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности; от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными учреждениями; полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
В доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные перечисления в виде финансовой помощи от бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций; иных безвозмездных безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ; безвозмездных безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, добровольных пожертвований.
|