Вопрос 11. Бюджетный процесс РФ. Совершенствование бюджетного процесса в современных условиях
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов гос. власти, мест. самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов гос. внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов, а так же по контролю за их исполнением.
Участниками бюджетного процесса являются:Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Законодательные (представительные) органы, рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ и другие полномочия.
Органы исполнительной власти, осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. А также они осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета.
Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Главный распорядитель средств федерального бюджета(субъекта Федерации, местного) – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.
Характеристика стадий бюджетного процесса
Первый этап бюджетного процесса - составление проекта бюджета.
Составлению проекта бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ,муниципальных образований и отраслей экономики. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год и на период второго и третьего года
Второй этап формирования федерального бюджета. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации, которая рассматривает проект бюджета в трех чтениях.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете передается на рассмотрение и одобрение Совета Федерации.
В случае одобрения закон направляется Президенту для утверждения (подписания) и обнародования.
В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного утверждения.
В случае утверждения закона о Федеральном бюджете он вступает в действие с очередного финансового года. Исполнением бюджета занимается Федеральное казначейство РФ (оно находится в составе Мин финансов РФ)
По истечении финансового года Министр финансов выступает с Отчетом об исполнении бюджета. Далее по той же схеме вступает в действие в следующем финансовом году бюджет на следующий 3 летний период.
Перед бюджетным процессом стоят следующие основные задачи:
-определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а так же общего объема дохода в соответствии с прогнозами и целевыми программами соц. экономического развития;
-установление расходов бюджета по целевому назначению;
-согласование бюджета с общей программой обеспечения финансовой устойчивости экономики;
-сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
-погашение долговых обязательств;
-контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами физических лиц, при выполнении ими налоговых обязательств.
С 2004 года в РФ реализуется Концепция реформирования бюджетного процесса, основная цель которой: создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Что сделано и делается для достижения указанной цели:
1. Осуществлено реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета.
Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.
3. Переход с 2007 г на планирование в рамках 3хлетнего периода.
4. Совершенствование среднесрочного финансового планирования. Формирование «встроенных» в бюджетный процесс процедур оценки результативности бюджетных расходов, поэтапного перехода от сметного принципа планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на результат.
5. Выделение бюджета «действующих» (на очередной год трехлетнего планового периода) и «принимаемых» обязательств» - на 2 и 3й год.
6. Развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
Совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.
|