Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальные общности и группы 1 глава

Функции социологии

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описатель­ную, прогностическую, практически-преобразовательную, идео­логическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реально­сти. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных зна­ний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное

социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устра­нения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой — то, что требует ра­дикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный соци­альный диагноз и дает рекомендации для восстановления соци­ального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в системати­зации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, ста­тей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изу­чаемого социального объекта. Естественно, данная работа пред- 11



полагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практи­ческие выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии — составление науч­ных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или те­кущий характер. Особенно большое значение они имеют в пере­ходный период развития общества. И здесь социология способ­на:

•/ определить, каков диапазон возможностей, открывающих­ся перед участниками событий;

^ представить альтернативные сценарии вероятных процес­сов, связанных с каждым из выбранных решений;

•/ рассчитать возможные потери по каждому из альтерна­тивных вариантов.

Практически-преобразовательная функция социологии со­стоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических ис-, следований разрабатывать практические рекомендации, направ­ленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования эко­номических и политических отношений и деятельности соот­ветствующих социальных институтов. Роль этой функции соци­ологии постоянно возрастает, ибо .усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на со­циальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что со­циологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, полити­ческих партий и движений. Выбор темы исследования, разра­ботка проблемы, интерпретация полученных результатов не­редко определяются социально-политической позицией социо­лога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологи­ческая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога — не подменять научный подход идеологи­ческим, а проводить объективный анализ общественных явле­ний и процессов. 12

1.5. Методология и методика социологического исследования

Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организа­ционно-технических процедур, связанных единой целью — полу­чить достоверные данные об изучаемом явлении для их после­дующего практического применения.

Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедур­ный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе кото­рых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедур­ный уровень характеризует непосредственную организацию про­ведения самого исследования.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описа­тельное и аналитическое.

Разведывательное исследование (его иногда называют пило­тажным или зондажным) — наиболее простой вид социологи­ческого исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведыватель­ного исследования является экспресс-опрос, задача которого — выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование — более сложный вид социоло­гического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование — самый глубокий вид социо­логического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-след­ственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования — это эксперимент, который в со­циологии служит не столько методом сбора информации, сколь­ко проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное соци­ологические исследования. Разовое исследование (его также на­зывают точечным) дает информацию о состоянии объекта ана- 13

лиза в момент его изучения. Повторные исследования позволя­ют получить данные, отражающие изменение изучаемого соци­ального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований — панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же соци­альных объектов через определенные интервалы времени, вто­рые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.

Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, регио­нальные. отраслевые, локальные.

В эмпирическом социологическом исследовании можно вы­делить три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

I. На подготовительном этапе происходит разработка про­граммы исследования, которая представляет собой изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последовательных операций для про­верки высказанных предположений;

Методологический раздел программы составляют следую­щие элементы:

^ формулировка проблемы, объекта и предмета исследова­ния;

^ определение цели и задачи исследования;

^ интерпретация основных понятий;

^ предварительный системный анализ объекта исследова­ния;

^ выдвижение гипотез.

В методический раздел программы входят:

^ конкретизация общей схемы исследования;

^ определение обследуемой совокупности социальных

объектов;

^ характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных.

В программе должно быть четко указано, является исследо­вание сплошным или выборочным. Сплошное исследование ох­ватывает генеральную совокупность, под которой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежа­щих изучению. Выборочное исследование охватывает выбороч­ную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генераль­ной совокупности, отобранную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основ- 14

ные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%.

П. На основном этапе исследования происходит сбор социо­логической информации. К основным методам сбора эмпири­ческих данных относят опрос, наблюдение и документальный метод.

1. Социологический опрос — это самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий пись­менное или устное обращение к группе лиц, называемых рес­пондентами.

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анке­тированием. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, га­зету или журнал).

Центральная проблема анкетного опроса — правильная по­становка вопросов, которые должны формулироваться четко, не­двусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач ис­следования. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям:

• содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведе­ния и о личности респондента;

• форма: открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);

• функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления ад­ресата основного вопроса и контрольные вопросы для проверки искренности респондента).

Опросы, проводимые в устной форме, называются интер­вьюированием. Главное различие между анкетным опросом и со­циологическим интервью состоит в форме контакта исследова­теля и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании — путем непосред­ственного общения. Интервью имеет определенное преимуще­ство: если респондент затрудняется с ответом, он может обра­титься за помощью к интервьюеру.

Социологическое интервью может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью), индивиду­альным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в 15

прикладной социологии различают три вида интервью: стандар­тизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фо­кусированное (менее формализованное интервью, цель которо­го — сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).

2. Социологическое наблюдение — это метод сбора первич­ных данных путем непосредственного восприятия какого-либо явления, свойства и особенности которого фиксируются иссле­дователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самы­ми различными: записи в бланке или дневнике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др.

В социологии различают включенное и невключенное наблю­дение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непос­редственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называ­ется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Как правило, метод наблюдения в конкретных социологичес­ких исследованиях применяется в сочетании с другими способа­ми сбора фактического материала.

3. Документальный метод — это способ получения социоло­гической информации с помощью изучения документов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, свя­занного с количественным подходом к изучению документаль­ных источников. Последний получил название контент-анализа.

Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях:

^ когда требуется высокая степень точности или объектив­ности анализа;

^ при изучении больших массивов документов (прессы, за­писей радио- и телепередач и т.д.);

^ при обработке ответов на открытые вопросы анкет.

Разновидностью документального метода является докумен­тально-биографический метод, при котором с помощью изуче­ния личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать обще­ство через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще ис­пользуется в историко-социологических исследованиях. 16

III. Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, полу­чение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и реко­мендаций. Процесс обработки и анализа данных включает сле­дующие последовательные действия:

1) редактирование информации, основное назначение кото­рого — проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных

анкет;

2) кодирование информации — перевод данных на язык фор­мализованной обработки и анализа;

3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статис­тические закономерности, позволяющие исследователю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистическо­го анализа социологи применяют программы математиио-статисти-ческой обработки.

Далее производятся интерпретация и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.

Результаты социологического исследования оформляются в виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и прак­тические рекомендации.

1.6. Место социологии в системе наук

Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин:

Во-первых, социология в отличие от большинства других обще­ственных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретичес­кой и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального из­мерения, технику и методику изучения жизнедеятельности челове­ка, которые используются другими общественными и гуманитар­ными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, ис­торией, политологией, экономической наукой.

Изначальной целостностью социальной мысли определяет­ся общее между социологией и философией. Обе эти науки рас- 17

сматривают общество в целом как интегральное образование не сводимое к простой сумме составляющих его элементов Однако социология изучает законы меньшей степени общнос­ти, нежели философия. Совершенно очевидно, что понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с поня­тийным аппаратом философии: если философия изучает такие понятия, как материя и сознание, то социология — соци­альную структуру, социальные институты, социальную органи­зацию общества. Целью философии выступает выработка ми­ровоззрения, а социологии — получение достоверных данных о жизни общества.

Диалектическое взаимодействие между философией и социо­логией проявляется в том, что первая из них формулирует осно­вополагающие принципы понимания общества, а вторая уточня­ет и конкретизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.

Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимо­отношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторические фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи ши-Д роко используют ретроспективный анализ в эмпирических ис­следованиях, что в свою очередь обогащает историческую на­уку, вооружая ее количественными методами анализа явлений. Обращение к методам социологических исследований помогает историкам преодолевать описательный подход к изучению исто­рических фактов. Углубление взаимосвязи социологии и исто­рии проявилось в возникновении новой научной дисциплины — исторической социологии, призванной осуществить социологи-Д ческий анализ социального опыта прошлого.

Важным представляется вопрос о соотношении социологии политологии: с одной стороны, закономерности политическо жизни нельзя выявить без учета особенностей развития обще ства в целом, а с другой — общество нельзя понять и изменить;

не учитывая того влияния, которое оказывают на него" различу ные политические структуры, институты и организации. И соци­ология, и политология обладают способностью быстро реагиро­вать на любые события в обществе, при помощи пилотажныЯ или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации Не случайно на стыке социологии и политологии возникла но­вая научная дисциплина — политическая социология. 18

В то же время социология и политология — это разные на­уки; одна исследует социальную реальность, другая — полити­ческую сферу жизни общества. Поскольку закономерности по­литической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих социальных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. В свою очередь политологические исследования дают необходимый материал для относительно более широких социологических обобщений.

Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не мо­гут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономи­ческой деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей,их мотивации, от­ношения к труду, ценностных ориентации. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого факто­ра на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологичес­ких и управленческих проблем современного предприятия.

Органическим проявлением такого сотрудничества стало возникновение нового научного направления — экономической социологии, предметом изучения которой выступают соци­альные закономерности функционирования и развития экономи­ки, воздействие социальных факторов на сферу экономических отношений.

Существуют определенные связи социологии с естествен­ными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная ме­дицина. Особое значение имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку развитие конкретных социологических исследований невозможно без широкого применения специаль­ных математических методов. 19

 

…………………..

2.2. Позитивистская социология О. Конта

Огюст Конт (1798—1857) — французский мыслитель, кото­рый считается основоположником социологии как самостоя­тельной науки. Главный труд Конта — шеститомный «Курс по­зитивной философии», где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вво­дился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и опи­сывать единые, универсальные законы развития общества, неот­делимые от законов природы. 23

Социологический проект Конта основывался на позитивист­ской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

• натурализм, согласно которому социальные явления подчи­няются законам, общим для всей действительности;

• методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;

• истинность понятий и утверждений должна устанавливать­ся на основе эмпирических проверок;

• социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;

• социолог должен воздерживаться от ценностных сужде­ний.

Значительное внимание Конт уделял разработке методов со­циологического исследования. Он выделял четыре основных ме­тода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод историческо­го анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт по­ставил проблему достоверности и точности наблюдений, разра­ботки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: соци­альную статику и социальную динамику. Первая призвана изу­чать строение общества, его структурные элементы, вторая —законы социального развития.

В рамках социальной статики Конт выделял три главных со-, циальных института: семью, государство и религию. Семья об­разует ту простейшую единицу, которая лежит в основе обще­ства. Ее важнейшая функция — воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных группа Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера — распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в^ ходе революций сих «анархией умов».

Социальная динамика — это позитивная теория общественно­го развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам КонтЯ относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни челг^И века, рост народонаселения, общественное разделение труда. 24

Конт полагал, что социальные изменения носят закономер­ный характер. В развитии общества он выделил три стадии: тео­логическую, метафизическую и позитивную. Теологическая ста­дия охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется господством религиозного миро­воззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воз­зрения породили другую крайность — революцию, «анархичес­кую республику», социальную дезорганизацию.

Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полнос­тью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр ду­ховной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составля­ют промышленники и специалисты в области управления.

В учении о социальной динамике Конт характеризовал раз­витие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что чело­вечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и поли­тической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, поли­тической деятельности, исследованию которой он посвятил труд «Система позитивной политики».

Следует отметить, что Конт был убежденным эволюционис­том и считал, что изменения в обществе должны носить посте­пенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необ­ходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества. По его мнению, в достижении со­циальной гармонии большую роль может сыграть социологичес­кая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодей­ствия между всеми частями общества.

Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходи­мость научного изучения общества, выделил социологию в каче- 25

стве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения соци­альных проблем.

2.3. Органическая теория общества Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и со­циолог-позитивист, основатель органической школы в социоло­гии.

Главное социологическое произведение Спенсера — трех­томный труд «Основания социологии», дающий целостное пред­ставление о методологических принципах ученого и его взгля­дах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в пони­мании общества как социального организма, подобного био­логическому и развивающегося по таким же законам. По­следовательно проводя аналогию между социальными и био­логическими организмами. Спенсер выделяет следующие их общие черты:

• все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

• они имеют свою внутреннюю структуру;

• эта структура усложняется по мере роста;

• усложнение структуры сопровождается усилением диффе­ренциации функций составляющих ее частей;

• это ведет к развитию взаимодействия между отдельными

частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе прави­тельство, кровообращения — торговля, сосудистой системы — транспорт, питания — промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологичес­ких организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социаль­ного целого; 2) в биологических организмах элементы суще­ствуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты — переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного 26

к разнородному (дифференциация), от неопределенного к опре­деленному (возрастание порядка).

Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой ! часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. Главное направ­ление социальной эволюции Спенсер видел в нарастании внут­ренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых инсти­тутов и т.д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределитель­ной» и «регулятивной». Каждая их этих систем включает соци­альные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчи­вые структуры социальных действий». Например, в рамках «регулятивной системы» он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции («церемониальные институции»). Вся система соци­ального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: «страх пе­ред живыми» поддерживается государством, а «страх перед мер­твыми» — церковью.

Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев клас­сификации обществ. Так, он различал «военный» и «промыш­ленный» типы общества. Первый характеризуется сильным цен-I трализованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество лю­дей в достижении общих целей имеет принудительный харак­тер. В обществах «промышленного» типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

«Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обще­ством «промышленного» типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровс-кая концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного по­ступательного движения общества, модифицируется в теорию ус­ложнений «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации. 27

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве меха­низма совершенствования общества, приписывая ей роль «ее-;

тественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усер­дных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и морального уровня обще­ства, но и увеличению объема общественного богатства Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспособ­ленных членов общества и государство не должно вмеши­ваться в этот процесс.

Спенсер, как и Конт, был противником революционных пре­образований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми по­следствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, на­саждению уравнительности («поощрение худших за счет луч­ших»), росту бюрократического аппарата, ведающего распреде­лением и перераспределением общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийногс аппарата социологии. Он первым стал широко использовать та­кие социологические категории, как «социальная система», «со­циальный институт», «социальная функция» и др. Ему принад лежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляю-Д щих ее элементов, необходимости координации этого процесса* в рамках специальной регулирующей системы. '






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.