Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальные общности и группы 8 глава

ральным нормам данной группы, а делинквентное — абсол» т.к. нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических;

конах общества.

Девиантное поведение может иметь индивидуальный з

рактер. Причем индивидуальная девиация в ряде случа трансформируется в коллективную. Распространение по(у дней обычно связано с влиянием криминальной субкультур носителями которой являются деклассированнные слои оби ства. Категории населения, более других предрасположеща совершать девиантные поступки, называют группами риска. 1 таким группам, в частности, относят определенные слоимолодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей I мире принимают участие в каких-либо противоправных деЯ|

ствиях. ; Я Девиантные поступки и действия отдельного человека изуч ются такими науками, как психология, психиатрия и педагогия Когда же девиантное поведение выступает как массовое соц:

альное явление, оно становится предметом социологии и сои

альной психологии.

Существует немало социологических теорий девиантнов

поведения, среди которых особое место занимает концепод! аномии, разработанная основоположником французской с< циологической школы Э. Дюркгеймом (2.4). В соответстви с этой концепцией массовое девиантное поведение вызыв< ется анемическим состоянием общества, т.е. распадом сущ(| ствующей системы социальных ценностей и норм, регулир| ющих жизнедеятельность людей. В своей работе «Сам<| убийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом матер! але показал, что социальная аномия получает наиболып<| распространение в кризисные периоды, когда прежняя це1 ностно-нормативная система разрушается, а новая еще сложилась. В результате подрывается стабильность оби ства, социальные связи становятся неустойчивыми и про воречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.



Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласоц ние Между общественно значимыми целями и законными ср<| ствами их достижения. На основании соотношения целе^ средств он выделил четыре типа девиантного поведения (1Щ ложения, схема 19): 112

«инновация» (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения);

«ритуализм» (отрицание целей данной культуры при без­условном согласии с социально одобряемыми средствами);

«ретритизм» (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»);

бунт (отказ от существующих целей и средств с одновре­менной заменой их новыми).

В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

Среди современных социологических объяснений девиант­ного поведения следует также отметить теорию «стигматиза­ции» (от греч. 5П§та — клеймо, пятно), авторами которой явля­ются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от време­ни нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружаю­щие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способ­ствует усвоению девиантной роли и формированию девиант-ной идентичности.

Если социологи объясняют девиантное поведение преимуще­ственно социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорга-низациях. Существуют также теории, связывающие поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологических концепций девиантно­го поведения, согласно которым нарушение норм — это резуль- 113

тат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих туре большинства членов общества.

Такое разнообразие исследовательских подходов свиде ствует о том, что появление и распространение девиантного пов дения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупно тью условий и факторов как объективного, так и субъективно]

характера.

По мнению специалистов, существование в современно

обществе у части людей девиантного поведения неизбежно Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня и ставится. Вместе с тем необходимы меры социального воздеЙ ствия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются да основных направления: если в отношении преступного (делив квентного) поведения нужны жесткие запретительные мерк то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси хические расстройства и др., требуют организации разных в» дов социальной помощи — открытия кризисных центров, дс мов для бездомных, телефонов доверия и т.д.

5.8. Формы массового поведения и социальные движения

Массовое поведение представляет собой стихийную реаМ цию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их инте" ресы. К формам массового поведения относят действия толпы 1 людских масс, панику, погромы, бунты, мятежи и т.д.

Социологические исследования этих вопросов начались разработки теории толпы. Наибольшую известность в данн<^ области получила концепция французского социального псих лога и социолога Г. Лебона (1841—1931). В соответствии с эти концепцией толпа обладает собственной коллективной псих кой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей. 1 толпе человек теряет свой индивидуальный облик и начинав вести себя непредсказуемо. Г. Лебон выделил три фактора, о1

ределяющих поведение толпы:

• безликость толпы, порождающую чувство безответст ности и вседозволенности у принимающих участие в колле»

ных действиях;

• склонность к подражанию и восприятию «заразителы эмоций, способствующих сохранению единства социальв массы; 114

• повышенную внушаемость толпы, ее готовность подчи­няться фанатичным лидерам, следовать их призывам и лозун­гам.

Толпа часто становится объектом манипулирования со сторо­ны экстремистских партий и организаций, которые используют бессознательные иррациональные мотивационные механизмы участников массовых действий. Роль этих механизмов тем боль­ше, чем меньше человек понимает суть происходящих событий. Кроме того, в определенных условиях бессознательно-иррацио­нальные побуждения могут вообще вытеснить все другие фор­мы регуляции поведения. Например, голод и страх способны стать такими психологическими доминантами, которые будут вызывать панику, погромы, массовые волнения, бунты, мятежи, восстания и т.д. '

Несколько иной тип массового поведения представляют со­циальные движения, под которыми принято понимать коллек­тивные действия, способствующие или препятствующие соци­альным изменениям.

Социальные движения, как правило, возникают стихийно и отличаются низким уровнем организованности: они не имеют уп­равленческого аппарата, четких уставных требований. Участники социальных движений достаточно автономны в своих решениях и действиях. Совокупность требований к ним определяется целями и ценностями движения и поддерживается лидерами, их мораль­ным авторитетом.

Многообразие социальных движений позволяет их класси­фицировать по самым различным критериям. По своей направ­ленности социальные движения могут быть прогрессивными и регрессивными. Первые обращены в будущее, содействуют пе­ременам в обществе, формированию новых ценностей, норм, институтов; вторые апеллируют к прошлому, выступают за воз­врат к старым порядкам, традициям, верованиям (например, мо­нархические движения, разного рода религиозные движения).

По масштабам предполагаемых изменений социальные дви­жения подразделяются на реформистские и революционные. Ре­формистские социальные движения выступают за постепенное изменение существующей общественной системы и не предус­матривают радикального преобразования основных институцио­нальных структур. Революционные социальные движения стре­мятся к коренной трансформации общества, его политического строя и системы идеологических ценностей. 115

По своим целям и содержанию социальные движениямогдбыть общественно-политическими, профессиональными, экол< гическими, пацифистскими, молодежными, феминистскими, р| лигиозными, национальными, правозащитными, культурно-щ торическими, спортивными и др. Среди них выделяют «старые и «новые» социальные движения. Для «старых» характерны тр диционные социально-экономические требования (наприме рабочие и фермерские движения), для «новых» — постматер альные ценности: экология, уничтожение ядерного оружия, к чество жизни, права личности, культурные проблемы (эколог ческие, пацифистские, правозащитные и др.).

В зависимости от стратегии действия выделяют инстру ментальные и экспрессивные движения. Первые стремято завоевать политическую власть или оказывать на нее давле ние для достижения своих целей (так, экологическое движе ние «зеленых» имеет своих представителей в парламента:

многих европейских стран), вторые добиваются своих прав помощью различных форм эмоциональной экспрессии (на пример, феминистские движения или движения сексуальны:

меньшинств).

Социальные движения различаются и своим уровнем:1|массовые движения с глобальными целями (например, движеч ния за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний^ гонки вооружений и т.д.); 2) региональные движения, огранив ченные рамками определенной территории (например, движеэд ние против использования полигона в Семипалатинске); 3) лоЦ кальные движения, преследующие конкретные прагматические цели (например, движение за смещение кого-либо из членов ме$| стной администрации).

В более широком историческом контексте социологи вы деляют утопические движения, направленные на построени совершенного общества. Коммуны английского теоретик утопического социализма Р. Оуэна, фаланги последователе;

французского утописта Ш. Фурье и другие подобные экспе рйменты просуществовали недолгое время и распались из-з внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружбЦ нием. Такая же участь, как правило, уготована сегодняшни»! коммунам, пытающимся реализовать альтернативные модели образа жизни.

Таким образом, в современном обществе представлен сам1 широкий спектр социальных движений. Их значение определ 116

ется уникальным вкладом в процесс развития гражданского об­щества (6.8). Как подчеркивает известный польский социолог П. Штомпка, общество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал, должно не только допускать, но и поощ­рять социальные движения. Если общество подавляет соци­альные движения, то оно уничтожает собственный механизм са­моулучшения и саморазвития.

5.9. Личность и общество в переходный период

Как свидетельствуют происходящие в России события, глу­бокая трансформация общества, связанная с переходом от тота­литаризма к демократии, от жестко централизованной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствова­ния, предполагает усвоение новых знаний, идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок, образцов и моделей по­ведения. Это ставит перед многими людьми задачи, решение ко­торых не предусматривалось ни прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни.

Как показывают социологические и социально-психологичес­кие исследования, в условиях советского общества сложился со­циальный тип личности (Ьото аоуепсиз), набор качеств которой включал среди прочих и такие черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие прежде всего к кровнородственным отношениям), не­приятие всего нового, плохое знание реальности, неумение пред­ставить себя в другой, нетрадиционной роли.

Социальные психологи установили, что в условиях тота­литарной системы в строго контролируемом и регламентиру­емом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эф­фект «выученной беспомощности». Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в невозможности повлиять на ход событий, вообще отказывает­ся от проявления своей инициативы. Доминирующими черта­ми характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более комфортно в ситуации, когда решение не вырабатывается ею самостоятельно, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структура­ми. При этом личность является лишь исполнителем и про­водником воли руководящих лиц.

С эффектом «выученной беспомощности» связан и так назы­ваемый «пролонгированный инфантилизм», который проявляет- 117

ся в стремлении уклониться от ответственности, переложить е^ на других людей. Неизбежным следствием таких жизненных ус^| тановок является постоянное требование социальной защиты и* надежда не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.

По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации^ стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление та-^ ких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок». Теперь, чтобы добиться успеха, недоста-3 точно обладать знаниями, талантом, мастерством, искренностью^ и порядочностью. Успех зависит от того, насколько человек уме-;

ет подать себя на рынке, насколько привлекательна его «упаков^ ка», насколько он способен выдержать конкурентную борьбу.1 Это ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоени-' ем новых моделей взаимодействия с кардинально изменившейся»,

социальной средой. ^ Однако значительная часть населения не смогла адаптиро­ваться к новым условиям. У многих россиян возникло ощуще­ние своей социальной уязвимости, незащищенности. Социоло­гические опросы выявили три реакции человека на такую| ситуацию: первая — усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность (6.7), на индивидуальное выжива­ние; вторая — усиление группового эгоизма, т.е. стремление ре­ализовать индивидуальные интересы через интересы группе-* вые, причем любыми средствами, от неформальных де| насильственных, криминальных; третья — усиление стихийного! процесса сопоставления собственного положения с положение»^ других, в результате чего возникают различные формы социальЦ

ной зависти и агрессивного поведения. | По мнению ряда исследователей, сегодня в России объе»|

тивно возникает потребность в новом социальном типе лич| ности, который интегрировал бы такие качества, как пре^| приимчивость, инициативность, энергичность, ответствен! ность, профессионализм, компетентность, здоровый риск способность принимать самостоятельные решения и выстра ивать альтернативы жизненного выбора. Такой тип личност может сформироваться прежде всего среди молодого покол< ния, которое в большинстве своем позитивно относится происходящим в стране переменам и активно в них участвует. 118

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем сущность социологического понятия личности?

2. Каковы основные теории развития личности?

3. Какие социальные типы личности выделяют социологи?

4. Что такое социализация личности и каковы основные стадии это-то процесса?

5. Каковы основные функции семьи?

6. В чем сущность социального контроля и каковы его структурные

элементы?

7. Что понимается в социологии под девиантным поведением?

8. Какие факторы определяют поведение толпы?

9. Как можно классифицировать социальные движения?

10. Какие требования предъявляются к личности в условиях рыноч­ных реформ?

 


Лекция 6. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

6.1. Социологическое понятие общества

В социологии существуют различные трактовки поня «общество». Некоторые исследователи рассматривают общест как способ организации социальной жизни, локализованной:

определенной территории. Так, современный американский с циолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение Л1 дей, имеющее определенные географические границы, общу законодательную систему и определенную национальную (соц ально-кулыурную) идентичность».

С точки зрения «сетевой» теории, общество представляет о бой совокупность связей (сетей), возникающих в процессе совд ального взаимодействия и коммуникации людей. При этом поа дение личности или группы объясняется как производное с социальных сетей, элементами которых оно выступает.

В теориях «социальных групп» общество интерпретируете как совокупность различных пересекающихся групп, выступаю щих в качестве разновидностей одной доминирующей группы В этом смысле некоторые социологи говорят о «народном обще стве», включающем все группы и общности, существующие | пределах одного определенного^ народа.

Согласно институциональному подходу, общество — это с тема социальных институтов и организаций, в рамках котор осуществляется жизнедеятельность людей. Выделяя наличие I статутов и организаций как главного признака общества, стор< ники этой концепции подчеркивают, что именно они формиру] структуру всевозможных форм коллективной жизни, гарантиру! воспроизводство социальных отношений и устойчивость обд ственного развития.

Некоторые социологи называют ряд конкретных признан общества. Так, американский социолог Э. Шилз считает общ

ством такое объединение людей, которое соответствует слел щим условиям:

• объединение не является частью какой-либо более кр) системы;

• браки заключаются между представителями данного ' динения;

• пополнение объединения происходит главным обр благодаря деторождению; 120

• объединение имеет собственную территорию;

• у объединения есть свое название и своя история;

• объединение обладает собственной системой управления;

• объединение существует дольше средней продолжительно­сти жизни человека;

• объединение скрепляет общая система культурных норм, образцов и ценностей.

В современной отечественной социологии общество часто определяется как исторически сложившаяся относительно ус­тойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, рас­пределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Несмотря на существенные различия, рассмотренные тео­рии и концептуальные подходы содержат общие положения, позволяющие выделить ряд устойчивых характеристик совре­менного общества. Прежде всего, это—универсальность об­щества, его всеобъемлющий, разносторонний характер. Об­щество охватывает все многообразие социальных связей и отношений, всю совокупность социальных групп, институтов

и общностей, сложившихся в границах определенного терри­ториального пространства.

1 Благодаря своей универсальности общество может создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных по­требностей индивидов и предоставлять широкие возможности дляих самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься профессиональной деятельностью, приобретать необходимые навыки, знакомиться с достижениями культуры и науки, развивать свои личностные качества.

Вторая важная характеристика общества — автоном­ность, способность существовать самостоятельно, что дости­гается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Только в обществе складываются механизмы контроля и регуляции всей сово­купности социальных связей. Это выражается в создании °собых институтов (прежде всего, государства и его органов

Управления), обеспечивающих координацию различных сфер *изни общества. 121

Наконец, третья сущностная характеристика общества — | тегративность, которая проявляется в том, что ему удае1 включать индивидов в единый контекст социальной жизни, I буждать их воспроизводить в своих действиях сложнейпг структуру общественных отношений. В то же время общест обладает внутренними механизмами не только поддержания ] нее сложившихся структур, но и включения в сложившун ткань взаимосвязей новых социальных образований, создав? мых людьми в практической деятельности.

Таким образом, общество — это необычайно сложный 1 организации совместной деятельности людей. Оно включав себя все многообразие устойчивых социальных взаимодейств все институты и общности, локализованные в рамках конкреп государственно-территориальных границ. Общество обладает т| кими механизмами саморегуляции, которые позволяют емупо|держивать свою целостность, интегрировать социальные груп и подчинять своей логике поведение людей, побуждая их восп изводить в своих действиях единую ткань социальной жизни.

6.2. Типология общества

Структурная сложность общества предполагает разнообра способов его классификации. Устойчивым в социологии явлз ся деление общества на традиционное и индустриальное (са менное). В разработку этих понятий значительный вклад внес! немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Аре американский экономист и социолог У. Ростоу.

Традиционным считается общество с натуральным сельс хозяйственным укладом, примитивным ремесленным произв ством, неразвитым разделением труда, малоподвижной сосл но-корпоративной структурой, иерархической системой вла< с основанным на традициях, обычаях и религиозных верова! способом социокультурной регуляции. В сегодняшнем запгщ понимании — это примитивное отсталое общество, котор присущи низкие темпы развития производства, большая ив ность, невосприимчивость к нововведениям.

В отличие от традиционного, общество индустриальв типа характеризуется ростом промышленности, радикалы изменением методов производства, гибкостью социал] структур и форм организации социальной жизни. Можно лить следующие черты индустриального общества: 122

• развитая и сложная система разделения труда и профессио­нальной специализации;

• механизация и автоматизация производства и управления;

• массовое производство товаров на широкий рынок;

• высокая развитость средств транспорта и коммуникаций;

• рост урбанизации и социальной мобильности;

• увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

• формирование гражданского общества (6.5).

Получившая наибольшее распространение в период 60-х гг. XX в. теория индустриального общества в 70-е гг. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д. Белл, А. Тоффлер) и западноевропейской (А. Турен, Ж. Фурастье) социологии.

Возникновение постиндустриального общества исследовате­ли связывают с рядом важных экономических и социальных из­менений, происходящих в наиболее развитых странах. Суще­ство этих изменений сводится к следующему:

у резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших пре­образовывать профессиональную деятельность человека, его быт и досуг;

^ смена доминантных секторов экономики: вместо индустри­ального сектора главным становится обслуживание, охватываю­щее сферы деятельности, непосредственно не связанные с произ­водством, — торговлю, финансы, медицину, транспорт, науку, образование, отдых и т.д.;

^ изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;

^ сдвиги в системе социокультурных потребностей населе­ния, возникновение ориентации на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды и повышением каче­ства жизни.

Типология, основанная на концепциях традиционного, инду­стриального и постиндустриального общества, в целом не выхо­дит за рамки социального эволюционизма. Принципиально иной подход к типологии общества сложился в русле марксистс­кой традиции. Основанием здесь служили два главных критерия; способ производства и форма собственности. В соответ­ствии с ними выделялись пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодаль- 123

ная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от формации к другой должен осуществляться в результате альной революции, которая выступает как разрешение кон(] та между ростом производительных сил общества и устарев

системой производственных отношений.

Рассмотренные теории и концепции не исчерпывают мног разия типологии обществ. Некоторые социологи классифишп общества по основному способу добывания средств к сущее нию, различая: 1) общества, живущие охотой и собиратель 2) общества, существующие за счет примитивного земледе разведения скота; 3) аграрные общества; 4) промышленные общества. ,

Многие исследователи подразделяют общества по политическим критериям на тоталитарные (полное подчинение ' щества и личности власти, всеобъемлющий контроль за граж нами со стороны государства), авторитарные (неограничен власть одного лица или группы лиц над гражданами при сох нении автономии личности и общества во внеполитичесв сферах) и демократические (контроль гражданского общее над властью). , В научной литературе встречается также деление обществ на простые и сложные, дописьменные и письменные, открытые закрытые, стабильные и нестабильные, переходные и устойч вые и т.д. Типология общества может быть проведена по рел гиозным признакам (христианское или мусульманское оби ство), по этническому составу населения (мононационально^ многонациональное общество), по степени распространен языка общения (англоязычное, франкоязычное, русскоязычн

общества и т.п.).

Выбор той или иной классификации во многом определяе

тем, в каком ракурсе, под каким углом зрения и с какой стор( конкретно изучается общество как сложное структурное обра

вание.

6.3. Социальная система и социальная структура

Под социальной системой понимается целостное образе ние, состоящее из функционально взаимосвязанных и взаия действующих элементов (индивидов, групп, организаций, I статутов, общностей). Социальная система — понятие бод широкое, чем социальная структура. Если социальная система — это способ организации взаимодействия всех составляю­щих ее элементов, то социальная структура выступает как сово­купность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспе­чивающих воспроизводство и функционирование всей системы. Иными словами, социальная структура образует основу, каркас

социальной системы.

Общество как глобальная социальная система представляет собой сложное целостное образование, включающее ряд под­систем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку. Выделяют преимущественно следующие основные подсистемы общества: экономическую, политическую, социальную и ду­ховную (социокультурную).

Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ. Она призвана решать три взаимо­связанных вопроса: 1) что производить (какие товары и услу­ги); 2) как производить (на основе какой технологии и с помощью каких ресурсов); 3) для кого производить (кому пред­назначены эти товары и услуги). Главная функция экономичес­кой подсистемы — адаптация к изменяющимся условиям при­родной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества. Чем выше уровень экономической организации общества, тем выше степень его адаптации, а сле­довательно, и эффективности функционирования, что наглядно демонстрируют сегодня наиболее развитые индустриальные

страны.

Политическая подсистема регулирует отношения, связанные

с установлением, организацией, функционированием и измене­нием публичной власти. Основными элементами политической подсистемы являются государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т.д.), политические партии и движения, общественно-политические ассоциации и объединения и т.д. В ее состав также входят ценностно-нормативные структуры, ре­гулирующие взаимодействия политических субъектов, и сред­ства массовой информации, обеспечивающие взаимосвязь меж­ду государством и гражданским обществом. Главная функция политической подсистемы сводится к обеспечению социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилиза­ции на решение жизненно важных задач и проблем.

Социальная подсистема регулирует взаимодействия различ­ных групп и общностей по поводу социальных условий их жиз- 125

недеятельности. Социальная сфера в самом широком смыс это совокупность организаций и институтов, отвечающи благосостояние всего населения (общественное питание, з воохранение, пассажирский транспорт, коммунальное и быт обслуживание и т.д.). Социальная сфера на узком уровне пс зумевает только учреждения социальной защиты и социаль обеспечения, которые охватывают одни социально уязви слои населения (пенсионеров, безработных, инвалидов, бездетных и т.д.).

Духовная (социокультурная) подсистема направляет тельность по созданию, развитию и освоению культурных, < ховно-нравственных ценностей, определяющих сознание и ' ведение человека. К основным структурным элемет духовной сферы относят науку, образование, воспитание, 1 раль, литературу, искусство, религию. Главные функции э-подсистемы — социализация личности, образование и воеЦ тание молодого поколения, развитие науки и культуры, г' производство социокультурной среды жизнедеятельности дей, обогащение их духовного мира.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.