Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

МЕНТАЛИТЕТ – ОБЩЕСТВО - ХОЗЯЙСТВО

Стратификация культуры осуществляется по трем слоям культуры. Первое, это менталитет, в который входит вся совокупность мыслительных, эмоциональных и этико-правовых традиций, которые присутствуют в определенном срезе истории культуры. В менталитет входит не только официально существующие нормы, но и те, которые реально функционируют в культуре, сознательно и бессознательно определяя образ жизни. Второе, это общество, т.е. форма социальной организации общественных взаимодействий, в которые входят, идентично с первым, не только формы государственной организации, но и формы организации низовых общественных взаимодействий неформального характера. Третье, это хозяйство, т.е. технологии и формы ведения и типы продуктов производственной деятельности

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ

В принципе всю культуру человечества можно разделить на три периода: это период аграрной культуры, которая подразделяется на три времени: античность, средневековье и новое время. Следующий период – это период индустриального общества, который разделен на век Просвещения, век Истории и век Машин. Современная культура – это постиндустриальная культура. Этим трем периодам предшествет период собирательно-охотничье предкультуры.

 

СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Концепция «двух скачков»: первый – переход к изготовлению орудий труда палеоантропами (неандертальцами), второй – смена палеоантропов современными неоантропами Homo sapiens., который характеризуется уже всеми присущими для человека чертами. Этот переход совершился совсем недавно- 35-40 тыс. лет тому назад.

Архантропы изготовляли орудия и использовали огонь, следы его использования уходят к 700 тыс. лет тому назад. У архантропов возникает культ предков, что важно, ибо носителями традиции были именно старые особи, повышение их статуса говорит о том, что механизм традиции стал действовать довольно эффективно.



В обществах предлюдей важной характеристикой статуса была агрессивность и физическая сила. Но успех в изготовлении орудий обеспечивается иными качествами – он требует умственных способностей, большего умения, которое не требует большой силы. Потому-то развитие умений тормозилось в стадах предлюдей, ибо умение не обеспечивало им более высокий статус. Потому развитие требовало уравнивания статуса всех предлюдей в стаде – это и создало предпосылки возникновения моральных норм и социальных форм «первобытного коммунизма». В стадах, где эти нормы соблюдались возникала заинтересованность в изобретении новых форм производства у всех членов для большего успеха выживания стада, что дало результаты: выжили только те стада предлюдей, где был принят именно такой образ жизни.

 

Поршнев: «Неантроп, т.е. «человек разумный», появляется всего 35-40 тысяч лет тому назад, а его исторический марш, обгоняющий темпы изменения окружающей природы, т.е. обретающий относительное самодвижение (при неизменности телесной организации), начинается и того много позже. Следовательно, при изложенных представлениях исторический процесс радикально укорачивается. Эти недолгие тысячи лет человеческой истории можно приравнять к цепной реакции взрыва. История – взрыв. В ходе ее сменилось всего несколько * сот поколений» (Поршнев Б.Ф. о начале человеческой истории \\ Философские проблемы исторической науки. М. 1969. С.111-112).

 

Предкультура обладала большой силой традиции, инновационные процессы были слабо выражены. Как подчеркивал Б. Малиновский: «..в первобытных условиях традиция имеет высшую цен­ность для сообщества, ибо нет ничего более важного для сплочения и со­хранения его ленов. Порядок и цивили­за­ция могут поддерживаться только благодаря строгой приверженности ре­лигиозным верованиям и зна­ниям, полученным от преды­дущих по­колений. Всякая небреж­ность в этом деле ослабляет спло­ченность группы и подвергает опасности её культуру вплоть до угрозы самому ее существованию. Человек пока не открыл столь сложного аппарата совре­менной науки, который смог бы обеспе­чить в наши дни фик­сацию результатов опыта в вечных образцах, проверять их в любое время, постепенно придавать им бо­лее адекватные формы и постоянно обогащать их новым содержанием. Знание, кото­рыми обладает пер­вобытный чело­век, его общест­венный строй, обряды и верования являются бес­ценным результатом противоречивого опыта его предков, за который заплачена непомерная цена и который должен быть со­хранен в любом случае» (Б. Малиновский Магия, наука и религия \\ Этно­графическое обозрение 1993 №6 с.110)

Даже несмотря на перемещения племени, «истинной территорией племени считается та, где жили великие мифические существа, где они совершали подвиги, учреждали об­ряды, созда­вали характерные черты ландшафта, прежде чем исчезнуть в земле, вознестись на небо или принять какую-либо иную форму. Абориген духовно глубоко предан своей земле» (Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М.,1981 с.24)

Ментальность характеризовалась господством тотемизма, хотя это сейчас оспаривается. А.М. Золотарев считает первоначальной формой мифа близнечные мифы. Вот что он пишет: «Первоначально близнечный миф имел ограниченную и конкретную, связанную с повседневной жизнью целевую установку: объяснить происхождение дуально-родовой организации и внедрить в головы людей представление об обязательности экзогамного запрета. Подобный круг вопросов был гораздо более понятен и близок первобытному человеку, гораздо более важен практически, чем абстрактная модель происхождения мира» (Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964. С.127)

 

Как подчеркивал С.А. Токарев: «Для австралийца земля его общины вся насыщена религиозно-мифологическими воспоминаниями: каждая скала, ущелье, водоем, дерево – все это есть либо место действия того или иного мифологического эпизода, либо метка, оставлявшася на память о таком эпизоде» (Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С.72)

 

«К числу древнейших по своему происхождению форм религии можно, по-видимому, отнести: 1) тотемизм; 2) ведовство и вредоносные обряды; 3) знахарство; 4) эротические обряды; 5) погребальный культ;… 6) ранееплеменной культ (инициации); 7) промысловый культ; ………. Токарев джаеточсень много.

1. ТОТЕМИСТИЧЕСКИЙ МИМЕСИС (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ТОТЕМИЗМА)

 

Тотемизм, как известно, это отождествление какой-либо группы людей или человека в отдельности с каким-либо представителем животного мира. Суть тотемизма состоит не в буквальном отождествлении форм поведения какого-либо животного с формой поведения человека. Хотя этот момент присутствует и сейчас в форме высказываний: этот человек – «волк», или «ох, уж эта овца!» и т.п. Главная суть в общей философской установке – активной исследовательской программе, направленной на внимание к окружающему миру: перенимания различных форм поведения этого мира, творческой их переработке; эмпирического исследования свойств живого мира и окружающей природы в целях их использования в своих целях; крайнего внимания к экологии окружающего его кормовой сферы обитания. Эта философия до удивительного была плодотворна и эффективна – в результате человек выработал исходные архетипы своего поведения и социального устройства, создал исходный набор средств и орудий хозяйственной деятельности, провел мощную работу по доместикации животных и растений; и что самое удивительное – эти революционные преобразования он осуществил без нарушения экологического равновесия. При этой идеологии человек, с одной стороны, был крайне консервативен в смысле сохранения рационального равновесия между традицией и разного рода инновациями, а, с другой, - в деле исследования природы он выступал как гибкий эмпирик- бриколер (К. Леви-Стросс), он не проводил ни одного дня без исследования свойств окружающего мира, попыток приспособления этих свойств для своей деятельности. Именно благодаря такой философии тотемизма стало возможно формирование фундамента современной культуры.

 

2. ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТОТЕМИЗМА

 

Ярко выраженные черты тотемизма можно наблюдать сейчас в Австралии, по крайней мере до недавнего времени. Именно австралийские племена послужили базой для изучения феномена тотемизма. Оказалось, что в многих племенах идеология тотемизма создает априорные системы мировосприятия. На основе классификации явлений природы на роды и виды по аналогии с социальной структурой общественной организации. И это естественно – человек формирует свое сознание в социальной среде, соответственно формы организации социальной среды активно участвуют в формировании форм ментальности. Правда, эти таксономические системы были несовершенными. К примеру, по принципу сопричастности деревья находились в одном классе с проживающими на них птицами, вода находилась в одном классе с водоплавающими птицами и рыбами и т.д.

 

Леви-Брюль, Леви-Строс

 

3. МАГИЯ

 

Б. Малиновский: «Магия не только воплощается человеком, но и человечна по своей направленности: магические действия, как правило, относятся к практической деятельности и состоянием человека – к охоте, рыбной ловле, земледелию, торговле, к любви, болезням и смерти. Объектом магии оказывается не сама природа, а человеческое отношение к ней и человеческие действия с природными объектами» (Малиновский Б. Магия, наука и религия \\ Магический кристалл. М. 1992. С.88)

 

РОД И ПЛЕМЯ

 

В охотничьих группах, которые не могли быть большими по своей сути, преобладала форма общественной организации, основанная на кровнородственной связи.

 

Потестарные системы власти (Ж. Баландье Политическая антропология)

 

В частности, исследователи первобытной культуры под племенем понимают «группу людей, которая занимает определенную территорию и претендует на право охоты и на отправление религиозных обрядов на ней благодаря действию какого-либо мифологи­ческого предписания или установки, сделанной каким-либо мифическим существом» (Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М.,1981. С.19)

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.