Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОСНОВЫ ИМПЕРСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО

РИМСКОЕ ПРАВО

РИМСКАЯ НАУКА

МИРОВАЯ ИМПЕРИЯ

ТИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА 5 ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

ЧАСТЬ II НОВЫЕ РЕГИОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 1 АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

§

§

§

ГЛАВА 2 КУЛЬТУРА ИНДИИ

§

§

§

§

§

§

ГЛАВА 3 КУЛЬТУРА ИНДИИ

ЧАСТЬ III СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА

ГЛАВА 1 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА

КАТОЛИЦИЗМ

 

«Католицизм в действительности, и в идеале создал монаха-аскета, феодализм – рыцаря-воителя, хотя, конечно, не все рыцари и не все монахи соответствовали своему идеалу: католицизм и феодализм создали монашество и рыцарство одно – как высшее проявление духовного человека, другое – как высшее проявление сословия феодального» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.14)

«Мы имеем пример соединения монашества и рыцарства в так называемых монашеско-рыцарских орденах, каковы были иоанниты, тамплиеры, тевтоны, меченосцы: это были союзы, носившие на себе черты общих учреждений, духовные корпорации, мечом защищавшие христианство от неверных и войною распространявшие религию мира и любви среди язычников» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.15)

 

МОНАСТЫРИ

 

Система монастырского хозяйства сыграло огромную роль в становлении западноевропейской культуры. Основателей первого монастыря был Св. Бенедикт Нкрсийский (480-547). Он создал устав монастыря, где основное место отводилось труду. Монахи монастырей бенедиктинского устава занимались ремеслом и сельским хозяйством, вырабатывая при этом совершенные методы интенсивного типа ведения хозяйства. Также они занимались активно перепиской и хранением рукописей.



 

ПАПСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

Папская революция – это период от 1075 – диктаты Григория VII и кульминация – это Вормский конкордат (1122).

 

СТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЙ

 

Династия Меровингов имеет идет от Клодиона (Хлойо) Волосатого, сыном которого был Меровей, от прозвища которого и получила название династия.

 

Сыграла большую роль в изменении соотношения между церковной и светской властью. Особенно со времени победы Филиппа IV Красивого над Бонифацием VIII. С этого момента государственная власть приобретает перевес перед властью церкви. Надо отметить, что идеологом этой борьбы был легист канцлер Ногаре , который был советником Филиппа Красивого.

§3

ТОРГОВЫЕ ГИЛЬДИИ

 

1. ГАНЗЕЙСКИЙ СОЮЗ

 

«Но Ганза своей деятельностью все же принесла гораздо большую пользу, чем подвиги многих королей и рыцарей, до сих пор прославляемых народом. Ганза благотворно влияла на средневековое общество, способствовала развитию культуры и россту промышленности, способствовала развитию культуры и росту промышленности, создавала торговые сношения по всему северу Европы и насаждала, таким образом, начатки цивилизации в странах дикого варварства» (Гиббинс Г. История торговли Европы. СПб., 1900. С.70)

 

ЦЕХИ

 

Кроме экономической стороны цехи играли роль благотворительных учреждений, более тго, они создавали определенную символику, выбирая в качестве «патрона» того или иного святого. К примеру, покровителем плотников был святой Иосиф.

В отношении этого интересен цех каменщиков, особенно тех, которые занимались строительством храмов. Строители, вольные каменщики (franc mason – фракмасоны) жили непосредственно в местах строительства храмов, строили там хижины (ложи). Многие ритуалы этих «вольных каменщиков» получили интересное продолжение в новоевропейской культуре.

 

 

Литература:

1. Грацианский Парижские цехи XII-XIII.

2. Ковалевский М.М. Экономический рост Европы. Т.1-4.

3. Суворов Н. Средневековые университеты.

4. Сперанский н. История школы на Западе в средние века.

5. Гуасрат А. Средневековые реформаторы.

6. Гарольд Дж. Бнржон Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1994.

7. Аннерс Э. Исрия европейского права. М., 1996.

8. О легистах \\ Ученые аписки Ивановского пед. Института. 1957. Т.2 Каф. Всеобщей истории.

9. Кулишер и.М. История экономич. Быта Зап. Европы. Т.1-2. М., 1931.

10.

ГЛАВА 2 РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ГЛАВА 3 НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIV- нач. XVII ВВ.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА

 

ЭКОНОМИКА

Известно, что согласно идеологии христианства было запрещено давать деньги под проценты, но это правило не касалось иноземцев- ломбардцев и евреев. Не случайно банки раньше назывались ломбардами.

Литература:

1. Джавелегов А. Средневековые города в Западной Европе. Спб 18

2. Джвелегов А. Городская община в средние века.

3. Тьерри О. Городская коммуна во Франции

4. Петрушевский Д. Великая хартия вольностей.

5. Ясинский История великой хартии XIII в.

6. Брайс Дж. Священная Римская империя.

7. Кулишер И. Лекции по истории экономического быта Зап. Европы. 1913.

8. Эшли Введение в английскую экономическую историю.

9. Бер История всемирной торговли.

10.

 

ЧАСТЬ IV НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Как писал, в частности, русский историк литературы А. Шахов (1850-1877): «Никогда личность и идея личности не имели такого широкого развития, как в период новой истории, т.е. в то промежуточное время, которое тянется от средних веков до ныне зарождающегося новейшего исторического периода. В течение этой переходной эпохи личность постепенно росла и в конце XVIII и начале XIX столетия достигла высшей точки в своем росте. Она росла вместе с идеей свободной ничем не стесняемой мысли и критики окружающих отношений. Этой критикой разлагалась старина, разрушались ветхие начала и принципы» (Шахов А. Гёте и его время. СПб. 1908. С.199).

 

ГЛАВА 1 ВРЕМЯ АБСОЛЮТИЗМА

ВВЕДЕНИЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В XVII ВЕКЕ.

 

Культура XVII века - это наиболее плодотворный период в западноевропейской истории, именно в тот период сформировалась общая «конфигурация» западноевропей­ской культуры. Сложившаяся традиция уделять особое значение эпохе Возрождения, идущая с Бурхгарда в Европе, с Веселовского и Корелина у нас в России довольно спорна. Выдающийся русский философ и историк Н.И. Кареев пишет: «Работа гума­низма в общем была не творче­ская, а отрицательная, и великое его историческое значе­ние заключается в том, что в нем впервые с особой силой, хотя и не в полном объ­еме, и не во всех лучших своих сто­ронах, проявился индивидуализм нового времени. То, чего не доставало, - а не доставало ему исторической силы и общественного идеализма, - было внесено в жизнь про­тестантизмом и «просвещением» XVIII в., выросшим из того же индивидуализма» (Кареев Н.И. «Переход от средних ве­ков к но­вому времени. Вве­дение в историю нового времени. СПб.1892. С.552)

 

Как писал, в частности, русский историк литературы А. Шахов (1850-1877): «Никогда личность и идея личности не имели такого широкого развития, как в период новой истории, т.е. в то промежуточное время, которое тянется от средних веков до ныне зарождающегося новейшего исторического периода. В течение этой переходной эпохи личность постепенно росла и в конце XVIII и начале XIX столетия достигла высшей точки в своем росте. Она росла вместе с идеей свободной ничем не стесняемой мысли и критики окружающих отношений. Этой критикой разлагалась старина, разрушались ветхие начала и принципы» (Шахов А. Гёте и его время. СПб. 1908. С.199).

 

РАЗДЕЛ II МЕРКАНТИЛИЗМ И МАНУФАКТУРА

 

ХОЗЯЙСТВО

 

1. ТОРГОВЛЯ: МЕРКАНТИЛИЗМ

 

Начало новой истории - это становление политики меркантилизма. Суть политики мер­канти­лизма состоит в инициировании как можно большего вывоза из страны товаров, для получения наибольшей прибыли. Эта политика была противоположна политике де­нежного баланса, суть которой состояла в как можно большем привлечении денег в страну. Эта система, в частности в Англии, сложилась в царствование Ричарда II (1377-1405), законодательные акты которого за­ключались в том, чтобы привлечь как можно большее количество денег в страны. Наиболее же­стко эта политика осуществлялась в Испании, где вывоз монеты из страны карался смертью. Сутью стремления государей было приобретение богатства, прежде всего с целью успешного ведения войн - типич­ной сферы деятельности дворян. Меркантилисты предлагают другой способ. Как пишет основной идеолог меркантилизма Томас Мен(1571-1641) в своем произве­дении «Богатство Англии во внешней торговле»(1664), которое является «евангелием меркан­тилизма»: «Хотя королевство может быть обогащено дарами, полученными от других стран, или их грабежом, все же эти пути обогащения ненадежны и имеют малое значение» (Меркан­тилизм ОГИЗ,Соцэкгиз,1935 с.155).Т. Мен и другие меркантилисты предлагают более удобный способ грабежа - внешнюю торговлю: «продавать ино­странцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них»(там же с.155). Говоря проще и понятнее - заняться посреднической торговлей, создавая выгодные условия для купцов. Как пишет Мен: «Если мы станем складом иностранного зерна, индиго, пряностей, шелка-сырца, хлопка или какого-либо другого товара, ввозимого из-за гра­ницы, то это увеличит судоходство, торговлю, количество денег в стране и королев­ские таможенные пошлины при вывозе этих товаров снова на место, где в них нужда­ются. Такого рода торговля послужила главной причиной возвышения Венеции, Генуи, Ни­дерландов и некоторых других стран, а Англия для такой цели расположена наибо­лее удобно и не нуждается для этого ни в чем, кроме прилежания и старания своих поддан­ных» (там же с.158)

Наибольшее восхищение у английских меркантилистов вызывали Нидерланды. Вот что пишет тот же Т. Мен: «С тех пор как они сбросили с себя ярмо испанского рабства, как чудесно они развили все свои способности! Какие большие средства получили они, чтобы защищать свою свободу против мощи такого великого врага! И не произошло ли все это благодаря их непре­рывному усердию в торговле? Не являются ли их Провинции складами товаров для большин­ства стран христианского мира, благодаря чему их бо­гатство, судоходство, моряки, ремесла, народ, а потому и общественные доходы и ак­цизы, выросли до удивительной высоты?»( там же с.177) И далее: «Всему миру чудом кажется, что такая маленькая страна, даже меньше наших двух лучших графств, имею­щая мало естественных богатств, пищевых припасов, леса или дру­гих необходи­мых за­пасов для войны или мира, несмотря на это обладает всем этим в таком чрезвы­чайном изобилии, что, кроме своих собственных нужд (которые очень велики), она мо­жет снабжать и действительно снабжает и продает другим государствам суда, артилле­рий­ские орудия, снасти, зерно, порох, пули и т.д. и все, что только голландцы собирают со всех концов мира благодаря своей усердной торговле»( там же с.178)

Важным моментом для осуществления этого было не только создание выгодных усло­вий для создания «складочных мест», но и пропагандируемая меркантилизмом по­ли­тика вывоза денежного капитала с целью покупки как можно большего количества то­варов в одной стране и продаже их по более высокой цене в другой. Деньги стано­вятся в таком употреблении не столько символом богатства и значимости в обществен­ной иерархии, а скорее пространст­венно- всеобщей общественной функцией мирового масштаба. Деньги, а не статус в общест­вен­ной иерархии, начинают довлеть над миром. Общественный мир становится калькулируе­мым, охваченный пифагорейской гармо­нией числа – конкретно, количества денег. Это, естественно, привело к кардинальной перестройке ментальности человека, существующего в этом мире.

Одной из главных черт является еще то, что вся эта политика сопровождалась апелля­цией к простоте в противовес роскоши, что касалось, прежде всего, с борьбой против ввоза предметов роскоши из-за границы. Эта политика во многом была политической программой мерканти­лизма. Владелец богатства должен использовать это богатство не для покупки, а для торговли в целях еще большего накопления. Это евангелие накопле­ния было, в частности, основой и исходной «тайной» протестантизма. Как видно, ком­плекс случайных, синергичных факторов подаводит нас к радикальной перстройке об­раза жизни европейского общества.

Меркантилизм

 

«Меркантилисты видели в деньгах общественную вещь, по преимуществу- всеобщий эквива­лент..

Что деньги - богатство-, этот основной принцип меркантилизма находил себе опору в двух об­стоя­тельствах. Во-первых, это самая поверхностная, тем самым по необходимо­сти исходная точка зрения политической экономии. Последняя, как и всякая наука, на­чинает свое историче­ское развитие о ви­димости, т.е. от фактов, непосредственно дан­ных на поверхности обществен­ной жизни, чтобы лишь значительно позже прийти к сущности. Всякий знает, если он даже ни­чего не знает, что деньги- бо­гатство.

Второе, более важное, обстоятельство заключается в том, что меркантилизм родился на заре капита­листического общества, которое разлагало натурально-феодальные отноше­ния. Власть денег, деньги как основная общественная сила,- вот что выступает на пер­вый план. Особенно ярко потребность в деньгах, их превращение в важнейшую об­ще­ственную силу, испытывает государство, например для ведения войны, для содержа­ния армии и флота.

Эти обстоятельства и привели непосредственно к положению: деньги- богатство» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с.19)

 

«Классическая точка зрения меркантилизма заключается в том, что источником богатства, т.е. денег, является внешняя торговля. Льюис Робертс начинает свое произведение (1641) с методов обогащения государства. Он находит, что таких методов существует три: война, колонии и внешняя торговля. Первые два - ненадежны, т.е. не всегда приводят к цели.., но третий и последний- внешняя торговля- считается самым надежным и легким!» ..

Источником богатства является не просто торговля, а именно внешняя торговля, кото­рую многие меркантилисты сознательно противопоставляют внутренней, как бесплодной с точки зрения богат­ства страны.

Приведем выдержку из произведения писателя конца XVII в. Давенанта : «От того, что потребляется внутри страны, нация в общем ничуть не становится богаче; что один те­ряет, то другой выигрывает. Но все, что вывозится за границу, есть очевидная и верная прибыль.»» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с.21-22)

 

«Чтобы понять особенности меркантилизма, необходимо иметь в виду, что он возни­кает в про­цессе борьбы торгового капитала против так называемой политики денеж­ного баланса. В противополож­ность последней его называют поэтому иногда полити­кой торгового баланса. Общим в системах де­нежного и торгового баланса является представление о деньгах, как единственном богатстве страны. На этом основании рас­сматривают иногда систему денежного баланса как ранний меркантилизм, а систему торгового баланса- как меркантилизм в собствен­ном смысле слова» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с.27)

«Исторически система денежного баланса складывается в Англии уже к концу XIV в.. В царствование Ричарда II (1377-1405) складывается законодательство, цель которого заключа­ется в том, чтобы сначала привлечь как можно более монеты из-за границы, за­тем употебить все усилия, чтобы удержать ее в стране и помешать снова исчезнуть. Практическими средст­вами для этого были: система складочных мер, законы об истра­чении, учреждение монетного двора и должности королев­ских менял. Вывоз де­нег ча­стными лицами был абсолютно запрещен. Высшего развития эта политика достигла в Испании, где за вывоз золота и серебра закон карал смертью. Такая поли­тика преследо­вала чисто фискальные цели и была мыслима лишь до тех пор, пока внешняя торговля не выходила из рамок средневековой гильдейской структуры, из ра­мок мено­вой торговли..

Напротив, система торгового баланса выступает на сцену более высокая форма торгового ка­питала.. Необходимым условием для этого является расширяющаяся тор­говля, вывоз денеж­ного капитала для купли товаров в одной стране и продажи их по выгодной цене в другой» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с.23)

«Меркантилизм выступает против системы складочных мест, кодекса об истрачении , наконец против попытки государства регулировать валютный курс… Это борьба круп­ного капитала против средне­вековой торговли» (Плотников И. Меркантилизм и его разложение \\Меркантилизм. ОГИЗ. Соцэкгиз 1933.с..24)

 

Борьба меркантилизма с расточительностью и роскошью- роскошь вредна не сама по себе, а по­скольку она влечет за собой ввоз иностранных товаров. Меркантилизм---- Пу­ританизм?

 

«Причиной процветания Голландии являлось высокоразвитая по тому времени про­мышлен­ность, ко­торая поддерживалась исключительно на иностранном сырье, в част­ности на английской шерсти. Последняя до конца XVI века вывозилась относи­тельно свободно. Елизавета попыталась запретить ее вывоз и поощрять вывоз сукна. Но в XVII в. голландцы по­лучали контрабандную шерсть из Англии или же перерабаты­вали неот­деланное и неокрашен­ное сукно, которое вывозили англичане, не быстро нау­чившись хорошо икрасить и отделывать сукна. Помимо суконной промышленности в Голллан­дии процветала полотняная и шелковая промышленность.”

«Товары, которые страна производит и которыми она торгует, делятся на две группы: естест­венные и искусственные блага. Уже Мен, определив богатство как изобилие благ, необходимых для жизни, продолжает: «Это изобилие бывает доякого рода: одни блага являются естествен­ными и имеют своим источником саму территорию, другие- искусственные и зависят от трудолюбия населения»

 

2. КОНЕЦ РЕМЕСЛА: МАНУФАКТУРА

 

Основой возникновения в Англии капиталистических форм хозяйствования было ов­це­водство. Про­изводство шерсти в Англии с целью её вывоза во Фландрию приобре­тает особую роль в экономике в начале XVI века. В связи с этим началось известное «огораживание земель». С конца XVI века. В Англии началась целенаправленная поли­тика по развитию своей суконной промышленности, при Елизавете вывоз шерсти был окончательно запрещен законом, и проводилась целенаправленная борьба с контабанд­ным вывозом шерсти. Для целей развития собственной промышленности эмиг­ранты из Фланд­рии, которые бежали от религиозных пре­следований со стороны Маргариты Парм­ской и герцога Альбы. Увеличение торговли сукном привело к расцвету торговых компаний. Прежде всего Компании Странствующих Купцов, а далеее Левантийской, Московской, Эстляндской, а с 1600 года - Ост-Индской. В связи с разви­тием торговли возникает на­пряжение с политикой запрета вывоза денег из страны. Правитель­ство шло на эти требо­вания крайне тяжело, существовала политика осо­бых разрешений госу­дар­ственной власти на вывоз драгоценных металлов, да из доли ввозимой ино­странной мо­н­еты. Эта политика сдерживала развитие торговли. Именно политика меркантилизма со­стояла в требовании отмены этих ограничений. Идеолог меркантилизма Томас Мен, выражая инте­ресы Ост-Индской компании, членом правления которой он являлся в своем «Рассуждении о тор­говле с Ост-Индией» (1621) доказывал, что ограничение вы­воза монеты сдерживает тор­говлю, не по­зволяет получить максимальную прибыль от неё.)))) КУДА??

 

К этому прибавляется еще один из факторов, обусловленный экологической ситуацией в Европе, которая сложилась в результате вырыбки лесов и снижения численности ди­ких зверей, шкуры которых служили сырьем для изготовления одежды. Потому постепенно по всей Европе стали носить взамен меховой, шерстяную одежду. Эта пе­ремена, можно сказать, и стала причиной новоевропейской культуры. В этом отношении давно пора провести комплексное ис­следование социокультурных измене­ний с точки зрения новой концепции социоестесвенной истории, хотя первые наметки уже имеются в известной работе Ф. Броделя «Материальная ци­вилизация.. и работ на­шего историка Сказкина2222

 

Сукноделие выдели­лось в отдельную отрасль, главными центрами сукноделия перво­начально были в Северной Италии и Фландрии. Появилась промышленность

В первой половине XVII в. в Нидерландах и Франции наблюдается быстрый рост ма­нуфактур и рост буржуазной страты общества. Развитие организованного мануфак­тур­ного производства потребовало изменения менталитета человека в сторону строгой ло­гичности, количественно-математического характера мышления.

 

С этим связана и идеология практицизма, игнорирование «откровения», неприятие со­зерца­тельной жизни как наиболее совершенной. Повышается статус ремесленника, тор­говца. Вот что пишет Декарт: «Можно, достигнуть познаний очень полезных в жизни, и вместо той умозри­тельной философии, которую преподают в школах, можно найти практическую философию, при помощи которой, зная силу и действие огня, воды, воз­духа, звезд, небес и всех других ок­ружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом ис­пользовать их для всевозможных применений и тем самым сделаться хозяевами и гос­подами природы» (Декарт Р. Избр. 1950, с.305) Декарт превозносит «искусство тка­чей и обойщиков»: «все эти искусства удивительно хорошо развивают ум, если только мы постигаем их не с помощью других, а самостоятельно. Не заключая в себе ничего тем­ного и будучи всецело доступными человеческому уму, они с необыкновенной от­чет­ливостью вскрывают перед нами бесчисленное множество систем, хотя и отличаю­щихся друг от друга, но тем не менее правильных, в надлежащем соблюдении которых заключается почти вся проницательность человеческого ума» (Декарт Изб 1950 с.115)

 

Ремесло в средневековье было таинством, облачено в мистическую эзотерическую форму, как подчеркивает Б.Г. Кузнецов: «Ремесленные технологии, в отличие от энер­гетики мануфактур­ных мастерских, верфей, арсеналов, металлургических заводов и рудников, не давала подобных рациональных схем» (Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. М.: Наука, 1968 с.129)

 

На становление новоевропейского менталитета повлияло и следующее, на что указы­вает в ча­стности Ю.К. Мельвиль: «В случае мануфактуры простейшие элементы (стан­данртизирован­ные и легко осваимваемые) становятся делом различных работни­ков. Массовому стандартизи­рованному производству соответствует и массовый однообраз­ный продукт, сменивший средне­вековые ремесленные шедевры. Такой характер про­дукта и производства уже делал возмож­ным и даже требовал соответст­вующей сис­темы воспроизводства кадров, т.е. организации мас­сового обучения «безличному» зна­нию, стандартным навыкам исполнения элементов произ­водствен­ной деятельности, подготовки «частичных», узкоспециализирован­ных работников, в совокупности своей представлявших аналог машины по производству стан­дартной продукции. Эзотеричная система воспитания мастеров быстро исчезла вместе со сред­невековой цеховой организацией» (Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX- на­чала XX века. М.: Высш.шк., 1988 с.27-28)

 

3. НИДЕРЛАНДЫ КАК ЦЕНТР ЕВРОПЕЙСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Нидерланды представляли собой в средневековье топкую лесистую местность. В IX веке Гент был приморским портом, Брюгге был портом в XII веке.

Амстердам полностью построен на сваях.

 

ОБЩЕСТВО

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

 

Декарт: «Несомненно, что каждый раз, когда мы впадаем в ошибки, недостаток- именно в на­шем образе действий или способе пользования свободой, а не в нашей при­роде, ибо она всегда одна и та же, верно ли, ошибочно мы судим» (Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950 с.442)

 

ГУГО ГРОЦИЙ (1583-1645)

 

Следует отметить популярные теории естественного права. Особо авторитетно учение Гуго Гроция (1583-1645) – выдающегося голландского юриста. Его основной труд «О прва войны и мира» (1625). Естественное право им понималось как предписание «здра­вого разума». Разум является критерием моральной оценки тех или иных норм и уста­новлений. Если какое-либо ус­тановление неразумно, то оно и не может быть должным и правильным.

 

2. ДВЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ XVII ВЕКА.

 

Главной дилеммой того периода было противостояние двух «паттернов» государствен­ного уст­ройства Европы. Один «паттерн» являла собой Испания – классический обра­зец абсолютизма, которому старались подражать все европейские монархи. Кроме того, что она являла собой об­разец, она еще и представляла опасность для европейских госу­дарств, ибо являляла собой силу, которая стремилась создать единую Европу, построенную на принципах имперского «абсолю­тизма». С другой стороны, ему противостояла «модель» построения государства на принципах «конституционной» монархии и парламетаризма, «паттерн» которого давала Анг­лия. В этом отношении Франция являляла собой некий «средний» вариант.

 

Важным было еще то, что происходил окончательный вывод церкви от функций госу­дарствен­ного управления.

Все это противостояние принципов получило конкретное выражение в европейской Тридцати­летней войны, где эти принципы вступили в противоборство, получили ре­альное «кровавое» выражение. Победил, в конце концов, как известно принцип «конституционной» монархии, по­бедил британский тип правления и организации со­циальной жизни. На утверждение этого принципа ушло много времени – весь XVII и XVIII век.

 

Б.ПОРШНЕВ О ЕВРОПЕ XVII В.:

 

«В Западной Европе в течение почти полутораста лет до Вестфальского мира, т.е. с на­чала XVI в., международная жизнь наполнена борьбой двух концепций, двух государ­ственных систем. Одна из них неразрывно связана с именем Габсбургов. Это- концеп­ция к единой империи, объ­единяющей ряд европейских стран, в перспективе- всю За­падную Европу, да еще и с ее только что возникшими заокеанскими колониями. Во главе всемирной империи стоит поддерживае­мый папством германо- римский импера­тор, а все государства- члены империи- являются его вассалами» (1.9)

«В ожесточенной борьбе с этой концепцией формировалась и крепла вторая: концепция нацио­нального абсолютизма.»(1.10)

 

«Франции, в первой половине XVI в., со всех сторон окруженной владениями Карла V , в ре­зультате сорокалетних войн удалось к 1559 г. отбиться от смертельных обьятий импе­рии…Около того же времени, воцарением Елизаветы (в 1558 году), вырвалась из-под габсбург­ского влияния и Англия»(1.10)

 

Карл V на основаниии «дара» папы Бонифация VIII объявил Францию имперской соб­ствен­но­стью. История такова. Папа Бонифаций VIII (1294-1303) в борьбе с фр.корлем Филиппом IV Красивым объявил ва­кантным и предложил Альбрехту I Австрийскому (Габсбургу). Дар был не принят, но впоследствии послужил предлогом для габсбург­ских притязаний на французские земли.

АБСОЛЮТИЗМ

 

Распространение абсолютизма получило, прежде всего, в Испании, затем ведущая роль перешла к Франции.

Надо всегда учитывать, что те артефакты культуры, которые нам известны от тех вре­мен, это порождение дворянской культуры, которая была бесконечно далека от культуры подавляющей массы населения Европы того времени. Это культура приблиз­тельно около 30 тысяч семейств или 140 тысяч французов. Абсолютизм монарха был куплен путем ограничния свободы и независимости феодальной элиты, она станови­лась придворной элитой, куплен он дорогой ценой.

 

Абсолютизм как таковой никогда не был естественным, он был переходной формой. О потому идеология искусственности адекватно ей присуща.

 

 

Важным моментом французской культуры – это стремление к объединению страны, которое далоасть французам тяжело. Столетняя война.

\\\\\\\

Как правильно писал наш выдающийся историк и философ Н.И. Кареев: «Общий дух XVII века в Западной Европе был монархический, абсолютистский. Сословно-предста­вительские учреждения всюду приходили в упадок»(Кареев Н.И. Две английские рево­люции XVII века. Пг.,1924 с.52)

В 1556 году Карл V отрекся от престола, и его Импреия рассыпалась. Испания с нидер­ланд­скими и итальянскими владениями досталась сыну Карлу Филиппу II , наследст­венные австрийские владения Габсбургов вместе с традиционным правом на германский император­ский титул – брату Карла V Фердинанду I .

 

Гоббс: «..Если бы причины человеческих поступков были известны с той же достовер­ностью, с какой познаются соотношения величин в геометрических фигурах, то честолюбие и алчность, лживая власть которых поддерживается извращенным мнением о праве и бесправии, оказались бы бессильны и человеческий род наслаждался бы … постоянным миром» ( избр. С.281???)

 

АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

 

Основатель традиции экономической истории Д. Т. Роджерс считал, что расцвет овце­водства обусловлен тем, что в Англии были обеспечены условия для гарантий безопасного с точкизрения хищения и разбоя разведения овец.

 

3. ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Савин А.Н. История Англии в XVII веке. М., 1910.

Шахов а.А. Гете и его время. СПб., 1891.

КЛАССИЦИЗМ

АБСОЛЮТИЗМ

 

Свои идеи европейские монархи брали из римских традиций императоров и от идей легистов.

ЭКОНОМИКА

Общий освободительный акт был дан еще Людовиком X (1315), но процесс освобождения крестьян шел медленно и был завершен только в XVIII веке

 

 

ГЛАВА 2 ВРЕМЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

«Католическая церковь и феодальная синьерия находилась в антагонизме с государством… Новое время есть время роста государства, его борьбы с католицизмом и феодализмом, * борьбы, проявившейся в реформации XVI в., и в абсолютизме (особенно «просвещенном» XVIII в.) и в революции 1789 г. В этой борьбе государство находит содействие и опору со стороны светского общества и народной массы, выделяющих из себя новые не-церковные элементы интеллигенции, каковы легисты, гуманисты, ученые и т.п., и новые не-феодальные классы общества, каковы горожане. Появление этих элементов и классов – то же признаки наступления нового времени» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.17)

 

«Господство католико-феодального строя предполагает не только слабость государства предполагает не только слабость государства, но и неразвитость личного начала в общественной жизни, равно как и разрушение этого строя велось не только сверху, т.е. государственной властью во имя так или иначе понимаемого общего блага, но и снизу придавленными силами общества во имя личной свободы, было ли то гражданская свобода, которой добивались горожане, или свобода духовная, деятелями которой являлись гуманисты, протестанты, «просветители» XVIII в.» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.17)

«Средневековая католико-феодальная система возможна была лишь при ослаблении государственной власти и личной свободы, новое же время есть эпоха развития государственности и индивидуализма (причем, заметим мимоходом, первая делала более быстрые успехи, чем второй, пока до стороны последнего не началась реакция против поглощения личности в государстве)» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.1. СПб., 1914. С.18)

 

ФИЛОСОФСКИЙ ВЕК»

 

«Почти религиозная вера в силу разума и в достижимость человеческих идеалов, а также сознание своего долга содействовать общему благу напоминают нам крепкую веру и непоколебимый ригоризм реформационной эпохи, и даже мыслители, которые объявляли, что в основе всех поступков человека лежит эгоизм, в действительности одушевлялись в своей деятельности принципами, имевшими для них значение религиозных заповедей» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.3. СПб., 1899. С.143)

 

ВОЛЬТЕР

 

Вольтер сыграл большую роль в формировании европейской ментальности, как всегда, в данном случае необходима определенная степень «профанирования», чему соответствовали уровень и стиль вольтеровских сочинений. В 1762 году Вольтер поехал в Англию, эта поездка сильно повлияла на него. Результатом явились «письма об Англии»(1734), где прославлялся парламентаризм. Это соответствовало общему духу французского дворянства, которое было поражено «англоманией».

 

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

 

Как писал Н.И. Кареев: «В конце XVIII века западная Европа вступила в столь же бурную эпоху, как и в начале XVI столетия, но как тогда общественные движения совершались под знаменем религиозных идей, еще ранее высказывавшихся в литературе, так и движениями, начавшимися в конце XVIII в., предшествовала эпоха работы культурной мысли, направленной на вопросы философские, нравственные и общественные. Это явление и составляет одну из характерных особенностей XVIII столетия , века «просвещения»… или «философского века», как его также называют. Новые культурные направления, соединившие в себе результаты гуманизма и протестантизма, усвоившие свободомыслие и светский характер первого и унаследовавшее от второго элементы религиозной и политической свободы, в середине XVIII в. овладело до известной степени абсолютными монархиями и их советниками, что породило характерное явление «просвещенного деспотизма», как его еще называют, характеризующее приблизительно пять десятилетий перед началом французской революции (1740-1789)» (Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т.3. СПб., 1899. С.??)

 

1. ФРИДРИХ И ИОСИФ

 

Рассматриваемый период иногда называют «Веком Фридриха» (1740-1786)

 

В Англии сыграло роль правление Р. Уолпола (1721-1742), который своей практикой заложил основы парламентского типа правления, со всей системой управления ею через систему подкупа и «гнилых местечек». В Англии имел большой резонанс процесс Джона Уилкса в начале правления Георга III (1760-1820). Если во времена Реформации мы имеем противостояние духовенства и дворянства как существенной черты того времени, то в этот период достигает напряженности противостояние между аристократией и буржуазией.

В крушении аристократии сыграла большую роль афера Лоу, которая обанкротила многих аристократов.

 

§3.

 

Литература:

 

1. Шлоссер История XVIII столетия и девятнадцатого до падения французской империи.

2. Вебер Г. Всеобщая история.

3. Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии.

4. Вебер А. Рост городов.. Спб.,1903

5. Пиренн А. Средневековые города Бельгии. М.,1937

6. Гизо Ф. История цивилизации в Европе.

7. Лависс Общий взгляд на политическую историю Европы.

8. Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. Спб., 1908 (71875)

9. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. СПб.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.