Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема. Лексические нормы языка русского языка. Омонимы. Стилистические функции заимствований и устаревших слов

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
ТЕМА 9. НОРМАТИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Практическое занятие 1. Нормативность как условие существования языка: вид речевых ошибок, генезис и подходы к изучению
ТЕМА 10. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Практическое занятие 2. Лексические нормы языка русского языка. Синонимы. Антонимы
Практическое занятие 3. Лексические нормы языка русского языка. Омонимы. Стилистические функции заимствований и устаревших слов
Практическое занятие 4. Лексическая сочетаемость и точность речи
ТЕМА 11. ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Практическое занятие 5. Фразеологические нормы
ТЕМА 12. НАРУШЕНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Практическое занятие 6. Орфоэпические нормы русского языка
Практическое занятие 7. Акцентологические нормы русского языка
ТЕМА 13. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Практическое занятие 8. Словообразовательные нормы русского языка
Практическое занятие 9. Морфологические нормы имен существительных
Практическое занятие 10. Морфологические нормы имен прилагательных
Практическое занятие 11. Морфологические нормы имени числительного и местоимений
Практическое занятие 12. Морфологические нормы наречий
ТЕМА 12. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ: ОШИБКИ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ ГЛАГОЛА
Практическое занятие 13. Морфологические нормы глаголов
Практическое занятие 14. Морфологические нормы причастий
Практическое занятие 15. Морфологические нормы деепричастий
ТЕМА 14. НАРУШЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Практическое занятие 16. Синтаксические нормы русского языка
Практическое занятие 17. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксическая синонимия
Практическое занятие 18. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксис простого предложения
Практическое занятие 19. Синтаксические нормы русского языка. Осложненное предложение. Сложное предложение

РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ



ТЕМА 9. НОРМАТИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Практическое занятие 1.

Тема. Нормативность как условие существования языка: вид речевых ошибок, генезис и подходы к изучению

Цель:формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: развернутая беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Норма, ее социально-исторический и национальный характер.

2. Норма ситуативная и литературная.

3. Особенности нормы.

4. Варианты норм и их соотношение.

5. Понятие и виды речевых ошибок.

Методические рекомендации

Развернутая беседа предполагает подготовку студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя).

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Определите, что лежит в основе однотипных ошибок. Исправьте, запишите верный вариант.

Более короче; моя автобиография; писатель написал свой роман; самый главнейший; учить учащихся рисовать рисунки; кавалькада всадников; сделано лично мной; коренной абориген; правильная норма; посторонний чужой персонал; родной родственник; ремонты ремонтировать.

Задание2. Прочитайте стихотворную цитату. Какие отступления от норм русского языка вы заметили в цитируемых строках? Чем они вызваны? Что изменится, если устранить ошибки?

- «Попрошу, - сказал военный, -

Ваш инструмент взять с собой».

(А.Т. Твардовский).

Задание 3.Отредактируйте текст - репортаж о художественной школе, не меняя его содержания. В ходе редактирования определите характер речевых ошибок и предложите свои варианты правки.

Войдя в это учебное заведение, его раздевалка показалась нам более - менее приличнее, чем в других. Ученики хором прогуливались вдоль стен. На них были прибиты дубовые панели, висели картины. Большинство из них были нарисованы выпускниками маслом и гуашью. Молодая завуч, придя к ней в кабинет, показала нам гордость школы - трое альбомов о школе, сделанные учениками в кожаных переплетах. В них иллюстрации достижения школы, дипломы конкурса самых лучших работ детей города. Каждая сфотографированная картина и ваза была более красивее близлежащих, и только где – то через полчаса мы смогли с восторгом закрыть альбом. Мы вышли и еще раз выглянули на детей и на картины: они висели на стенах, представляя непредставимое зрелище. Так мы познакомились с овладением учащимися работой кистью и красками, ножницами и металлом. Они действительно восхитительно владеют ими. Извиняясь, вошла ученица. Учительница послала принести свои рисунки, которые могут фотографироваться для нашей газеты. Как мы узнали, ее супруг тоже по специальности учитель и трудится в этой школе. Благодаря девочку за рисунки, мы отправились монтировать настоящий репортаж о вышеназванной школе.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

2. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2.Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3.Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4.Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

 

ТЕМА 10. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

Практическое занятие 2.

Тема. Лексические нормы языка русского языка. Синонимы. Антонимы

 

Цель: познакомить студентов с лексическими и лексико-стилистическими нормами языка; научить грамотно и целесообразно использовать лексические ресурсы русского языка.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия:собеседование.

Вопросы для обсуждения:

1.Лексические нормы русского литературного языка.

2. Синонимы и речевая культура.

3.Стилистическая функция антонимов в современной речи.

 

Методические рекомендации

Собеседование преподавателя со студентами проводится с целью выяснения знаний по теме курса, их углубления.

При подготовке к первому вопросу практического занятия студент должен дать определение лексических норм, обратить внимание на то, что лексические ошибки - самый распространенный вид речевых ошибок. Они возникают из-за незнания семантики слова, его сочетательных возможностей, стилистической окраски, встречаются в бессодержательной и многословной, логически беспомощной и эмоционально не развитой речи.

При подготовке ко второму вопросу студент должен знать особенности синонимов в речевой культуре.

При подготовке к третьему вопросу студент должен охарактеризовать стилистические функции антонимов. Студент должен привести примеры.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб . – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.Укажите различия значения и употребления слов, входящих в предложенный синонимический ряд:

Лгать-врать-сочинять-темнить-заливать-трепаться-плести-брехать.

Задание 2.Расставьте синонимы в порядке усиления степени признака, действия.

1.Толстый, тучный, грузный, полный, полнотелый, дородный, солидный, упитанный, откормленный, оплывший. 2. Бессознательный, безотчётный, неосознанный, стихийный, слепой, несознательный, инстинктивный. 3. Торопить, поторапливать, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать, подгонять. 4. Признаться, сознаться, открыться, исповедаться, покаяться, повиниться.

Задание 3.Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 5. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 6. У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант В.Е. Суханов. 7. Корпус и крышка шестеренной клети созданы из модифицированного чугуна. 8. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению. 9. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.

Задание 4.Составьте антонимичные пары из приведенных ниже слов:

либеральный неимущие

легальный окончательный

эксклюзивный коммерческий

государственный новаторский

хороший оригинальный

традиционный массовый

стартовый нелегальный

поддельный радикальный

элитарный доступный

богатые вредный

Задание 5.Составьте антонимичные словосочетания «существительное + прилагательное», используя слова:

демократия диктатура

оригинальный нелегальный

легальный новаторский

эксклюзивный радикальный

элитарный окончательная

традиционный поддельный

стартовая массовый

либеральный доступный

Задание 6.Подберите синонимы и антонимы к прилагательным обычный, интересный, свежий в следующих словосочетаниях:

а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность;

б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;

в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.

Задание 7.Подберите синонимы к словам: «богатый», «твердый», «верный», наиболее точно раскрывающие смысл словосочетаний. Используя их, составьте небольшой устный рассказ о своем характере или характере вашего друга (подруги).

Богатый колхоз, богатая коллекция, богатый урожай, богатый душой, богатая шуба, богатый внутренний мир, верный друг, верное сходство, богатое содержание, верный расчет, верная гибель, верный глаз, верный ответ, богатое содержание, верный расчет, верная гибель, верный глаз, верный ответ, твердые знания, твердая земля, твердые цены, твердая позиция.

Задание 8. Объясните значения слов и составьте с ними словосочетания различных типов. Какие из перечисленных слов многозначны?

Аттракцион, бюллетень, гарантировать, диссонанс, иерархия, коллега, критерий, нигилизм, одиозный, палитра, референдум, симптом, тривиальный, увертюра, филиал, церемония, элемент.

 

Задание 9. В приводимых ниже словосочетаниях выделенные слова замените антонимами.

Жаркое лето; зарыть в землю; начало года; вершина горы; облачное небо; пологий берег; потушить костер; тихий город; глубокие знания; вбежать во двор; мелкий дождь; полезные навыки; высушить платье; приходить вместе; наружные рамы; появляться неожиданно; время прилета; длинные волосы; разнообразные примеры.

Задание 10. К приводимым ниже словам подберите антонимы и составьте с ними словосочетания.

Купить, улететь, подняться, зацветать, прибегать; труд, отдых, счастье, польза, здоровье; гладкий, влажный, сытый, просторный, слабый.

Задание 11. В приводимых ниже предложениях найдите общеупотребительные и контекстуальные антонимы и определите их значение.

1. Наши страстные печали Над таинственной Невой, Как мы черный день встречали Белой ночью огневой (Бл.). 2. И падают светлые мысли, сожженные темным огнем (Бл.). 3. Облака все чернели снизу и все набухали сверху (С.-Ценск.). 4. Сила колхоза в огне не сгорит И на воде не потонет (Исак.). 5. Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок (Есен.). 6. Публика всегда и везде одинакова: умна и глупа, сердечна и безжалостна – смотря по настроению (Ч~). 7. Земле я отдал дань земную, Любви, надежд, добра и зла (Л.). 8. Все будут говорить, спорить, кипятиться, призывать друг друга, а он будет молчать и смотреть в газету (Ч.). 9. Вот он носится, как демон, – гордый, черный демон бури, и смеется, и рыдает... (М. Г.).

Задание 12. К приводимым ниже словам подберите антонимы, по возможности разные по структуре (однокорневые и разно- корневые).

Честный, спокойный, одаренный, друг, здоровый, вредный, знакомый, корыстный, отрадный, порядок, откры­вать, приходить.

Задание 13. Из приводимых ниже примеров выпишите анто­нимы, определите их значение и структуру.

1. У счастливого недруги мрут, У несчастного друг умирает (Н.). 2. Вопрос же о том, кто на земле полезен и бесполезен, не Буренину решать и не нам (Ч.). 3. Но нигде вокруг не было видно ни живого, ни мертво­го Золотарева (Сим.). 4. Истинное счастье — это прежде всего удел знающих, а не невежд (Пауст.). 5. Все бы­ло интересно, все важно, необходимо, даже неинтересное было интересным, потому что требовало активного к се­бе отношения (Ю. Герм.). 6. Умирать боится, а жить не умеет (Сим.). 7. Что такое жизнь поэта, чем богата, чем бедна, Чем загадочна она? (С. Ант.) 8. Есть поэты, кото­рые не любят ясности, чеканности, шлифованности, которым нравится известная неясность контуров, которые воспринимают в мире и поэтому отдают миру в большей степени краски, чем рисунки (А. В. Луначарский). 9. Не хула звучала в его отзыве, а самая высокая хвала (К. Чук.). 10. Лопатин не преуменьшал и не преувеличивал свои горечи (Сим.).

Задание 14.К приводимым ниже словам подберите антонимы, а затем к каждому из антонимов – синонимы. (Если слово многозначно, необходимо подбирать соответствующие противопоставления и близкие слова ко всем значениям).

Полный, юный, новый, ранний, сладкий, легкий, добрый.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

Практическое занятие 3.

Тема. Лексические нормы языка русского языка. Омонимы. Стилистические функции заимствований и устаревших слов

 

Цель: познакомить студентов с лексическими и лексико-стилистическими нормами языка; научить грамотно и целесообразно использовать лексические ресурсы русского языка.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия:собеседование.

Вопросы для обсуждения:

1.Типы омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Принципы разграничения полисемии и омонимии.

2. Стилистическое использование заимствованных слов.

3. Стилистическая функция устаревших слов. Историзмы и архаизмы.

 

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу студент должен охарактеризовать типы омонимов.

При подготовке ко второму вопросу обратить внимание на использование иноязычных слов в русском языке.

При подготовке к третьему вопросу должен охарактеризовать типы устаревших слов: историзмы, архаизмы. Студент должен привести примеры.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб . – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

 

Задание 1.Прокомментируйте приведенные ниже омографы. Составьте словосочетания с каждым из них.

Атлас, глазки, выкупать, ирис, характерный, хлопок, мука, вычитать, орган, парить, безобразный, пахнуть, кружки, видение, острота, лавровый, трусить, клубы.

Задание 2.Найдите предложения, в которых иноязычное слово употреблено неуместно. Исправьте их.

ü Родители оппонировали против моего решения поступать в этот вуз.

ü Человеческий организм способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

ü Премьера спектакля вызвала настоящий ажиотаж: у театра столпилась огромная толпа людей.

ü В этой больнице почему-то нерегулярно вентилируют помещение.

ü Общество аккумулирует в себе огромный потенциал - научный, культурный, духовный.

ü Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа, отвлекая внимание от главного.

ü Как только я увидел его, сразу почувствовал неприязнь и антипатию.

ü Новый роман этого писателя уже анонсирован в печати.

ü Малыш во всём имитировал старшему брату.

ü Зимой Ольгу согревали мемуары о летнем отдыхе в спортивном лагере.

Задание 3.Определите уместность использования иноязычной лексики в данных предложениях. Обоснуйте свой ответ и произведите, где необходимо, синонимические замены.

1.Владимир Высоцкий жил на максимуме человеческих возможностей. 2. Этот спортсмен имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 3. Изменен регламент работы компьютеров. 4. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж. 5. Новый сезон открывает хорошие перспективы для дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 6. В школу ребенку обычно дают сок и сэндвич. 7. У транспортной системы Москвы скоро наступит полный коллапс. 8. Использование исключительно военной силы только генерирует бациллу террора. 9. В новом альянсе соединились суперэксклюзивные возможности. 10. Среди присутствующих на несанкционированном митинге превалировали представители молодежи.

Задание 4. Найдите русские эквиваленты для следующих иностранных слов. В случае затруднений воспользуйтесь словами для справок.

Альянс, антагонизм, афера, вербальный, вояж, дефиниция, имидж, индифферентный, легитимный, масс-медиа, менеджер, паритет, раритет, социум, фатальный, эксклюзивный.

Задание 5.Выделите в тексте историзмы и архаизмы. Укажите слова, которые вернулись из пассивного словарного запаса в активный.

Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то − экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. <...>

Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома, в глазах его произошло явление неизъяснимое: перед подъездом остановилась карета, дверцы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос! При этом необыкновенном зрелище, казалось ему, всё переворотилось у него в глазах... Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником, на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге советника. (Н. В. Гоголь).

Задание 6. Из приводимых ниже примеров выпишите вы­деленные слова, определите их происхождение и значение, укажите; относятся ли они к активно употребляемым или к пассивным слоям лексики и к какому типу.

1. Сам ратник, сам трубач Пищит во всю гортань И вызывает Льва на Смертоносну брань (Кр.).

2. Певец любви, певец богов, Скажи мне, что такое слава? Могильный гул, хвалебный глас. Из рода в роды звук бегущий Или под сенью дымной кущи Цыгана дикого рассказ? (П.)

3. В том раю тишина бездыханна, Только в куще сплетенных ветвей Дивный голос твой, низкий и странный Славит бурю цыганских страстей (Бл.).

4. В речах старика «вселенная» и «вечность» приобретали весомость. Галактика становилась такой же реальной и близкой, как кущи тихих деревьев у балкона (Г. Ник.).

5. Землею этот Василий, сын Волков, в позапрошлом году был поверстан в отвод от отца, московского служилого дворянина (А. Н. Т.).

 

Задание 7. Объясните значение приводимых ниже архаизмов и подберите к ним синонимы из активного запаса современного языка:

Брадобрей,, лицедей, водомет, оный, сие. сеча, семо, овамо, камо, вельми, волхвы, отсель, выя, коло, лепта, бард, селянка, рыбарь, послух, пакы, позобати, днесь, кур, кокот, глаголет, политес, зефир, лобызать, лик, отверзать, око, розно, иже, алчность, сонм, лоно, брань, поварня, грядет, купно, зело.

Задание 8. Определите значение выделенных слов и укажи­те, к какому типу архаизмов они относятся.

1. Не токмо же то творятъ невежи, но и вежи, попове и книжници (Словарь И. И. Срезневского). 2. Таможникомъ велети беремена всякие, коробьи и бочки свивати и связывати дрягилемъ (Таможенная Новгородская грамота 1571 г.). 3. Прииде бо на нас царска повеления не княжеска роду, но самозван от простых людей (Причитания Северного края). 4. Но в нужде лишь узнать льзя истинного друга (Кр). 5. – Да что же, барин, делать, время-то такое; кнута не видишь, такая потьма! (Г.) 6. Сведения его почерпнуты, видно, большею частию из одних наслышек (Т.).7. Гаврила прибежал в страшных попыхах (Т.). 8. Сказались усталь долгая, истома непомерная (П.). 9. Что за сласть в вяземских пряниках. Нынче в них вдвое против прежнего сласти поубавилось (С.-Щ.): 10. И когда он запьет – нет ему тут никакого удержу (М. Г.). 11. – Дай рученьку, дай рученьку твою, – прерывистым голосом твердил он. – Очи мои давно погасли, а руки зрят. Перстами своими оглядеть тебя хочу. Царь- государь, дозволь!.. (Штшк.). 12. При досуге исполняют на скрипице заунывные и веселые, песни (Шишк.).

Задание 9. В приводимых ниже предложениях' из романа Л. Никулина «России верные сыны» найдите устаревшие слова, . определите: 1) их значение, 2) группу, к которой они относятся (исто­ризмы, архаизмы) г 3) стилистические функции.

1. Бородатый ратник, с крестом на ополченской шайке, приценивался к огромной живой рыбине, дивясь тому, что французы едят улиток. 2. В прежние времена он давал девицам уроки игры на клавикордах. 3. – Чего плачете, радоваться надо, что умру в честном бою, а не под батожьем, под кошками, в кандалах, в погребе, наг и бос, при всегдашнем поругании. 4. Городничий жаден, за грош удавится, сызнова барщину завел.

Задание 10. Определите, являются ли выделенные слова в приводимых ниже предложениях исконными словами русского языка или относятся к заимствованиям. Для справок используйте «Краткий этимологический словарь русского языка» II. М. Шанского и других, а также «Словарь иностранных слов».

1. Давным-давно застывшая страсть как будто шевельнулась в сердце (Т.). 2. Для северного глаза все было поразительно: обожженные утесы и безмолвие пустыни, грозная безжизненность от избытка солнца и недостатка влаги (Гонч.). 3. Это идейное содержание сплетено у художника неразрывным образом с его эмоциями, т. е. с тем восхищением или отвращением т.п. чувствами, которыми для него самого изображаемые им образы одеты (А. В. Луначарский). 5. Они вертятся от вас ко мне и от меня к вам, и сам черт не разберет, кто из них порочен, а кто добродетелен! (М. Г.). 6. Он по своему опыту солдатской службы хорошо знал, когда можно и когда нельзя жаловаться начальству (Сим.).

Задание 11. Пользуясь этимологическим словарем, опреде­лите происхождение приводимых ниже слов. Объясните их значение и укажите, в чем заключается различие между ними (фонетическое, лексико-семантическое, стилистическое).

Невежа – невежда, борозды – бразды, бередить – бред, голова – глава, волочить – влачить, короткий – краткий, крыша – кров, межа – между, могучий – могу­щественный, молоко – млеко, молочный – млечный, хоронить – хранить, чужой – чуждый.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Практическое занятие 4.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.