Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема. Морфологические нормы глаголов

Цель: расширить знания студента о морфологических нормах глаголов.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: развернутая беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Трудности в употреблении личных форм глагола.

2. Глаголы совершенного и несовершенного вида и условия их выбора.

3. Этикетные формы глаголов и

Методические рекомендации

При подготовке к практическому занятию студент должен обратить внимание на ошибки, связанные с употреблением возвратных глаголов (ненормативное прибавление постфикса -ся к невозвратному глаголу, утрата постфикса -ся в процессе глагольного формообразования и словообразования, неуместное употребление постфиксов -ся и сь),употребление формы настоящего и простого будущего времени, формы повелительного наклонения.

Студент должен обратиться к следующей литературе: Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.Вставьте правильные окончания, согласуя существительные, глаголы и прилагательные в числе. Отметьте предложения, где можно употребить разные формы.

Образец: Знание жизни помогло Фёдору Ивановичу преодолеть превратности судьбы.



1. Этим.. богатств.. только предстояло воспользоваться. 2. Его богатств. не в деньгах, а в знаниях. 3. На семинаре был.. обсужден.. достоинств.. нового метода обработки дерева. 4. Чувство собственн.. достоинств.. ему никогда не изменяло. 5. Неясност. и противоречи. появил..с.. уже в самом начале эксперимента. 6. В диссертации недопустим. неясност.. основных положений и формулировки терминов. 7. Противоречи. между проектом и реальными данными опыта заставил. группу ученых снова взяться за расчет. 8. Расчет. на гибкость и прочность нового материала оказал..с.. напрасн. 9. Здание нового театра производило хорош.. впечатлении.10. Туристы охотно делились впечатлени.. от путешестви. по Байкалу.

Задание 2.Раскрывая скобки, употребите вместо инфинитива подходящую глагольную форму.

1) Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде.

2) Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо.

3) Провожающие стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду.

4) Виктор, (вылезать) из машины, приехали.

5) Врач сказал, что я скоро (выздороветь).

Задание 3.Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

Задание 4.Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени данных глаголов (если это возможно).

Образец: бороздить – я борозжу, он бороздит.

Басить, бриться, бузить, вынудить, гвоздить, гудеть, двигать, дерзить, дудеть, ездить, кадить, колесить, лазить, опостылеть, опротиветь, очутиться, ощутить, победить, пылесосить, трусить, тузить, чудить, ютиться; выздороветь.

Задание 5.Найдите ошибки в употреблении глаголов и исправьте их.

Образец: Ежегодно проводится ралли, на котором спортсмены преодолели до двух тысяч километров. – Неправильно употреблена форма прошедшего времени, нужно заменить формой преодолевают.

1. Машины подъезжали и быстро нагружались яблоками. 2. Завтра Нина Петровна организовывает экскурсию в читальные залы. 3. Кузнецов после школы приходит на завод и приобрёл профессию электромонтажника. 4. Эти 50 гектаров раньше занимались гречихой. 5. Хорошая оценка приободрила бы ученика, рассеяла туман равнодушия. 6. Изменчивая слава обхаживала бегуна, отходила к другим. 7. Ежегодно этот цех заносится на Доску почета. 8. Фундаментальные исследования по теории растениеводства продолжали вестись. 9. За полгода работы план неоднократно корректировался, многие его разделы разнообразились. 10. Уравнение для описания процесса будет иметь следующий вид.

Задание 6. Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.

Выброси – выбрось; выйди – выйдь, выгляни – выглянь; уведоми – уведомь; вылези – вылезь; поезжай – съезди, едь; ляг – ляжь.

Задание 7. Выберите форму, соответствующую литературной норме.

Машет – махает, пашет – пахает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает, мурлычет – мурлыкает, мучит – мучает, каплет – капает.

3адание 8. Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.

Вылезти — вылезть, нести — несть, цвести — цвесть, плести — плесть, грести — гресть, везти — везть, вес­ти — весть.

Задание 9. Дайте функционально-стилистическую характеристику приведенным глагольным формам.

Сох – сохнул, мок – мокнул, вис – виснул, пах – пахнул, сверг – свергнул, воздвиг – воздвигнул, гас – гаснул.

Исчез – исчезнул, иссяк – иссякнул, ослеп – ослепнул, закис – закиснул, засох – засохнул, намок – намокнул, зачах – зачахнул.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

Практическое занятие 14.

Тема. Морфологические нормы причастий

Цель: углубление знаний студентов о морфологических нормах причастий.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: анализ конкретных ситуаций: ситуация-упражнение.

Вопросы для обсуждения:

1. Глагольные свойства причастия.

2. Принадлежность причастия к глаголу.

3. Действительные причастия и страдательные причастия: способы их образования.

 

Методические рекомендации

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб . – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.От следующих глаголов образуйте краткие страдательные причастия и расставьте в них ударение.

Взять, забрать, занять, изжить, набрать, назвать, нанять, отозвать, переизбрать, подобрать, придать, прикрыть, принять, прожить, раздать, созвать, сшить.

Задание 2.Раскройте скобки. Выберите нужную форму причастия и обоснуйте свой выбор.

1. Игрушки, (выпускающиеся - выпускаемые) фабрикой, разнообразны и качественны. (Строющийся - строящийся - строимый) город. Вопросы (обсуждающиеся - обсуждаемые) на конференции, очень важны. Автор, (называющийся - называемый) в статье. Выводы, (подвергающиеся - подвергаемые) критике. Продукция, (производящаяся - производимая) на предприятии. Данные, (хранящиеся - хранимые) в компьютере. Пакет, (отправляющийся - отправлявшийся - отправляемый - отправленный) с курьером. Реакция, (вызывающаяся - вызываемая) медицинским препаратом. Картины, (выставляющиеся - выставлявшиеся - выставляемые - выставленные) на выставке, получили высокую оценку. Оратор, (прибегший - прибегнувший - прибегающий - прибегаемый) к запрещенным полемическим приемам, не мог склонить слушателей на свою сторону.

2.В книге описываются события, (имеющие - имевшие) большое историческое значение. На верхней полке (дремлющий - дремающий) сосед. Белье, (сохнувшее - сохшее) во дворе. Пастух, (гонящий - гонющий) стадо. Склонилась веточка, (щекочущая - щекочащая - щекотающая - щекотаемая) шею. Ученый, (отвергший - отвергнувший) заблуждения предшественников и (опровергший - опровергнувший) ложную точку зрения, сделал открытие. Ученики, (приобретшие - приобретающие) прочные знания по этой теме, хорошо подготовлены к следующей, (изучаемой - изученной - изучающейся - изучавшейся) в этом семестре.

Задание 3.Образуйте все возможные формы причастий от следующих глаголов.

Арестовать, атаковать, бежать, беречь, бить, блистать, брести, брить, вернуть, вить, гасить, гнать, грести, грызть, достичь, дышать, ехать, жать (руку), жевать, жечь, жить, завести, звать, идти, издавать, изобрести, искать, капать, колоть, лазать, лезть, лизнуть, махать, мыть, найти, налить, напомнить, понять, пробежать, провести, прожить, расцвести, резать, слать, снять, сохнуть, страдать, сыпать, течь, узнавать, уносить, хвалить, ходить, хотеть, цвести, чертить, шить.

Задание 4.Прочитайте, укажите ошибки, допущенные при образовании причастий. Перепишите в исправленном виде.

1. Конструктор, изобревший новую модель машины, был очень талантлив. 2. Медицинский работник, пытавший оправдать свой негуманный поступок по отношению к больному, не заслуживает уважения. 3. Дворник, чисто подмѐтший двор, отдыхал на скамейке. 4. В репертуаре музыкального театра, откроющего очередной сезон с октября, много интересных произведений.

Задание 5.В каких предложенияхдопущеныошибки в употреблении причастий?

1) Депутат не оправдал оказанного ему доверия и был отозван по инициативе избирателей. 2) В 1986 году наше предприятие начало выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества. 3) Григорий раскидывал обломки, набившие в колодец, боясь повредить скафандр. 4) Раскрылись набухшие на деревьях почки. 5) Не оставляйте топящие печи без присмотра. 6) Передо мной сидел человек, слегка утомленный, привыкший к всеобщему вниманию. 7) Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, очень непростая. 8) На фабрике есть немало работников, охотно занимающихся аэробикой в группах здоровья. 9) Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 10) Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстававшем виде спорта.

Задание 6. Выберите форму, соответствующую литературной нор­ме. Объясните свой выбор.

Мокший — мокнувший; промокший— промок­нувший.

Мерзший — мерзнувший; замерзший — замерз­нувший.

Гасший — гаснувший; угасший — угаснувший.

Сохший — сохнувший; засохший — засохнувший.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека.

4. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

5. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

6. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

7.www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

Практическое занятие 15.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.