Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раскройте особенности влияния средств массовой информации на речевую культуру носителей языка

 

В языке современных российских средств массовой информации (СМИ) сейчас прослеживаются две тенденции развития культуры речи. Одна из них направлена на усовершенствование речевой культуры, к стремлению реалистичного отображения действительности, предполагает воспитательную функцию материала. Другая тенденция являет собой установку на эксперимент, критическое отношение к языковой норме.

Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словами-паразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровня речевой культуры самих дикторов. А так как телевидение, радио и пресса – уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться.
В настоящее время речь населения России стала серьезно отклоняться от рамок классического русского языка. Представляемая работа призвана оценить влияние СМИ на уровень речевой культуры населения. В ходе работы были проведены исследования, направленные на выявление наиболее активных факторов, ухудшающих культуру речи населения нашей страны. К ним относятся:
Склонение числительных;
Неправильное употребление паронимов (одеть - надеть, чувственный – чувствительный и т.д.).
В результате непосредственного влияния на подсознание через СМИ, у подрастающего поколения уже сформировалось так называемое «клиповое и кликовое сознание», то есть человек привыкает получать сжатую информацию, он перестает самостоятельно думать и анализировать.
Современные российские СМИ, особенно телевидение, не выполняют в полной мере свою образовательную функцию. На телевизионных экранах в избытке всевозможных развлекательных программ, среди которых встречаются передачи, исключительно негативно влияющие на речь аудитории. (Например, «Кривое зеркало» и подобные программы, герои которых всячески коверкают речь). В то же время на радио («Эхо Москвы», Радио России) и на телевидении (НТВ) есть специальные программы, ориентированные на воспитание правильной культуры речи. Это – «Говорите правильно!» («Эхо Москвы», «НТВ»).
Современный молодежный сленг уже настолько прочно вошел в жизнь, что массовыми тиражами издаются специальные словари, без которых бывает трудно общаться человеку, не вошедшему в это языковое поле.
Мы живем в эпоху глобальных изменений в обществе, являемся «пользователями» обновленного временем языка или даже авторами языковых новообразований. Задача современных лексикографов – зафиксировать культурно-языковую ситуацию конца XX – начала XXI, отразив динамику русского лексикона. Наиболее показателен в этом отношении язык молодежи. С появлением разнообразных систем и сообществ среди подростков образуется новый язык. Еще к молодежному сленгу можно отнести и жаргонизмы некоторых профессиональных сфер, если активными работниками и носителями жаргона в них являются больше частью молодые люди, - это сленг программистов и пользователей ПК, музыкальный, спортивный, армейский жаргон, а также элементы бизнес-сленга, некоторые жаргонизмы торговцев-индивидуалов, представителей криминальных структур («новых русских»).
В СМИ (газетах, теле - и радиоэфирах) в настоящее время преобладают следующие темы.
В связи с обстановкой на Северном Кавказе часто встречается тема боевых действий. Наиболее актуальны сведения о захватах, боевиках, полевых генералах и др. Соответственно, все данные имеют специфическую лексику (спецслужб и военных), которые и доносят до аудитории эту информацию. В России бандформирования называются в зависимости от ситуации – террористы, боевики, сепаратисты. Также из лексики спецслужб в нашу речь вошли такие слова, как «схрон» («вывели оперативников на несколько бандитских схронов», ОРТ, 16.11.05), «теракт» (также следует обратить внимание на «выпадение» буквы «р» при написании), «бандформирование» и другие.
Также сейчас наиболее актуальна проблема обстановки на дорогах страны. В сообщениях на тему ДТП используются сводки и протоколы, что, несомненно, накладывает некоторые отпечатки на речь. Речь отличается большей сухостью и наличием канцеляризмов и специальной лексики. Как правило, эти сообщения дополняются участием медработников и сотрудников ДПС. Они используют свою профессиональную лексику: «за минувшие выходные», «черепно-мозговая травма», «выезд на полосу встречного движения», «осуществление маневра», «число жертв достигло», «поток сбитых пешеходов».
Рассмотрим сообщения на политические темы. Как правило, такие сообщения не допускают свободного использования художественно-языковых средств. И, как следствие, язык отличается от других сфер. Внедряются иностранные слова, которые получили распространение за последние 15 лет, т.е. с момента становления прессы. Например: «саммит» (англ. summit) – встреча на высоком уровне.
Многие журналисты используют в своих репортажах прозвища тех или иных политических деятелей, как, например, «Лужок» («НГ – Фигуры и лица» (Москва). 07.09.00), «Метр с кепкой», «Пасечник» («Комсомольская правда» (Москва).02.09.99) - о мэре Москвы Ю.М.Лужкове, «Жаба» («Вечерняя Москва» (Москва). 06.10.99) - о лидере партии «Демократический союз» В.И.Новодворской; «Батька» («Коммерсантъ Деньги» (Москва). 28.10.1997) - о президенте респ. Беларусь А.Г. Лукашенко, «Хакамода от купюр», «Хламидо-монада» («Среда» (Москва). 03.11.99), «Япона мать» («Дуэль» (Москва). 06.10.99) – о бывшем вице-спикере ГД РФ И.М.Хакамаде (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Эти и другие прозвища уже прочно вошли в речь определенного круга потребителей. Эти клички не являются плодом воображения журналистов, они появляются абсолютно естественным образом, а журналисты вводят новую кличку в обиход.
Возьмем подборку московских периодических изданий, предназначенных для разного круга читателей.
В СССР существовали молодежные издания, но их основной целью было образование читателей. После распада СССР появилось множество молодежных изданий, основными темами которых являются музыка, мода, спорт, светская жизнь. Освещение этих тем производится с использованием своеобразной лексики, которая изменяет весь образ журнала. Читатели журнала начинают общаться на языке журнала. Также существует ситуация, в которой журнал начинает использовать лексику предполагаемой аудитории для того, чтобы сделать материал более доступным, более притягательным. Стоит отметить, потребителями основной массы молодежных журналов являются девушки, а на юношей рассчитан очень маленький круг печатной продукции. Периодика, предназначенная для мужской части аудитории, ориентирована на мужчин в возрасте от 18 лет. Сейчас образовательная функция молодежной прессы почти полостью утрачена и на смену ей пришла развлекающая и информирующая.
Уже на первой странице подросткового журнала «Браво» читаем: «…жертва главной тусовщице мира…мотоцикл гламурно-розового цвета». Далее на страницах этого журнала то и дело появляются словечки молодежного сленга: бухло, угарная вечеруха, гот-вечерина, тусануть, фанатеть, трэш.
Возьмем еще два молодежных журнала, читателями которого являются девушки – «ELLE GIRL» и «YES!». Здесь лексика отличается направленностью на читательниц – шоппинг, подарки в кассу, апгрейд (слово, которое прежде употреблялось исключительно в компьютерной лексике, получило распространение среди молодежи), суперкреатив, замутить, правильная барышня, мейк, лав-стори, милитари-нашивки, отпетая фанатка.
Теперь обратимся к «Новой газете». Специфика речи этой газеты заключается в большом количестве профессиональной лексики: капитализация, отраслевая специфика, краевая прокуратура, основные отрасли экономики. Это уже лексика не современных подростков, а серьезных политиков и экономистов. А значит, и круг потребителей этой газеты иной, нежели чем мои сверстники 14-17 лет.
Следовательно, влияние издания на речь того или иного слоя общества зависит от нацеленности материала на определенную возрастную категорию.
Рассмотрим также еще одну важную составляющую языка СМИ – язык рекламы. Смысл рекламных посылов – краткость и направленность на потребителя. Цель: создание образа конкретного товара. Разные компании используют разные способы: видеоролик, фраза, слоган. Некоторые слоганы не имеют отношения к продукции, например реклама пельменей «Мы просто дарим вам пятнадцать секунд тишины…» или реклама шоколадных конфет M «Ты просто не того цвета, парень». Реклама - это наиболее эффективное средство воздействия на покупателя. Рассмотрим рекламу, содержащую слоган «Что стоим, кого ждем?». Изначально она направлена не на подростков (14-15 лет), которые, в целом, и смотрят эту рекламу, а на владельцев автомобилей (реклама посвящается полису ОСАГО). Многие из опрошенных респондентов не могли вспомнить, о чем реклама, содержащая тот или иной слоган. Также в рекламных слоганах появилась тенденция введения в речь не существующих слов или слов, несущих иное значение («Не тормози - СНИКЕРСни», «Ярпиво – больше позитива» ). Также рекламы создаются с учетом на ассоциативное мышление человека – «Перейдем на Т» (перейдем на ты). Было проведено, в ходе которого выяснено, что наибольшим успехом среди рекламных текстов пользуются:
Удачно срифмованные речевки;
Ролики, подчеркивающие абсурдность ситуации
Ролики, сочетающие в себе эффектно составленный словесный и видеоряд («Сколько вешать в граммах?», «Почему коровы не летают?», «Все дело в яйцах!»)
Таким образом, создатели рекламных роликов преследуют лишь одну цель – увлечь пользователей во что бы то ни стало. В большинстве случаев, как показал опрос старшеклассников, авторы рекламных текстов – пропагандисты определенных товаров лишены не только чувства меры, но даже элементарных нравственных начал. И, что самое удручающее, - никто еще серьезно не поднимает, не изучает и не решает эту проблему (кроме телевизионных юмористов-пародистов, культурный уровень которых мало отличается от избыточной пошлости уровня создателей рекламных текстов).
В результате анализа собранного материала, проведения диагностических срезов по практическому использованию языковых средств был получен вывод, что речевая культура населения в целом (а молодежи – особенно!) в последние 10-15 лет резко ухудшилась. И первостепенную роль в разрушении и пренебрежении языком являются, как ни странно, СМИ, чье изначальное назначение было обучать и информировать аудиторию.
Это должно вызвать искреннюю тревогу каждого культурного россиянина, так как идет посягательство на самое ценное, что есть у народа – его язык.
Следует также отметить, что представленная работа является лишь небольшой составной частью более масштабного проекта. В будущем будут проводиться новые исследования, ознакомиться с которыми вы получите возможность позднее. В будущем я планирую расширить эту работу, изучить также учебники и учебные пособия разных годов, рекламные щиты (как одну из отраслей рекламы), провести более основательную работу с теле- и радиоэфирами, изданиями разных лет и предложить свои способы борьбы с негативным воздействием СМИ.



 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.