Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 7. Советское общество в период в строительства социализма (20-40гг.)

1. Поиск советским руководством экономической модели социализма в 20-30гг.

2. СССР в условиях начавшейся Второй мировой войны.

3. Начало Великой Отечественной войны: причины, этапы, основные события.

4. Конец Великой Отечественной войны, цена и значение победы.

 

Понятия:

Социализм, социалистическая модернизация, НЭП, политика «военного коммунизма», индустриализация, коллективизация, культурная революция, тоталитаризм, административно-командная система, фашизм, левая оппозиция, правая оппозиция.

Логические задания:

1. Сравнить НЭП и политику «военного коммунизма»

2. Доказать, что в СССР в 20-30-х гг. ХХ в. осуществлялась социалистическая модернизация.

3. В чем была сложность национальных отношений в послереволюционный период?

4. В каких исторических условиях сложился курс на строительство социализма в одной стране?

5. В чем проявилось сопротивление общества личной власти Сталина?

6. Каков характер репрессий и политических процессов в 30-е годы?

Темы докладов и сообщений:

1. Внутрипартийная борьба в 20-х гг. ХХ в. по вопросам НЭПа.

2. Внутрипартийная борьба в 20-30-х гг. ХХ в. по вопросам социалистического строительства.

3. Политика раскулачивания.

4. Политические процессы 30-х годов.

5. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

 

Тема 8. Советский Союз и проблемы после военного мирового развития.

1. СССР в послевоенном мире (1945-1985гг.):

а) внешнеполитическая стратегия;

б) социально – экономическое развитие;

в) эволюция политического развития.

2.Четвёртая русская революция и её последствия (1985-2007гг).

Понятия:

Перестройка, ускорение, социализм с «человеческим лицом», новое мышление, гласность, демократия, плюрализм, национальные конфликты, международный терроризм, сепаратизм, либеральные реформы, приватизация, гражданское общество, правовое государство, федерация.



Логические задания:

1. Охарактеризовать основные положения «доктрины Брежнева»?

2. Какие просчеты и ошибки в сфере социально-экономической и в области международных отношений были в ходе перестройки?

3. Как вы понимаете цель Беловежского соглашения и какова его оценка общественностью, Государственной думой?

4. Раскройте основные этапы политического союза и противостояния Горбачева и Ельцина. Назовите причины, позволившие Ельцину стать лидером России?

5. Чем объясняется делегетимация государственной власти в постперестроечной России?

6. Как на Ваш взгляд отражается коммерциализация культурной жизни на нравственном состоянии российского общества?

7. Составить таблицу «Реформы 90-х гг. ХХ в. в России»

8. Доказать, что в современной России закладываются основы для формирования гражданского общества.

 

Темы докладов и сообщений:

1. «Холодная война».

2. Карибский кризис 1962г.

3. 20-ый съезд КПСС и разоблачение культа личности И.В. Сталина.

4. Политический портрет Л.И. Брежнева.

5. Чехословакия 1968г. Мировая система социализма и СССР.

6. Афганская война.

7. М.С.Горбачев: политический портрет.

8. Б.Н.Ельцин: политический портрет.

9. Гласность и борьба с «застоем» и «силами торможения».

10. В.В.Путин: политический портрет.

 

4.5. Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов.

4.5.1. Виды и структура самостоятельной работы студентов

 

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления буду­щего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей А­мостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. Само­стоятельная работа студентов – способ активного, целенаправлен­ного приобретения студентами новых для него знаний и умений. Самостоятельная работа имеет основную цель – обеспечить качест­во подготовки выпускаемых специалистов в соответствии с требо­ваниями ГОС ВПО.

Возможные виды самостоятельной работы студентов:

• проработка дополнительных тем, не вошедших в лекцион­ный материал, но обязательных согласно учебной программе дис­циплины;

• подготовка к проблемным лекциям;

• проработка пройденных лекционных материалов по кон­спекту лекций, учебникам и пособиям на основании вопросов, под­готовленных преподавателем;

• подготовка к практическим и семинарским занятиям;

• подготовка к промежуточному, рубежному и итоговому
контролю;

• подготовка докладов;

• выполнение рефератов и контрольных работ;

• разработка терминологий и понятий по предмету;

В зависимости от места и времени проведения самостоятель­ной работы, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами, самостоятельная работа подразделяется на следующие виды:

- самостоятельную работу во время основных аудиторных за­нятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

- самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

- внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

Таким образом, самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы, обычно имеют в виду в основном внеау­диторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а также наиболее оптималь­ное творческое его восприятие. Реально, особенно на младших кур­сах, сильна тенденция не запоминание изучаемого материала с эле­ментами понимания. Слабо высвечиваются внутри и междисципли­нарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низ­кой даже, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохра­няемость.

Основная задача организации самостоятельной работы сту­дентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формиро­ванием собственного мнения при решении поставленных проблем­ных вопросов и задач. Цель СРС – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и само­воспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподава­телю, который должен работать не со студентом «вообще», а с кон­кретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индиви­дуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего спе­циалиста высокой квалификации.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляет­ся под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и напи­сание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это – пересказ текстов; подбор и изуче­ние литературных источников; разработка и составление различных схем; и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Инди­видуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеау­диторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и вы­бора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным те­мам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры «Что? Где? Когда?» и т.д.

На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк за­даний и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимо­сти от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать определенное количество задач для самостоятельно­го решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует вы­ставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум – 10 минут. При интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить, по крайней мере, две оценки.

По материалам раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу), обсудить оцен­ки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студен­там, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неде­ле.

 

4.5.2. Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1. Дать определение понятий (письменно):


История, локальная цивилизация, общественно-экономическая формация, православие, эволюционный путь развития, государство, «Русская Правда», монархия, вече, республика, крестьянин, смерд, холоп, дань, вотчинник, помещик, инновационный путь развития, государственность, мобилизационный путь развития, реформа, сословно-представительная монархия, Земский собор, опричнина, крепостничество, «Смутное время», Соборное уложение, церковный раскол, старообрядцы, империя, модернизация, вестернизация, абсолютная монархия, Табель о рангах, бюрократия, индустриальное общество, политика «просвещенного абсолютизма», буржуазия, пролетариат, американский» путь развития капитализма, «прусский» путь развития капитализма, экономический кризис, реакционеры, либералы, революционеры, консерваторы, декабристы, западники, славянофилы, революционеры-демократы, «теория официальной народности», революционные народники, «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля», социал-демократы, марксизм, «Группа освобождения труда», большевики, меньшевики, политическая партия, парламент, Государственная дума, конституционная монархия, РСДРП, октябристы, кадеты, «Союз русского народа», эсеры, «Тройственный союз», «Антанта», революция, буржуазно-демократическая революция, двоевластие, временное правительство, советы рабочих и солдатский депутатов, Учредительное собрание, государственный переворот, социалистическая революция, левые эсеры, правые эсеры, Декрет о мире, Декрет о земле, политика «военного коммунизма», продразверстка, диктатура пролетариата, НЭП, индустриализация, коллективизация, «культурная революция», тоталитаризм, холодная война, Варшавский договор, НАТО, СЭВ, ЕЭС, ООН, «оттепель», шестидесятники, «эпоха застоя», перестройка, политический плюрализм, гласность, федеративное государство, унитарное государство, конституция, гражданское общество, правовое государство, демократия, разделение властей, социальное государство, внутренняя политика, внешняя политика, экономическая реформа, приватизация, рынок, политическая реформа, экономическое развитие, социальное развитие, политическое развитие, культурное развитие, либерализм.

Задание 2. Составить план-конспект ответов на темы:

1.Предпосылки образования Киевской Руси.
2.Принятие христианства на Руси и его значение.
3.Образование Московского государства.
4.«Смута» в России начала ХVII в.
5.Реформы Петра I и их последствия.
6.Дворцовые перевороты в истории России.

7.Политика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой.

8.Отечественная война 1812 г.
9.Реформы Николая I.

10.Отмена крепостного права в России.
11.Первая буржуазно-демократическая революция в России.

12.Столыпинская реформа, ее последствия.
13. 1917 год в судьбе России.

14.Образование СССР.
15.НЭП.
16.Коллективизация в СССР.
17.Сталинский тоталитаризм.
18.Корренной перелом в ходе ВОВ.

19. «Оттепель» в истории СССР.

20. «Застой» в истории СССР.

21.Перестройка в СССР.
22.Распад СССР.
23.Принятие Конституции Российской Федерации.
24.Реформы в современной России.

 

Примечание.При выполнении этого задания надо придерживаться следующей схемы:
1.Хронология.
2.Историография.
3.Теория вопроса.
4.Причины событий.
5.Ход событий.
6.Значение событий.

Выводы.

Задание 3. Доказать, что:


1. В IX в. у восточных славян возникло государство.
2. В России в начале XVIII сложился абсолютизм.
3. Екатерина II проводила политику «просвещенного абсолютизма».
4. В конце XIX – начале XX в. в России шел процесс модернизации.
5. Западники в России были либералами.
6. Реформы 60-70-х гг. XIX в. создавали благоприятные условия для развития в России капиталистических отношений.
7. В начале ХХ в. Россия шла к конституционной монархии.
5. В современной России существует многопартийная политическая система.

Примечание.
Для доказательства надо использовать следующий алгоритм:
1) дать определение того, что надо доказать;
2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства;
3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства.

 

Задание 4. Сравнить:


1.Российскую и Западноевропейскую цивилизации.
2.«Русскую Правду» П. Пестеля и «Конституцию» Н. Муравьева.
3.Взгляды западников и славянофилов на перспективы развития России.
4.НЭП и политику «военного коммунизма».
5.Политическую систему России до и после революции 1905-1907 гг.
6.Политические режимы в СССР при И.В.Сталине и Н.С.Хрущеве.
7.Политическую систему в СССР в 80-х гг. ХХ в. и современной РФ.

8.Программные установки КПРФ и «Единая Россия»

Примечание. При сравнении надо использовать следующий алгоритм: 1) дать определение сравниваемых исторических явлений; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различие между сравниваемыми историческими явлениями.

 

Задание 5. Заполнить таблицы

 

Табл. 1. Правители России

Имя Годы правления Основные события
Олег    
Игорь    
Святослав    
Владимир    
Ярослав Мудрый    
Владимир Мономах    
Юрий Долгорукий    
Андрей Боголюбский    
Всеволод Юрьевич    
Иван Калита    
Дмитрий Донской    
Иван III    
Иван IV    
Борис Годунов    
Василий Шуйский    
Михаил Романов    
Алексей Михайлович    
Петр I    
Анна Иоанновна    
Елизавета Петровна    
Екатерина II    
Павел I    
Александр I    
Николай I    
Александр II    
Александр III    
Николай II    
Керенский    
Ленин    
Сталин    
Хрущев    
Брежнев    
Горбачев    
Ельцин Путин    


Табл. 2. Войны России

Годы Война Сражения Условия мира
  Ливонская    
  Польско-шведская интервенция в начале ХVII в.    
       
  Северная    
  Семилетняя    
  Русско-турецкие    
  Отечественная с Наполеоном    
       
  Крымская    
       
       
  Первая мировая    
  Вторая мировая Афганская   Чеченская    


Задание 6. Составить хронологические таблицы:


1.Русские князья IX-XI вв.
2.Русские князья XII-XIII вв.
3.Русские князья и цари в XIV-XV вв.
4.Русские цари в XVI вв.
5.Русские цари в XVII вв.
6.Русские цари в первой половине XVIII в.
7.Русские цари во второй половине XVIII в.
8.Русские цари в первой половине XIX в.
9.Русские цари во второй половине XIX – начале XX в.
10.Государственная деятельность В.И. Ленина
11.Государственная деятельность И.В. Сталина
12.Государственная деятельность Н.С. Хрущева
13.Государственная деятельность Л.И.Брежнева
14.Государственная деятельность М.С. Горбачева
15.Государственная деятельность Б.Н. Ельцина
16.Государственная деятельность В.В. Путина

Примечание.
При составлении таблиц надо указывать имя правителя, годы правления, важнейшие события.

 

Задание 7. Составить хронологические таблицы
1.Войны России в XVI-XVII вв.
2. «Северная война»
3.Войны России во второй половине ХVIII в.
4.Крымская война

5.Участие России в первой мировой войне
6.Великая Отечественная война

Примечание. При составлении таблиц надо указывать название войны, годы, основные сражения, мирные пакты и его условия.

 

Задание 8. Составить хронологические таблицы


1.Реформы в России в эпоху Ивана Грозного.
2.Реформы Петра I.
3.Реформы 60-70-х гг. ХIХ в. в России.
4.Столыпинская реформа.
5.Политические реформы в России в начале ХХ в.
6.Реформы в СССР в 20-30-х гг. ХХ в.
7.Реформы в СССР при Н. Хрущеве.
8.Реформы в СССР при Л. Брежневе.
9.Реформы в СССР при М. Горбачеве.
10.Реформы в России при Б. Ельцине.
11.Реформы в России при В. Путине.

Примечание.При составлении таблиц надо указывать сферы общественной жизни, в которой проводились реформы, годы, названия и содержание реформ.

 

Задание 9. Ответить на вопрос: каково было значение…


1.Принятия христианства на Руси.
2.Победы России в Отечественной войне 1812 г.
3.Победы СССР в Великой Отечественной войне.
4. «Нового политического мышления» М.С. Горбачева.

Примечание. При ответе на эти вопросы надо рассмотреть место, роль и последствия события в истории Отечества.

 

Задание 10. Ответить на вопросы: каковы были причины…


1.Феодальной раздробленности Киевской Руси.

2.Кризиса Российской государственности в конце ХVI - начале ХVII в.
3.Народных движений в России ХVII в.
4.Северной войны.
5.Народных движений в России ХVIII в.
6.Крымской войны.
7.Распространения марксизма в России.
8.Революции 1905-1907 гг. в России.
9.Первой мировой войны.
10.Кризиса Российской государственности в 1917 г.
11.Государственного переворота в октябре 1917 г.
12.Гражданской войны в России.
13.Перехода к новой экономической политике.
14.Установления тоталитарного политического режима в СССР.
15.Распада СССР.

16.Политического кризиса в России осенью 1993 г.

Примечание. При ответе на этот вопрос надо рассмотреть основные тенденции экономического, социального, политического и духовного развития общества накануне события.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.