Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социально-политическая структура и законодательство Киевской Руси (882–1132): формирование традиционного общества 1 глава

Норманская и антинорманская теории.

Вторая половина IX века стала для восточных славян временем разложения родоплеменного строя и складывания государственности. Исторически сложилось так, что это произошло при участии варягов (как их называли на Руси, на западный манер – норманнов) – воинственных скандинавских племен викингов. В 862 г. соперничавшие между собой группировки Новгородской земли пригласили княжить к себе предводителя дружины варягов Рюрика. В 882 г. преемник Рюрика Олег Вещий захватил власть в Киеве и объединил под своей властью большую часть восточно-славянских племен. Так произошло образование объединенного Древнерусского государства – Киевской Руси –со столицей в Киеве под властью княжеской (затем великокняжеской) династии Рюриковичей.

Участие варягов в формировании русской государственности послужило основой для возникновения в XVIII в. «норманской» теории (основоположники – приезжие в Россию немецкие ученые З. Байер и Г.-Ф. Миллер), согласно которой решающая роль в складывании Русского государства принадлежит норманнам. Эта теория, среди последователей которой был ряд крупных историков (в частности, Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин), впоследствии была использована в политических целях противниками России (в частности, Гитлером) для доказательства «неполноценности» русского народа, якобы неизменно находившегося на протяжении своей истории под чьим-либо иноземным влиянием (норманнов, греков, монголо-татар, немцев, евреев).

Против нее выступали так называемые антинорманнисты (начиная с М.В. Ломоносова), доказывавшие самостоятельное происхождение государственности на Руси. Наиболее крайние из них (в т.ч. сам Ломоносов) отрицали даже скандинавское происхождение варягов, считая их родственными русским балтийскими славянами.



Большинство современных ученых, не отрицая тождества варягов с норманнами, придерживаются все же мнения, что их участие в формировании Древнерусского государства имело второстепенное значение. Основные аргументы против «норманской теории»:

1) более высокий уровень развития хозяйства у восточных славян того времени по сравнению с норманнами, о чем свидетельствуют археологические находки;

2) достаточно быстрая ассимиляция (растворение) немногочисленной варяжской верхушки в славянском населении с утратой собственного языка и культуры (аналогичный процесс произошел в Англии после ее завоевания норманнами в XI веке).

Подлинные основные предпосылки образования Русского государства типичны для большинства стран – это разложение родоплеменного строя под влиянием развития социального неравенства на имущественной основе, и как результат – усложнение структуры общества и управления им.

В результате на Руси стало складываться традиционное общество феодального типа – аграрное доиндустриальное общество со следующими признаками: 1) в экономике – сочетание крупной земельной собственности феодалов (бояр, дворян) с подчиненными ей мелкими крестьянскими хозяйствами, эксплуатируемыми принудительным путем; 2) в социально-политических отношениях – корпоративная организация общества с иерархией сословий (замкнутых и юридически неравноправных социальных групп) и освященной традицией монархической властью (как правило); 3) в общественном сознании и культуре – господство церковно-религиозного мировоззрения в сочетании с этническими традициями.

 

№2 билет. Киевская Русь в домонгольский период ( до раздробленности)

Киевская Русь – 1-й этап формирования государства такого типа, типичный для большинства стран Европы, где наиболее значительным аналогом его была империя Карла Великого. Характерные признаки данного этапа: 1) в политическом отношении – непрочная центральная власть, с отсутствием профессионального аппарата чиновников и четкого административно-территориального деления; 2) в экономике – отсутствие хозяйственных связей и товарообмена между регионами, господство натурального хозяйства (когда каждая деревня практически обеспечивала сама себя всем необходимым) при постепенно складывавшихся феодальных отношениях.

Основными связующими звеньями такого типа государства были, во-первых, единая система сбора налогов (дани), и, во-вторых, единое войско.

Первыми феодалами на Руси стали дружинники (воины) князя. Основную категорию крестьян в ту эпоху составляли смерды – лично свободные крестьяне, обязанные выполнять в их пользу хозяйственные повинности разного рода. Из других категорий выделялись холопы – крестьяне, попавшие за долги в зависимость, близкую к рабству, и притом лишенные земли.

Первыми князьями Киевской Руси после Олега Вещего в Х веке были сын Рюрика – Игорь, его жена Ольга, известная тем, что первой из правящей династии Рюриковичей приняла христианство, и их сын Святослав – знаменитый полководец, чрезвычайно расширивший территорию Киевской Руси. С сыном Святослава – Владимиром Красное Солнышко – связано принятие Русью христианской религии.

Политический расцвет Киевской Руси наступил в XI веке в правление сына Владимира – Ярослава Мудрого (1019–1054). Ее возросший международный авторитет выражался, в частности, в многочисленных династических браках, посредством которых семья Ярослава Мудрого породнилась с различными дворами Европы (в их числе – одна из дочерей Ярослава – Анна, ставшая королевой Франции). При нем же (около 1054 г.) был составлен первый на Руси письменный свод законов – «Русская Правда». В окончательной редакции, разработанной при его сыновьях, она известна под названием «Правда Ярославичей». Среди примечательных особенностей «Русской Правды» – отсутствие смертной казни (большинство преступлений каралось денежным штрафом) и запрет родового обычая кровной мести.

После смерти Ярослава Мудрого, в правление его сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей и внука Святополка Изяславича (2-я половина XI – начало XII вв.), наступил период упадка и ослабления великокняжеской власти, борьбы за первенство между князьями. Появляются первые признаки феодальной раздробленности.

Время повторного укрепления центральной власти и объединения сил Киевской Руси связано с правлением внука Ярослава Мудрого, великого князя Владимира Мономаха (1113–1125) и его сына Мстислава Великого (1125–1132).

После этого наступает период окончательного распада Древнерусского государства на удельные княжества и феодальной раздробленности (условная дата – 1132 год).

Основными чертами внешней политики Киевской Руси были:

1. Развитие политических и культурных связей с Византийской империей – осколком бывшей Римской империи на востоке, возглавляемой греками. Оно началось с победоносного похода Олега Вещего в 910 г., когда русские вынудили капитулировать столицу империи Константинополь (по-русски – Царьград) и в знак победы прибили щит на его воротах. После принятия христианства при Владимире Красное Солнышко, женившемся на дочери византийского императора, культурное влияние Византии и греков на Русь становится определяющим. Поскольку Русская православная церковь подчинялась Константинопольскому патриарху (подобно тому, как сегодня католическая церковь всего мира подчиняется папе Римскому), греческая церковь ведала назначением ее высших иерархов, большинство из них сами были греками.

2. Постоянная борьба со степными кочевыми народами Азии, совершавшими разорительные набеги на русские земли. Первоначально среди них преобладали хазары, создавшие крупное государство в Поволжье и разгромленные князем Святославом (уничтожив Хазарское государство, именно Святослав переименовал реку Итиль в честь своей матери в Волгу). В дальнейшем их сменили печенеги, разгромленные Владимиром Красное Солнышко. Их сменили, в свою очередь, половцы. Половецкая агрессия была в основном остановлена Владимиром Мономахом. В дальнейшем военные конфликты с половцами и другими степными народами стали чередоваться с контактами и браками между семьями русских князей и половецких ханов. К степным кочевникам принадлежали и пришедшие в XIII в. монголо-татары, натиска которых Руси не было суждено выдержать.

Крещение Руси и его последствия

До Х века славяне, как и большинство древних народов, исповедовали языческие верования, для которых характерны: 1) многобожие (политеизм), т. е. почитание различных богов, в основном связанных с природными стихиями (наиболее чтимым у киевлян был бог грозы Перун); 2) поклонение идолам – статуям этих богов, и жертвоприношения им (вплоть до человеческих); 3) отсутствие морально-этических норм и запретов, господство культа грубой силы; сами боги представлялись язычникам подобными людям, с теми же страстями и пороками, но наделенными могучей силой и бессмертием.

Культурные связи с более развитыми странами, и прежде всего с Византией, содействовали принятию христианства. Это отвечало и интересам великокняжеской власти, т. к. характерное для язычества многообразие местных культов препятствовало единству государства. Среди киевской знати принятие христианской веры стало распространяться еще со времен княгини Ольги. В 988 году произошло крещение Руси по православному обряду, принятому от Византии великим князем Владимиром Красное Солнышко (980–1015), возведенным за это церковью в ранг святого равноапостольного (несмотря на далеко не святой образ жизни). Этот акт имел поистине революционное значение в русской истории, да и проводился по-революционному, насильственными методами (в самом Киеве его жителей дружинники князя поголовно загнали креститься в Днепр, а старых богов изрубили на куски и сбросили в реку). Поскольку власть великого князя распространялась и на отдаленные окраины обширной Руси, ее крещение, начавшись в Киеве, проходило поэтапно и растянулось на длительный период. В народе, наряду с новой верой, долго еще сохранялись языческие традиции, их присутствие заметно даже в «Слове о полку Игореве», написанном в конце XII века (т. е. 200 лет спустя). Отдельные языческие обычаи и праздники, признанные православной церковью безвредными, сохранились в русском народе по сей день (Масленица, День Ивана Купалы).

Принятие христианства имело колоссальное политическое и культурное значение в русской истории:

1. Радикальный прогресс в культурно-нравственном развитии. Взамен языческого культа силы и страха утверждались христианские гуманистические идеалы и строгие морально-этические принципы.

2. Укрепление политического единства русских земель и центральной власти князя, благодаря замене многообразия местных религиозных культов единой верой, к тому же утверждавшей Божественное происхождение государственной власти и освящавшей подчинение ей.

3. С другой стороны – духовная и культурная изоляция от Западной Европы (вплоть до XVIII века), в которой господствовала римско-католическая ветвь христианства, как следствие крещения по византийскому образцу. В условиях средневековья, когда религия играла определяющую роль в сознании людей и межэтнических контактах, это имело колоссальное значение. Поэтому основной сферой культурных контактов Руси становится достаточно узкая группа православных стран и народов – Византия, сербы, болгары, молдаване и валахи (предки современных румын), грузины. Когда же в XV веке Византия, а еще раньше – практически все другие православные народы были на много веков завоеваны турками, Русское государство очутилось единственным независимым в мире из православных стран, после чего изоляция еще более усилилась. Это – одна из коренных особенностей, способствовавших складыванию иного социокультурного менталитета, по сравнению с большинством стран Европы.

4. Влияние христианства на развитие культуры проявилось в распространении на Русь славянской письменности (кириллицы, основанной болгарскими монахами братьями Кириллом и Мефодием; помимо русских, украинцев и белорусов, ей пользуются сербы и болгары), появлении летописей – основного письменного источника по истории Древней Руси, строительстве храмов как наиболее ценных произведений древнерусской архитектуры (из уцелевших от той эпохи особенно знамениты Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде), развитии иконописи. Поскольку в то время монахи были наиболее грамотными и просвещенными людьми, церковь играла определяющую роль в культурном развитии, а главным его очагом была Киево-Печерская лавра. В частности, главным редактором основного свода летописей по истории Древней Руси «Повесть временных лет» был киевский монах Нестор. Сам креститель Руси – князь Владимир Красное Солнышко – остался в памяти народа как самый значительный из киевских и вообще древнерусских князей, воспетый в былинах, служивших основной формой устного народного творчества на Руси.

 

№3 билет. Период раздробленности Руси.

Новый этап развития Руси начался в 30-х г. 12 в., когда единая держава Рюриковичей без особых конфликтов превратилась в систему отдельных земель со своими княжескими династиями.

ПРИЧИНЫ РАСПАДА:

- стремление князей отделиться от Киева;-развитие ,становление и расцвет городов, как экономических, политических и культурных центров.

Переход к раздробленности нельзя рассматривать как упадок – напротив, расцвет средневекового общества.

ОСНОВНЫЕ КНЯЖЕСТВА:

1 Владимиро-Суздальское княжество расположено на С-В Руси. Это огромная, малозаселенная территория. Основой процветания – ополье – плодородная безлесая земля, где возникли такие города как Ростов, Суздаль, Владимир, Москва, Углич…

Особенности развития – центральная сильная власть князя, опиравшегося на дворян и города. Наибольший расцвет был при правлении Всеволода 3.

2 «Господин Великий Новгород» - это не только город, но и обширное государство, никогда не дробившееся на уделы. Он возник в 10 в. из нескольких поселков разных племен.

Особенности развития – верховным законодательным органом власти было народное вече. Оно выбирало князя и могло его изгнать. Основной функцией князя- право суда. Глава церкви – хранил гос.казну, совершал сделки с недвижимостью, был дипломатом в отношении с другими князьями.

Новгородцы нуждались в князе прежде всего как в политическом союзнике, обеспечивающем республике независимость от других князей и свободу торговых путей. Князь возглавлял войско по мере необходимости.

3 Галицко-Волынское княжество занимало пограничное положение на Ю-В. Характерная черта- постоянное вмешательство соседних Польши и Венгрии; усобицы между князьями, боярами и горожанами. За богатые земли боролись представители других княжеских родов, власть переходила из рук в руки. В итоге в 14 в. земли стали Польскими и Литовскими.

 

№4 билет. Походы монголов на Русь, монгольское иго. Запад и Русь, борьба с крестоносцами.

В первой половине XIII в. С востока Руси угрожали монгольские завоеватели, а на севере она отражала натиск католических войск – германских рыцарей-крестоносцев, шведов и датчан. Наиболее разрушительным для древнерусской государственности оказалось нашествие монгольских орд.

Во второй половине XII – начале XIII в. На огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя дало потом обобщенное имя всему монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем, кочевавшим в районе озера Буир-Нур. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под их началом. Но случилось так, что во внешнем мире и особенно на Руси именно это название – «татары» закрепилось за новым государством.

С самого начала развитие государственности у монголов, т. е. появление власти у ханов, знати, нукерской гвардии, носило военизированный характер.

В конце 50-х – начале 60-х гг. XII в. Одному из монгольских вождей Есугэю удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. Враждовавшие с ним татары сумели отравить его. После этого улус Есугея распался.

К 1190 г., когда его сыну Тэмучэну не было и тринадцать лет, он (Тэмучэн) в отчаянной борьбе с другими вождями племен – ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон «Хамаг монгол улуса», т. е. всех монголов.

На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204-1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом – «великим ханом». Тем самым ему удалось объединить монголов в единое централизованное государство. Таким образом, в ту пору, когда Русь раздиралась политическими усобицами, за тысячи километров от нее ковалась новая могучая империя с сильной подвижной армией, с талантливым, решительным, беспощадным властелином.

Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г. когда Чингисхан обрушился на Северный Китай. В течении нескольких лет монголы завоевывали Северный Китай и в 1213 г. захватили его столицу Пекин.

Захват Китая Чингисхан использовал для того, чтобы поставит на службу монгольскому государству огромный научный, культурный потенциал империи. Чингисхан ввел в своем государстве уйгурскую письменность, использовал в управлении опыт китайских чиновников, привлек к себе на службу ученных, военных специалистов. Известно, что монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнебитными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть.

Чингисхан располагал превосходной разведкой. В короткий срок Чингисхан создал большую армию, вооруженную и оснащенную с помощью китайских специалистов по последнему слову тогдашней техники. В армии была строгая дисциплина. Непокорные города они уничтожали, а жителей либо уводили в плен, либо уничтожали.

После похода в Китай монголы повернули на Запад. В 1219-1220 гг. они захватили Среднюю Азию. Из Средней Азии монгольское войско продвинулось в Северный Иран, вышло через Южный Прикаспий в Азербайджан, захватило город Шемаху и появилось на Северном Кавказе. Там они сломили сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследую алан, монголы появились и в землях половцев, в Приазовье, Крыму и овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком). Теперь перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи.

Поздней осенью1237 г. Бату и Субедэй (полководцы Чингисхана) подвели свою рать к русским границам, в половецких степях. Половецкий хан Котян, в пределы которого вступили монголы, обратился к русским князьям за помощью. Однако в русских княжествах с сомнением встретили просьбу половцев о помощи.

Русь в то время состояла из нескольких обособленных княжеств и земель. Самыми значительными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Черниговское, Рязанское княжества и Новгородская земля. Черниговские, смоленские и владимиро-суздальские князья не ладили между собой, нередки были стычки между дружинами разных княжеств.

Галицкий князь призвал к единству сил с половцами, к вступлению против неведомого и страшного врага. Но на призмы Мстислава Удалого откликнулись не все. Дали согласие участвовать в походе киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославич Черниговский, Даниил Романович, княжевший в то время во Владимире-Волынском/, а также князья помельче. Но самое главное, в помощи отказал могущественный русский князь сын Всеволода Большое Гнездо Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский. Он, правда, пообещал прислать ростовский полк, но тот не появился.

Первая схватка с монголами оказалась удачной. Передовые монгольские отряды были частью перебиты, частью бежали к своим главным силам. Русские дружины продолжали продвигаться далее в степь, стремясь, как во времена противоборства с половцами, решить дело на вражеской территории, подальше от родных земель.

Решающая битва между объединенным русским войском и туменами (от слова «тьма») Джэбэ и Субэдэ произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке неподалеку от побережья Азовского моря.

Союзное русско-половецкое войско встретилось с основными силами монголов у небольшой реки Калки на серенном побережье реки Калки Азовского моря – и потерпело сокрушительное поражение. По другому и быть не могло – у союзников отсутствовало единое командование и каждый действовал по своему разумению. Мстислав Удалой сразу же ринулся в битву, другие князья решили переждать и укрепились за частоколом; в результате монголы разбили их по частям. Всего на Калке погибло 10 князей из 18 и несколько тысяч воинов.

После битвы на Калке монголы повернули на северо-восток, вышли в пределы Волжской Булгарии, но ослабленные потерями в южнорусских степях потерпели на Волге ряд поражений. В 1225 г. они вернулись обратно в Монголию.

К концу жизни Чингисхана (1227) в руки монголов попали огромные территории от Тихого океана на Востоке до Каспийского моря на Западе. В 1235 на всеобщем курултае было принято решение о генеральном наступлении на Запад. Наступление началось осенью 1236, к осени 1237 были разгромлены половцы и аланы, завоеваны Волжская Булгария, земли Буртасов, мокши и мордвы, которые жили на правобережье средней Волги. Поздней осенью 1237 Монгольская империя начала наступление на русские земли. Общая численность монгольского войска, участвовавших в агрессии против Руси и возглавлявших внуком Чингисхана Батыем, составляла по приблизительным подсчетам 120-140 тыс. человек. Первым из русских земель подверглось опустошению Рязанское княжество. Рязанские князья отказались подчиниться монголам. В обширном княжестве Рязанском не учелел ни один город. Опустошив Рязанскую землю, войска Батыя двинулись на Владимиро-Суздальское княжество. Монголы разорили и сожгли Коломну, Москву. В1238 они подошли и осадили столицу Северной Руси Владимир. Примерночерез полтора года татары совершили нашествие на Южную Русь. Ими были разорены Переяславль, Чернигов. Зимой 1240 войска Батыя взяли и разграбили Киев. Затем через Галицко-Волынскую землю монголы вторглись в Венгрию и Польшу в своем продвижении на Запад дошли до Адриатики.

Однако усталость от длителного похода, усиление борьбы за власть вокруг трона правителя Монгольской империи, а главное, не прекращающееся сопротивление разоренных, но до конца не покоренных русских земель заставили завоевателей прекратить дальнейшую войну в Европе.

Осенью 1240 войска под руководством Батыя двинулись через Южную Русь. В декабре 1240 – январе 1241 были захвачены практически все города Южной Руси, за исключением Кременца. После разгрома Южной Руси монголо-татарские войска втроглись в Польшу, Венгрию, Чехию, где одержали ряд крупных побед, но понесли большие потери.

Натиск Шведов с северо-запада

Ордынские ханы не правили на Руси непосредственно, лично. Оставили на княжеских столах тех из прежних их обладателей, кто был им угоден, тасовали их как карточную колоду, стравливали и убивали.

О серьезном сопротивлении не могло быть и речи. Речь шла о, том лишь, чтобы выжить, не погибнуть окончательно. И в такой ситуации с северо-западных границ, со стороны Тевтонского ордена и Швеции, последовал еще один удар. Новым агрессорам, столь же алчным, хотя и не таким сильным, как восточная Орда.

Первыми начали шведы. С конца 1230-х годов, используя благоприятную ситуацию — Русь в это время терзали ордынцы, они готовят вторжение в район Невы, на новгородские земли.

В «Господине Великом Новгороде» княжил тогда Александр Ярославич, внук Всеволода Большое Гнездо. Военачальник смелый и расчетливый, он, несмотря на молодые годы, предусмотрел все. Его разведка, узнав заранее о приготовлениях шведов, предупредила князя, и он укрепляет границу.

Шведское войско появилось летом 1240 г. Его цель — овладение Невой, Ладогой в низовьях Волхова.

Князь Александр с «малой дружиной», немедля выступил навстречу врагу. Подошел к Ижоре, пополнив дружину местным ополчением.

На рассвете 15 июля он подошел к ижорскому стану захватчиков и с ходу напал на него. Потеряв многих воинов, остатки шведского войска ночью бежали на своих кораблях. Александр Ярославич, получивший после этой блестящей победы прозвище «Невский».

Попытки шведских завоевателей продолжили немецкие рыцари. Они еще за четыре десятилетия до этих событий захватили земли ливов, латышей и эстов. В 1237 г., когда началось нашествие Бату-хана на Русь, рыцари объединили свои силы — слились два их ордена: Ливонский (Орден меченосцев) и Тевтонский. К ним на помощь шли крестоносцы из разных европейских стран. Их поддержала и благословила папская курия.

В год Невской битвы они овладели Изборском, крепостью во Псковской земле. Аппетиты рыцарей разгорались. Они уже замышляли захват новгородских земель. Начали нападать и разорять их. Отряды захватчиков появлялись уже в 30—40 верстах от Новгорода Великого. Александр Ярославнч, надежда и гордость новгородцев, не поладил с их боярами и уехал в Переяславль-Залесский, свое родовое гнездо, к отцу. Но нужда в князе-воителе заставила вельмож новгородских смирить гордыню и отправить депутацию к Александру. Тот, не помня зла, поспешил в Новгород и сразу же (1241) направился к Копорью — базе крестоносцев. Штурмом взял ее, разрушил, а ободренные новгородцы увидели на улицах своего города пленных рыцарей. Помимо прочего, эта победа предотвратила совместные выступления немцев и шведов против Руси.

Рыцари приближались. 5 апреля 1242 г. оба войска встали друг против друга. Битва произошла у Вороньего камня, что в урочище Узмень, на льду озера. Взошло солнце, и рыцарский клин («свинья» — так называют этот воинский строй русские летописи) двинулся к восточному берегу. В центре «свиньи» шли пехотинцы, в голове и на флангах — закованные в броню рыцари-конники.

Рыцарей окружили, и началось их избиение. Сотни убитых, пленные, бегство остальных по ломавшимся льдинам — таков итог новой блистательной победы Невского. Его полки семь верст гнали на Запад немцев-завоевателей.

Целую серию побед Невского нельзя не считать спасительными для Руси. В случае успеха двойного натиска — с востока, северо-запада — она наверняка оказалась бы в еще худшем положении. К ордынским разорениям, игу восточных властителей добавились бы потери богатых земель Новгорода и Пскова, не затронутых ордынским нашествием. Кроме того, политика «Drang nach Osten» («натиска на Восток») грозила и другими последствиями — окатоличиванием Руси, окончательным ее развалом, потерей национальной самобытности.

Система ордынского господства

Ханы не только не способствовали единению русских людей; наоборот, разжигали рознь, раздоры. Старый прием — «разделяй и властвуй» — исстари использовался правителями везде и всюду, и ордынские правители не были, конечно, исключением.

Батый управлял Русью с помощью привычных для нее князей, ставших теперь его вассалами. Жители Руси также теперь подчинялись Орде. Их обязали платить «дани-выходы ордынские», и русские люди получили двойное ярмо: помимо своих князей и бояр, их дружинников и челядинов, нужно было ублажать, обогащать и иноземных господ, жадных и нетерпеливых. Угодным князьям ханы давали ярлыки (грамоты) на право княжения, неугодных — лишали их, наказывали, убивали.

Верховным правителем выступал хан, сидевший в Каракоруме, остальные ему подчинялись.

1252 Бату-хан утвердил «старейшим» над всеми русскими князьями Александра Ярославича, приехавшего к нему на поклон.

С населения брали разные налоги — дань, поплужное (подать с плуга), ям (на ямскую гоньбу — почтовую службу; ям — почтовая станция на дороге). Нужно было кормить ордынских послов, численников, баскаков — командиров воинских отрядов, обеспечивавших поступление налогов и послушание их плательщиков, поставлять воинов и подводы для ханских войск; русские вместе с другими подневольными людьми вынуждены были участвовать в походах Орды, помогать ей в войнах, захватах. Невский пытался, вероятно, и не единожды, упрашивать хана — не требовать новых воинов. Его просьбы в Орде закончились тем, что Невского, в отместку и за это, несомненно, отравили, как некогда и его отца во всемонгольской ставке. Умер он по дороге домой.

Ордынские «рати» и восстания на Руси

Недовольство «числом», ордынскими насилиями выказывали не только новгородцы. Противостояли татарам на юго-западе, во владениях Даниила Галицкого. Две орды — одна во главе с Куремсой, другая с Мауци (Могучим) — кочевали в Приднепровье, постоянно угрожали здешним и соседним землям, карали жителей. Первый из них прошел огнем и мечом по Галичине. Выступивший против него Даниил Романович освободил от его власти Межибожье, Болохов и другие города. Кара последовала пять лет спустя. Бурундай, новый ордынский полководец, по пути в Польшу сделал остановку на Галичине. Потребовал покорности от местных князей.

В северо-восточных пределах Руси народ тоже бросил вызов власти Орды. Это произошло за год до мученической смерти Невского. Организаторами и зачинателями движения стали жители Ростова, потом присоединились Ярославль, Владимир, Суздаль, Устюг.

Их участники выступили против откупщиков-мусульман, по воле ханов собиравших налоги по Руси. Помимо тяжести поборов, русичей-христиан возмущали насилия иноверцев-басурман. В Ярославле, что вызвало яростный гнев его жителей, в мусульманство перешел местный священник Изосима и стал «поспешником» Титяма, одного из ненавистных откупщиков. Ярославцы расправились с изменником.

Орда, с одной стороны, карала князей-ослушников; с другой, — старалась привлечь некоторых из них на свою сторону.

Сопротивление на Руси, то скрытое, приглушенное, то открытое, продолжалось. Крупное восстание произошло в Твери тремя десятилетиями позднее. Связано оно было с ожесточенной борьбой Москвы и Твери за политическое первенство на Руси. Верх брали то московский князь, Юрий Данилович, то тверской, Михаил Ярославич и его сын Дмитрий. Всех их в конечном счете казнили в Орде. В Твери возмущение жителей вызывали бесчинства ордынцев во главе с баскаком Чол-ханом.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.