Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

билет. Внутренняя и внешняя политика Л. И. Брежнева

Политические тенденции брежневской эпохи:

торжество партийной олигархии, консервация системы,

зарождение диссидентского движения (1964–1982)

После отстранения от власти Н.С. Хрущева в октябре 1964 года первым (в дальнейшем – генеральным) секретарем партии был избран Л.И. Брежнев.

Основными политическими тенденциями его эпохи, продолжавшейся до 1982 года, явились:

1 (и единственная однозначно позитивная). Прекращение хрущевских «скачков к коммунизму» (замененных на неопределенный лозунг «развитого социализма»), а также бессмысленных гонений на церковь.

2. Консерватизм в идеологии (которой на протяжении десятилетий заведовал советский прототип Победоносцева М.А. Суслов), прекращение критики Сталина и постепенный переход в фальшивую парадность и пустозвонство о мнимых успехах.

3. Фактическая смена режима единоличной диктатуры бесконтрольным всевластием партийного аппарата, рост его привилегий и окончательный отрыв от народа. Внешне это ознаменовалось официальным закреплением монополии КПСС на власть в новой конституции 1977 года (в основном же она повторяла сталинскую конституцию). Следствием этого явилось:

4. Практически пожизненное закрепление высших номенклатурных чиновников на своих постах, что привело к постепенному одряхлению и утрате дееспособности многих высших руководителей, включая самого Брежнева после перенесенного им в 1976 г. инсульта. В свою очередь, это вело к упадку авторитета власти в глазах народа. Тем более комичной выглядела в этих условиях нараставшая тенденция восхвалений Брежнева, по числу наград самому себе попавшего в книгу рекордов Гиннеса. По меткому определению М.А. Шолохова, эта тенденция получила прозвание «культ без личности».



5. Всевластию практически бесконтрольной высшей номенклатуры неизбежно сопутствовали рост коррупции и протекционизма. Были коррумпированы не только отдельные региональные руководители, но и высшие эшелоны МВД.

6. Все это вело к постепенному угасанию в обществе коммунистических идеалов. Широко распространились стандарты двойной морали, когда в публичных выступлениях и произведениях говорилось одно, а в жизни – противоположное. Многолетняя монополия на власть превратила КПСС из самой революционной, радикально-экстремистской партии в аморфное 20-миллионное образование, малую часть которого представляли закосневшие в своих заблуждениях престарелые ортодоксы, а подавляющее большинство – сборище беспринципных карьеристов и чиновников, готовых служить любой власти, а без членства в партии никакая карьера была невозможна.

7. Исключение представляло весьма немногочисленное диссидентское движение узкого слоя инакомыслящей интеллигенции, направленное против режима. Оно сформировалось к концу 60-х годов на почве протеста против свертывания реформ и выражалось в распространении нелегальной «самиздатовской» литературы и иных акциях протеста с призывами к гражданскому неповиновению. Революционные методы диссиденты отвергали, памятуя о печальном опыте прошлого.

В идейном отношении в этом движении выделялись два крыла. Большинство составляли западники, знаменем которых стал опальный академик А.Д. Сахаров. Их лозунгом была борьба за права человека и приближение к западным стандартам демократии (вопросы экономики они практически не затрагивали); среди них был большой процент еврейской интеллигенции. Меньшинство представляло патриотическое направление во главе с писателем А.И. Солженицыным – духовные наследники славянофилов, в борьбе с советским строем опиравшиеся на национальные идеалы и традиции.

США в своих интересах использовали диссидентов-западников и спонсировали их. Советские власти преследовали тех и других. Новым было то, что в качестве метода репрессий, наряду с тюрьмой и высылкой за границу, широко использовали принудительное лечение практически здоровых людей в психбольницах («развивая» таким образом опыт Николая I, объявившего сумасшедшим Чаадаева).

Большинство же интеллигенции, прекрасно понимая ситуацию, предпочитало конформизм, что говорит о моральном перерождении интеллектуальной элиты страны в эти годы. Не случайно и в политическом, и в экономическом отношениях эпоха Брежнева получила прозвание эпохи «застоя».

К концу жизни Л.И. Брежнева необходимость перемен стала явственно ощущаться всеми. Однако избранный генеральным секретарем партии после его смерти в 1982 году престарелый Ю.В. Андропов, в прошлом – многолетний шеф КГБ, по взглядам был ортодоксальным коммунистом и избрал путем обновления смягченный вариант сталинского «завинчивания гаек». Была ужесточена трудовая дисциплина, развернута масштабная борьба с коррупцией вплоть до арестов и расстрелов ряда высокопоставленных коррупционеров. Однако реальных системных реформ, в которых нуждалось общество, не предпринималось ни в экономике, ни в политике. За последовавшей в 1984 г. смертью Андропова генсеком КПСС был избран престарелый и совершенно дряхлый К.У. Черненко, очевидно выражая начинавшийся маразм режима. При нем ситуация по существу вернулась «на круги своя», к реалиям поздних лет брежневской эпохи. Так продолжалось до смерти Черненко в 1985 г. Во всем мире и в самом СССР череда смертей немощных и престарелых советских лидеров стала вызывать откровенные насмешки.

Исторический урок перерождения КПСС наглядно показывает, сколь опасна безраздельная монополия на власть. Не случайно Брежнев позднего периода и Черненко были для партийной верхушки наиболее удобными фигурами, ширмами для прикрытия собственной безнаказанности.

Разложение социально-экономической сферы.

Попытки изменения ситуации после смерти Л.И. Брежнева

в рамках прежней системы и их крах (1982–1985)

Основные тенденции в социально-экономической сфере эпохи Л.И. Брежнева можно разделить на две группы:

Позитивы:

1. Отмена непродуманных хрущевских экспериментов с раздельными парторганизациями, совнархозами, кукурузой и подсобными хозяйствами крестьян.

2. Реформа премьер-министра А.Н. Косыгина 1965 г. – перевод государственных предприятий на самоокупаемость с целью повышения их рентабельности. В дальнейшем, однако, несмотря на ее ограниченность (ведь о возрождении рынка и частной собственности даже речи не шло), реформа практически была сведена на нет из-за сопротивления консервативного партийного аппарата.

3. Дальнейшее усиление ВПК, превратившегося в мощную промышленную империю с наивысшими количественными и качественными показателями.

Негативы:

1. Отставание от Запада в сфере внедрения научно-технической революции (кроме ВПК), несмотря на высокий уровень советской науки, что являлось следствием косной, все более неповоротливой системы бюрократического управления экономикой.

2. Начиная с 70-х годов – застой в экономике, как следствие падения производительности и качества труда. В свою очередь, это произошло в результате того, что иссякли как страх (исчезнувший после смягчения сталинских репрессивных механизмов), так и энтузиазм (последние искры которого еще наблюдались в хрущевские времена), а иные стимулы социализм создать не сумел.

3. Распространение т. н. «приписок» (дутых отчетов предприятий) и «теневой экономики» (черного рынка), как показатели разложения и неэффективности социалистической экономики.

4. Разорительное бремя гонки вооружений в жестком соревновании с США. Однако, если в США с их более мощным промышленным потенциалом военные расходы составляли 8 % госбюджета, то в Советском Союзе – 24 %. К этому добавлялись разорительные расходы на финансирование стран-сателлитов Восточной Европы и Юго-Восточной Азии и многочисленных стран, освободившихся от колониальной зависимости почти на всех континентах (а точнее, тех из них, которые выбрали просоветскую ориентацию против США). Такое доминирование военно-стратегических целей над всеми остальными в конечном счете истощило и подорвало советскую экономику, в которой к тому же накапливались кризисные явления. Тем временем уровень жизни народа по-прежнему безнадежно отставал от стран Запада.

5. Продолжавшаяся деградация сельского хозяйства, несмотря на то, что именно брежневское руководство, осознав наконец всю серьезность ситуации, впервые за весь советский период увеличило инвестиции в него, стало оказывать бесплатную помощь (в т. ч. силами студентов) и повысило закупочные цены на сельхозпродукцию. Многолетняя безжалостная эксплуатация деревни Сталиным в сочетании с последующими экспериментами Хрущева, окончательно подорвавшими аграрный сектор, привели к его истощению и полной утрате стимула к работе у колхозников, массовому оттоку сельской молодежи в город.

Предпринятая Ю.В. Андроповым попытка решить экономические проблемы путем ужесточения трудовой дисциплины и расстрелов коррумпированных чиновников без реальных реформ была обречена на неудачу. Его преемник отказался и от нее, оставив все как есть.

Общим итогом стал экономический тупик социализма. Становилось ясно, что социально-экономическое соревнование с Западом СССР проиграл. Слова Ленина о неизбежной гибели СССР в случае проигрыша этого соревнования оказались пророческими.

Внешняя политика СССР в 1953–1985 гг.

Основные черты внешней политики с 1953 по 1985 г. (после смерти Сталина и до начала «перестройки»):

1. Курс на «разрядку» международной напряженности и признание невозможности новой мировой войны, впервые сделанное Г.М. Маленковым в 1954 г. и подтвержденное ХХ съездом КПСС. Следствием стало относительное смягчение «холодной войны», продолжавшееся до советского вторжения в Афганистан в 1979 году. Необходимость договорных отношений стала особенно очевидна обеим сторонам после Карибского кризиса 1962 г., внезапно поставившего мир на грань ядерной войны. Создалась своеобразная ситуация: при сохранявшемся военно-политическом и идеологическом противостоянии, начали оговариваться «правила игры», одновременно происходил рост внешнеэкономических связей, СССР закупал на Западе товары в обмен на свою нефть.

Важнейшую роль в этом процессе сыграло то, что к началу 70-х годов СССР достиг по суммарным показателям паритета вооружений с США. Дальнейшая гонка вооружений становилась бессмысленной. Следствием стали первые договоры об их взаимном ограничении: запрет ядерных испытаний во всех сферах, кроме подземных, с 1963 г. (ранее они проводились в открытой атмосфере, нанося колоссальный вред окружающей среде и здоровью людей), договоры ОСВ-1 об ограничении стратегических вооружений, ПРО (об ограничении систем противоракетной обороны), окончательный запрет биологического и химического оружия. Пиком разрядки стало общеевропейское совещание в Хельсинки 1975 г., выработавшее принципы мирного сосуществования государств с противоположным политическим строем и признавшее нерушимость послевоенных границ.

2. С другой стороны, в начале этого периода Европа окончательно разделилась на противостоящие военные блоки – НАТО (созданный еще в 1949 г.) и Организацию Варшавского договора (с 1955 г.), в которую вошли соцстраны Восточной Европы (кроме Югославии ) во главе с СССР. Символом этого разделения стала возведенная в 1961 г. Берлинская стена.

3. Борьба за страны «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке, освобождавшиеся от колониальной зависимости при моральной и финансовой поддержке СССР.

4. Продолжение Советским Союзом политики «жандарма Европы» (по образцу Николая I), выразившееся в интервенциях и вооруженном подавлении антикоммунистических революций в Венгрии (1956 г.) и в Чехословакии (1968 г.).

Интервенция в Афганистан (1979–1988 гг.), вылившаяся в затяжную войну, знаменовала распространение этой политики на весь мир. Следствием этого стал новый виток «холодной войны» с начала 80-х годов, по своему накалу достигший уровня последних лет жизни Сталина.

5. Как следствие ХХ съезда КПСС – отмеченный выше раскол мирового коммунистического лагеря и выход из-под контроля СССР отдельных соцстран (Китай, Румыния, Северная Корея) и компартий (Французской, Итальянской).

Наиболее болезненным было крайнее обострение отношений с Китаем, особенно с 1966 г., в обстановке начатой Мао Цзэдуном «культурной революции». Накал враждебности между СССР и Китаем, инициировавшийся в основном китайской стороной, превысил противостояние в отношениях с Америкой. Нормализация началась лишь в 1982 г.

6. Переход США к политике разложения СССР изнутри путем поддержки диссидентского движения, поскольку стала ясной невозможность победить военным путем. В итоге именно эта стратегия США увенчалась успехом и привела их к победе без войны.

 

№ 25 билет. Внутренняя и внешняя политика СССР при М.С. Горбачеве.

Внешняя политика

Горбачев призывал к «новому мышлению» (1987 г.) в международных отношениях, он пытался любой ценой улучшить отношения с Западом, чтобы снизить высокие военные расходы.

Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).

В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Не имея реальных успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире за счет "прорывов" во внешней политике. А это вынуждало идти на серьезные односторонние уступки Западу.

Это позволяло США выдвигать все новые и новые условия, с которыми Горбачев вынужден был соглашаться. Вскоре СССР выразил готовность в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружений.

СССР попытался достигнуть новых соглашений с Соединенными Штатами в области контроля над вооружениями. Новая советская стратегическая доктрина подчеркивала свои оборонительные намерения, объявляя целью «разумную достаточность», а не превосходство в вооружениях. В то же время новый советский руководитель не замечал, что, несмотря на смягчение позиций СССР по основным международным проблемам, позиция западных лидеров в отношении Советского Союза не становилась более компромиссной. Все договоры об ограничении вооружений подписывались на невыгодных для СССР условиях. Впоследствии выяснилось, что Запад использовал «новое горбачевское мышление» для того, чтобы придвинуть свои военные базы к самым границам России.

Главной среди региональных проблем оставалась для СССР война в Афганистане. Требовалось остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск.

Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. При содействии Советского Союза из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска. Это сняло последние препятствия для решения вопроса об урегулировании отношений с Китаем. В 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двусторонних отношений.

Под давлением США Советский Союз был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии.

Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений СССР с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.

Последствия нового мышления заключалось в том, что с одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. А с другой – восточный блок прекратил свое существование, ялтинско-потсдамская система международных отношений была разрушена, что привело к однополярному миру.

Внутренняя политика

В конце 1986 Горбачев приступил к экономическим реформам. В стране, еще не пережившей шок от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, была начата широкомасштабная антиалкогольная кампания. Были повышены цены на алкоголь и ограничена его продажа, виноградники по большей части были уничтожены, что породило целый комплекс новых проблем – резко увеличилось употребление самогона (соответственно, из магазинов исчез сахар) и всевозможных суррогатов, – бюджет потерпел значительные убытки. Возросло употребление наркотиков. Продукты и потребительские товары стали «дефицитом», в то же время процветал черный рынок.

К осени 1987 стало ясно, что, несмотря на попытки реформ, экономика страны находится в глубоком кризисе. Темпы экономического роста страны снизились, и Горбачев выдвинул лозунг «ускорить социально-экономическое развитие». Чтобы поощрить рабочих, была увеличена зарплата, но без увеличения производства эти деньги способствовали лишь окончательному исчезновению товаров и усилению инфляции.

В конце 1987 население Нагорно-Карабахской автономной области провело массовые демонстрации, на которых было высказано требование об объединении с Арменией. Они были поддержаны мощным народным движением в самой Армении. Правительство Армении формально потребовало предоставления независимости Нагорному Карабаху, однако азербайджанские власти категорически отвергли эти требования. В Грузии вспыхнул конфликт между грузинами и меньшинствами абхазов и осетин, которые не желали находиться в составе республики и требовали автономии и включения в состав России.

В этих условиях обострились разногласия внутри партийного руководства. Они часто упрощенно изображались, как столкновение между реформаторами и консерваторами. Консерваторы (куда входили Лигачев, Рыжков) считали, что нужно больше порядка, дисциплины, больше эффективности. Они выступали за борьбу с коррупцией, но основные параметры советского государства и его экономики, должны были сохраниться. Радикальное крыло (во главе с А.Яковлевым) призывало к установлению в стране рыночных отношений и децентрализации производства, к радикальной демократизации государства и общества, т.е. к крайне решительным реформам.

Столкновение двух групп достигло апогея после опубликования 13 марта 1988 в главной партийной газете «Правда» статьи Нины Андреевой, в которой утверждалось, что перестройка подвергает опасности социализм, а сталинские достижения несправедливо принижаются. Но 5 апреля в «Правде» было опубликовано «опровержение», написанное группой авторов, возглавляемых А.Н.Яковлевым. Письмо Андреевой было названо «антиперестроечным манифестом» и был подтвержден курс на перестройку.

 

№ 26 билет. Россия в период правление Б. Н. Ельцина.

ПрезидентствоБ.Н.Ельцина (1991–1999)стало эпохой формирования как экономической, так и политической системы новой России. Его начальный период (1991–1993) был ознаменован острой политической поляризацией, которая являлась следствием поляризации социальной. По существу сложилось новое двоевластие между президентом и прокоммунистическим парламентом – Верховным советом России во главе с Р. Хасбулатовым. Когда ситуация зашла в тупик, в сентябре 1993 г. Ельцин, подобно Столыпину в 1907 г., пошел на фактическое нарушение конституции: распустил Верховный совет и назначил референдум о принятии новой конституции (до этого формально действовала еще советская конституция РСФСР с поправками, принятыми при Горбачеве).

Результатомстали кровавые события 3–4 октября 1993 года в Москве.Сторонники распущенного Верховного совета подняли мятеж, провозгласили поддержавшего их вице-президента генерала А. Руцкого и. о. президента, захватили мэрию и телецентр. В ответ президент ввел в Москву танки, с их помощью подавил мятеж и расстрелял «Белый дом» (за два года до этого, наоборот, бывший его оплотом). Всего, по данным независимых источников, погибло около 500 чел., предводители мятежа во главе с Руцким и Хасбулатовым были арестованы (спустя несколько месяцев амнистированы по решению Государственной думы вместе с членами ГКЧП).

Эти события ознаменовали конец двоевластия. 12 декабря 1993 года была принята вынесенная на референдум и действующая по сегодняшний день Конституция Российской Федерации. В России утвердилась президентская республика с двухпалатным парламентом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании – Федеральным собранием, нижней палатой которого является Государственная дума, верхней палатой –Совет Федерации, представляющий интересы регионов.

В названии государства отразилось федеративное устройство регионов с выборами губернаторов и местных органов самоуправления. Поскольку распад Союза создавал определенную угрозу цепной реакции распада самой России, еще в 1992 году был заключен Федеративный договор между Россией и входящими в ее состав национальными автономными республиками. Ради сохранения целостности государства пришлось пойти на предоставление им большего объема прав и привилегий (в частности, меньшие отчисления в федеральный бюджет и т. п.) по сравнению с русскоязычными субъектами Федерации. Такое асимметричное устройство Федерации по существу является вынужденным наследием структуры, заложенной все тем же основателем Союза В.И. Лениным.

Федеративный договор не был признан Чеченской республикой, в которой власть захватили радикальные исламские террористы. «Чеченский узел» обернулся двумя затяжными и кровавыми вооруженными конфликтами (1994–1996 и с 1999 г.), в ходе которых чеченские террористы совершали нападения на сопредельные республики Северного Кавказа и теракты в различных городах России (в т. ч. в Москве). В целом вторая чеченская война завершилась истреблением основных банд террористов и их предводителей, умиротворением Чечни и сохранением ее в составе России.

В 90-х годах в России в основном сформировалась многопартийная система (впервые возникшая в 1905 г. и уничтоженная Октябрьской революцией). Вследствие размытости идеологических приоритетов и разочарования масс в результатах реформ, ее формирование неоправданно затянулось и не завершилось до сих пор. Однако общие контуры оформились уже в первые годы. Вкратце три основных политических лагеря развивались следующим образом.

А.Либеральный фланг составило движение,выступившееинициатором реформ90-х годов и до 1995 г. находившееся у власти. На думских выборах 1993 г. оно оформилось в партию «Выбор России» Е. Гайдара, хотя в самой Думе сразу же уступило место ЛДПР и коммунистам. Поскольку острый социально-экономический кризис скомпрометировал либеральные идеи в глазах основной массы населения, уже на выборах 1995 г. президент Ельцин отказался от поддержки «выбороссов» и сделал ставку на формирование центристской коалиции. Потерпев поражение, «Выбор России» вскоре распался.

В дальнейшем либеральные силы предприняли новую попытку консолидации. На современном этапе их представляют две партии: «Союз правых сил» (СПС, с 1999), наиболее откровенно выражающий либерально-западнические идеи, и «Яблоко» Г. Явлинского (с 1995), близкое по духу, но с определенной корректировкой в сторону социальных задач государства. Разочарование масс в либеральных реформах обусловило непопулярность этого фланга политической жизни России. На думских выборах 2003 г. СПС и «Яблоко» вообще не преодолели 7-процентного барьера, необходимого для избрания в парламент. Их социальная база сравнительно малочисленна – это предпринимательский класс (да и то не целиком) и либеральные слои интеллигенции.

Б.Центр был сформирован властью накануне думских выборов 1995 г. после краха либерально-западнического курса и сразу же, с 1995 г. и поныне, занял правящее положение. Первоначально его представляла партия «Наш дом – Россия» (НДР), но после банкротства олицетворявшего ее правительства В. Черномырдина, перед выборами 1999 г. была сформирована партия «Единство», в дальнейшем преобразованная в «Единую Россию», остающуюся правящей партией до сих пор. Ее идейные приоритеты: частная собственность и рынок при сбалансированном государственном регулировании, сильной президентской власти и прагматичной политике по отношению к Западу с учетом собственных национальных интересов.

Стабилизация власти и экономики в президентство В.В. Путина привели к тому, чтос 1999 г. по сей день партия власти имеет большинство и в парламенте, ранее принадлежавшее коммунистам. Накануне выборов 2007 г. для формирования в России управляемой двухпартийной системы (по образцу наиболее цивилизованных стран Запада) в противовес ей сформирована близкая по духу, но несколько левее по социальной программе партия «Справедливая Россия». Фактически она претендует на роль социал-демократической партии, среди ее приоритетов – сохранение бесплатного образования, здравоохранения и т.п. Недостаток задуманной модели – в ее построении «сверху», искусственным путем, тогда как подлинно жизнеспособные, реальные партии формируются традиционно снизу.

К центру, по существу, примыкает и основанная на национал-пат­риотической риторике (и поэтому поначалу имевшая большую попу­лярность) партия ЛДПР В. Жириновского (Либерально-демократиче­ская партия России, вопреки названию не имеющая ничего общего ни с либерализмом, ни с демократией. Практически со дня своего основания в 1990 г. ЛДПР служит власти для отвода голосов от реальной левой оппозиции).

В. Левый фланг с 1993 г. возглавляет КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) Г. Зюганова, унаследовавшая идеи и традиции КПСС. КПРФ признает лишь «трудовую» частную собственность и выступает за пересмотр приватизации, что реально могло бы вызвать гражданскую войну. Используя в основном популистские лозунги, КПРФ имеет устойчивый многочисленный электорат в лице наименее обеспеченных слоев населения (в особенности среди старшего поколения, наиболее остро пережившего социальный кризис).

Весь кризисный период 90-х годов КПРФ неизменно набирала большинство на парламентских выборах. Пиком ее успеха были президентские выборы 1996 года, на которых Г. Зюганов едва не победил Б. Ельцина, и лишь благодаря сплочению власти и бизнеса, в т. ч. в сфере СМИ, и при финансовой поддержке Запада угроза коммунистического реванша была ликвидирована. После этого коммунисты упустили свой шанс по причине начавшейся социально-экономической стабилизации. Кроме того, большинству стало ясно, что конструктивные идеи у них отсутствуют, а следовательно, партия принадлежит прошлому.

Общее состояние внешней политики в первые годы после распада СССР можно характеризовать как катастрофу. Ее основными чертами были:

1. Резкое сокращение территории и населения страны, падение геополитических позиций и международного влияния, утрата статуса сверхдержавы, как следствие: а) распада социалистического лагеря; б) распада империи, в последние 70 лет существовавшей под названием СССР; в) прихода к власти в большинстве бывших республик антирусских проамериканских сил с последующим расширением НАТО на восток (большинство бывших соцстран Восточной Европы, Прибалтика, на очереди – Грузия и Украина); г) кризиса ВПК и сокращения армии, результатом чего стали изменение соотношения обычных вооружений в Европе от 3:1 в пользу СССР до 3:1 в пользу НАТО, разрушение единой системы ПВО и ПРО, существовавшей ранее в рамках Союза.

2. Крах надежд на равноправное партнерство с Западом. Имевшие место громкие взаимные заявления на этот счет (Кэмп-Дэвидская декларация Буша–Ельцина 1992 года об окончании «холодной войны», формальное приглашение России в «Большую семерку»ведущих в экономике стран мира) не были наполнены реальным взаимовыгодным содержанием. На практикевместо этого Россия получила: а) долговую зависимость от Запада (при том, что Россию убедили «простить» больше половины долгов странам «третьего мира», ее долги «прощать» никто не собирался); б) продолжение невыгодного, практически одностороннего разоружения (договор ОСНВ-2).

Поворот во внешней политике наступил в конце 90-х годов и был отмечен следующими характерными чертами:

1. Переход от непрерывных уступок Западу (первый ельцинский министр иностранных дел А. Козырев был прозван в США «господином Да» за то, что неизменно соглашался со всеми американскими предложениями) к защите национальных интересов, начиная с правительства Е. Примакова (первым явным рубежом стал югославский кризис 1999 г., в котором Россия открыто осудила агрессию США и независимо проявила себя в миротворческом процессе).

2. На пространстве образованного после распада СССР СНГ (Содружество Независимых Государств – формальная интеграция 12 республик бывшего СССР без Прибалтики) – переход большинства национальных республик от радужных надежд устроиться без России либо за ее счет, в результате чего они оказались поражены еще более острым кризисом, к возобновлению реальной экономической и военно-политической интеграции (особеннос Белоруссией). Хотя в рамках СНГ происходит борьба влияний России, Запада (к которому на данный момент тяготеют правительства Украины, Грузии и Молдавии), исламского мира и Китая (на южных рубежах Содружества), позиции России заметно укрепились. Во многом это связано с растущей долговой зависимостью республик СНГ от России и ее энергоресурсов.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.