Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Система целей и задач организации

Количество и разнообразие целей и задач очень велико, и для их определения необходим комплексный, системный подход, предполагающий их классификацию (табл. 5.1).

Таблица 5.1 Классификация целей

Признак классификации Вид
По степени важности Стратегические; тактические
Исходя из периода времени Долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные
По содержанию Технологические; экономические; производственные; административные; маркетинговые; научно-технические; социальные
По форме выражения Количественные; качественные
По уровню, к которому они относятся Общие; специфические

Система целей туристского предприятия — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных общих и специфических целей.

Общие цели отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности.

К общим целям, которые ведут к повышению прибыли, относятся такие, как:

- обеспечение оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов услуг;

- разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы;

- обеспечение экономической устойчивости положения фирмы и др.

В состав общих входят прежде всего генеральная цель, которая по-другому называется миссией, и 4-6 общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих содержание миссии.

В теории и практике менеджмента сложилось два понимания миссии организации. В первом, широком смысле миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации. Такая миссия может быть отражена в рекламном слогане, корпоративном лозунге и представлена в корпоративных кодексах или политике фирмы.



Миссия может рассматриваться также как сформулированное утверждение (документ) относительно того, для чего или по какой причине существует организация, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующие основные элементы миссии туристского предприятия.

Краткая история фирмы, описание области ее деятельности.

Целевые ориентиры.

Философия фирмы, стиль поведения:

- по отношению к потребителям (какова система ценностей; каковы обязательства перед обществом);

- по отношению к работникам (какие обязательства перед работинками берет на себя фирма; насколько высоко она ценит своих сотрудников);

- в отношении с партнерами (какова система ценностей и деловая этика).

Преимущества по сравнению с конкурентами.

Внешний образ (насколько фирма стабильна и каковы перспективы ее развития).

Таким образом, в миссии дается представление о назначении организации, необходимости и полезности ее деятельности для общества в целом и конкретно для сотрудников. Миссия определяет место, роль и положение предприятия в обществе, его общественный статус. Миссия играет важную коммуникационную роль — как внутреннюю (для разъяснения целей деятельности предприятия), так и внешнюю (для информирования акционеров, поставщиков, потребителей). Ее можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяемый бизнес, или как основную деятельность предприятия. Миссия позволяет рядовым работникам и руководителям взглянуть на деятельность предприятия в перспективе, что необходимо для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности и помогает каждому оценить перспективы и возможности своей работы в фирме.

Формулировка миссии должна быть простой, достаточно краткой и ясной. Она, как правило, дается на первой странице годового отчета предприятия или провозглашается руководителем предприятия на ежегодном собрании акционеров. Ответственность за формулировку миссии, так же как и за будущую позицию предприятия, лежит на высшем руководстве и не может быть делегирована, хотя помощь со стороны вполне допустима и даже необходима на этом этапе стратегического управления.

Миссия может быть сформулирована исходя из ответа высшего руководства организации на вопрос: «Кто мы, что мы делаем, куда движемся?» Миссия не должна зависеть от текущего состояния туристской организации, форм и методов ее работы, так как она показывает, куда направляются усилия и какие ценности являются приоритетными не только в настоящий момент, но и в будущем.

В качестве примера можно привести следующие формулировки миссии турфирмы:

- производство и реализация турпродукта и услуг, доступных широкому кругу потребителей с различным уровнем дохода;

- наша цель — это решение проблем клиентов, создание комфорта и забота об условиях их труда и отдыха;

- качество — неотъемлемая часть нашей продукции и услуг;

- закрепление за собой положения лидирующей туристской компании России по всем видам туризма.

В целом можно отметить, что миссия образует фундамент для установления целей туристской организации, ее подразделений и функциональных подсистем, каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели организации.

Общеорганизационные цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления их реализацией. Для них характерны следующие черты и свойства:

- четкая ориентация на определенный период времени;

- конкретность и измеримость, то есть возможность их представления не только качественно, но и в количественных показателях;

- непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

- гибкость, способность к корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации;

- адресность и контролируемость.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей, обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях. В отличие от общих, специфические цели бывают двух типов: операционные и оперативные. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые — перед подразделениями.

К специфическим и конкретным целям можно отнести следующие:

- определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли;

- цели по основным видам хозяйственной деятельности;

- цели хозяйственных подразделений, филиалов и др.

В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В рамках этой системы цели обычно находятся в определенных отношениях друг к другу.

Во-первых, они могут вытекать друг из друга, образуя своего рода «дерево», от «ствола» которого, соответствующего миссии организации, отходит несколько крупных «веток», символизирующих общеорганизационные цели, которые в дальнейшем разветвляются на более мелкие, соответствующие специфическим. Данная «конструкция» наглядно показывает, что для реализации миссии (1) нужно достичь общеорганизационных целей (1.1,1.2,1.3), что, в свою очередь, требует осуществления целей специфических (например, 1.1.1, 1.1.2, 1.2.1, 1.2.2).

Построение дерева целей осуществляется по следующим правилам:

- общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата (миссия);

- при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;

- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Для целеполагания важно не только моделирование иерархической структуры целей, но и анализ изменения целей за определенный момент времени.

Во-вторых, цели могут находиться друг с другом в отношении иерархической соподчиненности, то есть цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем низшего. В то же время на последовательность их реализации это обстоятельство влияния не оказывает. В этом случае изображать их структуру в виде дерева, понятно, нельзя.

Цели можно ранжировать по таким основаниям, как:

- вклад в реализацию миссии организации;

- возможность их достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов;

- величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации;

- число попутно решаемых проблем или, наоборот, возникающих неблагоприятных последствий.

Ранжируются цели путем перемножения определяемых на основе экспертных оценок самостоятельных рангов каждой из них и их вклада в процентах или в долях единицы в итоговый результат, а затем расположения в порядке убывания полученных баллов.

Таким образом, в процессе формирования развития предприятия ставится множество целей, имеющих определенную соподчиненность (иерархичность) и приоритетность реализации с учетом ограничений по времени, финансам, ресурсам.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.