Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сущность нормативного, экспериментального, индексного методов прогнозирования

5.1. Сущность нормативного метода

Одной из функций стратегического менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности перспективных моделей товаров, которые будут выпускаться в будущем. Для раз­работки этих нормативов проводятся глубокие маркетинговые исследования рынков, на которых могут быть представлены товары фирмы, строится дерево показателей конкурентоспособности товаров фирм-конкурентов, прогнозируются показатели качества и ресурсоемкое товаров, условий их применения. Для прогнози­рования перечисленных показателей может применяться любой из методов, рассмотренных в табл. 1.

Вместе с тем, фирмы, ориентирующие свою деятельность на воспроизводство конкурентоспособных на внешнем рынке това­ров, не всегда имеют аналог-ориентир. Эти фирмы чаще всего являются пионерами (эксплерентами) в данной области. Поэтому для прогнозирования нормативов конкурентоспособности буду­щих товаров фирмы -эксплеренты применяют экспертные (при наличии квалифицированной экспертной группы численностью не менее 7 человек) и нормативные методы прогнозирования (при отсутствии экспертной группы, но наличии профессионала в дан­ной области и необходимой информации). Остальные методы яв­ляются вспомогательными.

Нормативный метод прогнозирования основывается на:

а) установлении зависимостей между экономическими и органи­зационно-техническими показателями (факторами);

б) установле­нии ориентира (норматива) будущего развития объекта.

На рис. 3 показана форма связи между показателями каче­ства объекта и затратами на их достижение.

Рис. 3. Зависимость между показателями качества товаров (Пк) и производственными затратами на их достижение (Зп)



 

Анализ рис. 3 позволяет сделать следующие выводы:

1) зави­симость между показателями качества товаров и производствен­ными затратами на их достижение прямо пропорциональная;

2) каждая последующая единица качества требует все больше еди­ниц затрат. Например, как показано на рисунке, при повышении качества на 20%, с точки "А" до точки "Б" затраты увеличились на 100%. Подобные соотношения индивидуальны для конкретного показателя качества.

Зависимость между показателями качества товаров и эксплуа­тационными затратами на их использование имеет обратную фор­му связи: с повышением качества затраты в сфере эксплуатации ("тебестоимость") снижаются. Оптимальный уровень качества (норматив)определяется либо исходя из требований потребите­лей, либо исходя из минимизации совокупных затрат за жизнен­ный цикл товара на единицу его полезного эффекта.

На рис. 4 показана схема выбора базы для определения нор­мативов показателя качества будущего товара и затрат.

 
 

Рис. 4. Схема выбора базы для определения нормативов показателя качества (Пк) будущего товара и элемента производственных или эксплуатационных затрат (3)

Конкуренция "невидимой рукой" неуклонно повышает качество товаров и снижает удельные затраты (на единицу полезного эф­фекта товара). Поэтому после исследования рынка и прогнозиро­вания тенденций изменения показателей качества товара и элемен­тов затрат фирма-изготовитель принимает в 1998 г. решение о по­вышении данного показателя качества к 2001 г. с точки "А" до точки "Б", снижении эксплуатационных затрат с точки "В" до точки "Д". Производственные затраты на качество при этом увеличились с точки "В до точки "Г", т. к. организационно-технический уровень производств почти не изменился. Однако совокупные затраты умень­шились, т. к. прирост производственных затрат примерно в 2 раза меньше экономии на эксплуатационных затратах. Экономия вре­мени выражается не только в уменьшении абсолютного значения совокупных затрат, но и в дополнительном снижении удельных совокупных затрат за счет повышения качества товара.

На стадии стратегического маркетинга нового товара следует скрупулезно изучать рынок, прогнозировать тенденции научно- технического прогресса и разрабатывать нормативы конкурен­тоспособноститоваров и фирмы в целом. На этой стадии не про­водятся сложные экспериментальные работы, а собирается и изу­чается различного рода информация. На стадии стратегического маркетинга устанавливаются нормативы конкурентоспособности, на стадии НИОКР проверяется теоретически и практически воз­можность материализации нормативов. И если маркетологи не "в ту сторону" направят работников последующих стадий жизнен­ного цикла товара, жди потерь.

Повышение конкурентоспособности во всех сферах деятель­ности и экономия ресурсов особенно важны для российских пред­приятий, организаций, фирм, т. к. в целом Россия по эффективно­сти использования ресурсов в 2-2,8 раза отстает от передовых стран, а по уровню конкурентоспособности находилась в 1995 г. на 48 месте.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.