Лекция 5 « Внутриличностные конфликты»
1) Общая характеристика внутриличностного конфликта
2) Причины и последствия внутриличностного конфликта
3) Предупреждение и разрешение внутриличностного конфликта
Общая характеристика внутриличностного конфликта
Внутриличностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.
Внутриличностный конфликт – это борьба
- или двух позитивных тенденций;
- или двух негативных тенденций;
- или борьба позитивных и негативных тенденций в психике одного субъекта.
Личность постепенно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является.
Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в определенных решениях не только естественно, но и необходимо для развития и совершенствования самой личности. Так как недовольство собой заставляет человека самосовершенствоваться.
Характеристики внутриличностного конфликта:
а) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;
б) сторонами ВК выступает одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы;
в) ВК возникает только тогда, когда силы, действующие на личность являются равновеликими;
г) любой ВК сопровождается негативными эмоциями;
д) ВК может быть как осознанным, так и неосознанным.
В психологии выделяются следующие показатели ВК:
- в когнитивной сфере - сомнения в истинности мотивов и принципов, которыми субъект руководствовался ранее. (Когнитивная сфера – сфера психологии человека, связанная с его познавательским процессом и сознанием, включающая в себя знания человека о мире).
- в эмоциональной сфере - психоэмоциональное напряжение, значительные негативные переживания.
- в поведенческой сфере - снижение качества и интенсивности деятельности, негативный эмоциональный фон общения.
Интегральные показатели: нарушения механизма адаптации, усиление психологического стресса.
Виды внутриличностных конфликтов.
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт можно выделить несколько основных типов конфликтов
1) Мотивационный конфликт (хочу – хочу).
- это конфликт между бессознательными стремлениями и сознанием (З. Фрейд);
- между стремлением к обладанию и безопасностью (К Хорни);
- между двумя положительными тенденциями (ситуация «буриданова осла»).
2) Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (хочу – могу) Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Например, желание и физическая беспомощность;
- внешние физические данные не удовлетворяют человека
3) Нравственный конфликт (хочу – надо). Это конфликт:
- между желанием и долгом; (Т. Ларина)
- между нравственными нормами и личными желаниями.
4) Ролевой конфликт (надо – надо). Он проявляется при возникновении противоречий между различными ролевыми позициями личности, её возможностями и соответствующим ролевым поведением. Например, технолога назначили руководителем, а у него нет организаторских способностей.
5) Адаптационный конфликт (надо – могу). Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительности и возможностями самого человека (профессиональными, психическими, физическими). Например, его трактуют как конфликт между «хочу быть такими как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Или студент не может адаптироваться в учебной группе.
6) Конфликт неадекватной самооценки (могу – могу). Он возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценке своих возможностей. Например, - завышенная самооценка и стремление реально оценить свои возможности; - заниженная самооценка и осознание объективных достижений человека.
7) Когнитивные конфликты – как столкновение несовместимых представлений. То есть индивид имеет два знания (мнения) психологически несовместимых (не согласованных). Например, «Знаю, что курить вредно», «Знаю, что курю»; «Я принял решение», «Я не уверен, что это правильное решение».
7) Невротический конфликт – как результат длительно сохраняющегося «простого» конфликта. Это различные фобии (навязчивые переживания), гипертревожность, болезни.
Карен Хорни делит внутриличностные конфликты на:
- нормальные (у нормального человека конфликты могут быть разрешены самостоятельно);
- ненормальные (конфликты разрешит только специалист).
Формы проявления внутриличностных конфликтов, которые призваны обнаружить их у себя и других людей (С.М. Емельянов):
Таблица - Формы проявления внутриличностных конфликтов
Форма проявления
| Симптомы
| Регрессия
| Обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности
| Проекция
| Приписыавание негативных качеств другому, критика других, часто необоснованная
| Эйфория
| Показное веселье, выражение радости неадекватно ситуации, «смех сквозь слёзы)
| Номадизм
| Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения
| Неврастения
| Непереносимость к сильным раздражителям, подавленное настроение, плохой сон, головные боли
|
|
|
Причины и последствия ВК.
Причины ВК можно разделить на четыре группы:
1) Внутренние причины, обусловленные противоречиями самой личности. Они коренятся в рассогласованности внутренней структуры личности. При этом, чем сложнее внутренний мир человека, чем богаче развиты его чувства, ценности, претензия, тем в большей степени личность подвержена конфликту.
К основным противоречиям, вызывающим ВК относятся:
- противоречия между потребностью и социальной нормой (З. Фрейд)
- противоречие мотивов, интересов и потребностями (в клуб сходить и к семинару подготовиться).
- противоречие социальных ролей ролей
- противоречие социальных ценностей и норм (защита отечества и не убий)
2) Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе, среди них:
- физические преграды, препятствующие удовлетворению основных потребностей (мама не пускает гулять)
- отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (хочу есть, но забыл купить хлеб, магазины закрыты)
- социальные условия (когда потребность в уважении не встречает понимания, когда мы чувствуем себя чужими в группе из-за отношения некоторых людей)
- биологические ограничения (умственно отсталые и люди с физическими ограничениями, те, у кого препятствия в самом организме.
3) Внешние причины, обусловленные положением личности в организации. Они могут быть представлены следующими противоречиями:
- противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполняемой задачи и плохими условиями труда;
- противоречия между двумя взаимоисключающими требованиями или задачами;
- противоречия между производственными требованиями, нормами традициями в организации и личными требованиями или потребностями с другой стороны; (человек привык широко отмечать день рожденья)
- противоречия между стремлением к творчеству, карьере и возможностями реализации этого в рамках организации (не создают условия для повышения квалификации;
- противоречия между стремлением к прибыли и нравственными нормами (работа в организации, которая выпускает вредную продукцию);
- противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности.
4)Внешние причины обусловленные положением личности в обществе. Эти причины зависят от характера общественного строя, социальной структурой общества и экономической жизни.
Большой вклад в исследование данной проблемы внесла Карен Хорхи. Изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, она показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие ВК, и она утверждала, что именно рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигает проблему соперничества, то есть предопределяет возрастание враждебности личности не только по отношению к другим, но и по отношению к себе, постоянное недовольство собой.
Последствия ВК.
Они могут быть конструктивными (положительными) и деструктивными (отрицательными) последствия.
Положительные последствия, т.е. позитивно влияющие на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащие источником самосовершенствования и самоутверждения личности. Общим результатом является развитие личности. Более конкретно последствия ВК могут быть представлены следующим образом:
- конфликты помогаю самопознанию личности и выработки ее адекватной самооценки;
- конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий её развития;
- ВК закаляет волю и укрепляет психику человека;
- ВК является средством и способом саморазвития личности;
- преодоление конфликтов дает личности ощущение полноты жизни, делает ее внутренне богаче, ярче ощущение победы над собой.
Отрицательные последствия конфликтов, касающиеся состояния самой личности:
- прекращение развития личности, начало деградации;
- психическая и физиологическая дезорганизация личности;
- снижение активности и эффективности деятельности;
- состояние сомнения, подавленности, тревожности, общая депрессия;
- появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности;
- появление агрессии, или наоборот скованности в поведении человека;
-утрата смысла жизни.
Отрицательные последствия ВК, касающиеся не только состояния самой личности, но и ее взаимодействии с другими людьми в группе.
К ним относятся:
- неожиданное обособление личности в группе;
- повышение чувствительности к критике;
- девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение других;
- поиск виноватых – обвинение других во всем или самобичевание.
Если ВК долго не разрешается, он может привести к тяжелым последствиям:
- стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональные воздействия;
- фрустрация (реакция на преграды) – психическое состояние человека, вызванное непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению целей. Переживание неудачи, блокирование целенаправленного поведения;
- невроз – это нервно-психическое расстройство.
|