Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 6. «Межличностные конфликты»

1. Особенности межличностных конфликтов

2. Предупреждение и разрешение межличностного конфликта

 

Особенности межличностных конфликтов

Это самые распространённые конфликты, так как любой конфликт, так или иначе, сводится к межличностному конфликту. Межличностный конфликт появляется во всех сферах жизнедеятельности человека:

- в трудовой деятельности, трудовом коллективе, в организации возникают конфликты между руководителем и подчинённым, между сотрудниками одного ранга, между продавцом и покупателем и т.д.;

- в семье (муж-жена, родители-дети, супруги-родственники);

- в учебе (педагог-учащийся, учащийся-учащийся, педагог-администратор);

- в обществе (гражданин-чиновник, сосед-сосед).

Особенности МК:

- выступают две или более личностей, враждующих между собой по разным причинам: собственность, власть, должность, престиж и др.;

- проявляется весь спектр причин;

- отличаются большой эмоциональностью и охватом всех сторон отношений между конфликтующими сторонами;

- затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они связаны межличностными отношениями.

Причины МК:

1. Объективные.

1.1. Ресурсно-материальные

- недостаток материальных средств в семье;

- бытовая неустроенность

1.2. Социально-отношенческие факторы

- отношение родителей и детей

- отношения педагога и учащегося

- использование служебного положения в личных целях.

2. Субъективные причины – половые, возрастные, индивидуальные особенности личности

- стремление к превосходству

- разный жизненный опыт

- разные привычки поведения

- разные представления о нравственных ценностях



- агрессивность

- эгоизм

- грубость

- нарушение обещаний

- ожидание и реальное поведение и др.

Возникновение конфликта определяется ситуацией и личностью, воспринимающей ситуацию как конфликтную или нет. Наиболее существенными сферами личности, определяющими конфликт или его недопущение являются:

- мотивационная структура;

- когнитивная структура;

- ценностные характеристики (доверие – недоверие).

На основе этого выбирается характер взаимодействия и начальное поведение.

Взаимодействие, приводящее к конфликту:

1. Подчеркивание разницы между собой и партнёром:

- завышение своих достоинств;

- принижение достоинств партнёра;

- преуменьшение вклада партнёра в общее дело;

2. Негативная оценка поступков партнёра.

3. Проявление недоверия к партнёру, личной антипатии.

4. Попытка обсуждения вопроса при негативном эмоциональном состоянии партнёра.

5. Нарушение персонального физического пространства в ходе общения.

6. Перебивание собеседника при высказывании своего мнения

7. Придирки и угрозы.

 

Предупреждение и разрешение МК

Для предупреждения возникновения МК необходимо:

1. Знать своих партнёров, их личностные характеристики.

2. Соблюдать «социальную дистанцию» во взаимоотношениях (её определяет сам человек»).

3. Стараться не вступать в спор. Карнеги подчеркивал, что есть один способ одержать верх в споре – это уклонение от него.

4. Не употреблять конфликтогенов (слова, действия, бездействие, приводящие к конфликту).

5. Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

6. Проявлять эмпатию к партнеру.

7. Не скупиться на дружественную улыбку.

8. Демонстрировать внимание и интерес к личности.

9. Проявлять уважительное отношение.

Прежде чем вступить в конфликт надо подумать:

- Возможно ли решение проблемы другим способом.

- Какова цена победы или поражения.

- Как будут реагировать на конфликт окружающие люди.

 

Разрешение межличностного конфликта.

Навыки разрешения МК складываются постепенно. Каждый находит свою технологию управления конфликтами, совершенствую её опираясь на знания и опыт.

Разрешать МК необходимо по возможности быстро.

Рекомендации при возникновении МК:

1. Необходимо дать партнёру разрядиться.

2. Следует уменьшать агрессию неожиданными приемами. Спросить так, чтобы переключить оппонента с отрицательных на положительные эмоции, например, просьба о доверительном совете, неожиданный вопрос о другом незначимом для него.

3. Говорите тогда, когда оппонент остыл.

3. Нельзя давать оппоненту отрицательных оценок, надо говорить о своих чувствах. Например, не «вы меня обманули», но «я чувствую себя обманутым» или «не вы грубый человек», но «я очень огорчен тем, что вы так со мной говорите».

4. Следует попросить оппонента сформулировать проблему, желаемый результат. Спросите о фактах, доказательствах. Людям свойственно путать факты и эмоции. Проблема – это то, что надо решить и её необходимо отделить от эмоций.

5. Предложите оппоненту высказать свои соображения по проблеме и варианты решения. Это поможет искать взаимоприемлемое решение.

6. Важно уточнить смысл его высказываний, например, «Правильно ли я вас понял…», «Вы сказали, что…», «Позвольте я перескажу, как я понял». Это устранит недоразумения, уменьшит агрессивность.

7. Необходимо сохранять позицию «на равных».

8. Не следует ничего доказывать (в конфликтной ситуации это пустое занятие). Основная задача – установить общие точки зрения и понять, что разъединяет оппонентов.

9. Если вы решили уйти, то не хлопайте дверью, не говорите обидных слов.

10. Независимо от результата разрешения конфликта старайтесь поддерживать хорошие отношения дальше.

В переговорах можно использовать следующие методы:

- Метод соучастия. Дать понять человеку, что с ним считаются, его интересы принимаются во внимание.

- Метод провоцирования на добро. Надо высказать сочувствие, дать положительную характеристику. Например, «я понимаю, что вы и так загружены работой», «вы человек умный».

- Метод вмешательства «авторитетного третьего».

- Метод «принудительного слушания оппонента»

- Метод «обмена позиций»

- Метод психологической изоляции

 

Приемы, вызывающие доверие партнёра по общению.

1. Улыбка.

3. Обращение к партнёру по имени.

4. Уважение желаний, потребностей партнёра.

5. Подчеркивание благородных намерений. Обычно мы оцениваем других по результатам, а себя по намерениям. Здесь надо по-другому. «Я верю, что вы сделаете все возможное. Вы хороший, уважаемый человек».

6. Активное слушание в диалоге:

- Молчаливое поощрение участливым взглядом.

- Поддержка междометиями (да-да, ну, ага, угу).

- Повторение последнего слова собеседника (Эхореакция).

- Повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов (Зеркало).

- Повторение мысли говорящего другими словами (Парафраз), например, «Ваша мысль сводится к следующему….», «Итак, вы говорите, что…».

- Постановка наводящих вопросов (Что? Где? Когда? Почему?).

- Постановка побуждающих вопросов (Ну и что дальше?).

- Помощь в завершении фраз путем подсказывания слов.

- Проявление эмоциональных реакций (Смех, Ах, Здорово).

 

Лекция 7. «Семейные конфликты»

Причины конфликтов в семье

Типы конфронтаций внутри семьи

Конфликт поколений

Дети и конфликт

Урегулирование семейных конфликтов

Причины конфликтов в семье

Межличностные конфликты чаще всего происходят в семье и это не удивительно, ведь именно в семье происходят наиболее тесные контакты между людьми. И при этом каждый из членов семьи хочет жить, сообразуясь со своими идеями и взглядами, и не всегда получается соотнести их с привычками и убеждениями других членов семьи. На этой почве и происходят семейные конфликты. Время от времени по разные стороны от «баррикады» оказываются супруги, родители и дети или люди среднего и старшего поколения.

Конфликт может произойти не только тогда, когда члены семьи обладают разными взглядами и убеждениями. Иногда конфронтация возникает, когда люди не могут понять друг друга и из-за этого приходят к неправильному выводу. Это порождает претензии и обиды, и не всегда проблему получается урегулировать мирным путем. А что еще может вызвать напряженную ситуацию, приводящую к ссоре?

Общие причины семейных конфликтов

Лев Толстой мудро заметил, что «… каждая несчастная семья несчастна по-своему». Примеры этому могла бы привести каждая из нас. Это что касается несчастья. С конфликтами то же самое – причины их в разных семьях могут быть совершенно разными. Даже само прохождение брака через разные этапы своего существования может создавать конфликтные ситуации. Какие типы этапов развития семьи можно назвать кризисными?

- Период «притирки», когда молодожены учатся жить, как супружеская пара;

- Рождение первого ребенка и освоение роли мамы и папы;

- Рождение последующих детей;

- Когда ребенок идет в школу;

- Дети вступают в подростковый возраст;

- Взросление детей и уход из родительского дома;

- Кризис среднего возраста супругов;

- Выход супругов на пенсию

Каждый из этих этапов может создавать различные стрессовые ситуации, которые, в свою очередь, способны послужить потенциальной причиной, вызывающей семейный конфликт.

Изменения в семейном положении и в делах семьи тоже могут способствовать возникновению напряжения. Это может быть:

- Развод или разъезд супругов;

- Переезд на новое место жительства;

- Командировки на дальние расстояния и на долгое время;

- Необходимость работать в другом государстве;

- Изменение в финансовом положении семьи

Таким образом, семейные конфликты и их причины могут быть совершенно разными. Отношение друг к другу, ценности и потребности каждого из члена семьи со временем могут измениться, и они могут почувствовать свою несовместимость с остальными.

2. Типы конфронтаций внутри семьи

Психологи выделяют различные виды семейных конфликтов:

1. Собственно конфликты. Даже в счастливой и здоровой, нормально функционирующей семье время от времени случаются ссоры. Противостояния могут быть вызваны несоответствием взглядов и целей у разных членов семьи. Конфликты могут быть решены, и тогда они не угрожает стабильности семейных уз. Противоречия в семье могут возникать на всех уровнях, то есть ссориться между собой могут братья и сестры, супруги, а также родители и дети.

2. Напряженность. Психологи напряженностью называют давние, неурегулированные конфликты. Они могут быть очевидными и открытыми, но могут быть и просто временно подавленными. В любом случае они накапливаются и вызывают негативные эмоции, приводя к постоянной раздражительности, агрессивности и неприязни, что в итоге вызывает потерю контакта между членами семьи.

3. Кризис. О нем можно говорить тогда, когда конфликт и напряженность дошли до такой стадии, в которой все действовавшие до сих пор модели переговоров начинают терпеть фиаско, и, следовательно, реальные потребности отдельных лиц или целой группы домочадцев хронически остаются неудовлетворенными. Кризисы часто приводят к дезорганизации семьи, то есть определенные обязательства супругов друг перед другом или же обязанности родителей по отношению к детям перестают выполняться должным образом. А дезорганизация семьи, в свою очередь, часто заканчивается ее распадом.

Это основные типы конфликтов. А что же может их вызвать? Какие шероховатости в отношениях между близкими людьми могут привести к катастрофе? Семейные конфликты и их причины всегда тесно связаны между собой. Привёдём хоть и не полный, но подробный перечень тех недостатков во внутрисемейных связях, которые могут существенно повлиять как на качество взаимоотношений, так и на дальнейшее психологическое благополучие семьи. Вот некоторые примеры:

- Невозможность выразить свои чувства. В семьях с нездоровым психологическим климатом ее члены, как правило, скрывают свои чувства и отвергают их проявления другими людьми. Делают они это главным образом для того, чтобы избежать душевной боли и психологических травм.

- Отсутствие связи. В неблагополучных семьях очень редко происходит открытое общение между родственниками. Если возникают семейные конфликты, члены семьи начинают избегать друг друга, эмоционально отдаляясь и замыкаясь в себе.

- Проявления гнева.Если возникают какие-то проблемы, нездоровая семья пытается скрыть их, вместо того чтобы встретить лицом к лицу и постараться их решить. В такой семье часто ведутся споры о том, кто несет ответственность за возникновение той или иной проблемы, и такие споры чаще всего приводят к вспышкам гнева и даже к применению силы. Такие отношения вызывают полный хаос и заставляет участников конфликта становиться глухими к чужим чувствам. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов на такой стадии отношений становятся весьма затруднительными.

- Нечеткие границы «личной территории». В неблагополучных семьях отношения носят нестабильный, хаотический характер. Некоторые члены семьи подавляют остальных, не уважая их индивидуальность. Такое нарушение личностных границ может привести не только к конфликту, но и к действиям, которые можно подвести под определение «семейное насилие».

- Манипулирование. Манипуляторы выражают свой гнев и разочарование единственно доступным им методом: они пытаются давить на других, чтобы вызвать у них чувство вины и стыда. Таким образом они пытаются добиться, чтобы другие делали то, чего хотят сами манипуляторы.

- Негативное отношение к жизни и друг к другу. В некоторых семьях каждый относится к остальным с некоторым подозрением и недоверием. Они не знают, что такое оптимизм, и у них, как правило, совершенно отсутствует чувство юмора. Родственники имеют очень мало общих интересов и редко находят общую тему для разговора.

- Закоснелые отношения. Бывает и так, что члены семьи понимают, что что-то идет не так, но у них не хватает мужества, чтобы попробовать что-то изменить и начать действовать как-то по-новому. Это создает большие трудности в отношениях, домочадцы не могут почувствовать себя свободно, чтобы развиваться, как личности. Они предпочитают жить прошлым, потому что в настоящем не могут справиться с негативными изменениями.

- Социальная изоляция. В большинстве своем члены психологически нездоровой семьи одиноки. Они изолированы друг от друга, и все их отношения развиваются (если они еще не потеряли способность развивать межличностные отношения) вне семьи. Чаще всего от такой изоляции страдают дети, растущие в условиях семьи с нездоровыми отношениями. Иногда для них становится характерным антисоциальное поведение, что в итоге приводит к еще большей личностной изоляции – в такой ситуации не остается даже друзей.

- Стресс и психосоматические заболевания. как раньше. Как правило, он даже сам не Невысказанные эмоции могут отрицательно сказаться на здоровье и стать причиной психосоматических заболеваний. Такой человек постепенно теряет энергию и уже больше не может заботиться о семье, осознает, что нездоров; не удивительно, что этого не понимают и его близкие. Они воспринимают его апатию как безразличие к проблемам семьи, и это служит толчком к возникновению конфликтов. А ведь настоящее определение этим конфликтам – простое недоразумение!

 

Конфликт между поколениями

Семейные конфликты между поколениями возможны тогда, когда существует непонимание между разными возрастными группами и/или отсутствие уважения, как правило, у младших по отношению к старшим. Молодому поколению бывает трудно понять, что старшие тоже были такими молодыми, что они внесли свой вклад в общество и что, хоть они и стали менее активны в силу своего возраста, они по-прежнему умны и обладают богатым опытом, который может быть полезен другим.

Старшему поколению, возможно, трудно мириться с поведением некоторых молодых людей. Они видят, что молодежь сейчас имеет больше возможностей, чем имели они в свое время, и что у младшего поколения нет тех трудностей, которые когда-то переносили они. Пожилые люди не могут понять, что молодые люди сегодня сталкиваются с различными проблемами, связанными с особенностями современного общества, и не могут признать, что проблемы эти по-своему тоже очень непросты.

Но есть примеры конфликтов поколений, которые происходят на другой почве. Некоторых может раздражать необходимость заботиться о больном престарелом родственнике. Они могут очень сильно любить этого человека, но ведь приходится постоянно идти на какие-то жертвы в своей жизни, чтобы осуществить эту заботу. Кроме того, сам старший родственник может чувствовать себя виноватым и станет считать себя обузой для своей семьи. Это может привести к депрессии и послужить дополнительным источником осложнения в отношениях. Старение зачастую несет с собой дискриминацию или предубеждение против людей определенного возраста, и это служит основной причиной конфликтов между поколениями.

А вот вам еще пример: у молодых еще родителей дети взрослеют, создают свои семьи, рождаются внуки. Рождение первых внуков обычно застает многих людей среднего возраста врасплох. Они еще не готовы к новой роли, потому что живут своей, полноценной и активной жизнью, и еще полны амбиций. А дочки или сыновья, создав семьи и родив ребенка, вдруг понимают, что совсем не вовремя оказались скованы по рукам и ногам. Им еще надо учиться, необходимо работать, да и молодость берет свое – хочется продолжать общаться с друзьями, сходить в кино, сбегать на танцы, съездить на экскурсию…

И начинаются конфликты. Молодые не понимают, что вся ответственность за воспитание ребенка лежит только на них, им тяжело оказаться запертыми в четырех стенах. Не понимают они и того, что дедушки и бабушки тоже полны энергии, у них есть какие-то свои планы, да и работают в этом возрасте еще практически все «предки».

Другой пример – полная противоположность первому. Бабушка тянется к внукам, но невестка не дает ей с ними возиться. Все советы свекрови отвергаются, потому что невестка с ними не согласна. И это касается не только детей. Привычки и правила в разных семьях могут отличаться даже в мелочах, не говоря уже о более важных вопросах. А ведь конфликты часто начинаются с мелочей… Вот еще пример: свекровь всегда к завтраку подавала своему сыну булочку, намазанную маслом. А молодая невестка, скорее всего, ратует за здоровое питание, и поэтому перевела мужа на йогурты. Свекровь будет переживать, что сын остается голодным, а невестка будет нервничать, что свекровь портит ее супругу здоровье. Недовольство будет накапливаться, и однажды оно перерастет в конфликт. Как решить эти проблемы?

Сосуществование поколений не имеет какие-то фиксированные правила, но решение проблемы найти все же можно. Самое главное на чём основано предупреждение и разрешение конфликтов между людьми разного возраста – это умение и желание выяснять различные точки зрения, переживаение ситуации с учётом интересов обеих сторон.

Как мы можем лучше понять друг друга, если мы такие разные? Как мы можем других сделать более чувствительными по отношению к ситуации? И как можно помочь людям расширить свои представления о молодости и о старости? Все зависит от конкретной ситуации и от конкретной семьи. Вот основные «инструменты», с помощью которых можно исправить сложную ситуацию:

- идентификация проблемы;

- разъяснение причины занимаемой позиции и проявление эмпатии (сопереживания);

- принятие мер к устранению конфликта;

- изменение отношения к подобной ситуации: понимание позиции противоборствующей стороны устраняет возможные конфликты в будущем. Понимание – лучшая профилактика конфликтов.

 

Дети и конфликт

Приведенные примеры, конечно, не исчерпывают все возможные варианты конфликтов между поколениями. Подрастающие дети тоже часто становятся источником конфликтов. Один только переходной возраст – даже во вполне благополучных семьях – сколько проблем с собой несет! Правда, профилактика конфликтов родителей с подростками нами сейчас рассматриваться не будет, это отдельная тема. Но вот не сказать о том, что любая ссора родителей имеет сильное неблагоприятное воздействие на ребенка, мы не можем. Даже если ребенок совсем маленький и еще ничего не понимает из того, что говорят взрослые, он начинает плакать практически сразу после того, как родители начнут ссориться. Дети воспринимают повышенные тона родительского разговора, как угрозу своему благополучию.

Конечно, жизнь есть жизнь, конфликт может возникнуть в любой момент, и оградить наших детей от негативного влияния стресса не всегда получается. И тут на первое место выходит уже профилактика нервных заболеваний у детей. Каким образом, спросите вы? Надо научиться грамотно ссориться. И детей ругать надо тоже грамотно.

Это означает, что родители не должны прибегать к унижению и насмешкам, ни в коем случае не должны использовать ненормативную лексику или допускать физическое насилие, даже если это только пощечина или подзатыльник. Еще это означает, что во время конфликта следует использовать рациональные аргументы. Родителям никогда нельзя забывать, что дети каждую минуту учатся у них поведению и общению с другими людьми, поэтому даже в минуту самой большой злости не стоит подавать им дурной пример.

Кроме того, после ссоры с ребёнком необходимо найти возможность для примирения с ним, и вы обязательно должны выразить свою любовь к ребенку. Ребёнок должен почувствовать, что уже все хорошо, кризис миновал, и он по-прежнему дорог вам.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.