Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Система жанров в объемно-пространственных (пластических) искусствах.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Основное содержание лекционного материала

(краткий конспект)

Раздел 1 Введение в историю искусства

Тема 1 Система объемно-пространственных (пластических) искусств

 

Лекции 1-3

Система объемно-пространственных (пластических) искусств. Виды, жанры и техники пластических искусств

Искусство – это особая неутилитарная деятельность человека; это и процесс, направленный на создание особых (эстетических) объектов - произведений искусств, и сами произведения искусства как продукты этой деятельности.

Это универсальный способ конкретно-чувственного выражения духовного (эстетического) опыта человечества; один из главных компонентов культуры как созидательно-продуктивной деятельности человека.[1]

 

Процесс восприятия любого искусства обязательно требует от зрителя эмоционального вовлечения (в форме переживания)

Классификация искусств (по способу их существования и по характеру восприятия):

· ВременнЫе, или исполнительские (музыка, танец, пантомима) – динамичны по характеру; организуют время, воспринимаются как длительность, реализуются преимущественно во времени; воспринимаются на слух; требуют телесной (двигательной, моторной) активности человека.

· Пространственные (объемно-пространственные), или пластические, или изобразительные (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное) – имеют материальную природу, статичны; существуют в пространстве, воспринимаются объемно, как протяженность, организуют пространство, предполагают по преимуществу визуальное, тактильное (осязательное) и моторное (двигательное) восприятие



· Синтетические (театр (все его виды), цирк) – более развернутая и сложная форма реализации произведения искусства (спектакля): и во времени, и в пространстве одновременно;

 

Состав объемно-пространственных (пластических) искусств.

Система объемно-пространственных (пластических, или изобразительных) искусств включает традиционно:

1. архитектуру,

2. скульптуру,

3. живопись,

4. графику,

5. декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

6. дизайн (с начала ХХ века)

 

По характеру создания пластические искусства подразделяются на :

· Рукотворные (классические) – выполненные преимущественно ручным способом с использованием специальных инструментов; существуют в единственном экземпляре (уникальны)

· Техницизированные (постклассические) - дизайн, ТВ, кино, видео-арт, медиа-арт и т.д. – используют достижения науки, техники и передовых (в том числе промышленных) технологий; репродуцируемы (тиражируемы), то есть существуют во определенном количестве идентичных копий.

 

Система искусств (взаимосвязаны):

· обусловлены общей природой (материальной),

· формами существования (в пространстве),

· способами восприятия (тактильно-визуально-моторно),

· способом создания (рукотворные (мануальные) техники)

· средой бытования,

· сферой «применения»,

· характером воздействия на аудиторию.

Постклассические техники (практики) искусства:

Коллаж, инсталляции, энвайронменты, акции, перформансы, рейди-мейды и т.д.

 

Общность свойств:

· Материальность

· Объемность

· Статичность

· Пластичность (наличие объема, пластической формы, материальная природа, телесность)

· Пространственность (существование в двух-, трех- и четырех измерениях, материальные поверхности-носители, наличие объема, веса, формы);

· Изобразительность (преимущественно зрительные образы, визуально воспринимаемые, миметичные, развитие нарративно-повествовательного начала);

· Эстетический (внеутилитарный) характер.

Различия:

· в степени материализации и ее характере (нарастает от графики к архитектуре),

· в специфике используемого материала и способов (техник) его обработки;

· в поверхностных характеристиках материального («информационного») носителя: объеме, плоскостности или поверхности.

 

Пластические искусства обращены преимущественно к следующим органам восприятия (чувствам):

· тактильному (осязанию),

· визуальному (зрению),

· моторному восприятию (через динамику тела) - особенно этого требует архитектура.

 

Формы существования ( воплощения), или виды:

Основные:

· Монументальная (крупный масштаб, большая дистанция, точка зрения снизу вверх, коллективный зритель – народ, собрание)

· Станковая (масштаб соотносим с фигурой человека, средняя дистанция, индивидуальный зритель)

· Декоративная(масштаб соотносимый с рукой человека, дистанция зависит от частоты использования, может быть личной вещью)

дополнительные:

· монументально-декоративная (оформление архитектурных пространств);

· декоративно-прикладная (оформление прикладных изделий).

 

Различия в формах (видах) существования пластических искусств проявляются через:

· масштаб (по отношению к человеку),

· дистанция восприятия

· характер зрительской аудитории (коллективная, индивидуальная)

· характер восприятия (любование, использование),

· предназначение, или способ бытования (утилитарные или эстетические),

· способ создания (рукотворные, механические, техницизированные)

· уникальность произведений (существуют в единственном экземпляре или репродуцированные (тиражированные).

 

Система жанров в объемно-пространственных (пластических) искусствах.

В искусствах изобразительных (прежде всего, это скульптура, живопись и графика) существует система жанров, указывающая на определенную тематику, сюжет произведения

Система и характер жанрового деления определяются критерием изобразительности (изоморфности), или натуроподобия (миметичности).

Жанр определяется тематикой произведения (фабула, содержание, изобразительные мотивы, символы, сюжеты):

Изобразительность - это степень натуроподобия (сходства с натурой) изображения, и она в различной степени присуща различным видам пространственных искусств. Так, архитектура почти лишена ее, в то время как скульптуре, живописи и графике она присуща в наибольшей степени.

Архитектура (тесно связана и определяется формами социальной жизни). В соответствии со сферой бытования подразделяется на следующие виды:

1. Культовая (сакральная):

· храмы

· святилища;

2. Светская:

· гражданская,

· образовательно-воспитательная

· жилая,

· административная,

· промышленная,

· экспозиционная,

· торгово-развлекательная

3. Объекты коммуникации;

4. Городская (особняки, доходные дома, многоквартирные, небоскребы)

5. Загородная (виллы, частные дома, коттеджи)

6. Мемориальные комплексы

7. Малых форм (ландшафтное проектирование – скамейки, беседки, урны и т.д.).

Техники (материалы для строительства, определяет тип конструкции):

камень (мрамор, известняк), дерево, кирпич/бетон, железо/бетон (арматура), стекло/напряженная сталь и т.д.

 

Основные архитектурные конструкции:

 

· Стоечно-балочная,

· Арочно-сводчатая,

· Каркасно-сводчатая,

· Железо-бетонные модули

· Конструкции из напряженной стали и стекла

 

 

Скульптура (единственная тема - тело человека или животного):

 

Виды скульптуры:

· Круглая (свободностоящая – бюст, статуя, статуарная группа, городской монумент)

· Рельеф (низкий, высокий - медаль).

 

Формы скульптуры:

 

· Портретная медаль

· Скульптурный бюст (погрудное изображение)

· статуя,

· статуарная группа

· городской монумент.

 

Жанры скульптуры:

 

1. Религиозная (сакральная) композиция: библейские, евангельские персонажи, христианские святые;

2. Мифологический: персонажи античной (греко-римской) мифологии;

3. Портрет:

· индивидуальный (в виде медали, бюста, поясного изображения, статуи, надгробия, конного монумента)

· групповой (скульптурная группа из нескольких фигур);

4. Анималистический жанр: культовые животные (хищники, копытные), лошади, собаки, кошки и т.д.;

5. Конный монумент (соединение изображений человека и животного);

6. Жанровая сцена с изображением группы людей и животных (довольно редкая)

7. Монументально-декоративная скульптура для украшения садово-парковых пространств (типа «Мальчик с лебедем» и т.д.)

Техники (методы) скульптуры:

· ваяние (твердые материалы, предполагает постепенное удаление материала – камень, дерево),

· пластика (мягкие материалы, предполагает последовательное прибавление материала и последующий перевод в более прочный материал – гипс, стук, глина, воск, бронза).

 

Существуют следующие виды рельефа:

· Барельеф – низко выступающий над поверхностью фона

· Горельеф – высоко выступающий над поверхностью фона

· Врезанный – заглубленный в поверхность фона

 

Живопись наиболее полно и разнообразно реализует жанровый состав в изобразительных искусствах.

В монументальной живописи выделяются в основном сакральные и декоративные по характеру композиции:

· Сцены мифов

· Библейские и евангельские

· Исторические (батальные)композиции, а также разнообразные символико-аллегорические фигуры

· орнаменты (геометрические, растительные, зооморфные, гротески и т.д.), которые обрамляют и разделяют сюжетные сцены.

Жанры станковой живописи:

· Религиозная композиция (поклонение, жертвоприношение, алтарный образ – икона)

· Мифологический

· Исторический (разновидность – батальный - живописный жанр с изображением битв, сражений, поединков)

· Портрет (групповой, индивидуальный, парадный, камерный (бытовой))

· Пейзаж – картины природы

· Натюрморт - изображение различных предметов, срезанных цветов, композиций с музыкальными инструментами и т.д.

· Жанр, или бытовая сцена - сцены повседневной жизни людей, изображение пирушек в трактирах и различных домашних занятий

· Ню (обнаженная натура)

· Анималистический.

 

Техники живописи (определяются типом связующего вещества для красочных пигментов, как натуральных, так и синтетических) – воск, вода, яичный белок и/или желток, растительные масла, клеи, натуральные и/или синтетические смолы.

 

Техники монументальной живописи:

· Мозаика – галечная (напольная), мраморная и смальтовая (в верхних частях православных храмов – своды, купол, подкупольное пространство, верхние части стен)

· Энкаустика - живопись на восковой основе,

· Фреска - живопись по сырой штукатурке (требует точности и быстроты исполнения, обобщенной манеры письма),

· Темпера – живопись на яичном белке (и желтке).

 

Техники станковой живописи:

· темпера,

· масло,

· акрил (в постклассической живописи ХХ века),

· пастель (используется для миниатюрных портретных композиций на пластинках слоновой кости),

· акварель (последняя является еще и техникой графики).

Методы работы живописцев:

· метод «старых мастеров» - классическая многослойная живопись;

· «alla prima» - в один красочный слой;

· Коллаж («наклеивание») – метод новейшей европейской живописи начала ХХ века.

 

Графика (Существует с ХУ века. Превоначально вспомогательный вид искусства; предназначена для подготовительного этапа создания живописи: этюды, зарисовки отдельных фигур или элементов композиции, композиционные эскизы, картоны для монументальных композиций (стенописи) в натуральную величину).

 

Виды графики:

· Оригинальная (рисунок, набросок, этюд, эскиз)

· Печатная (тиражированная) – оттиски с печатного станка.

 

Техники оригинальной графики:

· Карандаш

· Уголь

· сангина

· тушь и перо

· бистр

· акварель.

Техники печатной графики:

· резцовая гравюра,

· ксилография (по дереву),

· офорт,

· сухая игла,

· литография,

· монотипия и т.д.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.