Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Нововавилонское царство – 1 половина УП – У1 в. до н.э.

62 до н.э. – мидийцы и скифы захватили столицу Ассирии Ниневию (Набопалассар, воин западных провинций, сокрушил Ассирию)

Командир ассирийцев в Южной Месопотамии провозгласил себя царем Вавилона

 

612 – 539 до н.э. – расцвет Вавилона до его завоевания персами

 

Навуходоносор (до 562 г. до н.э.) – самый прославленный из них – строитель знаменитой Вавилонской башни (строят из каменных блоков)

 

Статуя Навуходоносора П (605 - 563) – строителя Вавилона

689 до н.э. – ассирийцы разрушили город до основания

 

Ансамбль нового Вавилона – середины У1 в. до н.э.

Город построен в пустынной местности.

Квадратной формы план со сторонами по 10 км , на берегу Евфрата; крепостные стены (5 рядов), обводной канал; дороги для процессий; зиккураты

53 храма; храмы облицованы синим кирпичом с золотыми рогами

 

Городские ворота Вавилона –

Ворота богини Иштар (реконструированные на месте, оригинальные – Берлинский музей)- из обожженного и глазурованного кирпича, украшенные орнаментом и фигуративными рельефными композициями

 

Дорога для процессий (7,5 м щириной) проходила от них к Эсагиле, храму верховного божества Мардука.

 

Двойные ворота, ступенчатые зубцы стен, стены облицованы полихромными изразцами с рельефными и плоскими (белыми и желтыми ) драконами (мушруши) и желтыми дикими быками; рельеф значительной высоты, чередование простейших линий; синий фон глазурованного кирпича; белые с желтыми гривами и желтые с красными гривами животные; чередование фризов с плоскими и фризов с выпуклыми изображениями

 

В царском дворце древнего Вавилона для царицы и ее двора, приехавших из страны с более благоприятным климатом, были разбиты роскошные сады на искусственных платформах с системой искусственного орошения, известные как одно из «7 чудес света».



 

Вавилонская башня – 7-ярусный зиккурат Этеменанки (Арадаххешу) – середины УП в. до н.э. (90х90х90 м)

 

Была снесена Александром Македонским для того, чтобы воссоздать ее заново, но эта идея не осуществилась

 

Персия

Более древнее название – Иран

 

Высокое плоскогорье к востоку от Месопотамии, населенное с доисторических времен

 

Перевалочный пункт на путях мировой миграции (север и юг Месопотамии, Малая Азия, южно-русские степи)

 

Древнейшая история этого народа не ясна

 

Известна земля Персида (юго-запад Ирана) – населенная кочевыми племенами

 

Середина У1 в. до н.э. царь Кир (Куруш) из рода Ахеменидов покорил огромные территории и правил Вавилоном (550-538 гг. до н.э.)

539 до н.э. – персы захватили Нововавилонское царство и владения ассирийской державы

 

Империя Ахеменидов – одна из самых значительных в Древнем мире

Громадная этническая, культурная и религиозная пестрота

Боролись с греками; погибла империя при битве при Гавгамелле (331 г до н.э.)

 

От древнейшего периода персидской истории и культуры::

Предметы, происходящие из захоронений кочевников, изделия кочевого быта (уздечки, оружие, пряжки, бронзовые украшения, чаши, миски)

 

Распространены от Сибири до Центральной Европы, от Ирана до Скандинавии

 

Древний Иран – родина анималистического «звериного стиля» изображений

«Звериный стиль» - фантастическая манера

 

Материалы – бронза, дерево, кость, янтарь

 

Бронзовые изделия из Луристана – клады (ХУП вв. до н.э.):

Герой борется со зверями

Детали конной упряжи, фибулы, украшения, боевые топоры, воинские штандарты, сосуды типа ритон

Декоративное навершие шеста (19,1 см, Британский музей) с симметричными фигурами козерогов с удлиненными шеями и рогами

Парные изображения львов, драконов

 

Персия эпохи Ахеменидов (550-323 гг. до н.э.)

539 г. до н.э. – захватили Вавилон, унаследовали титул вавилонского царя

Расширили державу (присоединение Египта, Малой Азии, кровопролитные войны с греками)

 

Огромная держава – империя, одна из крупнейших и могущественнейших в Древнем мире

Просуществовала чуть более 200 лет; разрушена Александром Македонским (356 – 323 гг. до н.э)

 

Громадная этническая, культурная и религиозная пестрота

Религия древних персов основывалась на пророчествах Зароастра

В основе – противостояние богов света и тьмы, Ахурамазды и Аринана

 

Культ осуществлялся на открытом воздухе с использованием открытых алтарей и открытого огня, поэтому храмовых сооружений нет

 

Зароастризм не стал государственной религией (поклонялись также вавилонским, сирийским, финикийским и др. божествам)

 

Наиболее могущественные цари Древней Персии:

Кир (600-529 гг. до н.э.),

Дарий (550-486 гг. до н.э,

Ксеркс (519 – 465 гг. до н.э)

 

Управляли умело и гуманно, придерживались религиозной веротерпимости; создали механизм государственного управления огромным государством

 

Оригинальный монументальный стиль в искусстве (декоративная основа), прославивший величие их державы

 

Искусство многолико. Приглашали мастеров-мидян, египтян, греков-ионийцев, вавилонцев для создания архитектуры и памятников изобразительного искусства.

 

Синтез различных художественных традиций в искусстве, не имевших дальнейшего развития (ассирийские, древние персидские, греческие и т.д.)

 

Увлечение декоративными мотивами и орнаментикой – дань традициям кочевых народов древности

 

От древнейшего периода персидской истории широко представлены изделия торевтики (изделия из металла) - посуда, чаши из различных металлов (золото, бронза, серебро, электр – сплав золота и серебра) с рельефными поверхностями и зооморфными орнаментами:

Вазы с рифленой поверхностью

Сосуды с ручками в виде фигурок животных

Повторяющиеся зооморфные образы

Ритоны – сосуды в виде головы животных (лев, бык)

 

Архитектура

Города (Сузы, Пасаргады, Парса) - Пасаргады на холме вблизи караванного пути с юга на север и с востока на запад

Сохранились небольшие здания в садах, цитадель, царские дворцы

Дворец Кира

Главный зал – ападана

Вход в него украшен рельефами 3,5 м. высотой

Есть надпись: «Я, Кир, царь, Ахеменид…»

 

Гробница Кира в Пасаргадах (наземная, в виде дома на искусственной платформе)

Была распечатана Александром Македонским

 

Персеполь (греческое название, персы называли его Парса) – столица Парса - 520-460 гг. до г.э.

Священный город персов, религиозный центр, место коронации их царей

Громадная территория дворца, большое количество церемониальных залов

Был подожжен и начисто разрушен вместе с городом празднующими победу греками-македонцами

 

Сохранились фундаменты и нижние части стен, лестниц, парадного зала – ападаны

 

Лестницы украшены рельефами со сценами процессии царских воинов-гвардии, вооруженных персов и мидян

 

Главная идея росписей - величие царя, незыблемость трона

 

Изобразительный мотив «Лев терзает быка» – древнеперсидский символ весеннего равноденствия

 

Царские дворцы величественные и впечатляющие огромными размерами (Дворец в Сузах)

 

Колонны – напоминали малоазийские колонны ионийского ордера - с орнаментированными и украшенными базами и капителями

 

Художники, скульпторы, архитекторы – греки-ионийцы работали при персидском дворе (украсили Персеполь)

 

Двойные лестницы, ведущие в тронный зал Персеполя, украшались рельефными плитами, украшенными изображением процессии воинов

 

Сцены царских приемов, процессий данников, изображений фантастических зооморфных существ

 

Статуя Ашшура (бога света Ахурамазды) крылатая фигура в персидской тиаре и царском платье

 

Образ из наиболее распространенных - Гопатисах – священный человеко-бык

 

Из сакральной архитектуры можно упомянуть также скальную гробницу Дария

 

С 1У в до н.э. (эпоха эллинизма) усиливается влияние греческого искусства в персидских памятниках


Лекции 7-8

Искусство Древнего Египта

 

Корни цивилизации - середина У тыс. до н.э.

Древняя Индия и Древний Китай – У тыс. до н.э.

 

Тип культуры и социальной жизни

· Древневосточные деспотии (государство хеттов, Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Древняя Персия, Древний Египет)

· Земледельческие цивилизации, созданные в бассейнах и долинах великих рек (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ, Тигр и Евфрат) и основаны на сложных системах искусственной ирригации земель

· Общинный уклад (родовая, семейная, соседская)

· Коллективные общественные работы свободных и рабов

· Развитые религиозные (жреческие) институции при храмах и святилищах

· Абсолютная полнота власти царя (фараона)

· Синкретичный характер письменности (иероглифика)

· Развитая мифология и литература

Религиозные основы искусства

· Политеизм (вера в созидающие и разрушающие силы природы, а также в духов животных и растений – первобытная анимация, культ умирающих и воскресающих богов-растений, пантеон полу-антропоморфных божеств)

· Остатки древних тотемических культов (египетские зооморфные божества)

· Развитый погребальный культ и почитание предков

· Наличие строгой системы правил и норм изобразительной деятельности (канона)

· Ритуально-символическая основа искусства

 

Периодизация:

1. Додинастический и ранний период – конец У– рубеж 1У-Ш тыс. до н.э.

2. Древнее Царство – 3000 – 2300 гг. до н.э. (1 – У1 династии)

3. Распад Египта вследствие нашествия гиксосов – 2 пол. Ш тыс. до н.э.

4. Среднее Царство – 2100 – 1800 гг. до н.э. (21 – 18 вв.) – (Х1-ХП династии)

5. Новое Царство – 1600 – 1100 гг. до н.э. (16-15 вв.) - ХУШ–Х1Х династии:

· Ранний период 1600 - 1500 гг. до н.э.

· Эпоха Эхнатона (Амарнский период) – 1400 – 1350 гг. до н.э.

· Вторая половина Нового царства - 1350 - 1100 гг. до н.э. – Х1Х династия

· Конец Нового Царства – 1250-1100 гг. до н.э. – ХХ династия

6. Поздний период – 1100 - 332 гг. до н.э. – (ХХ1 – ХХУ1 династии)

7. Эллинистический период – 332 – 30 гг. до н.э. (династия Птолемеев)

8. Римское владычество – с 30 г. до н.э.

 

Смена египетских и иностранных (ливийских, эфиопских, греческих) династий правителей-фараонов, обожествляемых после смерти

 

Столицы – Мемфис (Древнее царство), Фивы, Фаюм (Среднее Царство),

Архитектура стоечно-балочной конструкции из монолитных каменных плит

Культовая:

Храмы, посвященные богу солнца, или «солнечные храмы» (обелиск в центре, ограда, аллея сфинксов) – Ниусерра в Абусире

Погребальные царские сооружения – гробницы и заупокойные храмы

Священные дороги (до 1200х32 м)

Храмовые комплексы (Карнак, Луксор, Абу-Симбел)

Новая столица – город Ахетатон в оазисе Эль Амарна

 

Первые пирамиды – мастаба (араб.) – «скамья»:

Пирамида фараона Снофру в Дашуре (1У династия)

Пирамида Джосера – первое известное имя зодчего- Имхотеп – это 7 мастаба, поставленных друг на друга

 

Классические пирамиды царского некрополя в Гизе – Хуфу, Хафра, Менкаура (1У династия) – западный берег Нила

 

Пирамиды имели подземную и надземную части

 

Гробницы номархов Среднего Царства – сочетание пирамиды со скальной гробницей (Ментухотепа 1 в Дейр-эль-Бахри), а также скальные гробницы в Бени-Гасане

 

Крупнейшая – пирамида Хуфу (высота 146 м, длина основания – 233 м, известняковые блоки весом от 2,5 до 1000 тонн, 2млн 300 тысяч блоков) – единственное сохранившееся до наших дней сооружение древности из причисленных к «7 чудесам света»

 

Научное исследование пирамиды Хуфу началось лишь в начале 2007 г. с работ по понижению уровня влажности внутри пирамиды и с очистки ее от соляных отложений

 

Находилась пирамида Хуфу в центре двора рядом с заупокойным храмом, крытым переходом в долину и нижним заупокойным храмом в долине

 

Возобновление строительства пирамид из кирпича-сырца в пождражание величию Древнего Царства – при Аменемхете 1 (ХП династия Среднего Царства) – Сенусера 1 (высота 61 м)

 

Заупокойный ансамбль Аменемхета Ш в Хавара (Среднее царство) – центр общегосударственного культа фараона.

 

Грандиозный, выстроен из кирпича, с монолитными каменными перекрытиями, облицован известняком.

Включал в себя залы, монументальную скульптуру (колоссы Аменемхета Ш из цельного блока кварцита высотой 18 м), рельефы;

его заупокойный храм (72 000 кв.м.) описан Геродотом и назван им «Лабиринтом»

 

Египетская колонна (сформированы в эпохи Древнего и Среднего царства):

· Лотосовидная

· Пальмовидная

· Папирусовидная

 

Прототипы колонн с дорической капителью известны в Египте уже в 20 в. до н.э. (Среднее Царство)

 

Пилоны(с эпохи Среднего царства) – оформление входа в храм в виде двух высоких башен пирамидальной формы с узким проходом между ними. Перед пилонами ставились мачты для флагов и обелиски, а также статуи фараона

 

Храмы – крупнейшие комплексы храмов Амона-Ра в Карнаке и Луксоре

 

Идея храма как шествия, прохождения пути к богу

 

Структура храма – протяженная, представляла собой чередование пилонов и гипостильных (заполненных лесом колонн) либо перистильных (окруженных колоннадой по периметру) дворов, ведущих к молельне со статуей бога в конце.

 

Включали в себя:

· крытые колонные залы (гипостили)

· дворы, окруженные колоннадами (перистили)

· главное святилище (молельня со статуей фараона) в конце храма

· центральные проходы, оформленные колоннами, более высокими, чем по краям дворов, с капителями в виде раскрытых цветков (лотоса, папируса, пальмы) в отличие от нераскрытых бутонов на колоннах периферийных частей дворов и залов

· священное озеро (храм богини Мут в Карнаке)

· священные дороги («аллеи сфинксов»)

 

В Амарнский период (Среднее Царство) в связи с запрещением культов старых богов и закрытием храмов, а также перенесением культовых действий на открытый воздух, строительство традиционных храмов прекратилось

 

Гражданская архитектура:

Дома знати – кирпичные сооружения с массивными стенами, 40х60 м, включали до 70 помещений. В центре – колонный зал.

 

Городская архитектура – улицы имели уклон к центру для обеспечения стока песка (воды)

 

Монументальная скульптура

материалы:

белый известняк, базальт, гранит диорит, порфир, кальцит, дерево (из Нубии и Ливана), а также бронза в поздний период в качестве более дешевой и менее трудоемкой замены твердого камня

 

Способ обработки:

Плоскостно-кубический (каждая грань блока камня кубической формы высекается отдельно)

 

Виды скульптуры:

1. объемная

· Обелиски Ра с обитой медью или позолоченной верхушкой и священными надписями, выбитыми на поверхности – воплощение бога Солнца

· Статуи богов и фараонов при храмах (колоссы) – Сенусерта 1, Сенусерта Ш и Аменемхета ШРамзеса П

· «Большой Сфинкс» с лицом фараона Хафра (известняк, высота 20 м, длина 57 м) – первая царская статуя вне храма у нижнего заупокойного храма Хафра

· Священные аллеи сфинксов

· Гипсовые маски (посмертные и прижизненные) – с эпохи Древнего царства (правления 1У династии)

· Портретная скульптура (Статуя зодчего Хемиуна, строителя пирамиды Хуфу; Статуя писца Каи, Статуя царевича Капера («сельский староста», бюст царевича Анххафа)

· Ушебти - фигурки слуг и рабов, занятых различными работами для обслуживания фараона в загробной жизни

 

2. рельеф (врезанный и выпуклый)

 

Происхождение древнеегипетского скульптурного портрета связано с ритуальными основами и традициями погребального культа, со снятием посмертной маски, созданием точной копии подобия фараона («ка», «ба») и использованием его в погребальном комплексе предметов в гробницах на случай «порчи тела» в качестве его замены

 

Эволюция древнеегипетского портрета предполагает переход от более условных по характеру, плоскостно выполненных в твердом камне изображений, к более реалистическим по характеру, объемно выполненным образам с особым эмоциональным колоритом

 

Изображение богов, фараонов, вельмож выполнено в строгом соответствии с требованиями социальной иерархии и изобразительного канона в отличии от фигурок простолюдинов, где допускаются большие небрежность, простота, изобразительная свобода, динамичность и, в целом, реалистичность

 

Наличие канонических иконографических схем для изображения богов и фараона:

· стоящая фигура в полный рост

· фигура сидящая на кубообразном основании

· фигура сидящая на коленях, поджав под себя ноги

 

Художественные приемы, обусловленные использованием изобразительного канона:

· монументальный характер

· крупный масштаб изображений фараона (фигура оруженосца вдвое меньше)

· Фронтальность постановки

· Статичность позы

· Сочетание разных точек зрения (профильной и фасовой)

· Изображение частей невидимых глазу

 

Ритуальный смысл изображения:

· фараон – сын бога, «тот, кто смотрит», охранитель Египта

· блаженство его в загробной жизни,

· прославление его военных побед и власти

 

Рельефы 2-х видов в гробницах, храмах:

 

· Врезанный (поверхность фона не затронута, изображение врезано в его глубину)

· Барельеф (изображение выступает над поверхностью фона); может дополняться раскраской – «Плита Нармера»

 

Содержание изображений:

Портреты (зодчий Хесира из Саккара), культовые сцены, сцены сельских работ, охоты в зарослях Нила, рыбной ловли, сцены в мастерских ремесленников

 

Картины жизни египетской провинции, изображение животных, сцен охоты – Охота Хнумхотепа П в зарослях Нила

 

Прикладные изделия быта:

Материал – камень (алебастр, стеатит, порфир, гранит, яшма)

 

Ювелирное искусство: золото, малахит, бирюза, сердолик, фаянс насквозь окрашенный и с подглазурной росписью

 

Изделия из драгоценных материалов (редких и «вечных») имели культовый характер или являлись символом высокого социального положения владельца; они использовались для сокровищниц, храмового, дворцового церемониала и для наполнения гробниц умерших правителей и правителей номов (отдельных провинций Египта).

Монументальная живопись ( гробницы, заупокойные храмы,храмовые комплексы):

Сцены культовые и светские:

Фараон перед богами (на суде Осириса)

ритуальных оплакиваний

воинских побед фараона, а также:

сцены охоты фараона (львиной или в зарослях Нила), рыбной ловли, пиров, отдыха в саду, семейные сцены

 

Техника:

темпера по сухому с добавлением цветных паст, вкладываемых в специально оставленные заглубления (гуси из гробницы в Медуме)

 

Изобразительные приемы древнеегипетского искусства:

Статичность, фронтальность позы

Шаг в вечность одной ногой

Строгая осевая симметричность изображенной фигуры

Каноническая поза и жест

Каноническая система пропорций тела (зодчий Аменхотеп)

Ритуальный костюм со знаками власти

Символическая окраска тел (мужские – коричневый, женские - желтый)

Сочетание различных точек зрения в одном изображении

Соединение изобразительных и текстовых знаков в иероглифе (синкретичное письмо)

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.