Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел У1 Искусство европейского Средневековья

 

Лекции 16 - 17

Искусство Византия

Византия - Восточная Римская империя (330/395 – 1453 гг.)

 

Хронологические рамки:

330 г. – перенос столицы в Константинополь императором Константином и переименование города (б. Византий)

 

Новая столица – Константинополь (б. Византий, колония греческого города Мегары, основана в УП в. до н.э. на берегах пролива Босфор у мыса Золотой Рог)

 

Включала Балканский полуостров и восточные провинции империи, значительно расширила свои владения за счет военной экспансии в У1 в.

 

395 г. – Константинополь – столица Восточной Римской империи

 

В эпоху своего расцвета У1-УП вв. Византия включала в свой состав обширные территории, куда входили Северная Италия, Балканский полуостров и восточные провинции империи; она значительно расширила свои владения за счет военной экспансии в У1 в.

 

1204 – взятие Константинополя крестоносцами (западноевропейскими рыцарями, участниками 1У Крестового похода) и временный распад империи до середины Х1У в.

 

29 мая 1453 г. Византия пала, когда столица империи была захвачена турками-османами, и «Второй Рим», Восточная Римская империя прекратила свое существование.

 

«Наследниками» Византии и ее духовными преемниками провозгласили себя государи Великого княжества Московского («Москва - третий Рим, а четвертому не бывать»)

 

Христианство – государственная религия Византии (православие)

Восточная Римская Империя – теократическое государство. Христос – символический глава государства. Император – помазанник божий и наместник Христа на земле

Верховная власть светского и духовного владык - императора и патриарха.



 

Византийцы называли себя ромеями; официальный язык – греческий

 

Сохранили наследие античной цивилизации и культуры на своих землях (систему административного управления, римское право, основы культуры, в том числе и художественной) и обеспечили прямую преемственность традиций от античности к средневековью

 

Периоды:

Юстиниановский – У1 – УП вв.

Иконоборчества – сер. УП – начало 1Х вв.

Правления императоров Македонской династии – 1Х – Х1 вв.(1204 г.)

Правление династии Комнинов – ХП – ХШ вв.

Палеологовский «ренессанс» - Х1У – до 1453 г.

 

Символический язык искусства имеет сакральный (священный) характер и воплощает духовные ценности и смыслы православного мировоззрения

 

Основа византийского религиозного искусства - храмовый синтез искусств – воплощается в религиозном действе православной литургии – церковной службы - (взаимодействие сакральной архитектуры, монументальной живописи (мозаики/фрески на сводах, куполах, в конхе апсиды), системы освещения (сочетание естественного света и искусственного, свечного, паникадила), одеяний священнослужителей, хоровых песнопений, греческой риторики, церковного книжного слова, драгоценной напрестольной утвари (светильники, кадильницы, канделябры, различные сосуды (потиры, чаши, блюда), узорные ткани), аромата курений (ладана).

Архитектура:

каркасно-сводчатая конструкция,

техника кирпичной кладки (в столице) или кирпично-каменной кладки (в Греции) на цемяночно-известковом растворе:

 

Типы зданий:

· Базилики римского и сирийского типа (укороченные, без трансепта) – от раннехристианской архитектуры

· Купольные базилики У1 в. в столице империи Константинополе(Св. Софии, Св. Ирины, Св. Сергия и Вакха)

· Крестово-купольный тип храма (храм на 4-х колонках, вписанного креста и др.) – с 1Х века сложился - канонический - в православной архитектуре.

 

Самый прославленный храм Византийской империи – патриарший храм Св. Софии (Божественной Премудрости) – был построен в У1 в. (532-537 гг.) малоазийскими зодчими Анфимием из Трал и Исидором из Милета по прямому указу императора Юстиниана, который лично курировал его строительство

 

Крестово-купольный храм – главное наследие византийской архитектуры, канонический тип храма, отвечающий особенностям православного культа

 

Имеет форму равноконечного греческого креста с 1 или 5 куполами (главный в центре на средокрестии и четыре по концам креста), образующими ступенчатую повышающуюся к центру структуру

 

Купол с барабаном на парусах (или тромпах), опирающийся на 4 столба (колонны); система организации сводов полуциркульных и крестовых с распределением нагрузки на опоры и силы давления бокового распора

 

Его формирование обусловлено традициями раннехристианского церковного строительства, спецификой православного храмового действия, требующего кругового обхода церковного пространства и наглядного соединения общины верующих в общем молитвенном устремлении к Богу

 

Символика храмового пространства (определенные пространственные зоны храма имеют большую символическую ценность и сакральное значение, нежели другие):

 

В структуре храма присутствует четко выраженная пространственная иерархия:

 

· верхние части более сакральны, чем нижние,

· правые важнее, чем левые,

· центр более сакрален, чем периферия

 

Наиболее сакральными зонами являются:

 

1. по горизонтали - апсида, символически отождествляющаяся с Богоматерью, с Вифлеемской пещерой и с Голгофой, т.е. с Рождеством и Распятием Христа (началом и концом его земной жизни),

 

2. по вертикали – купол вместе с барабаном, символизирующие небеса, Царство Божие, то место, где незримо присутствует Господь вместе с общиной верующих

 

Соответствующее значение имеют канонические сюжеты храмовой росписи:

 

· купол – Христос Вседержитель (Пантократор), Вознесение Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов, Вознесение креста (в грузинских храмах)

· барабан купола – апостолы / пророки

· паруса сводов – апостолы-евангелисты либо сцены Рождества, Принесения во храм, Крещения, Преображения Христова

· конха апсиды – Богоматерь Оранта (Одигитрия); при отсутствии купола – Христос Пантократор

· триумфальная арка – Благовещение; Деисус – молитва перед Христом Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов, святых апостолов за человечество

· стены – сцены Ветхого и Нового Завета

· В декоративном убранстве храмового пространства пол покрывается мраморной мозаикой, стены до начала сводов покрываются плитами отшлифованного мрамора, а верхние части стен, своды, купола покрываются сюжетными мозаичными изображениями на золотом фоне

 

Скульптура округлая (статуи) в православном искусстве Византии отсутствует дабы избежать языческого идолопоклонства, но сохраняется в виде рельефов на пластинках слоновой кости со сценами предстояния императоров Христу, а также двунадесятых праздников (12 основных событий жизни Христа и основные праздники христианского календаря), выполненных из стеатита как нагрудные складни

 

Небольшие фигурки с портретными изображениями императоров ранневизантийского времени (У-УП вв.), выполненные из полудрагоценных пород камня, иногда встречаются

 

Живопись монументальная на сводах, куполах, парусах, в конхе апсиды православных храмов

 

Техники: мозаики смальтовой на золотом фоне, фрески

Ктиторские композиции:

Ктиторы (греч.)=(донаторы-лат.) - жертвователи (дарители) на храм, высокопоставленные сановники или сам император и его семья, субсидирующие постройку храма, в котором многие из них находили приют и монашеский постриг на закате жизни по устранению от активных государственных дел

 

Первые ктиторские композиции были представлены в апсиде храма Сан Витале в Равенне (Св. Виталия, покровителя города Равенны) в эпоху императора Юстиниана (У1 век).

Это сцены предстояния Христу:

1. императора или императорской пары (император и императрица) – Сан Витале в Равенне – Юстиниан со своими сановниками и Феодора с придворными подносят дары храму,

2. высших сановников византийского императорского двора – монастырь Хора в Константинополе начала Х1У в. (Федор Метохит)

 

В руках они обычно держат дары: мешочки или блюда с золотом, модели храмов, города Константинополя, - приносимые Христу

Икона (греч. - образ) – моленный образ. Предназначен в качестве символического посредника и замены божественного Первообраза (бога) перед лицом верующих

 

Икона предназначена для молитвенного обращения к Господу, а потому имеет сакральное значение (святой образ)

 

Иконописание имеет глубокие символические традиции, касающиеся:

 

- выбора определенных тем, сюжетов и образов: Христос, Богоматерь, Деисус, святые, апостолы, ангелы, небесные силы, сюжеты библейской и евангельской истории (Двунадесятые праздники),

- правил и приемов изображения, разработанных в монастырях в УШ-1Х вв. («Теория образа» Феодора Студита, игумена столичного монастыря),

- системы подготовки художника-монаха (молитва, пост) к писанию иконы, анонимность творческого жеста (авторство иконы символически приписывается Господу),

- наличия канонических образцов и прорисей, ориентации на божественный первообразец (к примеру, Нерукотворный образ),

- выбора определенных материалов и техники иконописания – многослойное темперное письмо по левкасу,

- определенной структуры изображения (в углубленном ковчеге, с повышенными краями, на деревянных досках, скрепленных деревянными шпонками (скобками)

 

Система правил и приемов изображения включает обратную перспективу (описал отец Павел Флоренский) – живописную моделировку иконного пространства таким образом, что сакральный образ визуально направлен к верующему, обращенному с молитвой к Богу

(используется весьма активно в современном плакате)

 

Икона имела золотой фон (красный, белый) фон; ее поверхность покрывалась олифой, которая со временем темнела, изображение скрывалось, и икона поновлялась ,а иногда и переписывалась заново (древнерусская иконопись)

 

Строгий иконографический канон касается также круга определенных тем, сюжетов и образов, или иконографических типов (описаны русским исследователем православного искусства Никодимом. Кондаковым в начале ХХ века), имеющих сакральное значение:

 

· Христос-Пантократор(Вседержитель) – полуфигурное изображение Христа с крещатым нимбом, Евангелием в левой руке и благословляющим жестом правой руки,

· Богоматерь-Оранта (Взывающая) – фигура стоящей Богоматери в длинном мафории с руками воздетыми вверх симметрично по обеим сторонам тела и с ладонями обращенными наружу

· Богоматерь-Одигитрия (Путеводительница) – фигура сидящей на троне или стоящей Богоматери, держащей на руках младенца Христа,

· Богоматерь-Элеуса (Умиление) – полуфигурное изображение Богоматери со склоненной головой и младенцем Христом, прижимающимся (ласкающимся) своей щекой к ее щеке

· Деисус, или Деисусный чин (Богоматерь и Иоанн Креститель по сторонам от Христа обращаются к нему с молитвой за человечество)

 

Изобразительные приемы иконописные:

 

· Золотой (белый или красный) фон, символизирующий Царство Божие,

· плоскостность, фронтальность, линейность изображения фигур святых,

· истончение телесного начала,

· усиление духовного начала в фигурах и ликах,

· удлиненные (вытянутые) пропорции тел,

· пропорционально преувеличенные головы, лики, кисти рук святых,

· опора ступней ног на полупальцы как бы едва касаясь земли (ангелы),

· сакральные символические жесты (благословение),

· одежды, сплошь покрывающие тело,

· одежда определенного цвета и кроя (белоснежные (сияющие) одежды Христа, архангелов, ангелов, красно-коричневый мафорий Богоматери, коричневые и черные глухие монашеские облачения)

· асист (пробелá) – система световой разделки одежд, символизирующая сияние божественного света,

· нимбы и ореолы славы Божьей (символ Божественного света),

· сакральная атрибутика (Евангелие в руках)

 

Житийные иконы – наряду с поясным, погрудным или в полный рост изображением святого включают также сюжеты его жизни, подвиги и мученическую кончину в виде отдельных небольших фрагментов, включенных в поле изображения

Декоративно-прикладное искусство (предметы культа):

· Церковная книга (от свитка к кодексу – современному типу книги), украшена миниатюрами – изображениями в лист, а также орнаментальными заставками, буквицами, инициалами, украшающими текст

· Резные рельефные складни из слоновой кости с изображением Христа, Богоматери, апостолов и святых

· Паникадила из бронзы и церковная утварь (потиры, канделябры для свечей, напрестольные кресты и т.д.)

· Золотое шитье церковных облачений и покровов

· Узорное ткачество с сюжетными изображениями

· Техника перегородчатой эмали (складни, оклады книг, Пала д”Оро и т.д.)

 

 


Лекция






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.