Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Романский стиль – возрождение традиций сводчатого каменного зодчества (колонны и арки) на основе древнеримской архитектурной системы

 

Замена плоских деревянных перекрытий на массивные каменные своды – с конца Х века.

 

Основные сооружения – монастыри (аббатства), замки светских феодалов (баронов). Основная масса населения – крестьянство. Основные поселения – в сельской провинции, небольшие города.

 

Крепостного типа сооружения, предназначенные для нужд обороны в условиях постоянной угрозы нападения и борьбы военных феодалов за земли – сеть замков.

 

Характерные черты построек: толстые стены, небольшое количество узких проемов – бойниц, гладкие стены, крупные приземистые сооружения, развитые дополнительные оборонительные системы (рвы, заполненные водой, насыпные валы), четко выраженные составные части зданий, простые геометрические формы, суровое крепостное оборонное зодчество, низкие и узкие интерьеры, массивные опоры.

 

Странствующие строительные артели

Туннельные своды на основе римского полуциркульного свода и первые крестовые своды – с доминирующей массой камня.

 

Собор в Дареме 1093 г. – первые крестовые нервюрные своды (нервюры – утолщенные выступающие над поверхностью ребра крестовых сводов)

 

Центры культуры – монастыри и замки – резиденции феодалов. Приходская церковь-базилика, феодальный замок, монастырь (аббатство), начало формирования раннесредневековых городов и доминирующая сельская провинция.

 

В романском зодчестве воплощена идея Церкви воинствующей. Его памятники – идеальные оборонительные сооружения.

 

Церковь в Мурбахе 1160 (Эльзас)

Церковь в Турне

Монастырские комплексы – самостоятельные административно-хозяйственные, религиозные и даже политические центры. Средоточие культуры для окружающей сельской провинции.



 

План монастыря Сент Галлен (Швейцария) как комплекс зданий и административно-хозяйственная система

 

Архитектура:

Формирование канонического типа храма католического мира – базилика в форме латинского креста с поперечным нефом (трансептом) в восточной части, двумя башнями над входной западной частью и шатром (куполом) над средокрестьем:

 

Церковь Св. Михаила в Хильдесхайме (Германия) 1015 г.

 

Бронзовые двери со сценами Ветхого Завета (Грехопадение, Адам и Ева)

Центры раннесредневековой культуры – монастыри и замки – резиденции феодалов.

 

Тема Страшного суда как воздаяния за грехи человеческие, воплощение образов христианских добродетелей и пороков, календарный цикл сельскохозяйственных работ, знаки Зодиака.

 

Резная декоративная скульптура на фасадах и в интерьере церквей (тимпаны со сценами Страшного суда, базы и капители колонн, резное обрамление порталов) – растительные орнаменты, Библейские персонажи (Адам и Ева в Раю), фантастические существа (животные и люди) – персонажи народной фантазии, сказок, эпосов. Назидательный и пугающий (устрашающий) характер образов. Любовь к чудесному, необычному – важная составляющая средневекового мировоззрения.

 

Рельеф невысокий, большая эмоциональная экспрессия. Сакрально-символический язык образов.

 

Уникальное произведение прикладного искусства – Ковер из Байе 1080 г.– вышитый (изобразительная хроника) – содержит сцены завоевания Англии норманнами в 1066 г.

 

Нет более ранних памятников. В Англии норманнский стиль продлился более 100 лет. Аббатства и кафедральные соборы.

Х1-ХП вв. – расцвет монументального искусства и начало развития городской средневековой культуры. Появлений регулярной радиально-кольцевой планировки с центром на церковной паперти перед собором

Заселение отдельных районов и улиц – в соответствии с профессией. Деревянные и глинобитные постройки.

 

Готическая эпоха (ХП – ХУ вв.):

Рост городов, развитие ремесла, торговли; борьба их за независимость от церкви и светских феодалов. Формирование ремесленных гильдий (цехов), торговых корпораций

Расцвет городской культуры в Западной Европе (Италия, Франция, Германия, Нидерланды).

 

ХШ век – городское соборное строительство в Европе (Италия, Франция, Германия, Нидерланды). Лучшие образцы готической архитектуры как воплощения архитектурно-скульптурного синтеза искусств созданы во Франции и Германии.

Церковная официальная и светская (народная низовая) культура.

 

В наивысшей форме стилистика готики воплотилась в зданиях городских соборов, посвященных Богоматери.

 

Светские постройки в городе – городские ратуши с башнями (беффруа), часами и колокольнями, залы заседаний торговых и ремесленных гильдий (коллегии), дворцы, мосты, фонтаны, городские ворота (Дворец Дожей в Венеции).

 

Аббатство Клюни во Франции и его аббат Сугерий – начало распространения готического стиля.

Готическая архитектура Франции в лучших образцах – это соборы, посвященные Богоматери (Нашей госпоже) в Шартре, Париже, Амьене и Реймс).

 

В Германии – соборы Баварии (гг. Нюрнберг, Наумбург и Бамбер).

 

Готический собор – центр городской жизни, воплощение архитектурно-пространственного синтеза на основе религиозного храмового действия (литургии); гармоничное воплощение западного (католического) религиозного духа как идеи движения (вознесения) христианской души на пути к Богу.

 

Готические соборы Франции посвящены Божьей матери (Нашей Госпоже) – в Шартре, Париже, Амьене, Реймсе.

Строительный материал – камень, довольно мягкий известняк

Готическая архитектура воплощена в каркасно-сводчатой архитектурной конструкции с системой дополнительных элементов (аркбутаны и контрфорсы) для перераспределения сил давления бокового распора крестовых (с утолщенными нервюрами) сводов; они вынесены наружу за пределы стен соборов.

 

Каркасно-сводчатая система распределения тяжести на отдельные узловые точки (опоры) предполагает освобождение стены и ее замену высокими окнами, заполненным разноцветной витражной композицией.

 

Материал немецкой готики – строительный камень и кирпич.

 

Скульптура готической эпохи:

Непосредственно связана с «телом» собора, размещается на фасадах и в интерьере.

 

Представлена в разных видах:

· богатого орнаментального (декоративного) обрамления – резные каменные «розы» на западном и боковых фасадах, краббы, вимперги, фиалы, четырехлистники, кивории (навесы) над головами святых,

· многофигурных рельефных композиций (сцены Ветхого и Нового Заветов, изображения сельскохозяйственных и ремесленных работ, знаков Зодиака),

· статуй и статуарных групп на фасадах (статуи Мадонны с младенцем на фасаде, обрамление входных порталов, так называемые «галереи королей» - статуи пророков и святых, аллегорические фигуры Церкви и Синагоги).

 

Готическая «роза» посвящена Богоматери и воплощает ее образ в символическом виде на фасаде посвященного ей собора.

 

Статуи располагаются на узких консолях (опорах под ногами) и уподоблены стволам колонн узкими и длинными пропорциями фигур. Визуально сливаются с колоннами.

 

S-образный изгиб фигур статуй, удлиненные пропорции тел, игра складок длинных ниспадающих одеяний воплощают силу духовных энергий (статуарные группы с фасада Реймсского собора – Мария и Елизавета, Мадонна с младенцем).

 

В деталях изображений (готическая «улыбка», прически, детали одежды, атрибутика – книги, короны и т.д., типы лиц и т.д.) – натуралистичность наблюдений за окружающей действительностью. «Натурализм и спиритуализм» готической скульптуры (М. Дворжак).

 

Средневековая западноевропейская скульптура – часть архитектурного комплекса собора

Скульптурное украшение порталов: фигуративные (статуи) и орнаментальные символико-геральдические изображения

 

Скульптура в готических соборах Германии:

 

Собор в Наумбурге - скульптурные портретные образы современников в виде статуй в алтарной части интерьера собора. Это образы донаторов (дарителей, жертвователей денежных средств на храм) – Маркграфа Экк(е)харда и его супруги Уте.

Собор в Бамберге – конная статуя неизвестного рыцаря в короне в интерьере центрального нефа собора – поднята на специальной консоли. Возможно, надгробный монумент.

 

Расцвет готической миниатюры - в ХП-ХУ вв. – Часословы (сборники молитв на весь календарный год по времени суток) работы братьев Лимбургов .






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.