Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДРЕВНЕКИЕВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

С.Г. Кащенко

ИСКУССТВО

ОБЩЕНИЯ

 

Учебник для студентов-юристов и студентов вузов других специальностей, а также для всех лиц, стремящихся повысить уровень и качество своей коммуникации

 

Симферополь 2008


 

ББК 67+83.70 ISBN 968-455-780-9

 

 

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины

Рекомендовано к изданию ученым советом Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

Рецензенты:

Воеводин А. П., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой этики и эстетики Восточноукраинского национального университета;

Катунин Ю. А., доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии Таврического национального университета;

Ромашов Р. А., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, заведующий кафедрой правосудия Санкт-Петербургского университета.

 

© С. Г. Кащенко, 2008 г.

Підписано до друку 10.01.2008 р. Формат 60x90/16.

Папір типографський. Друк цифровий.

Умовн. друк. арк. 42,7. Замовлення № 0-37.

Надруковано в типографії ТОВ «Апекс»


 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

ВВЕДЕНИЕ.. 5

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДРЕВНЕКИЕВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.. 10

«домострой» и общение.. 15

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И КОММУНИКАЦИИ В НАЧАЛЕ XVIII В. 22

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБЩЕНИЕ ВО ВТОРОМ ПОЛОВИНЕ XVIII — НАЧАЛЕ XX ВВ. 29

ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ.. 36

ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ.. 38

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕНИИ.. 38

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ.. 39

НОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ.. 40

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ.. 40

МОТИВАЦИЯ И МОТИВАТОРЫ КОММУНИКАЦИИ.. 42

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ.. 44

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.. 46



ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛИ.. 47

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОММУНИКАЦИЮ... 47

ТЕМПЕРАМЕНТ И ОБЩЕНИЕ.. 51

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ И ХАРАКТЕРА ВОСПРИЯТИЯ ЕЕ УЧАСТНИКОВ.. 52

КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ Н. РОВЕРА, Ф. ТИЛЬМАНА И Т. ЛИРИ.. 53

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ЛЮДЕЙ НА ОСОБЕННОСТИ ИХ ОБЩЕНИЯ (ПО КЛАССИФИКАЦИИ ХЕЙМАНСА И ЛЕ СЕННА) 53

ВИДЫ ОБЩАЮЩИХСЯ (ПО КЛАССИФИКАЦИИ П. МИЦИЧА) 55

ТИПЫ ОБЩАЮЩИХСЯ (ПО КЛАССИФИКАЦИИ Д. ЯГЕРА) 56

ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА ОБЩАЮЩИХСЯ.. 58

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАРТНЕРАМИ.. 58

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ПАРТНЕРА.. 59

ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ДУШЕВНЫЙ ДИСКОМФОРТ ПРИ КОММУНИКАЦИИ.. 61

УСЛОВИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ.. 64

«ПРИЯТНЫЙ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ СОБЕСЕДНИК». 66

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ.. 70

БАРЬЕРЫ В КОММУНИКАЦИИ.. 71

«САБОТАЖНИКИ» ОБЩЕНИЯ.. 74

СМЕЛОСТЬ И РЕШИТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ.. 75

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ.. 76

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА.. 78

ПОДГОТОВКА ИНТЕЛЛЕКТА.. 79

ПРЕДВИДЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ ПАРТНЕРА.. 79

СТИЛИ И СПОСОБЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ.. 80

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О СЕБЕ.. 81

ПРОБУЖДЕНИЕ К СЕБЕ ИНТЕРЕСА.. 82

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМИДЖА.. 82

УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА.. 86

ПУТЬ К СЕРДЦУ СОБЕСЕДНИКА.. 88

ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.. 91

УВЯЗЫВАНИЕ СВОИХ ЦЕЛЕЙ С УСТРЕМЛЕНИЯМИ ПАРТНЕРА.. 94

ИЗМЕНЕНИЕ МНЕНИЯ СОБЕСЕДНИКА.. 95

СПОСОБЫ УБЕЖДЕНИЯ.. 96

СПОР КАК ВИД КОММУНИКАЦИИ.. 99

ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ.. 103

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОБЕСЕДНИКА.. 104

ВОСПРИЯТИЕ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ.. 107

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПАРТНЕРА.. 107

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 108

МЕТОДЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА НЕКОРРЕКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПАРТНЕРА.. 110

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ... 111

САМОАНАЛИЗ. 112

КОММУНИКАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РИТМ дня.. 113

КОММУНИКАЦИОННЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ.. 113

МЕЖПОЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.. 115

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ СЛУШАНИЯ.. 119

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ.. 121

ВИДЫ СЛУШАТЕЛЕЙ.. 122

АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ.. 122

НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.. 123

РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.. 123

УСТАНОВКА ПРИ СЛУШАНИИ.. 124

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.. 125

НЕПРАВИЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ.. 125

ЗАПОМИНАНИЕ УСЛЫШАННОГО.. 126

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.. 128

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ РАССТОЯНИЕ.. 130

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ.. 130

ВЗГЛЯД СОБЕСЕДНИКА.. 131

ГЛАЗА КАК ИНДИКАТОР. 132

ЛИЦО КАК БАРОМЕТР. 132

ИСТОЛКОВАНИЕ УЛЫБКИ.. 133

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ ТОЖЕ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ.. 134

ПОЛОЖЕНИЕ ГОЛОВЫ ПАРТНЕРА КАК ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ И ВЫВОДОВ.. 135

ИСТОЛКОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК И НОГ СОБЕСЕДНИКА.. 135

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, КОГДА ВАМ ГОВОРЯТ НЕПРАВДУ.. 136

КОГДА ПАРТНЕР ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ.. 136

«ЧТЕНИЕ ЛИЦА». 137

РОДИНКИ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.. 141

грудь женщины как показатель ее свойств.. 143

ОСАНКА, ПОЗА И ПОХОДКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ.. 144

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И «ЧТЕНИЕ» ЖЕСТОВ.. 146

ГОВОРЕНИЕ.. 148

МАНЕРА СМЕХА И ЕЕ ИСТОЛКОВАНИЕ.. 150

РУКОПОЖАТИЕ И ОБЩЕНИЕ.. 151

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ИСТОЛКОВАНИЕ «СЛЕЗОПУСКАНИЯ». 151

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПОСЫЛЫ ПРИ ОБЩЕНИИ.. 152

КУРЕНИЕ И КОФЕУПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЫВОДОВ.. 153

ПОЛЬЗА ГРАФОЛОГИИ.. 155

возникновение конфликтов.. 156

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ.. 157

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ.. 159

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.. 160

ОБЩЕНИЕ С КОНФЛИКТНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ.. 161

способы и приемы создания и употребления юмора и других ФОРМ комического.. 163

МЕТОДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.. 166

ГОЛОСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.. 168

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.. 171

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.. 171

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ.. 172

ПРОИЗНОШЕНИЕ.. 174

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ ЛОГИКИ.. 174

способы аргументации и доказательства.. 176

ПОЛЕМИЧЕСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.. 178

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.. 179

АМЕРИКАНЦЫ КАК СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ОБЩЕНИЯ.. 180

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦУЗОВ.. 182

БРИТАНСКОЕ ОБЩЕНИЕ.. 183

КОММУНИКАЦИЯ В ГЕРМАНИИ.. 185

ЯПОНЦЫ И ОБЩЕНИЕ.. 186

РОССИЯНЕ И КОММУНИКАЦИЯ.. 187

КОММУНИКАЦИЯ У ЕВРЕЕВ.. 192

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ.. 193

ЗНАКОМСТВО И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.. 199

ОБРАЩЕНИЕ.. 203

ТАКТ И ОБЩЕНИЕ.. 204

КУЛЬТУРА КОММУНИКАЦИИ.. 211

КОММУНИКАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ДЕЛОВОГО ВИЗИТА.. 217

ОБЩЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ... 219

КОММУНИКАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ.. 222

ВВЕДЕНИЕ

Человек один жить не может. Даже если он отличается, очень нелюдимым характером или его портрет постоянно украшает стенд «Их разыскивает милиция». Невозможно это и если он стремится стать современным Робинзоном Крузо: на земном шаре осталось мало мест, где бы к нему не приставали с политикой или с разговорами о Мадонне и новых противозачаточных средствах.

Мы постоянно общаемся с себе подобными — и когда решаем деловые вопросы (ведем переговоры о заключении контракта), и когда заняты бытом (засовываем в рот полкурицы), и когда набираемся уму-разуму (на лекции или слушая бабу Катю), и когда стремимся к семейной гармонии (толкая мужа, который издает во сне неописуемые звуки, причем не только ртом) и т.д.

Человек всегда, так или иначе, ведет себя по отношению к коллегам, собаке, замдекана, соседу, лошади, милиционеру и ко всем другим, с которыми ему приходится вступать в коммуникацию. Он совершает по отношению к ним определенные действия и поступки, говорит им разные слова, в том числе приятные, малоприятные и те, после которых наступает специфическое общение

Людей, с которыми мы общаемся, можно разделить на две категории. Первая — это люди, с которыми приятно контактировать постоянно, даже «загорать» в одной камере следственного изолятора. Понятно, что люди относят себя в основном именно к этой категории, Однако это не всегда соответствует истине. Многим неплохо при этом посмотреть на себя без розовых очков и постараться трезво себя оценить как объект и субъект общения.

Есть и другая категория людей. Общение с ними не доставляет удовольствия, даже если у них есть мешок денег, с которыми они не знают, что делать. Естественно, что к этой категории себя мало кто относит. Несмотря на то, что каждое второе слово у него непечатного характера, а нос и руки постоянно чешутся. Студенты к этой категории в первую очередь относят своих постоянных «недругов» — декана, повара из студенческой столовой, коменданта общежития, преподавателей, которым они неудачно стараются «втереть очки» на экзаменах.

В чем причина разделения людей на две категории?! Она не одна. Важнейшая из них — это то, как они себя ведут во время коммуникации, как общаются с ее участниками, какое они производят на них впечатление. А оно может быть различным, в том числе вызывающим желание продолжать коммуникацию иди наоборот больше не встречаться. И в немалой степени это зависит от того, насколько люди умеют эффективно общаться, владеют искусством коммуникации.

Искусство общения — неотъемлемая и важная часть жизни и деятельности человека. Неумение общаться, что тоже не так уж редко случается, осложняет отношения между людьми, приводит к появлению у них внеплановых физического характера деформаций, увеличивает количество разведенных, способствует дезорганизации деловой жизни и к тому, что гробовщики не страдают от безработицы.

Неумение общаться, пренебрежение к искусству коммуникации приносят человечеству, как не покажется это странным, больше вреда, чем заболевания раком. Не верите?! Каждый знает из своего опыта, как портится настроение, когда кто-то толкнет и не извинится или скажет слово, которое режет не только ухо, но и у некоторых душу. Или будет шутить, когда у вас какие-либо неприятности, например, умер ваш близкий родственник или вас укусила соседская собака.

Это ведет к стрессам, которые часто являются предтечей сердечнососудистых заболеваний. В результате этого смертность среди населения земного шара за последние 40 лет от заболеваний сердечнососудистой системы возросла на 211% , а от рака — только на 87% . При этом страдают особенно мужчины, организм которых подвержен стрессам в большей степени, чем женский. Это приводит к тому, что многие невесты испытывают трудности при выходе замуж. Особенно после 60 лет. Причины этого в том, что у нас средняя продолжительность жизни мужчин 58 лет, а женщин — 71 год. И она все больше сокращается. И одна из причин того, что поседевшие невесты не могут нередко найти своего «Ромео с пенсионной книжкой» как раз в том, что многие мужчины в значительной степени из-за того, что не владеют искусством общения, досрочно заканчивают свой жизненный путь.

Искусство общения — категория не только морально-этическая, но и иногда экономическая. Для тех, кто сомневается в этом, простой пример.

Допустим, вы тракторист, которому предстоит «посеять булки», т.е. засеять поле пшеницей. Однако кто-либо из начальников, производственных, семейных или самозваных, неожиданно устроил вам такой «разнос», что руки ваши «вибрируют» и вы никак не можете прийти в себя. После этого вы «посеете булки» так, что их вырастет на этом поле совсем немного. Подобное может произойти и когда прокурор, не стесняясь в выражениях, «учит уму-разуму» молодого следователя.

Умение и неумение общаться можно отнести и к семейно-брачной категории. Муж, который в процессе коммуникации сравнил свою жену с коровой, поступил неразумно. После этого она давать молоко не будет, а будет давать ему «прикурить».

Человека, владеющего искусством общения, от его противоположности можно отличить даже в экстремальной ситуации.

Допустим, поздним вечером в неосвещенном переулке неизвестные личности, «позаимствуют» у вас кошелек. От коммуникации с ними у вас о них может сложиться двоякое впечатление. Если при этом вас обругают, используя грубые и нецензурные слова, то у вас нет никаких сомнений, что эти личности не владеют искусством коммуникации. Если же при этом они будут употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «если вам нетрудно», то есть основания сделать вывод о том, что эти личности имеют представление об искусстве общения. Особенно, если ваш кошелек давно и безденежно пуст.

Отношение к умению общаться у людей в основном потребительское. Все хотят, чтобы окружающие его использовали при коммуникации с ними, в том числе большой начальник, прославленный дебошир и жена, у которой много общего с Ксантипой (известной своей злобностью жены Сократа).

Об этом же мечтает загулявший муж, возвращающийся под утро домой с производственного совещания. Когда же речь идет о своей особе, тут отношение к нормам и искусству общения нередко меняется. Многие полагают, что они обязательны для других, но не для них. Поэтому они позволяют себе от них отступления и не испытывают при этом особых моральных угрызений.

К сожалению, есть немало и таких людей, которые иронически относятся не только к нормам и искусству общения, но и к тем, кто их соблюдает, считая это бесполезным пережитком прошлого. Они уверены, что современному образованному человеку, много знающему, в том числе, зачем у коровы растут рога, как «отрехтовать» своим топором автомашину ненавистного соседа, или как всегда выйти «сухим из воды», необязательно считаться с тем, протягивает ли он при коммуникации руку первым или ждет, когда ее ему протянут, обращать внимание на эмоции собеседника и т.д.

Если мы не будем соблюдать определенные правила общения, стремиться к овладению его искусством, то можем, фигурально выражаясь, попасть в положение аборигенов из известной песни В. Высоцкого:

А дикари теперь заламывают руки,

Ломают копья, ломают луки.

Сожгли и бросили дубинки из бамбука, —

Переживают, что съели Кука.

Однако нельзя соблюдение определенных правил общения и умение его строить продуктивно доводить до абсурда. Нужно учитывать его время, место, ситуацию и прочие особенности. Например, непринято, общаясь на улице, громко кричать и жестикулировать, потому что это беспокоит людей. Но если вы увидите, что на человека наезжает автомобиль, то, видимо, уместны будут при обращении к нему самый громкий крик и несдержанный жест. Хотя здесь возможно и иное поведение, особенно если в роли «наезжаемого» выступает малолюбимый ваш руководитель или преподаватель, которому завтра сдавать экзамен.

В основе, норм и умения общения нередко лежит господствующая в обществе мораль, определяющая общие правила поведения. В прошлом обычно умение общаться имело прежде всего значение для господствующего сословия и деловых людей. Однако они были вежливы и тонки в обращении только среди себе подобных, а об искусстве общения они нередко забывали (и забывают), когда вступали в контакт с людьми ниже себя. Петр I на пиру в Гааге снял с головы бургомистра парик и напялил его на свою голову. Запросто мог он при общении и выбить зубы или сломать челюсть собеседнику.

Однако были в этом отношении и исключения, например, Екатерина II, которая никогда не повышала голоса, даже на лакея, который на парадном обеде в 1762 году опрокинул ей на обнаженную грудь горячее содержимое супницы.

Одновременно следует отметить, что и обычные люди, рядовые служащие нередко тоже стремились к соблюдению определенных правил коммуникации.

Свою роль в формировании правил и умения общаться сыграли морально-этические нормы, имевшие общечеловеческое значение. К ним относятся и библейские заповеди, типа: «Не укради!», «Не убий!», «Почитай отца своего!», «Не возжелай жену ближнего!» и. т.д.

Одновременно у каждого народа складывались свои неписанные правила и способы коммуникации. Например, при приветствии, во время которого старались продемонстрировать свое миролюбие. У европейцев было принято при этом пожимать друг другу руку. Это воспринималось как свидетельство уважения, миролюбия. Протянутая в сторону партнера правая рука подтверждала, что в ней нет ни камня, ни ножа, ни кукиша. Если другая сторона была настроена также миролюбиво, следовало рукопожатие, открывавшее коммуникацию.

Арабы, начиная общение, выражают свое миролюбие скрещиванием рук на груди. Своеобразно принято выражать свое миролюбие у туркменов — засовыванием рук в длинные рукава. У китайцев тоже при приветствии отсутствует рукопожатие: у них при поклоне руки свободно свисают по сторонам.

У некоторых африканских племен принято начинать коммуникацию на корточках, что считается очень миролюбивой позой, и в этом, похоже, есть резон.

У других племен при приветствии принято снимать с приветствуемого или приветствуемой предметы туалета, которые все еще состоят из одной набедренной повязки. Этим, видимо, делается намек на то, что коммуникация будет не только миролюбивой, но и удивительной.

Сиденье на стуле и в кресле во время общения является привычным и общепринятым не для всех народов. Европейцу трудно сидеть без привычки по-турецки больше нескольких минут, так же как и сидеть так, как сидит японский император и его жена, — на корточках.

Жительнице Европы покажется нелепым и неудобным в процессе коммуникации подолгу стоять на коленях. Японка же к этому привыкла, даже если муж от нее этого не требует. И наоборот в Японии с трудом прививается европейский обычай, общаясь, сидеть на стуле. Даже если при этом на столе саке в достаточном количестве.

Еще своеобразнее происходит коммуникация у зулусов. Во время ее они стоят на одной ноге, упираясь в ее колено пяткой второй ноги. Некоторые наши небедные соотечественники, наблюдавшие это в Южной Африке, пытались подражать зулусам, особенно после достаточного «оприходования» прихваченной с собой «огненной воды». Однако особого успеха в этом отношении пока не достигли.

Нормы и умение общаться также в немалой степени зависели и зависят от тех политических догматов, которые господствовали или господствуют в том или ином обществе. Например, после 1917 года большевики развернули варварскую борьбу против культуры вообще, и против искусства общения в частности.

В официальном порядке осуждалась библейская заповедь «Не убий». Наоборот, считалось моральным убийство всякого, кто не восторгался Лениным и его «орлами» с наганами в.руках. Коммуникация при этом нередко завершалась выстрелами.

Не одобрялась в официальном порядке и вроде далекая от марксизма-ленинизма раннее использовавшаяся при общении библейская заповедь «Не возжелай жену ближнего». Вместо нее при межполовой коммуникации стала применяться теория «стакана воды», которая исходила из того, что для марксиста совершить половой акт так же обычно и буднично, как выпить стакан воды.

Так что не все в марксизме-ленинизме было плохо и несовременно. Мужчин же, которые возражали против того, чтобы с их женами «пили воду стаканами» другие, стали называть «антимарксистами», «ренегатами», «недорезанными буржуями».

На нормы и степень использования искусства общения оказывала и оказывает свое влияние и степень демократизма того или иного общества. Причем, чем более оно демократично, тем большее в процесс коммуникации получают распространение ее общечеловеческие нормы, правила и умения, основывающиеся на уважении к личности партнера и гуманизме. И наоборот, чем больше тоталитаризма, тем меньше уважения к каждому конкретному человеку при межличностном общении.

В тоталитарном обществе его способы, правила и умения в значительной степени деформируются в худшую сторону, появляются местные установления правил, писанные и неписанные традиции. Манера общения лиц, возглавлявших и возглавляющих авторитарные режимы, абсолютизируется и приобретает обязательный характер в служебных отношениях.

Почти 20 лет генеральным секретарем ЦК КПСС в Москве был Л.И. Брежнев, который обожал начинать коммуникацию с поцелуев, но не с дамами, а с мужиками, причем не только с теми, кто составлял его ближайшие окружение. Он считал, что это свидетельствует о его братских с ними отношениях. Многие, правда, объясняли это по другому.

По примеру главного партийного босса боссы помельче почти 20 лет, общаясь, старательно целовали друг друга. В авторитарном обществе общее бескультурье, неумение эффективно и пристойно общаться становится нормой.

Руководители гордились тем, что «университетов не кончали». Вспомним другого московского главу — Н.С. Хрущева, коммуникация которого с лицами, присутствовавшими на сессии Генеральной ассамблеи ООН, была весьма специфической. Когда им не понравились его слова, главный партийный босс из Москвы снял свой башмак и стал им демонстрировать свое отношение к ним. Хорошо, что для этого хоть штаны не снимал и не демонстрировал то, что под ними. Хотя, видимо, у него такое желание и было.

В различных социальных и профессиональных коллективах складываются и свои писанные или не очень правила и способы общения. Например, в мещанско-купеческом быту прошлого человек, который после первого приглашения к чаю уселся бы возле самовара, был бы сочтен крайним невеждой. Следовало дождаться четвертого или пятого приглашения и только после этого начинать «чаевничать». Если же в наше время руководствоваться этим правилом, то будет мало шансов выпить чаю.

Важную роль в формировании традиций, правил и искусства общения играют те эстетические принципы, которые господствуют в обществе, в отдельных его слоях или коллективах. Однако у различных народов, социальных и профессиональных групп, отдельных личностей допускалось и допускается неоднозначное толкование эстетических принципов, использовавшихся в процессе коммуникации.

Например, того какой женщине при этом следует говорить комплименты насчет ее красоты. По мнению крестьянина, красивой всегда считалась женщина сильная, краснощекая, с толстыми икрами, т.е. ее красота должна была свидетельствовать о том, что ее можно, образно говоря, «использовать вместо лошади».

Дворянин же говорил женщине комплименты в ином случае: его идеалом было хрупкое бледное существо женского пола с маленькими изящными ручками и ногами, т.е. особа, предназначенная, прежде всего для обожания и «постельных, удовольствий». В современном обществе, общаясь с женщиной, начинают восторгаться ее красотой, исходя из количества и качества использованной ею косметики, размеров ее верхнего и нижнего «декольте», длины ног, а иногда и должности ее мужа или наличия у него большой банковской «кубышки».

За время развития человечества многие правила, способы и умения межличностной коммуникации изменились и дополнились, некоторые вообще исчезли, часть же сохраняется в неизменном состоянии. Например, присущий некоторым обычай после первой не закусывать.

Стремление общаться согласно общепринятым правилам и традициям уходит в глубь тысячелетий. Похоже, оно стало проявляться у наших далеких предков вскоре после того, как они перестали давиться бесплатными кокосами, т.е. слезли с пальм и стали думать о том, что им делать дальше.

Античные литераторы писали не только о любви, которую один поэт, лауреат ленинской премии, сравнивал с «картошкой, которую не выбросишь в окошко». Правда, сделал он это после того, как стал клиентом кожно-венерологического диспансера.

Писали они и о правилах и умении общаться, которые все более отличали их от их предков, бездумно продолжавших скакать по пальмам и другим насаждениям.

Широко известно имя древнего римлянина Овидия, который прославился не только тем, что выращивал приличную капусту и квалифицированно вскрыл себе вены. Многим современникам были известны и его стихи. Одно из них называется «Арс аманди» («Искусство любви»).

Древнеримский поэт давал в нем своим соотечественникам мужского пола некоторые полезные рекомендации о правилах и способах коммуникаций с женщиной, чтобы она ответила лирической взаимностью. Среди них, например, рекомендация не демонстрировать ей при этом свой отменный аппетит. Во всяком случае до женитьбы.

Вряд ли и современная женщина начнет смотреть на вас влюбленными глазами, если общаясь с ней, вы начнете засовывать в рот сразу по полбатона колбасы. Не совсем устарел и совет Овидия о том, что не надо в присутствии пленяемой дамы увлекаться «горячительными» напитками. Если, конечно, она сама не из тех, кто всегда не прочь «залить за воротник». Таких дам, по утверждению современных холостяков, в наше время тоже хватает.

Овидий рекомендовал влюбленному, чтобы дать даме в процессе коммуникации почувствовать силу своих чувств, сопровождать свои слова следующим: обмакнуть пальцы в вино и написать «пламенной жидкостью» на скатерти пылкое объяснение.

Похоже, что эта рекомендация древнеримского поэта не утратила своего значения и для «современного Ромео». Попробуйте проверить это, пригласив в ресторан девушку, при виде которой у вас на полдня пропадает аппетит. Трудно сказать произведете ли вы этим на нее впечатление, но на официанта точно.

Складывавшиеся нормы и способы коммуникации получили в той или иной степени отражение и в произведениях других античных авторов. Например, Гомера, который неплохо в них разбирался, несмотря на то, что был незрячим. Так, в «Одиссее» и « Илиаде» он показал те различия, которые имелись в общении Нестора, Менелая и Одиссея.

Лицам, которые и сейчас собираются вступить в коммуникацию за столом, будет небесполезно познакомиться с памятником древнескандинавской литературы «Эдда». В нем получили отражение некоторые практиковавшиеся в те времена правила общения, за нарушение которых наказывали штрафами.

Длительное время считалось, что нецивилизованные народы вели идиллическую жизнь, не ограниченную никакими нормами, способами и уменьями коммуникации. Однако это далеко не всегда так. В Западной Африке, например, обитает племя пангве, члены которого считают очень невоспитанными белых пришельцев. Благовоспитанный пангве никогда не скажет:

— Я отлучусь, чтобы справить естественную нужду.

Вместо этого он скажет:

— Я сбегаю посмотреть силки!

— Мне нужно сходить за дровами!

Особый такт в процессе общения проявляют и люди племени мискито в Гондурасе. Наша манера целоваться способами не только противоположного пола вызывает у них отвращение, так как изо рта целуемых часто идет аромат, не доставляющий удовольствия. Поэтому они «целуются» носами, в том числе при наличии ангины.

В процессе межполовой коммуникации сформировалось рыцарское отношение к женщине. Все больше складывалось убеждение, что мужчина, как физически более сильный, должен проявлять о ней заботу, первым здороваться, уступать место, ждать пока она протянет руку или ноги.

Но так было не всегда. В дохристианском обществе общение с женщиной была иным. Она не была при этом равноправным партнером, а служила только бессловесным орудием продолжения рода, а целью ее жизни было производство «живой» продукции.

В отличие от нашего времени народное мировоззрение смотрело на женщину не только как на существо по своей природе низкое и нечистое, но и как на недостойное полноценной коммуникации. Обычными в то время были разговоры о том, что каждая женщина родная «сестра» ведьмы, что в ней немало от злых духов, действующих на погибель мужчинам.

В связи с этим в одной из частей Древнекиевского государства, в Ростово-Суздальской земле, аборигены мужского пола сгоряча истребили почта всех женщин. После этого они пили в начале от радости, а потом от горя. Оказалось: с ними плохо, а без них еще хуже.

Крещение жителей Древнекиевского государства не привело к улучшению положения женщин. Из Византии вместе с христианством пришло убеждение «в исконной злобе» каждой женщины, в ее наклонности ко всякому греху и в том, что коммуникацию с ней нужно ограничивать.

Поэтому в XIV — XVI вв. женщину настойчиво и ревниво удаляли от общественной жизни, считая, что ее единственный удел семья. Жена все больше становилась фактической собственностью мужа, которую для искоренения заложенного в ней злого начала следовало держать в постоянном страхе. Родились пословицы, рекомендовавшие мужьям подобное общение с женами:

— Жена без грозы хуже козы!

— Люби жену, как душу, а тряси ее как грушу!

Коммуникация с женой с помощью кулаков даже служила для мужа доказательством его любви к ней. Неслучайно это получило отражение в некоторых пословицах:

— Бьет, значит любит.

— Жену не бить, милу не быть.

Воспитание девочки состояло в том, что родители внушали ей необходимость безропотного послушания и повиновения мужчине. Кроме того, ее откармливали как на убой. Чтобы она приобрела жирную дородность, которая издавна восхищала мужчин, мало затронутых цивилизацией. В те времена женщина, которая имела менее шести пудов веса, не могла претендовать на звание красавицы. Некоторые из мужчин знатных родов, обитавших в Московском княжестве, а затем и в царстве, при межполовой коммуникации брали пример с Ивана IV.

О том, как тот при этом поступал, свидетельствует иностранец Петрей, наблюдавший это собственными глазами: «В блудных дедах и сладострастии царь перещеголял всех. Он часто насиловал самых знатных женщин и девиц, а после того отсылал их к мужьям и родителям. Когда же они хоть сколько-нибудь давали заметить, что грешили едим неохотно, то он, опозорив, отсылал их домой и приказывал вешать нагих над столами, за которыми обедали их родители и мужья; последние не смели ни обедать, ни ужинать в другом месте, если не хотели распрощаться с жизнью таким же плачевным образом. Трупы висели до тех пор, пока мужья и родные, по усиленному ходатайству и заступничеству, не получали позволения снять и похоронить их».

Поведал Петрей и о том, что однажды любовница сына Грозного, тоже Ивана, пожаловалась ему, что некоторые московские женщины смеются над ней. Грозный так разгневался, что в ярости распорядился прикончить всех женщин в Москве. Однако князья, бояре и фавориты успели отговорить его от этого. Тогда он повелел привести в кремль несколько сот женщин. Их раздели донага в присутствии царя, бояр и придворной челяди, и они несколько часов мерзли в глубоком снегу при сильной стуже.

Во время поездок царя по стране, из города в город, всех попадавшихся ему на дороге женщин и девиц, он приказывал раздевать до нага, проверял «все ли у них на месте» и выбирал «пригодных для употребления». Поэтому воеводы уже перед проездом царя выставляли нагих женщин вдоль дорог. Даже зимой они должны были стоять на них до тех пор, пока царь их «не изучит».

Реформы в России в начале XVIII в. сделали женщин из господствующего сословия равноправными членами общества. Они сидели на престоле, управляли городами, имениями, мужьями. Стали и полноправными с мужчинами партнерами по коммуникации.

Изменился и их моральный облик. Мода на разврат пришла из Франции. Он вошел в обычай, считался признаком общительности и образованности. Например, княгиня Голицына нередко отправлялась в солдатские казармы Преображенского гвардейского полка и там вступала в сексуальную коммуникацию со всеми желающими, недостатка в которых не было.

Тем не менее, с XVIII в. в среде господствующего сословия все больше стало утверждаться рыцарское отношение к женщинам, которое не коснулось особ крестьянской и городской среды.

Лишь после 1917 г. женщины получили равные с мужчинами права, что заметно сказалось на характере их общения. Сказать, что рыцарское отношение мужчин при коммуникации с женщинами в наше время имеет место повсеместно, будет большим преувеличением.

В процессе длительного исторического развития человека — от неандертальца (обезьяночеловека) до Жириновского — вырабатывались новые правила и способы общения, в основном те, которые считались приличными и необходимыми. Однако при этом нельзя не обратить внимание и на следующее.

Вряд ли голодного человека в различные времена сильно волновал вопрос: нужно ли «общаться» с рыбой за столом с помощью ножа или использовать для этого только руки. В наше время этот вопрос тоже интересует далеко не всех: чтобы оценить его пристойность надо прежде всего иметь рыбу в достаточном количестве.

Первый свод некоторых правил коммуникации — «Дисциплина клерикалис» — был в 1204 г. создан испанцем Петру сем Альфонсом. За ним последовали и другие сочинения, которые с появлением книгопечатания стали широко распространяться.

Одним, из таких изданий явилась напечатанная в 1716 г. в Гамбурге книга Менантеса. О ее содержании можно судить по ее названию: «Книга о вежливом поведении и достойном обхождении как с высокими и почтенными персонами, так и с дамами, а также о том, каким образом дама может соблюсти вежливость по отношению к вам».

В предлагаемом учебном курсе излагаются основные способы, особенности, правила, методы общения, повседневного и делового. Теоретическое и практическое овладение ими позволит необщительному или малообщительному человеку повысить степень своей коммуникабельности и извлечь из этого практическую пользу.

Немало полезного в нем найдут для себя и те, у кого, казалось бы, нет особых оснований жаловаться на свое неумение общаться.

В учебном курсе обращается внимание и на те недостатки, которые имеют место в процессе коммуникации у различных людей, а также говорится о том, как от них избавиться. Многое из того, о чем будет идти речь, может, на первый взгляд показаться элементарным. Но опыт показывает, что и элементарным вещам в коммуникации многим еще нужно учиться.

Один английский философ по имени Спенсер справедливо утверждал: « Величайшая цель образования не знание, а действие ». Действительно, мало знать общепринятые нормы, правила и способы общения. Важнее их применять в повседневной жизни, в различных ее проявлениях. Ведь бывает и так: люди их знают, но не применяют или пользуются ими выборочно. Абсолютно прав был Аристотель, которому принадлежат следующие слова:

— Хорошо рассуждать о добродетели, еще не значит быть добродетельным.

Многое в овладении искусством общения зависит от характера и силы воли человека, от его нравственной позиции. Иногда, оправдывая свои недостатки в коммуникации, мы склонны винить других или обстоятельства: они, дескать, нас вынудили сделать так. Будем помнить, что в первую очередь все зависит от самого человека.

 

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДРЕВНЕКИЕВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Длительное время считалось, что подданные великого князя киевского до принятия христианства в конце X в. отличались высоким уровнем культуры вообще и культуры общения в частности.

Причина этого была в том, что так считал главный партийный босс, вождь народов и «крупнейший культуролог» в одном лице И.В.Сталин. Он полагал, что хотя они были и не «кацо», но тоже вполне достойные люди, которые просто не могли быть отсталыми.

Между тем, исторические источники, памятники письменной культуры прошлого свидетельствуют о том, что у жителей Древнекиевского государства до принятия христианства с культурой вообще, и с культурой общения в частности, не все обстояло наилучшим образом.

Основной памятник письменной культуры того времени —древнейший сохранившийся летописный свод «Повесть временных лет» — так оценивает образ жизни и характер общения древлян, изначально обитавших в Украине:

«А древляне живяху зверинським образом, живущее скотьски, и убиваху друг друга, ядаху все нечисто, и брака у них не бывайте, но умыкиваху у воды девиця».

Ссылаясь на это свидетельство летописи, профессор Московского университета середины позапрошлого века Н.Погодин утверждал, что такой образ жизни, уровень культуры и межличностного общения был характерен только для древлян, которые послужили одной из главных этнических основ формирования украинской народности, а для других восточнославянских племен это было нехарактерно, особенно для радимичей и вятичей, которые сыграли ведущую роль в формировании современного российского этноса. Между тем, в «Повести временных лет» летописец Нестор о них сообщает тоже малоприятные вещи:

«А радимичи и вятичи … один обычай имяху: живяху в лесе, якоже и всякий зверь, ядуше все нечисто; и срамословие в них пред отци и пред снохами; и браци не бываху у них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье и на






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.