Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социально-политический процесс как явление и понятие.

 

Данная лекция первая и, в некотором смысле, вводная лекционного курса” Политология”, и именно здесь обозначим наиболее фундаментальные в онтологическом и познавательном смысле проблемы политики. Политика это значительно больше, чем “концентрированное выражение экономики”, ибо вся история современной цивилизации есть политическая история по- преимуществу, политика как явление и как процесс есть именно то, что ввело человеческое общество в цивилизационно-созидательное состояние.

Задача данной лекции - дать общее концептуальное представление о политике, политической власти и политическом процессе и на основе этого наметить проблемное “поле” политического знания, логику и проблемно-тематическую структуру учебного курса.

Данная лекция охватывает логику и основное содержание первых четырех тем курса, это сделано с учетом специфики вашего факультета и сокращением времени на изучение основного курса. В связи с такой постановкой задач целесообразно выделить два вопроса:

 

1.Возникновение и сущность политического. Политическая власть и политика.

2.Политический процесс и политическая наука.

 

Общеизвестно, что политика есть отношения по поводу власти ( хотя и не всякая власть есть власть политическая).Поэтому выяснение специфики политики и политического невозможно без тщательного анализа вопросов : что есть власть? Каково ее происхождение и функции? Как она возникает и распределяется в обществе? Ответы на поставленные вопросы можно сформулировать в форме тезисов.

1.Всякое политическое отношение и явление есть в известном смысле онтологическая структура- социально-организующее начало, хотя и не всякий социальный организм, общество являются политическими, в которых протекал бы политический процесс. В обществах тоталитарного типа или в восточных деспотиях политического в подлинном смысле слова не существует. Политика в строгом смысле слова, как политико -государственные формы власти - явление по преимуществу европейской цивилизации (М.Вебер).



Власть - в общем смысле это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия. В данном определении содержится попытка ухватить главное свойство власти как способности и возможности оказывать направляющее воздействие .Это определение ориентировано на власть как волевую деятельность некоторого социального субъекта (М.Вебер).

Но вся сфера политического не сводится только к политическому волеизъявлению. С более широких философско-социологических позиций власть - это сущностное явление общества, начало, порядок (греч. Архэ) социального бытия. Еще в древнегреческой мысли началу “архэ” (власти) как символу необходимости существования для человечества какого - то

организованного порядка ,регулируемого общеобязательными нормами, противопоставлялось начало “анархэ” - безвластие как символ общественного устройства , свободного от всякого принуждения. Поэтому власть - это прежде всего организация некоторой дифференцированной и аморфной группы людей в общность, общественное целое, это социальное упорядочивание, организация совместной жизни в общих интересах и целях.

В политической теории выделяют три типа власти: анонимную - закрытый характер власти ( теократия), индивидуальную (частную) власть (власть вождя, правящих тоталитарных режимов) и институциализированную власть, которая рассматривается как собственно политическая.

2.Политика антропо-кратична, а не тео-кратична. Антропократия означает, что источник власти не от Бога (в различных вариациях), а от самих людей, т.е. от способности людей осмысленно и целенаправленно устраивать (“структурировать”) и контролировать властные отношения и государственно-политическую жизнь. Иначе говоря , политика и политический процесс есть рационально устроенная и контролированная политическим разумом (знанием) власть.

Политика возникает в греческом полисе в условиях перехода от теократии к “политии” - политике как способу власти и социальной жизни.

Осуществление власти в любом сообществе опирается на общепринятые (обычай, традиция и т. д.) , или сознательно (рационально)созданные и юридически закрепленные, принципы и ценности, которые санкционируются в качестве обязательных, всеобщих и принудительных со стороны отдельных лиц или групп, или со стороны организаций и учреждений, обладающих необходимым для этого авторитетом, легитимностью и материальными средствами.

Таким образом, политическая власть дается не от Бога, и не от обычая, но создается самими людьми в форме социальных публичных институтов власти. В этом политичность власти и политический характер социального процесса.

Только в обществах политико-правового типа необходима и возможна полито-логия как рациональное политическое знание. В социумах религиозного и тоталитарно-идеологического типов существует тео-логия и идео-логия власти как нечто существенно иное, чем политологическое знание.

3.Политическая практика и политическое знание (разум, мудрость , софия - греч.) возникает в греческих городах-государствах - полисах. Полис как объединение людей в некоторую общность ради ведения общих публичных дел и в интересах общественного блага положил начало и дал название политике и политическому процессу. В свою очередь политико-юридическое право возникло в условиях политической (полисной) организации людей. При господском (т.е. неполитическом) типе власти и отношений ( в варварских деспотиях, в отношениях между господином и рабом) право невозможно. В этих политических условиях о праве можно говорить об лишь условно. Право в подлинном смысле слова возможно только как политическое право, а права человека - лишь как права гражданина - члена политического общества.

4.Политика - это прежде всего публичная власть, сфера публичного. В политике и политическом процессе образования и применения власти есть общее публично-социальное дело, в котором участвуют все , как правило, граждане. Общность, таким образом , становится политическим сообществом, политическим союзом государством. Иначе говоря, политичность - это публичность (общность, открытость) власти, а публичность - специфически важнейшая характеристика политического. Политический характер власти основан на признании за каждым человеком естественного обладания потенцией государственной власти. Политика изначально (по определению) публична и предполагает активное политическое участие индивидов - участие по поводу формирования и разделения власти, в контроле над органами власти - через систему выборов, партий, групп давления, участие в выборных органах власти.

Политическая часть воли человека не переходит раз и навсегда к представителю власти, но временно передается лицу, которого большинство общества сочтет достойным осуществлять свои интересы в государственно-политических институтах власти. Политика с этой точки зрения есть совокупность институтов, норм ,правил, выборных процедур и т.д., так и процессы политического участия и политического волеизъявления народа, в результате чего формируется общая политическая воля - власть.

5.Политическое и политические отношения есть институционализированная в форме права и государства власть. Государство - это политическое государство, политическая общность людей. Через государство и государственно-политическую власть масса людей организуется в политико-социальную общность, политическую организацию. С возникновением и оформлением такого социального института как государство, который берет на себя регулирование основных для общества функций как внутри данного сообщества , так и вне его, собственно и возникает политика как публичный и подконтрольный гражданам процесс образования и распределения власти, а также ее реализации.

Власть как политическое и политика как форма власти локализуются в публичных общественных институтах государства и права. В форме этих институтов из индивидуально-частной и анонимной власть становится публичной , т.е. описывается не в терминах присвоения отдельных лиц, но присваивается обществом через нормы права, и находится в своем конкретном структурном и функциональном виде во владении многих политических институтов и центров власти (законодательная, исполнительная и судебная власти, а также власть средств массовой информации.).

Итак, политическая власть - это не индивидуальная, частная и анонимная (закрытая) власть, но власть институциализированная , публичная , существующая прежде всего в форме политико-правового юридического государства ( имеется в виду именно юридически-правовая природа государства, а не классовая). С этой, политико-институциональной точки зрения, власть есть насилие (как и любая власть), но интегрированное в право и опирающееся на него, а не право силы.

6.Политическая организация создает обществу его структуры и коммуникации, создает социальные институты, законы и правила, процедуры и нормы совместной жизни. Эти нормы и правила через участие в политическом процессе создаются людьми (а не даются от Бога) и в некотором смысле есть условности, конвенции. Однако через санкцию со стороны государственной власти становятся обязательными, безусловными и , тем самым социально дисциплинируют общество и людей, научают их совместно и цивилизованно жить в обществе.

Иначе говоря, политика , будучи порождением политического разума (знания) в известной мере детерминирует общество и человека, организует их , обладает организующим началом (поэтому она и политическая организация).

Через политику и политический процесс формируется рационально-политическое отношение к власти, или говоря словами М.Вебера, политический внеперсональный рационализм, являющийся общекультурным и общеполитическим началом всей европейской истории. Политико-рациональное отношение к власти означает, что, во-первых, власть и властеносители рассматриваются как бы со стороны- как предмет осмысления, рефлексии, рационально, т.е. разрушено мистическое восприятие власти, во-вторых, власть и ее институты даны не от Бога или иных потусторонних сил, но учреждены самими людьми, человеческими волей и разумом..

Политичность европейской культуры означает, что власть рассматривается как воплощение человеческой разумности и рационально устроенный социальный институт, созданный людьми демократическим способом в целях оптимального (рационального) управления обществом. Власть не от Бога , а от людей.

7.Несмотря на то, что политическая форма власти есть власть институционализированная и государственно организованная, это не свидетельствует еще об исключительно юридически-правовом и институциональном содержании политического. Конкретно-историческое развитие отношения “политика - власть - право - государство” подтверждает, что политическое бытие власти шире юридически-правового

(институционального) и включает в себя транслирование и циркулирование идей, мировоззренческих ориентаций, политико-моральных идеалов, разнообразных (социально-классовых, культурных, психологических и т. п.) политических мотиваций и интересов, а также конкретные техники и технологии власти, неформальные политические институты и центры власти, взаимоотношения политико-социальных и партийно-политических групп. Сущность и специфику политического и политики невозможно разбирать вне различения в обществе двух социальных сфер - приватной и публичной (политической) и, соответственно, двух основных типов властвования - приватной (частной) власти и публичной (общественно-политической) власти.

Через юридически правовую систему все члены общества имеют равное к власти отношение (равенство перед законом) В институционально-правовом механизме власти участвуют не классы и социальные группы, а граждане, одинаково правоспособные и правомочные, обладающие равными правами и возможностями.

Но с экономически-социальной (имущественной прежде всего) точки зрения, они не равны, и это неравенство оказывает влияние на конкретные политические процессы, на не формальные (не правовые, не институциональные) механизмы политики и власти. В этом пункте необходимо обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство. Прежде чем переходить от философских суждений о политическом к его структурно-функциональному срезу, необходимо заметить, что греческое античное понимание политики было многозначным и включало и политику - реализацию власти, и формы социальной жизни, и сам образ жизни греческого человека.

Для античного человека подлинная жизнь есть жизнь политическая. Античный полис-государство и есть все общество, а политика - полисная жизнь - есть вся общественная жизнь. Христианизация Европы, а затем становление буржуазно-индустриальных обществ расчленили это единство политики и социальности, государства и общества, противопоставили общество государству, индивида обществу и государству. В новоевропейской политической мысли понятие политики сужается до определенной сферы, не покрывающей собой все общество, и существует наряду и в тесной сопряженности с тем, что в европейской политической философии называется “гражданским обществом”.

Связка “ политика (государство) - гражданское общество” составляет совокупный механизм властных отношений и основание реальных политических процессов в современном обществе.

8.Указанное (в предыдущем тезисе) расширенное (институционально-неформальное) содержание политической власти определяется понятием политического процесса, который понимается как вся совокупность проявлений политической системы власти, ее функций, формальных и теневых связей. Использование данного понятия позволяет перейти от изучения политической жизни через нормативно-правовые представлений к изучению политических отношений во взаимосвязи с социально-структурными процессами.

Введение понятия “политический процесс” позволяет преодолеть крайности двух подходов: политико - юридического и социологического в анализе политики и власти. Первый акцентирует внимание на правовой формализации политического, недооценивает реальные социально-групповые факторы влияния на власть и процессы ее распределения в обществе. Второй, социологический, подход в своей абсолютизации лишает политические отношения публично-правового основания, недооценивает институциональное, государственно-правовое измерение политики.

Итак, связка “гражданское общества -государство “; “частная форма власти - политико-публичная власть” составляют структуру социально-политического процесса современных обществ и являются важнейшими основаниями как их динамичности, так и стабильности. Динамичность определяется тем, что политико-публичные структуры и институты по каналам социальной (через социальную структуру) и политической (через политические партии и организации) коммуникации быстро откликаются на импульсы волеизъявлений , поступающие из институтов гражданского общества, и переводят их в общезначимые ценностные нормы и регулятивы. Стабильность (несмотря на социальные потрясения и конфликты) достигается тем, что со стороны политики обществу задаются идеально-правовые нормы и регулятивы деятельности, очерчивается политико-правовое пространство, в котором человек не только принуждается эффективно трудиться и цивилизованно жить в обществе, но и получает возможность (права и свободы) сохранять и наращивать свою индивидуальность, приватность.

С этой точки зрения политика и право шире, фундаментальнее гражданского общества, составляют некое основоположение общества, не посягая при этом на его суверенность. Это отражение, публичная плоскость гражданского общества, также нечто более основополагающее - онтологическое и организующее начало, составляющее каркас и направленность социально-культурного, цивилизационного развития.

9.Политическая наука, в том виде, как она выделилась в качестве самостоятельной области социального знания, изучает политику и политический процесс в единстве институциональных и неформальных измерений: исследует разделение и осуществление власти в обществе, политико-исторические и институционально-правовые условия формирования власти, а также конкретные политические практики и техники, конкретно-эмпирические технологии власти и властных отношений.

С теоретико-познавательной точки зрения, политическое знание есть в определенном смысле междисциплинарное и синтезирует различные исследовательские подходы и стратегии, так или иначе связанные с изучением генезиса и функционирования властно-политического процесса - философское, политико-историческое, правоведческое, социологическое рассмотрение политики. В этом контексте можно примерно определить методическую и тематическую особенность нашего курса.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.