Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные направления развития современной зарубежной гуманистической педагогики

Тема 8. Зарубежная школа и педагогика в XX в.

1. Течение «новых школ».

В период конца XIX – начала XX вв. новая теоретическая база для деятельности школы была выработана реформаторской педагогикой (т.наз. «новое воспитание»). Её представители негативно относились к традиционной авторитарной теории и практике воспитания и выдвигали новые пути решения возникших проблем. Педагогические концепции того времени:

1. Концепция «свободного воспитания» (Э. Кей, Швеция).

2. Педагогика личности (Эрнст Вебер, Германия).

3. Экспериментальная педагогика (А. Бине - Франция, «педагогика действия» - В. Лай и др.).

4. Прагматическая педагогика (Дж. Дьюи).

Джон Дьюи (1859-1952) - американский представитель прагматизма.

Труды: «Школы будущего», «Введение в философию воспитания», «Школа и ребенок».

Основные черты его теории:

1. Педоцентризм, т.е. ребенок – центр и исходный пункт образования.

2. Проблемное обучение в сочетании с трудом.

Одно из главных понятий его прагматической педагогики – ОПЫТ. Плодотворный учебный процесс мыслился Дьюи как деятельность, порождающая личный опыт. Он разработал метод учения посредством делания. В процессе делания развиваются интересы и познавательные потребности. Сочетание труда и творчества ставит ребенка в позицию исследователя. Однако истинным Дьюи считал то, что полезно, что обогащает опыт ребенка.

По Дьюи, применяемые воспитательные методы являются следствием детского опыта, осознания ценности производимых действий для достижения жизненно важных целей. Ребенок должен переживать чувство удовлетворенности от всего трудового процесса, а не только его результатов.



Вильгельм Август Лай (1862-1926) -немецкий педагог. Труд "Экспериментальная дидактика". Лай пытался создать новую педагогику действия. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий как восприятие - умственная переработка воспринятого - внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов и др. средств. Лай считал необходимым организовать в стенах школы такую социальную микросреду, которая вынуждала бы учащихся согласовывать свои действия с законами природы и с волей данного сообщества людей.

Мария Монтессори (1870-1952) - выдающийся итальянский педагог-психолог, врач.

Труды: «Дом ребенка», «Мой метод», «Помоги мне сделать это самому» и др.

Взяв за основу идею «свободного воспитания», Монтессори разработала свою педагогическую систему самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Впервые Монтессори использовала свою систему в «Доме ребенка», открытом ею в 1907 г. Она разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

В данной системе основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств и мелкой моторики. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. Главный принцип системы - «Помоги мне сделать это самому!» - означает, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить ею пользоваться.

Задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.

Воспитательная система вальдорфских школ.

В начале XX в. австрийский философ и реформатор Рудольф Штайнер (1861-1925) разработал воспитательную систему вальдорфских школ. Он ис­ходил из антропософского учения, главная идея которого в том, что человек является един­ством трех тел - физического, духовного и душевного. Становление личности ребенка должно осуществляться в гармо­нии с его физическим и психическим развитием, с при­родой и окружающим миром.

Главный организационный прин­цип - принцип свободы, обязательно подразумевает ответственность. В школе нет директора. К решению важных вопро­сов привлекаются родители. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

Яркое слово учителя, природные материалы, игра, творче­ство - основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия - основные мето­ды и формы. Учителя опираются на глубокие знания индивидуальных особен­ностей детей, на их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию детьми своего «Я». При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к ин­теллектуальному. Учителя обходятся без отметок. Суждения-со­веты они высказывают в своих пожеланиях ученику.

Труды: «Философия свободы», «Путь к самопознанию человека» и др.

Педагогические идеи Януша Корчака.

Я́нуш Ко́рчак- выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Труды: «Воспитательные моменты»; «Как любить ребёнка»; «Право ребёнка на уважение»; «Шутливая педагогика»; «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».

Педагогические принципы:

1. Принцип любви к ребёнку.

2. Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку.

3. Своеобразное представление о правах ребёнка: - Право ребёнка на смерть, - Право ребёнка на сегодняшний день, - Право ребёнка быть тем, что он есть

4. Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.

5. Признание того, что дети - разные.

6. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания

7. Нужно готовить ребёнка к реальной жизни.

8. Право ребёнка на уважение.

9. Педагогика - наука о человеке (ошибочно считать её наукой о ребёнке).

 

Основные направления развития современной зарубежной гуманистической педагогики

Основатели зарубежной гуманистической психологической школы - А. Маслоу, К. Роджерс.

Абрахам Маслоу (1908-1970) считал, что в основе личности заложена мотивационная сфера, т.е. то, что движет человеком. Эта сфера представлена иерархией потребностей, высшей из которых является потребность в самореализации и самоактуализации. Реализация потребности в самоактуализации по-настоящему воплощает сущность человека. К сущностным характеристикам таких людей Маслоу отнес: автономность, непосредственность оценок, творчество, чувство юмора, которое близко к философии, различение целей и средств, демократичность.

Главная задача учителя, по А. Маслоу, - «помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено». Учение должно направляться «изнутри», а не «извне».

Труды: «Теория человеческой мотивации», «Мотивация и личность» и др.

Карл Роджерс (1902-1987). Фундаментальный компонент личности - «Я-концепция», которая формируется в процессе взаимодействия субъекта с социальной средой. Важнейшая характеристика зрелой личности - ее открытость для опыта, что обеспечивается непрерывным изменением, совершенствованием своего «Я». По Роджерсу, источник развития и личностного роста находится в самом человеке. Роджерс выделяет 5 условий значимого учения:

§ наполненность содержания общения жизненными проблемами учащихся.

§ Адекватное поведение учителя переживаемым состояниям, проявление своих человеческих качеств,

§ Понимание чувств ученика, принятие его таким, какой он есть, позитивное отношение.

§ Диалогичность. Знания не должны навязываться.

§ Опора на стремление учащихся к творчеству, росту.

Если образование таким образом ориентируется на человека, то его результатом будут изменения, происходящие в личности, в ее развитии и росте. Это изменения следующего рода: человек более полно понимает себя и свои чувства, становится более уверенным в себе и автономным, ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело, начинает понимать и принимать других людей, становится более похожим на того человека, которым хотел бы быть и др.

Труды: «Становление личности», «Свобода учиться» и др.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.