Гуманно-личностная основа педагогики сотрудничества К началу 80-х годов XX в. результатом педагогического обобщения поисков, направленных на разработку новых эффективных путей обучения и воспитания на основе гуманистического отношения к ученику, оформилась педагогика сотрудничества. Сотрудничество – это совместный труд учителя и учащихся. Хотя новаторы не обновляли содержания и целей образования, они решали задачи повышения эффективности традиционной системы обучения.
Принципы организации и проведения учебного процесса:
1. Самодеятельности - участие школьников в определении целей и содержания обучения.
2. Самоорганизации (обучение разумным методам учения. Учитель не учит, а помогает учиться).
3. Развития(главное - развитие задатков, интереса детей к определенным сферам познания).
4. Ответственности(знание каждым учеником своих конкретных обязанностей, самоконтроль).
5. Взаимодействия(объединение учащихся общей целью обучения и организацией сотрудничества между ними, участие детей в контроле и оценке знаний. Учитель имеет право на окончательную оценку).
6. Психологического обеспечения(эмоциональное благополучие, удовлетворенность деятельностью и взаимоотношениями, защищенность личности, право ученика на ошибку).
Среди педагогов-новаторов (представителей педагогики сотрудничества) можно назвать:
1. Амонашвили Шалва Александрович (н/кл., Грузия). Труды: «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Гуманно-личностная основа педагогики сотрудничества» и др.
2. Лысенкова Софья Николаевна (н/кл., Москва). Труды: «Когда легко учиться», «Методом опережающего обучения».
3. Шаталов Виктор Федорович (математика, Донецк). Труды: "Куда и как исчезли тройки", "Путь поиска", "Точка опоры" и др.
4. Волков И.П. (трудовое обучение, Реутов Подмосковье) – развитие способностей ребенка, самостоятельная творческая деятельность, «Творческая книжка школьника».
5. Гончарова Т.И. (история, Ленинград) – изучение прошлого, истории народа – путь к познанию современности, поиск истины в человеческой истории, отношениях между людьми.
6. Иванов И.П. (Ленинград) – методика коллективного творческого дела – КТД.
7. Ильин Е.Н. (литература, Ленинград) – принцип обучающего воспитания, изучение литературы ради духовного, внутреннего опыта ребенка, диалог.
Примерные тестовые задания по дисциплине «История и современность педагогического знания»
1. Целью истории педагогики является:
А) выявление просчетов в теории и практике прошлого,
Б) выявление целей и задач педагогического процесса в конкретных исторических формах,
В) изучение наиболее эффективных методов обучения и воспитания,
Г) творческое переосмысление педагогического опыта.
2. Установите соответствие:А - , Б - , В -
А) Древняя Месопотамия
Б) Древняя Индия
В) Древний Китай
| 1) сюэ
2) школы вед
3) дома табличек
4) толь
| 3. Установите последовательность школ, в которых проходили обучение мальчики в древних Афинах:
а) палестра, б) грамматиста, в) эфебия, г) кифариста, д) гимнасия.
4. Основоположником диалогического метода в обучении является:
а) Демокрит; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.
5. Целью образования, по Платону, является:
А) формирование правильных понятий для осуществления идеи нравственности,
Б) выработка способности самостоятельного суждения,
В) ненасильственное исправление недостатков граждан,
Г) помощь учащимся в познании законов происходящих явлений.
6. Первые средневековые университеты имели 4 факультета. Назовите лишний:
1) юридический, 2) богословский, 3) философский, 4) артистический, 5) медицинский
7. Установите соответствие: 1 - , 2 - , 3 - , 4 - .
1) Т. Мор
| а) «Опыты»
| 2) Т. Кампанелла
| б) «Гаргантюа и Пантагрюэль»
| 3) М. Монтень
| в) «Город Солнца»
| 4) Ф. Рабле
| г) «Остров Утопия»
| 8. Идею создания идеального государства выдвигали:
А) Т. Кампанелла; Б) В. де Фельтре; В) М. Монтень; Г) В. из Бове, Д) Т. Мор.
9. В России в XII - XIX вв. обучение наряду с училищами:
а) мастера чтения; б) мастера грамоты; в) мастера переписывания; г) мастера обучения
10. Литературный памятник Киевской Руси “Поучение” принадлежит:
а) Кириллу и Мефодию; б) Иллариону Киевскому в) Владимиру Мономаху г) Ярославу Мудрому
11. Первый русский печатный букварь был издан Иваном Федоровым в:
а) 1474 г. б) 1574 г. в) 1587 г. г) 1687 г.
12. Автором какого произведения НЕ является Я.А. Коменский?
А) «Мир чувственных вещей в картинках», В) «Великая дидактика»
Б) «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», Г) «О методе обучения».
13. Какую идею НЕ разрабатывал в своей теории Ж.-Ж. Руссо:
А) «естественного» воспитания; В) общественного воспитания;
Б) абсолютизации природных задатков; Г) воспитания на лоне природы.
14. К сатирическим журналам, издаваемым Н.И. Новиковым, относятся:
а) «Кошелек»; б) «Трутень»
в) «Всякая всячина» г) «Живописец» д) «Ведомости»
15. Назовите представителей “ученой дружины” петровской эпохи:
а) В.Н.Татищев; б) И.И.Бецкой в) Ф.Прокопович г) А.Д.Кантемир
16. Теория педагогики И. Гербарта содержит 3 раздела. Назовите лишний:
А) система; Б) управление; В) нравственное воспитание; Г) обучение.
17. И. Песталоцци выделял 3 элемента всякого познания. Назовите лишний:
А) мышление; Б) форма; В) слово; Г) число.
18. Основоположником российской педагогической науки является:
а) Л.Н. Толстой; б) К.Д. Ушинский в) Н.Ф. Бунаков г) Н.И. Новиков
19. Толстовство - составная часть философии:
а) прагматизма; б) ненасилия в) материализма г) познания
20. Российским педагогом, обосновавшим роль родного языка в развитии личности ребенка, был:а) И.И. Бецкой б) Ф.И. Янкович в) К.Д. Ушинский г) Н.И. Пирогов
21. Сущность педагогического идеала, по П.Ф. Каптереву, состоит в:
а) воспитании коллективизма б) развитии индивидуальных качеств
в) воспитании гуманизма г) воспитании доброго общественника
22. Первая в России «Декларация прав ребенка» принадлежит перу:
а) Л.Н. Толстого б) К.Н. Вентцеля в) С.Т. Шацкого г) П.П. Блонского
23. Народное училище в селе Петино Воронежской губернии было открыто:
а) П.Ф. Каптеревым б) Н.Ф. Бунаковым в) Л.Н. Толстым г) К.Д. Ушинским
24. Автором труда «Педагогическая психология» является:
а) М.В. Ломоносов б) К.Д. Ушинский в) Л.Н. Толстой г) П.Ф. Каптерев
25. Народный комиссариат просвещения в России после революции 1917 г. возглавляли:
а) М.Н. Покровский б) П.П. Блонский в) А.В. Луначарский г) Н.К. Крупская
26. Автором концепции трудовой школы является:
а) М.Н. Покровский б) Н.К. Крупская в) А.В. Луначарский г) П.П. Блонский
27. В.А. Сухомлинский ввел в педагогику понятие:
а) обучающее воспитание б) духовная жизнь ребенка
в) педагогический процесс г) воспитывающее обучение
28. Установите соответствие:1 - , 2 - , 3 - , 4 -
1. К.Н. Вентцель
| А) коммуна им. Ф.Э. Дзержинского
| 2. С.Т. Шацкий
| Б) Дом свободного ребенка
| 3. А.С. Макаренко
| В) школа им. Ф.М. Достоевского
| 4. В.Н. Сорока-Росинский
| Г) Первая опытная станция
|
29. Сухомлинский В.А. являлся директором … средней школы
30. Источник личностного роста, по К. Роджерсу, находится в:
а) самом человеке; б) содержании образования;
в) позитивном отношении к ребенку; г) свободе действий.
31. Какую идею НЕ разрабатывала М. Монтессори?
А) метод естественных последствий; В) организация особой воспитывающей среды;
Б) сенсорное воспитание дошкольников; Г) предоставление ребенку условий для самовоспитания.
32. Основателем воспитательной системы вальдорфских школ является:
а) М.Монтессори, б) Р. Штайнер, в) К. Роджерс, г) К.Д. Ушинский
33. Назовите автора трудов «Воспитательные моменты»; «Как любить ребёнка»:
а) М.Монтессори, б) Р.Штайнер, в) В.А. Сухомлинский г) Я. Корчак,
34. К принципам воспитания в коллективе, по А.С. Макаренко, относятся:
а) единство требований б) ответственной зависимости
в) перспективных линий г) параллельного воздействия
35. Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова являются представителями:
А) течения «новых школ», Б) «свободного воспитания»,
В) педагогики сотрудничества, Г) прагматизма
36. Установите последовательность появления учебных заведений:
а) Дом свободного ребенка, б) Смольный институт благородных девиц,
в) Павлышская средняя школа г) Дом ребенка
37. Установите последовательность появления педагогических произведений:
а) «Опыты», б) «Флаги на башнях», в) «Павлышская средняя школа», г) «Великая дидактика»
|